Отношение мусульманина к лицемерам
Не следует относиться к ним с пренебрежением и нельзя преуменьшать исходящую от них опасность. Лицемеры сегодня не менее опасны, чем во времена Пророка r. Хузайфа ибн аль-Яман d сказал: «Поистине, сегодняшние лицемеры даже хуже тех, которые были при Пророке r. Тогда они скрывали [свои истинные убеждения], а сегодня демонстрируют их открыто» [Бухари, 7113].
Относиться к ним нужно следующим образом.
1. Отказ от покорности им. Всевышний Аллах сказал: «О Пророк! Бойся Аллаха и не повинуйся неверующим и лицемерам. Поистине, Аллах — Знающий, Мудрый» (сура 33 «Союзные племена», аят 1).
Ат-Табари сказал: «Всевышний, да возвысится поминание Его, говорит Своему Пророку Мухаммаду r: “О Пророк! Бойся Аллаха”, повинуясь Ему, исполняя религиозные обязанности и соблюдая Его права в отношении тебя, чтя Его запреты и воздерживаясь от нарушения установленных Им ограничений, “и не повинуйся неверующим”, которые говорят тебе: мол, прогони от себя своих последователей из числа слабых верующих, тогда мы будем сидеть с тобой, “и лицемерам”, которые демонстрируют веру и чистосердечное отношение к тебе, а на самом деле не упускают случая навредить тебе и твоим сподвижникам. Не принимай же их мнений и не советуйся с ними, потому что они — враги тебе. “Поистине, Аллах — Знающий, Мудрый”. Поистине, Аллах знает о том, что они скрывают в своих душах, и что преподносят они тебе под видом благого совета, и что они замышляют против тебя. И Он — Мудрый в распоряжении твоими делами и делами твоих сподвижников и твоей религии, и в распоряжении делами всех остальных творений».
2. Отстранение от них, предостережение и увещевание их. Всевышний Аллах сказал: «Обрадуй вестью о мучительных страданиях лицемеров» (сура 4 «Женщины», аят 138).
И Всевышний Аллах сказал: «Эти — Аллах знает, что у них в сердцах. Посему отвернись от них, но увещевай их и говори им наедине [или: говори им о них] убедительные слова» (сура 4 «Женщины», аят 63).
Говоря «эти», Всевышний Аллах имеет в виду: «эти лицемеры, о свойствах которых Я, о Мухаммад, поведал тебе». «Аллах знает, что у них в сердцах» — Он знает о том, что они обращаются за решениями к тагуту, вместо того чтобы обращаться за решениями к тебе, и отвращают людей от тебя, и с их стороны это лицемерие и отклонение от прямого пути, даже если они и клянутся Аллахом: мол, мы стремились только к добру и примирению. «Посему отвернись от них, но увещевай их» — то есть оставь их и не подвергай их телесному наказанию, но увещевай их, угрожая им карой Аллаха, которая обрушится на них, и Его наказанием, которому они будут подвергнуты, и предостереги их от их отвратительного деяния — сомнений в отношении Аллаха и Его Посланника, «и говори им… убедительные слова» — вели им бояться Аллаха и верить в Него, и Его Посланника, и в Его благие обещания и угрозы [Табари].
3. Отказ от споров и защиты лицемеров. Всевышний Аллах сказал: «Не препирайся за тех, которые предают самих себя, ведь Аллах не любит того, кто является изменником, грешником» (сура 4 «Женщины», аят 107).
Итак, Всевышний Аллах сказал: «Не препирайся», о Мухаммад, «за тех, которые предают самих себя», то есть делаются предателями, вероломно поступая с имуществом тех, кого предают (речь здесь о бану Убайрак). Не препирайся за них с теми, кто требует от них соблюдения своих прав и возвращения вероломно присвоенного ими имущества. «Ведь Аллах не любит того, кто является изменником, грешником» — поистине, Аллах не любит того, кто поступает с людьми вероломно в том, что касается их имущества, и совершает подобные и другие грехи, из того, что Аллах запретил им [Табари].
4. Запрет относиться к ним лояльно и доверять им. Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Не берите своими помощниками тех, кто не из вас. Они не упускают случая навредить вам и радуются вашим трудностям. Ненависть уже проявилась у них на устах, но в их сердцах кроется ещё большая ненависть. Мы уже разъяснили вам знамения, если вы только разумеете!» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 118).
Этот аят был ниспослан о неких людях из числа мусульман, которые тесно общались со своими союзниками из числа иудеев и лицемерами из их числа, демонстрируя симпатию и расположение к ним по причине союза, который связывал их до ислама, и Аллах запретил им поступать так, а также советоваться с ними в каких бы то ни было делах [Табари].
5. Отказ от превознесения их и именования господами. Бурайда d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Не называйте лицемера господином, поскольку делая его господином, вы навлекаете на себя недовольство вашего Всевышнего Господа» [Абу Давуд, 4977].
6. Отказ от совершения погребальной молитвы по ним. Всевышний Аллах сказал: «Никогда не совершай молитву по кому-либо из них и не стой над его могилой, ведь они не уверовали в Аллаха и Его Посланника и умерли нечестивцами» (сура 9 «Покаяние», аят 84).
