Какими были отношения между Отцом и Иисусом на небесах?

«Великий Творец созвал все небесные воинства, чтобы в присутствии всех ангелов оказать особую честь Своему Сыну. Сын вместе с Отцом восседал на престоле, и небесные воинства святых ангелов были собраны вокруг Них. Отец Сам заявил, что Христос, Его Сын, уравнивается с Ним; это означало, что там, где находится Сын, находится и Отец, так что присутствие Сына означает и Его присутствие. Слову Сына должно так же подчиняться, как слову Отца. Он объявил, что дал Своему Сыну власть над небесными воинствами.Далее Он заявил, что при предстоящем творении Земли и всего живого на Земле Его Сын будет творить вместе с Ним. Сын, заверил Он, исполнит волю и намерения Отца, и ничего не сделает от Себя. И таким образом исполнится воля Отца через Иисуса.

Люцифер стал завидовать и ревновать Иисуса Христа. Однако же, когда все ангелы преклонились перед Иисусом, чтобы признать Его верховенство, Его авторитет и Его правомерное владычество, он преклонился вместе с ними. Сердце же его было исполнено зависти и презрения. На всех совещаниях Божьих, когда речь шла о Божьих планах, Христос принимал участие, в то время как Люцифер не посвящался в Божественные намерения. Он не понимал намерений Божиих, и ему не дозволялось узнавать о них. Христос был признанным Князем неба; Его власть и авторитет были уравнены с властью и авторитетом Бога. Люцифер знал, что он наделён большей мудростью и славой, чем все прочие ангелы, и что он располагал высоким и выдающимся положением. Однако это не побуждало его к тому, чтобы быть признательным своему Творцу и славить Его. Он стремился к величию Бога. Он хвалился своим превосходством и знал, что он почитался ангелами, поскольку он исполнял особое дело. Он стоял вблизи Великого Создателя, и лучи славы, осеняющие Вечного Бога, особенным образом покоились на нём. Он помнил о том, как охотно и с радостью ангелы слушались его указаний. Разве его облачения не были сияющими и прекрасными? Отчего Христос должен больше почитаться, чем он?Недовольный и исполненный зависти к Иисусу, он оставил своё место в непосредственной близости к Отцу. Скрывая свои истинные намерения, он собрал вокруг себя сонмы ангелов. Он открыл им своё желание, касавшееся его самого. Когда же один из ангелов не одобрил его затею, Люцифер указал на те преимущества, какими Бог наделил Своего Сына, а не его. Он утверждал, что прошла та славная пора, когда ангелы пользовались дивной свободой. Разве не владыка поставлен над ними, которому они отныне должны будут подчиняться? Он уверял их в том, что созвал их по причине того, что собирается впредь не терпеть такое ущемление своих и их прав. Он де впредь больше никогда не преклонится пред Христом и постоит за честь, которую следовало бы оказывать ему. Всем, кто последует его голосу, он будет повелителем.

Среди ангелов разгорелась борьба. Люцифер и его сторонники боролись за реформирование Божьего правительства. Они были недовольны и несчастны из-за того, что не имели возможности познакомиться с неисповедимой мудростью Божией и познать Его намерения, узнав, почему Он Своего Сына так возвысил, дал Ему силу и верховную власть. Они восстали против господствующего положения Сына» (Die Gesehiсhte der Erlösung, S. 11-13).

Можно ли доверять пионерам?

«Если придут к нам люди с тем, чтобы удалить опору или колонну нашего фундамента, который Бог воздвиг Своим Святым Духом, тогда пусть пожилые мужи, которые были пионерами нашего дела, ясно заговорят, пусть и те кто уже умерли, также говорят посредством издания заново их статей в периодических изданиях. Соберите лучи Божественного света, которые Бог дал своему народу, ведя его шаг за шагом по пути истины. Эта истина выдержит испытание временем и устоит перед натиском» (MS 62, 1905, S. 6, «Eine Warnung gegen falshe Theorien», 24 Mai 1905, gedruct in Manusсriрt Release, Band 1, S. 55).

«Некоторые из тех, которые обрели опыт при становлении и обосновании истины, еще живы. Бог по Своей милости сохранил им жизнь, чтобы они приобретённую истину до конца своей жизни передавали далее, как это делал апостол Иоанн до конца его жизни. А знаменосцы, которые умерли, должны, через переиздание их писаний, говорить. Мне было показано, что их голоса должны таким образом звучать. Пусть они свидетельствуют о том, что есть истина для настоящего времени.

