Причины следования влечениям
Существует несколько причин, побуждающих людей потакать своим желания и следовать своим влечениям. Почему же люди идут на поводу у своих страстей? Почему же они отворачиваются от истины и отказываются идти прямым путём?
Ниже перечислены некоторые из этих причин.
1. Отсутствие сформированной в раннем возрасте привычки сдерживать свои влечения. Бывает, что родители настолько любят своего ребёнка, что не отказывают ему ни в чём, и в результате он становится избалованным. При этом они не делают различий между дозволенным и запретным, между разрешённым и неразрешённым.
Если подросток просыпает утреннюю молитву, то отец не смеет беспокоить его, рассуждая: «Устал, бедняга, хочет спать…» А если любимое чадо желает игрушку, ему непременно приобретают её, даже если там есть непристойные картинки, музыка и так далее.
Родители побогаче нанимают для сына личного шофёра, который возит его, куда тот пожелает, а дочери обставляют отдельную комнату и устанавливают спутниковую антенну, чтобы она могла смотреть беспрепятственно всё, что пожелает.
И дети растут, привыкая следовать своим влечениям: они получают и делают всё, что хотят, не встречая препятствий. И когда они достигают совершеннолетия, их влечения не только остаются необузданными, но и увлекают их всё дальше и дальше, и их тела автоматически следуют за их желаниями, особенно в подростковый период. Они делают страшные вещи, совершают преступления — и никто и ничто не способно удержать их от этого.
Сподвижники, воспитывая своих детей, с раннего детства приучали их контролировать свои желания и обуздывать свои влечения. Они приучали их поститься, совершать молитву, брали с собой в хадж и побуждали к совершению иных предписанных Шариатом действий.
Ар-Рубаййи‘ бинт Му‘аввиз передаёт: «Однажды утром в День ‘Ашура Посланник Аллаха r отправил в находившиеся вокруг Медины селения ансаров глашатая возвестить: “Пусть тот, кто постился с утра, доведёт пост до конца, а тот, кто с утра не постился, пусть воздержится от всего, что нарушает пост до конца дня”. И после этого мы соблюдали пост в этот день сами и заставляли поститься наших детей. Мы делали для них игрушки из шерсти, а когда кто-нибудь из них начинал плакать, требуя еды, мы давали ему такую игрушку, которая отвлекала его, пока не наступало время разговения» [Бухари; Муслим].
Исполнение всех капризов ребёнка приносит ему вред не только с точки зрения религии. Он будет страдать из-за этого и в своей мирской жизни. Ведь может случиться что угодно, и семья из состоятельной превратится в семью со скромным достатком. Возможно, настанет такой момент, когда им придётся экономить, считать каждую копейку. Также возможно, что семья вообще лишится кормильца. И что тогда? Как тогда будут исполняться желания и капризы избалованного ребёнка?
И что будет потом, когда этот ребёнок, привыкший получать без усилий всё, что хочет, подрастёт и вступит в настоящую жизнь? И поймёт, что его семья не способна исполнять все его желания, как это было раньше? Особенно остро эта проблема встанет, когда юноша вступит в брачный возраст — в тот возраст, когда человек должен обрести независимость и создать семью. Желания-то будут возникать у него и впредь, но удовлетворить их он уже не сможет.
Так же и избалованная и изнеженная девушка. Может случить так, что она выйдет замуж за человека с гораздо более скромными финансовыми возможностями, чем у её собственной семьи, и она начнёт попрекать его скромным достатком и предъявлять претензии к нему. Супружеская жизнь превратится в сплошную череду ссор и конфликтов, и эта девушка лишится душевного комфорта и не будет счастлива с мужем.
2. Общение и дружба с теми, кто следует своим влечениям. Чем дольше люди общаются, чем крепче становится их дружба, тем сильнее их влияние друг на друга. И человек, который тесно общается с людьми, привыкшими следовать своим страстям, не может не попасть под их влияние, особенно если он слабая личность и легко попадает под влияние окружающих.
