Лицемерие как шариатский термин
Лицемерие (нифак — نفاق) — демонстрация блага при сокрытии зла.
От Ибн Джурайджа передают такие слова: «Слова лицемера противоречат его действиям, и то, что он демонстрирует, противоречит тому, что он скрывает в душе, входы его отличаются от выходов его, а явное в нём противоречит сокрытому» [Ибн Касир. Тафсир].
Виды лицемерия
Лицемерие бывает двух видов: великое лицемерие (нифак акбар) и малое лицемерие (нифак асгар).
Ибн Таймийя сказал: «Лицемерие, как и неверие, бывает разное. Поэтому часто говорят: неверие, выводящее из религии, и неверие, не выводящее из религии, великое лицемерие и малое лицемерие» [Фатава].
1. Лицемерие убеждений (великое лицемерие). Это когда человек демонстрирует веру и ислам, в действительности являясь неверующим. Это лицемерие, существовавшее во времена Посланника Аллаха r. В Коране впавшие в этот вид лицемерия порицаются и называются неверующими. И о них было сказано, что они пребудут в нижнем слое Адского пламени.
Ибн Раджаб сказал: «Великое лицемерие — это когда человек демонстрирует веру в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников, в Последний день, и при этом скрывает в душе то, что полностью или частично противоречит этому» [Джами‘ аль-‘улюм].
Иногда лицемеров называют еретиками.
Ибн аль-Каййим сказал: «К категории еретиков относятся люди, которые демонстрируют ислам и следование посланникам, а в душе скрывают неверие и враждебное отношение к Аллаху и Его посланникам. Это и есть лицемеры, и они пребудут в самом нижнем слое Адского пламени» [Тарик аль-хиджратайн].
2. Лицемерие действий (малое лицемерие). Это тайный отказ от исполнения религиозных обязанностей и исполнение их на людях. При этом человек верит в Аллаха и у него правильные убеждения.
Ибн Раджаб сказал: «Малое лицемерие, или лицемерий действий — это когда человек демонстрирует праведность, скрывая противоположное» [Джами‘ аль-‘улюм].
Малое лицемерие, или лицемерие действий, может совмещаться в сердце мусульманина с основой веры. Оно относится к числу величайших грехов, в отличие от великого лицемерия, которое противоречит вере: великое лицемерие не может совмещаться с верой в сердце раба Аллаха.
Однако если малое лицемерие утвердится в сердце человека и достигнет своей полноты, оно может привести его к великому лицемерию и полному отходу от религии.
Лицемерие действий не является причиной вечного пребывания в Огне. Впавшего в этот вид лицемерия ожидает та же участь, что и других людей, совершавших тяжкие грехи: если Аллах пожелает, то простит ему и введёт его в Рай, а если пожелает, то подвергнет его наказанию за его грехи, после чего он войдёт в Рай.
Лицемерие в религии бывает изначальное и случайное. Под изначальным лицемерием подразумевается лицемерие, которому не предшествовал действительный ислам. Мирские интересы побуждают некоторых людей делать вид, что они являются мусульманами, хотя в действительности в их сердцах нет веры. Такие люди являются лицемерами с первого мгновения, в которое они объявили себя мусульманами, и продолжают жить с этим лицемерием.
Некоторые люди объявляют о своём принятии ислама вполне искренне, но потом у них появляются сомнения, и лицемерие проникает в их сердца после того, как Аллах посылает им некоторые испытания, призванные выявить степень искренности их веры. Они отрекаются от ислама в душе, однако продолжают делать вид, что они — мусульмане, опасаясь, что их подвергнут наказанию за вероотступничество или боясь упустить какие-то мирские выгоды, которые они могут получить, только если будут выдавать себя за мусульман. А иногда они просто боятся подвергнуться порицанию и лишиться своего положения в обществе. У таких людей могут быть и иные интересы, из-за которых они продолжают демонстрировать ислам, хотя на самом деле они — неверующие вероотступники.
