Отношение мусульманина к властям
‘Абд-ар-Рахман ибн Самура d передаёт: «Посланник Аллаха r сказал мне: “О ‘Абд-ар-Рахман! Не проси власти, ибо поистине, если ты получишь её по своей просьбе, то будешь предоставлен ей[27]. Если же она придёт к тебе без просьб с твоей стороны, то тебе будет оказана помощь против неё[28]”» [Бухари, 7147; Муслим, 1652].
Абу Муса d передаёт: «Я пришёл к Пророку r в сопровождении двух человек из числа аш‘аритов[29]. Один из них стоял справа от меня, а другой — слева, и оба они попросили назначить их на какую-нибудь должность. А Пророк r в это время чистил зубы сиваком. Он сказал: “О Абу Муса!” Я сказал: “Клянусь Тем, Кто послал тебя к людям! Я не знал о том, что они собирались просить о назначении на должность!” И я как будто и сейчас смотрю на сивак, приподнявший его губу. Он сказал: “Мы не станем назначать на должность того, кто сам желает этого… Иди ты сам, о Абу Муса”» [Муслим, 1824]. И он послал его в Йемен.
Абу Хурайра d передаёт, что Пророк r сказал: «Поистине, вы будете стремиться к власти, но она обернётся сожалением в Судный день. Власть хороша, пока кормит, но скверно, когда она отнимает от груди» [Бухари, 7148].
Ибн Хаджар сказал: «Власть хороша — потому что она приносит влияние, имущество, и подчинение людей, и чувственные удовольствия, и удовольствия мнимые. А скверно, когда она отнимает от груди, — потому что человека отрывает от неё смерть или что-то иное, а потом в мире вечном ему придётся держать ответ» [Фатх Аль-Бари].
Ас-Са‘ди сказал: «Должность правителя и иные виды власти над творениями раб Аллаха не должен просить для себя, и он не должен стремиться к ним. Напротив, он должен просить у Аллаха здравия и благополучия, ибо поистине, он не знает, что принесёт ему власть — благо или зло, и он не знает, сможет он справлять эту должность или нет. Если он будет просить власти и стремиться к ней, то будет предоставлен самому себе, а если человек будет предоставлен самому себе, то не будет ему оказана помощь в его делах, и не будет он направляем [свыше], и ему не будет оказана помощь против [искушений, которые приносит] власть, потому что просьбы о предоставлении власти свидетельствуют о двух вещах, которых следует остерегаться. Первая — стремление к мирским благам и власти, а подобное стремление заставляет подозревать человека в том, что он возьмёт что-нибудь из имущества Аллаха и станет превозноситься над рабами Аллаха. Вторая состоит в том, что человек как будто полагается на самого себя и перестаёт испрашивать помощи у Аллаха. Если же говорить о том, кто не стремился к власти и не пытался обрести её, но она пришла к нему без просьб с его стороны, и он видит, что не способен [нести эту ответственность], то Аллах поможет ему справиться с этой задачей и не предоставит его самому себе, потому что он не стремился сам к этому испытанию. А тому, к кому испытание пришло не по его собственному выбору, будет оказана помощь и содействие в исполнении возложенных на него обязанностей. В этом случае его упование на Всевышнего Аллаха усиливается. А когда раб Аллаха создаёт причины для успеха, уповая при этом на Аллаха, он действительно преуспеет.
А слова “тебе будет оказана помощь против неё” — доказательство того, что пост правителя и другие виды власти, существующие в этом мире, объединяют в себе религию и мирское, поскольку целью всех видов власти является благополучие религии людей и упорядочивание их мирских дел. Поэтому с властью связаны веления и запреты, принуждение к исполнению обязанностей и удержание от нарушения запретов, принуждение к соблюдению прав, а также управление (политика) и джихад. И власть для того, кто, обладая ею, искренен перед Аллахом и исполняет возложенные на него обязанности, — один из лучших видов поклонения. А для остальных она — одна из самых серьёзных опасностей. Поэтому власть относится к числу коллективных обязанностей[30], поскольку исполнение многих обязанностей зависит от неё» [Бахджат кулюб аль-абрар].
Соответственно, в особых случаях разрешается просить о назначении на руководящую и ответственную должность. Например, мы знаем из Корана, что Юсуф d «сказал: “Назначь меня управлять хранилищами земли, ибо я — знающий хранитель”» (сура 12 «Юсуф», аят 55).
Ас-Са‘ди сказал: «Он стремился к этой должности, потому что никто не мог сравниться с ним в компетентности, поскольку он способен был сохранить [это имущество], и отлично знал всё, что имело отношение к этим хранилищам, и умел распоряжаться этим имуществом и распределять его должным образом, и поддерживать полную справедливость. Когда он увидел, что царь выбрал его и назначил на эту должность, возвысив его положение, его обязанностью стало абсолютное чистосердечие по отношению к царю и его подданным — когда он обрёл власть, вместе с ней на него легла и эта обязанность… И поэтому, когда он стал распорядителем благ той земли, то стал укреплять земледелие» [Бахджат кулюб аль-абрар].
Ибн аль-Каййим сказал: «Желание обрести власть ради призыва к религии Аллаха отличается от стремления главенствовать так же, как отличается возвеличивание велений Аллаха и искренность по отношению к Нему от возвеличивания самого себя и стремления к соблюдению собственных интересов. Искренний перед Аллахом, возвеличивающий Его и любящий Его желает, чтобы его Господу подчинялись, и не ослушивались Его, и чтобы Его слово было наивысшим, и чтобы вся религия принадлежала Аллаху, и чтобы Его рабы исполняли Его веления и соблюдали Его запреты. Он искренен перед Аллахом в своей покорности Ему и чистосердечен по отношению к Его творениям, призывая их к [религии] Аллаха. Он любит предводительство в религии, и он даже просит Господа, чтобы Он сделал его примером для богобоязненных, которому следовали бы богобоязненные, подобно тому как сам он следовал примеру богобоязненных… в отличие от стремления к власти, ибо они стремятся обрести её для того, чтобы достичь своих корыстных целей — возвыситься на земле, поработить сердца и склонить их на свою сторону, чтобы те помогали им в достижении всего, чего они желают достичь, и при этом оставаться в несравнимо высоком по сравнению с ними положении и держать их под своим игом. Следствием этого стремления становится множество скверных явлений, о которых известно только Аллаху: выход за рамки дозволенного, зависть, несправедливость, притеснение, смута, забота о собственных интересах и несоблюдение права Аллаха, возвеличивание того, кого Аллах назвал ничтожным, и уничижение того, кого Аллах почтил. Господство в этом мире достигается только таким способом, посредством этих и многих других пагубных явлений» [Рух].