‘Абдаллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что, когда ‘Абдаллах ибн Убайй умер, его сын пришёл к Пророку r и сказал: «О Посланник Аллаха, дай мне свою рубаху, чтобы я использовал её в качестве савана, соверши над ним погребальную молитву и попроси у Аллаха прощения для него». И Пророк r дал ему свою рубаху, сказав: «Когда закончите, дайте мне знать, чтобы я мог совершить молитву». ‘Умар d потянул его за одежду и спросил: «Ведь Аллах запретил тебе молиться за лицемеров!» Посланник Аллаха r сказал: «Я имею право выбора, ибо сказал Он: “Будешь ты просить для них прощения или не будешь…” » И он совершил эту молитву, после чего Всевышний Аллах ниспослал: «Никогда не молись ни по кому из них в случае его смерти и не стой у его могилы…» И с тех пор Посланник Аллаха r не совершал погребальную молитву ни по кому из них [Бухари, 5796].
Заключение
Из сказанного выше понятно, что лицемерие представляет серьёзную опасность и что это трудноизлечимый недуг и скверное нравственное качество. Пророк r сообщил, что обладателю этого качества присущи вероломство, предательство, ложь и нечестие, потому что лицемер демонстрирует противоположность тому, что скрывает в своей душе. Он утверждает, что правдив, а в действительности лжёт, хорошо зная об этом, и он утверждает о своей честности, зная при этом, что в действительности он вероломен. И он утверждает о верности обещаниям и взятым на себя обязательствам, и при этом знает, что не станет исполнять их. И он выдвигает ложные обвинения против других участников тяжбы, зная, что творит нечестие. Вся его нравственность зиждется на подменах и обмане. В отношении такого человека вполне можно опасаться, что на его долю выпадет тяжкое испытание — великое лицемерие, поскольку малое лицемерие хотя и относится к категории грехов, которые не выводят человека из религии, однако, когда оно утверждается в человеке и заставляет его постоянно обманывать и быть двуличным, он может начать вести себя по отношению к Господу так же, как он ведёт себя по отношению к Его творениям, и вера будет извлечена из его сердца и заменена лицемерием в качестве наказания и осуждения.
Просим Аллаха исправить испорченность наших сердец и уберечь нас от искушений, как явных, так и тайных, и мир и благословения нашему Пророку Мухаммаду.
Проверьте себя
Ниже приводятся два типа вопросов. Ответ на вопросы первого типа не требует усилий, тогда как для ответа на вопросы второго типа требуются размышление и обдумывание.
Вопросы первого типа
1. Дайте определение лицемерию.
2. Назовите разновидности лицемерия.
3. Назовите различия между лицемерием убеждений и лицемерием деяний.
4. У лицемеров есть признаки и особые свойства. Назовите их.
5. Как мусульманин может защитить себя от лицемерия?
6. Как Шариат предписывает верующим относиться к лицемерам?
Вопросы второго типа
1. В чём заключаются различия между изначальным и случайным лицемерием?
2. Почему лицемерие проявилось в Медине, а не в Мекке?
3. ‘Абдаллах ибн Мас‘уд d сказал: «Пение растит в сердце лицемерие». Разъясните.
4. Ан-Навави упомянул о том, что у некоторых учёных вызвал затруднения хадис: «Лицемер в полном смысле этого слова отличается четырьмя качествами, а в том, кому присуще хотя бы одно из этих качеств, останется одно из качеств лицемерия до тех пор, пока он не избавится от него. Когда такому человеку доверяются, он предаёт, когда он рассказывает о чём-либо, то лжёт, заключив договор, поступает вероломно, а когда ведёт тяжбу с кем-либо, поступает нечестно». Каков действительный смысл хадиса?
5. Назовите некоторые суры, в которых упоминаются лицемерие и лицемеры.
Глава третья. Пренебрежение
Введение
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословения благороднейшему из посланников, нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.
Пренебрежение — серьёзный недуг, который, постигая человека, оставляет его в убытке в обоих мирах. Всевышний Аллах сказал: «Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха и которых Он заставил забыть самих себя. Они являются нечестивцами» (сура 59 «Сбор», аят 19).
Что же такое пренебрежение? И как ислам велит нам относиться к нему? Каковы его разновидности? Каковы его причины? И как бороться с ним?
На все эти вопросы мы ответим в данной главе.
Просим Аллаха, чтобы Он пробудил нас от нашего легкомыслия и небрежения и простил нам наши грехи!
Определение пренебрежения
Глагол, от которого образовано это слово, указывает на оставление чего-то по оплошности, однако это оставление может быть и умышленным.
Аль-Фаюми сказал: «Пренебрежение (гафля — غفلة) — это отсутствие чего-либо в сознании человека так, что он не вспоминает об этом. Это слово применяется к тем, кто оставляет это нечто из пренебрежительного отношения к нему и отворачиваясь от него, как в словах Всевышнего: “Однако они с пренебрежением отворачиваются” (сура 21 “Пророки”, аят 1)».
Пренебрежение как шариатский термин — это когда человек не ощущает того, что должен ощущать [Файд Аль-Кадир].
Ар-Рагиб аль-Исфахани сказал: «Это оплошность, которая случается с человеком из-за недостатка внимательности и бдительности».
Аль-Джурджани сказал: «Это следование за душой своей в том, чего она желает».