Нам не должно принимать слова тех, которые приходят с вестью, противоречащей нашим особым пунктам веры. Они собирают множество библейских текстов как доказательство в пользу теоретических построений. За прошедшие пятьдесят лет такое всегда случалось. Поскольку Библия есть Слово Божье, с которым следует почтительно обращаться, то те, кто использует её для удаления Богом признанной опоры, совершают большую ошибку. Кто использует библейские тексты таким образом, тот ничего не понимает в дивных проявлениях Духа Святого, Который прежним вестям к народу Божию придавал силу Божию и подчёркивал их» (Ausgewählte Botsсhaften, Band 1, S. 163).

«Одно, несомненно, вскоре обнаружится, а именно – произойдёт великое отступление от веры, которое развивается, нарастает и всё усиливается. Оно будет продолжаться до тех пор, пока Господь не придёт с небес с великим криком. Нам необходимо держаться первых основ нашей веры, и от крепкой веры возрастать в несокрушимую веру. Нам нужно сохранить ту веру, которую Святой Дух Божий утверждал с ранней поры наших опытов и до настоящего времени…

Прошедшие пятьдесят лет не помрачили ни одну йоту или основу нашей веры, с тех пор как в 1844 году мы получили великие и чудесные доказательства… Ни единое слово не было изменено или отвергнуто. То, что Духом Святым после времени нашего великого разочарования было засвидетельствовано как истина, есть наша твёрдая основа истины. Нам были открыты краеугольные камни истины, и мы принимали эти фундаментальные принципы, которые сделали нас тем, чем мы ныне являемся – адвентистами седьмого дня, соблюдающими заповеди Божии и имеющими веру Иисуса »(Special Testimonies Series B, S. 57,58; 4 Deсember, 1905).

«Многие из нашего народа не сознают, насколько прочно заложены основания нашей веры. Мой муж, а также Джозеф Бейтс, отец Пирс, пастор Хирам Эдсон и другие столь же ревностные, благородные и истинные служители Церкви, были среди тех, кто, пройдя через 1844 год, взыскали истину как скрытое сокровище. Я встречалась с ними, и мы вместе настойчиво и горячо молились и исследовали Писание. Зачастую наши встречи продолжались до глубокой ночи, а иногда и всю ночь мы молились об обретении света свыше и вникали в Слово Божие. Вновь и вновь эти братья, собираясь вместе, изучали Библию, чтобы глубже познать её значение и приготовиться к проповеди её истин. Когда братья доходили до места, смысл которого им не удавалось постичь, и говорили: «мы себя исчерпали», тогда Дух Господень сходил на меня, я возносилась в видении, и мне давалось ясное объяснение текстов, которые мы исследовали, а также наставление в том, как успешно трудиться и учить других. Так мы обретали свет, помогавший нам понять, что говорит Писание о Христе, о Его миссии и Его священническом служении. Путь истины, простирающийся от сего времени до того момента, когда мы войдём в град Божий, был явлен мне со всей ясностью, и я передавала другим те наставления, которые Господь давал мне…

Какие же силы заставляют людей на этом этапе нашей истории тайно и коварно подрывать основание нашей веры – основание, заложенное в начале нашей работы благодаря молитвенному изучению Слова и откровению свыше? Именно на этом основании мы строили последние пятьдесят лет. Удивительно ли, что когда я вижу, как начинается работа по уничтожению некоторых столпов нашей веры, у меня есть что сказать в ответ?» («Избранные вести», том 1, стр. 206-207 ориг.).

Что утверждали пионеры?

Божество

«Есть один Бог, личностное духовное Существо, Творец всего сущего, Всемогущий, Всеведущий и Вечный, безграничный в мудрости, святости, в праведности, благости, истине и благодати; неизменный, всюду присутствующий через Своего посредника, Дух Святой (Пс. 138:7).

Есть один Господь, Иисус Христос, Сын Вечного Отца, Тот, через Которого Бог всё сотворил и Которым всё стоит; Он взял на Себя природу потомков Авраама, чтобы спасти нашу павшую расу; Он жил среди людей, полный благодати и истины, жил нам в пример, умер за наши грехи, был воскрешён из мёртвых для нашего оправдания, вознёсся на небеса, чтобы быть нашим единственным Посредником в небесном святилище, где Он Кровью Своею совершает примирение за наши грехи; то примирение, которое с момента Его смерти на кресте – а смерть Его представляет всего лишь пожертвование – представляет последнюю часть Его священнического служения, соответствуя примеру левитского священства, которое было всего лишь тенью служения нашего Господа на небесах (см. Левит 16; Евр. 8:4,5; 9:6,7)» (Заявление относительно основ вероучения, преподаваемого и практикуемого адвентистами седьмого дня, опубликованное в 1872 г. в Battle Creеk, Michigan).