Поэтому наши праведные предшественники запрещали тесное общение с приверженцами нововведений, следующими своим страстям. Абу Кыляба говорил: «Не сидите вместе со следующими своим страстям и не спорьте с ними, ибо поистине, я опасаюсь, что они окунут вас в своё заблуждение или же запутают вас в религии так же, как запутались сами» [‘Абдаллах ибн Ахмад. Сунна]. Муджахид говорил: «Не беседуйте с теми, кто следует своим страстям». Похожие слова передаются и от Кайса ибн Ибрахима [Хильйа].
3. Недостаток знания об Аллахе и о мире вечном. Тот, кто не имеет правильного представления об Аллахе, не видит большой беды для себя в том, чтобы ослушиваться Его и навлекать на себя Его гнев, поступая вопреки Его велениям. Ведь в его сердце нет почтения и благоговения, и Он не осознаёт величия Аллаха.
Всевышний Аллах сказал: «Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свёрнуты Его Десницей. Пречист Он и превыше того, что они приобщают к Нему» (сура 39 «Комнаты», аят 67).
4. Неисполнение своих обязанностей перед человеком, следующим своим влечениям, другими людьми. Нерадение людей в побуждении к одобряемому и удержании от порицаемого приводит к тому, что следующий своим страстям продолжает беспечно делать это до тех пор, пока влечения не завладеют им настолько, что станут контролировать все его действия и поступки. Поэтому ислам предписывает побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого.
Всевышний Аллах сказал: «Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого. Именно они окажутся преуспевшими» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 104).
И Всевышний Аллах сказал: «Призывай на путь Господа твоего мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом» (сура 16 «Пчёлы», аят 125).
Всевышний также сказал: «Увещевай их и говори им… убедительные слова» (сура 4 «Женщины», аят 63).
Если люди привыкнут порицать то, что заслуживает порицания, то это станет сдерживающим фактором для следующего своим влечениям.
5. Любовь к миру этому и забвение мира вечного. Тот, кто любит мир этот и привязывается к нему, забывая мир вечный, стремится делать всё, к чему побуждает его эта любовь, даже если это противоречит Шариату Всевышнего. А это и есть следование своим влечениям.
Всевышний Аллах обращает наше внимание на эту причину. Так, Всевышний Аллах сказал: «Поистине, тем, которые не надеются на встречу с Нами, довольствуются мирской жизнью и удовлетворяются ею, а также тем, которые пренебрегают Нашими знамениями, пристанищем будет Огонь за то, что они приобретали» (сура 10 «Юнус», аяты 7–8).
6. Безотказное исполнение дозволенных желаний своей души. Большинство людей, стоит им возжелать чего-нибудь из дозволенного, спешат удовлетворить своё желание. А учёные всегда приучали своих учеников противоречить влечениям своей души и избегать безотказного исполнения их.
Халяф ибн Халифа однажды зашёл к Сулейману ибн Хабибу ибн аль-Мухаллябу в Ахвазе, а у Сулеймана в это время сидела невольница по имени Бадр (‘полная луна’), прекрасная лицом и видом. Сулейман спросил Халяфа: «Что ты думаешь об этой девушке?» Тот ответил: «Да благословит Аллах предводителя… Глаза мои не видели более прекрасной девушки, чем она». Сулейман сказал: «Возьми её за руку». Тот сказал: «Я не стану делать этого! Я не стану отнимать её у предводителя притом, что она нравится ему!» Сулейман сказал: «Забери её, горе тебе, несмотря на то, что она мне нравится!.. Пусть страсть моя знает, что я — победитель!» [Замм аль-хава].
Лишение души чего-либо из дозволенного есть приучение её к тому, что принесёт пользу ей самой и поможет ей противостоять запретным влечения и желаниям. Если же ты приучаешь душу свою получать всё из дозволенного, чего она пожелает, то ей трудно будет устоять и перед запретным.
7. Непонимание последствий. Если человек не понимает, какие последствия повлечёт за собой потакание желаниям и следование страстям, то это непонимание только подталкивает его к тому, чтобы и дальше следовать своим влечениям. А ведь следование страстям и удовлетворение всех подряд желаний причиняет вред, зная о котором многие люди воздержались бы от следования своим влечениям.
Абу аль-Касим ат-Табарани как-то сказал:
Я избегаю того, чего следует мне опасаться,
Отказываюсь от желанного из опасения…