Влечения похвальные и порицаемые
Не следует считать все влечения порицаемыми или, напротив, похвальными. Чрезмерность порицаема, и всё, что сверх получения пользы и предотвращения вреда, порицаемо.
Существуют похвальные влечения, которые любит Аллах и любит Его Посланник. Это когда душа человека испытывает влечение к тому, что любит Аллах и Его Посланник.
‘Аиша g передаёт: «Я ревновала к тем женщинам, которые дарили себя Пророку r. И я говорила: “Неужели свободная женщина может подарить себя?!” Тогда Всевышний Аллах ниспослал: “Ты можешь по своему желанию отложить посещение любой из них [жён], и удержать возле себя ту, которую пожелаешь”. Тогда я сказала: “Клянусь Аллахом, я думаю, что твой Господь одобряет твои пристрастия!”» [Бухари, 4788].
Порой Посланник Аллаха r желал чего-то, и Всевышний Аллах ниспосылал коранические аяты, одобряющие его желания, а это указывает на то, что среди влечений есть и похвальные.
Например, Посланник Аллаха r желал изменения киблы, которой сначала был Иерусалим. Он хотел, чтобы ею стала Кааба. Причиной этого, как говорят учёные, было желание следовать кибле Ибрахима u.
Абу Барза d передаёт, что Пророк r сказал: «Поистине, среди того, чего я боюсь для вас, — способствующие отклонению от прямого пути страсти чрева и половых органов и вводящие в заблуждение влечения» [Ахмад, 19788].
Таким образом, Пророк r боялся для своей общины не всех подряд страстей и влечений, а лишь тех, которые вводят человека в заблуждение, то есть тех, от которых следует ожидать губительного влияния на разум и религию. Что же касается иных влечений, не вводящих в заблуждение, то они не порицаемы, поскольку Пророк r не предостерегал от них.
Однако чаще влечения бывают порицаемыми. Поэтому мы видим, что во многих коранических аятах, хадисах Пророка r и высказываниях наших праведных предшественников из числа сподвижников, их последователей и представителей последующих поколений содержится порицание страстей. Подразумеваются, конечно же, исключительно порицаемые страсти и влечения, а не страсти и влечения вообще.
Ибн аль-Каййим сказал: «Обычно потакающий своим желаниям и страстям не останавливается у той черты, где они ещё приносят пользу, поэтому влечения и страсти упоминаются вообще, без какой-либо конкретизации, поскольку они приносят очень много вреда. Редко кто останавливается у разумных пределов. Поэтому Всевышний Аллах, упоминая страсти в Своей Книге, непременно порицает их. И в Сунне страсть упоминается не иначе как порицаемой, за исключением тех случаев, когда она упоминается ограниченной определёнными условиями» [Раудат аль-мухиббин].
Этот хадис указывает на то, что влечения бывают и похвальные. Это страсти человека, следующие за тем, что принёс нам Шариат.
‘Умар ибн аль-Хаттаб передаёт следующую историю: «Пленив некоторых людей во время битвы при Бадре, Посланник Аллаха r обратился к Абу Бакру d и ‘Умару d за советом в том, что делать с пленными. Абу Бакр ас-Сыддик d сказал: “О Пророк Аллаха, эти люди являются нашими родными и двоюродными братьями и состоят с нами в родстве, и я считаю, что тебе следует взять с них выкуп, что укрепит нас в борьбе с неверующими, а может быть, Аллах направит их на путь истинный”. После этого Посланник Аллаха r спросил: “А что скажешь ты, о Ибн аль-Хаттаб?” Я сказал: “Клянусь Аллахом, я не согласен с Абу Бакром и считаю, что им следует отрубить головы. Ты должен позволить ‘Али отрубить голову ‘Акылю ибн Абу Талибу и позволить мне отрубить голову такому-то (имея в виду одного своего родственника), тем более что эти пленные — их предводители и лучшие их воины. Однако Посланнику Аллаха r пришлось по душе то, что говорил Абу Бакр, а не то, что говорил я» [Муслим, 1763].
Будучи пророком милосердия, Посланник Аллаха r склонился к мнению Абу Бакра ас-Сыддика, поскольку видел в нём пользу для ислама. Это похвальное влечение и желание, поскольку это был иджтихад[25], в основу которого было положено знание, хотя ниспосланный позже коранический аят подтвердил правильность мнения ‘Умара.
Заключение
Противостоять влечениям и бороться с ними трудно. Это тяжко для души и тела. Однако эта борьба даёт замечательные результаты и приносит прекрасные плоды. И от этой борьбы отказываются лишь слабовольные люди, не ставящие перед собой высоких целей.
Абу аль-‘Итахийя сказал:
Нет труднее борьбы, чем со страстью борьба,
А страх перед Ним человеку приносит почтение…
Другой поэт сказал:
В дни трудные душе я повелел терпеть,
Когда прошли те дни, я повторил веленье
Терпенье проявлять и дальше — подчинилась.
На что хозяин указал, к тому склонилась…
Коль дашь ей волю, увлечёт её поток
Страстей, а коль удержишь, будет смирной…
Одно из величайших свидетельств того, что человек не следует своим влечения и не потакает своим желаниям — отдаление от украшений мира этого. Малик ибн Динар сказал: «Кто отдаляется от украшений мира этого, тот и есть победитель своих страстей» [Хильйа].
Влечения и страсти возникают у всех людей, а не только у невежественных и/или молодых. Страсти могут проникнуть и в сердца учёных. Они входят и в сердца людей разумных, почтенных, степенных и мудрых. Они находят дорогу к сердцам старых и молодых мужчин и женщин.
Один мудрый человек сказал: «Поистине, даже разумный, дальновидный и опытный нуждается в совете, дабы мнение его было свободным от его страстей».
И никто не вправе сказать: мол, запрет следовать своим страстям и влечениям на меня не распространяется, потому что я не следую своим влечениям.
Мансур аль-Факих сказал:
Ты в зеркале мутном своих не увидишь царапин:
Душа, замутнённая страстью, своих не покажет изъянов…
Бывает, что страсти проникают в сердца разумных людей и притом глубоко религиозных и обладающих большими знаниями.
Просим Всевышнего Аллаха избавить нас от того, к чему зовут нас наши влечения, отвратить нас от пути погибели и даровать нам помощь Свою и содействие.
И мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!
Проверьте себя
Ниже приводятся два типа вопросов. Ответ на вопросы первого типа не требует усилий, тогда как для ответа на вопросы второго типа требуются размышление и обдумывание.
Вопросы первого типа
1. Дайте определение влечениям.
2. Назовите основные причины следования влечениям.
3. Следование влечениям и страстям приносит много вреда. Разъясните.
4. Следование страстям болезнь, а каково же лекарство?
Вопросы второго типа
1. Когда человек подвергается наказанию за следование своим влечениям?
2. Какую пользу приносит борьба с собственными страстями и сопротивление им?
3. Что общего у тех семерых, которых Аллах укроет в тени Своей в День, когда не будет иной тени, кроме тени Его?
4. Посланник Аллаха r сказал: «Не уверует никто из вас по-настоящему, пока страсти его не последуют за тем, что я принёс». Что вы понимаете из этого хадиса?
5. Что является признаком того, что человек не следует своим влечениям и страстям?