Высказывания пионеров

James White:

«Способ, каким спиритуалисты на этом пути отвергают и отрекаются от нашего единого и истинного Бога и нашего Господа Иисуса Христа, состоит в том, что они, прежде всего, пользуются старым небиблейским тринитарным символом веры,а именно, что Иисус Христос есть Сам Вечный Бог, и это несмотря на то, что у них в пользу этого нет ни единого места, которым можно было бы это обосновать, в то время как у нас имеются в преизбытке библейские доказательства в пользу того, что Он (Иисус) есть Сын Вечного Бога» (Brief, ersсhiсhnen im The Day-Star, IX, 24, Jan. 1846).

«Утверждать, что все подряд высказывания Сына и Его апостолов являются абсолютно тем же, что Заповеди (декалог) Отца, так же далеко от истины, как древний тринитарный абсурд, будто Иисус Христос Сам есть Вечный Бог» (Der Glaube Jesu, Review & Herald, 5 Aug. 1852).

J.N. Andrews:

«Сын Божий тоже может быть исключён (при определении кто такой Мелхиседек), ибо Он имел Бога Своим Отцом, и в каком-то пункте вечного прошлого имел Своё начало. Значит, если мы будем апостола Павла понимать буквально, тогда мы во всей Вселенной найдём лишь одно Существо, у Которого нет ни начала, ни конца жизни. Но, надо полагать, вряд ли кто найдётся, кто хотя бы на одно мгновение стал бы утверждать, будто Мелхиседек - это Бог Отец» («Melchisedek», Review & Herald, 7 Seрt. 1869-siehe auсh 4 Jan. 1881-Ausgabe des Review & Herald).

E.J. Waggoner:

«По свидетельству апостола Иоанна Христос есть «единородный Сын» Божий (Иоан. 3:16). Он был рождён, а не сотворён. Каким это образом произошло, когда и как это случилось, об этом Писание нам не говорит; да и наш конечный, ограниченный разум и не смог бы этого постигнуть… Однако же должно было быть когда-то такое время, когда Христос исшёл от Бога. По тому, как пишет Иоанн, Слово уже было «в начале». Значит, Его происхождение надо отнести еще до «начала». Нашим убогим понятиям это представляется вечностью в прошлом, без начала. Мы этого не можем постигнуть» (Der Herr unsere Gerechtigkeit, S. 17).

W.W. Prescott:

«Христос был рождён дважды – однажды в вечности как единородный от Отца, и ещё раз, когда воплотился уже здесь, на земле, и таким образом Он через Своё второе рождение объединил Божественное с человеческим. Так надлежит и нам – однажды родившись во плоти, второй раз родиться, то есть возродиться в Духе, дабы наш опыт был таким же: когда человеческое совместно живёт с Божественным» («The Christ for Today», Review & Herald, 14 Apr. 1896).

J.N. Lougborough:

«Вопрос 1: какие серьёзные возражения имеются относительно триединства? Ответ: есть много возражений, которые мы могли бы привести, но по причине узких рамок мы перечислим всего три:

  1. Говорить о троих как об одном и об одном как о троих – это свидетельствует о не совсем здравом человеческом рассудке…;
  2. Оно противоречит Библии…;
  3. Оно языческого происхождения и отдаёт сказкой …

(Review & Herald, 5 Nov. 1861).

R.F. Cotrell:

«Я никогда не верил в учение о троице и никогда не утверждал, что верю в него. Однако же я не считаю его самым опасным ложным учением в мире… Иные люди, дискутируя об учении триединства, впадали в крайности. Некоторые Христа низводили на уровень простого аристократа, существование которого началось с рождения в Вифлееме, другие же, напротив, не довольствовались тем, чтобы принять Его Таким, Каким Его Библия ясно открывает - как предсуществовавшего Сына Божия, и сделали Его Богом и Отцом Себя Самого… Я бы советовал всем, любящим нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, верить всему, что Библия говорит о Нём, и более ничего…

…что одна личность – это три личности и что три личности – это одна личность – это то учение, о котором мы говорим, что оно противоречит разуму и здравому человеческому уму («The Trinity», Review & Herald, 6 July 1869).

«Хотя исповедание троицы ещё не прямо говорит о злых намерениях, тем не менее, оно свидетельствует об упоении вином, которое пили все народы. Тот факт, что это учение было одним из ведущих, если не самым главным, благодаря которому римский епископ стал папой, ещё не обязательно говорит в пользу этого учения. Это должно побудить людей самим проверить это учение; оно похоже на учение о бессмертии души, которое нам нашёптывают чудотворные духи демонов. Если бы я это учение никогда раньше не подвергал сомнению, я, тем не менее, теперь подверг бы его проверке до мельчайших деталей, начиная с самого слова, порождённого современными спиритуалистами» (там же).