Боязнь лицемерия
Сподвижники и их праведные последователи очень боялись лицемерия. Абу ад-Дарда, завершая ташаххуд, просил у Аллаха защиты от лицемерия. Он вообще часто просил у Аллаха защиты от лицемерия, и кто-то из людей сказал ему: «Какое отношение ты, о Абу ад-Дарда, имеешь к лицемерию?» Он ответил: «Оставь нас в покое… Клянусь Аллахом, человек может в одночасье отвернуться от религии и выйти из неё!» [Сийар].
Ханзаля d передаёт: «Однажды я встретил Абу Бакра d, и он спросил меня: “Как поживаешь, о Ханзаля?” Я сказал: “Ханзаля стал лицемером!” Он воскликнул: “Пречист Аллах! Что ты говоришь?!” Я сказал: “Когда мы приходим к Посланнику Аллаха r, напоминающему нам о Рае и Аде, то как будто видим и то, и другое. Когда же мы покидаем его и начинаем заниматься своими жёнами, детьми и добыванием хлеба насущного, то многое забываем!” Абу Бакр сказал: “Но, клянусь Аллахом, нечто подобное происходит и с нами!” Потом мы с Абу Бакром пошли к Посланнику Аллаха r, и я сказал: “Ханзаля стал лицемером, о Посланник Аллаха!” Он спросил: “В чём же это выражается?” Я сказал: “О Посланник Аллаха, когда мы приходим к тебе и ты напоминаешь нам о Рае и Аде, то мы будто видим и то, и другое воочию, когда же мы покидаем тебя и начинаем заниматься своими жёнами, детьми и добыванием пропитания, то многое забываем!” Посланник Аллаха r сказал: “Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, если бы вы постоянно находились в том состоянии, в котором находитесь у меня, и всегда поминали Аллаха, то ангелы пожимали бы вам руки, где бы вы ни были, в постели или в пути, однако, о Ханзаля, всему своё время”» [Муслим, 2750].
Слова «Ханзаля стал лицемером!» означают, что он боялся, что он — лицемер, поскольку, когда он сидел вместе с Пророком r, он испытывал страх, и это проявлялось в нём: он помнил о том, что Аллах наблюдает за ним, он размышлял, он стремился к миру вечному, а когда выходил от Пророка r, то занимался женой, детьми и разными мирскими делами. А основа лицемерия — демонстрация противоположного скрываемому злу. И он испугался, что его действия — лицемерие. И Пророк r сообщил им, что это не лицемерие, и что они не обязаны постоянно находиться в подобном состоянии. «Всему своё время» — то есть бывает и такое состояние, и иное.
Хузайфа ибн аль-Яман d передаёт: «Однажды ‘Умара позвали для участия в похоронах, и он отправился вместе с похоронной процессией [или: направился к ней], но я удержал его, говоря: “Сядь, о повелитель верующих, это один из них, [лицемеров]”». ‘Умар спросил: «Заклинаю тебя Аллахом, я из них?» Он ответил: «Нет, однако я не стану оправдывать никого после тебя»[14] [Ибн Абу Шейба].
Ибн Абу Муляйка сказал: «Я застал тридцать сподвижников Пророка r, каждый из которых боялся для себя лицемерия, и никто из них не говорил: “У меня такая же вера, как у Джибриля и Микаиля”» [Бухари].
Ибн аль-Каййим сказал: «Клянусь Аллахом, сердца этих людей были наполнены верой и убеждённостью, и при этом они очень боялись лицемерия, и это тревожило и печалило их. А многие другие таковы, что вера их не идёт дальше их глоток, и при этом они утверждают, что вера у них такая же, как вера Джибриля и Микаиля» [Мадаридж ас-саликин].
Они не имели в виду лицемерие, которое является антонимом веры. Подразумевается лицемерие человека, у которого есть основа веры и который является таким образом мусульманином и лицемером одновременно.