Нижеследующая статья, написанная R.F. Cottrell(ом), и опубликованная 1 июня 1869 года в Review & Herald, показывает чётко, каким было отношение пионеров, и вообще верующих, к вопросу о триединстве:

«Это было излюбленным правоверным учением уже в ту пору, когда Римский епископ на высоте своей власти был возведён в папы. Само отвержение этого учения рассматривается как опасная ересь, в то же время каждому разрешается разъяснять его соответственно своим представлениям. Всем кажется, что они должны крепко держаться его, и в то же время каждый имеет совершенную свободу его противоречивые положения приводить в созвучие собственным способом и путём; поэтому защитники этого учения хранят и терпят множество взглядов, которые все признают правомерными, думается мне, до тех пор, пока они поддерживают это учение.

Я никогда не сознавал себя призванным к тому, чтобы истолковывать его, ни признавать, ни защищать. Я не проповедовал и против этого учения. Однако же я, по меньшей мере, дорожу Господом Иисусом Христом столько же, сколько те, которые называют себя тринитарианами. Это я впервые беру перо в руки, чтобы нечто написать относительно этого учения.

Вот на основании чего я не принимаю и не защищаю его:

1). Само наименование «троица» - небиблейское. Триединый Бог неизвестен Библии, и я придерживаюсь взгляда, что учения, которые, чтобы быть выраженными, нуждаются в словах, изобретённых заново разумом человека, должны рассматриваться как человеческие учения.

2). Я никогда не сознавал себя призванным изъяснять или принимать то, что против разума или здравого человеческого ума, который дал мне Бог. Все попытки изъяснения такого рода учения не сделали бы его понятнее моим друзьям.

Однако, если меня спрашивают, что я думаю об Иисусе Христе, тогда я отвечаю, что я верю всему, что говорит Библия о Нём. Если Свидетельство говорит о Нём, что Он ещё до сотворения Земли принимал участие в славе Отца, то я верю этому. Если говорится, что Он в начале был у Бога, что Он был Богом, что всё сущее создано Им и для Него, и что без Него ничего не создано, что создано, то я верю этому. Если Библия говорит, что Он Сын Божий, то я верю этому. Если в Писании заявляется, что Отец послал Сына Своего в мир, тогда я верю, что Он имел Сына, Которого Он мог послать.Если Свидетельство говорит, что Он есть начало создания Божия, то я верю этому. Если о Нём сказано, что Он есть сияние славы Отца и ипостась Его сущности, то я верю этому. А когда Иисус говорит: «Я и Мой Отец одно», то я верю и этому; и если Он говорит: «Мой Отец больше Меня», тогда я и этому верю; это есть Слово Сына Божия, и кроме всего, совершенно понятно и однозначно само себя разъясняет.

Когда меня спрашивают, как я представляю себе, что Отец и Сын едины, тогда я отвечаю: «Они в таком смысле едины, который не противоречит разуму». Если в этом предложении союз «и» что-то значит, тогда Отец и Сын – два Существа. Они в таком смысле едины, о каком Иисус молился, чтобы Его ученики были едины. Вот какими были Его слова: «да будут едино, как Мы едино».

Кто-нибудь может возразить: если Отец и Сын две раздельные Личности (Существа), не нарушаешь ли ты первую из десяти заповедей, поклоняясь Сыну и называя Его Богом? Никак нет! Отцу угодно, чтобы все почитали Сына, как почитают Отца! Мы не можем нарушить заповедь и огорчить Бога, будучи послушными Ему. Отец говорит о Сыне: «да поклонятся Ему все ангелы Божии». В том случае, если бы ангелы уклонились от поклонения Сыну, они этим восстали бы против Отца. Дети наследуют имя отца. Сын Божий столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. Это Имя – Имя Его Отца. Отец говорит Сыну: «престол Твой, Боже, в век века» (Евр. 1:8). У пророка Исайи Сын назван: «Бог крепкий». А когда Он опять вернётся на Землю, тогда все, ожидающие Его, воскликнут: «Вот Он, Бог наш!» (Исайя 25:9). Богу угодно, чтобы мы так чтили Сына. Делая это, мы оказываем Отцу наивысшую честь. Если мы Сына не почитаем, мы не почитаем Отца, ибо Он требует от нас, чтобы мы чтили Его Сына.

Но, хотя Сын и называется Богом, у Него есть «Бог и Отец» (1 Петра 1:3). Хотя Отец о Сыне говорит: «престол Твой, Боже, в век века», престол этот, тем не менее, был дан Ему Его Отцом; и поскольку Он «возлюбил правду и возненавидел беззаконие», Отец продолжает: «посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой» (Евр. 1:9). «Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян. 2:36). Сын есть «Отец вечности», однако же Он Отец не Самому Себе, и ни Его Отцу, а Его детям. Вот каковы Его слова: «Вот, Я и дети, которых дал Мне Бог» (Евр. 2:13)» (R.F. Cottrell, Review and Herald, 1 June 1869).

Наши рекомендации