Насколько подробно надо рассказывать о своих грехах на исповеди?

Когда мы с вами грешим, то грехи могут входить в нас через мысли, язык, глаза, уши и тело. Можем грешить пред Богом, перед ближними, против нас самих и против природы. Допустим, помыслы идут. Если мы выходим на улицу и дует ветер, то мы ведь не будем тот ветер плащом останавливать. Точно так же и помыслы: идти они идут, но надо уметь своими мыслями управлять. Когда наша душа вся исковеркана грехом, тогда у нас и помыслы -- греховные роятся в голове. Думаем зло про ближнего, даже хулим Бога, святых.

Если мы противимся -- этим плохим мыслям, боремся с ними -- запомните, грех на душу – НЕ ЛОЖИТСЯ! Они насильно лезут к нам, а мы -- не желаем! Нам за эту борьбу -- будет награда от Бога!

А если мы в греховных помыслах, как болоте увязли, наслаждаемся -- этой грязью, то в этом -- надо уже каяться. Это скверна нашей души.

А каяться как? Просто: "Батюшка, у меня ХУЛЬНЫЕ помыслы против Бога". Все понятно и сказано достаточно. От блудных мыслей могут и страсти беспокоить -- скажите и об этом...Приходит человек и говорит? "Вот, я согрешил -- совершил блуд". Не надо священнику подробности рассказывать, как наслаждался этой страстью, но надо сказать, если извращение было, со сколькими людьми было. Допустим, человек матом выругался -- должен сказать: "Ругался матом", "пьяным напивался", "в карты играл", "дрался". Грехов много и если о них говорить подробно, то у священника хватит времени только вас одного выслушать.

Я старый человек, память плохая, не могу -- вспомнить грехи. Как же мне покаяться?

Тут как-то пришла одна женщина, ей за 80 лет уже. Никогда не исповедовалась, грехов не чувствует, не видит, т.е. душой -- стала мертвая. Я ей сказал с любовью, для назидания: "Почему ты не чувствуешь грехов? Потому, что тело твое -- гроб, а душа -- мертвец во гробе. Ты -- ходячий труп!" А она не знала, что и ответить. И столько много грехов у нее было! Стал я ей помогать исповедоваться, говорю: -- Сама не можешь? -- Не могу. -- Спросить? -- Спроси. -- Всю жизнь ты не ходила в церковь, не молилась Богу... -- Не молилась... -- Постов ты не соблюдала. -- Не соблюдала...-- Жила невенчано, встречалась с другими. -- Было, грешная. -- Аборты? Не каялась? -- Были. Ну и масса других грехов. -- А еще? -- Больше не помню. Ну, поскольку это старый человек, то я спрашиваю: -- А храмы не ломала ли? Не закрывала ли? -- Было и такое. У нас в Иванове ходили по квартирам со списками: "Нужен храм или нет?" Я написала: "Нам храм не нужен". И всем говорила: "Пишите так". А теперь я старая, надо покаяться. Не хотела утруждать священника, домой вызывать, думаю -- сама пойду, покаюсь. -- Твоя жизнь вся прошла на услужение сатане. -- А как же мне теперь спасаться? -- Пока у тебя еще есть время, ты дышишь и сердце твое бьется. Но придет время, и будет его последний удар. Лично тебе надо в храме быть ежедневно утром и вечером. Господь и таких людей не отвергает. Хоть и в одиннадцатый час, но Он их принимает.

Надо ли каяться на исповеди в грехе, если я знаю, что он повторится?

Надо каяться. Когда человек подходит на исповедь и пред Господом кается, то в это время Господь дает -- благодатную силу на борьбу с грехом, а после исповеди этот грех может и не повториться.

Знаю человека, он был в запое 15 лет. Жена трезвым его не помнила, редко это было. Постоянно пил. И он как-то покаялся, потом еще... Десять раз каялся, на исповеди говорил: "Вот, батюшка, запиваю -- и все. Пью -- и все тут". Но жена за него усердно молилась; по монастырям, по храмам везде подавала... А у него-то еще вера слабенькая... Он приходит: "Батюшка, вот опять согрешил. Пил". И вдруг в одно время -- остановился. Второй год уже ни грамма не берет -- полное отвращение от вина. И не надо кодироваться! Благодать Божия помогла ему. Господь его хранит. Спрашиваю: "А что те, с кем пил, говорят?! - "А они недоумевают, почему так резко бросил, всегда пил с ними, а тут перестал пить. Приглашают, а я им говорю, что у меня весь лимит кончился. Я за 15 лет все уже выпил"

Почему иногда после исповеди я не испытываю легкости?

Мало подготовились. Перед исповедью надо прочувствовать грехи свои и осудить себя.

Можно ли причащаться после Общей исповеди. В нашем храме нет частной исповеди, Господь видит наше намерение подробно покаяться, а такой возможности нет.

Надо найти такого духовника, чтобы у него можно было – по исповедоваться основательно, за всю жизнь. Общей исповеди в Православной Церкви -- НЕТ, её никогда -- не было и не будет. А то, что сейчас в некоторых храмах нет настоящей исповеди -- это связано с упадком духа человеческого.

Многие "православные" так привыкли к Общей исповеди, так пропитались грехом до последней клетки, что даже НЕ ЗНАЮТ -- в чем каяться. Идут, например, к причастию, а перед этим могут дома -- ПОСКАНДАЛИТЬ, утюгом в мужа запустить, и греха за собой -- не чувствуют, не исповедуют его. Вроде бы все в порядке. До того уже ПРИВЫКЛИ -- к Греховной жизни, что она вошла в навык, душа стала -- мертвой, безчувственной.

Та же душа, которая постоянно -- ОЧИЩАЕТСЯ исповедью, сразу чувствует даже малый грех... Думаю, ни один священник не откажется выслушать вас отдельно. Надо дождаться последнего человека, когда он отойдет от священника, подойти и сказать: "Батюшка, у меня грех... Я человека осудила, поскандалила, спорила, пустословила, обижалась, роптала, гордилась, хвалилась; много ела, пила, спала; молилась плохо, в церковь не всегда ходила..." Если кратко, сжато сказать, священник всегда выслушает.

Умиравшей старушке было 89 лет, она была парализована. За неделю перед смертью она стала лежа крестить себя и стены. Говорить она не могла. Это было странно видеть.

Когда к человеку приходит смерть, то он чувствует, как начинает отделяться душа. Я многих таких встречал. Один из моих родственников лежал и рассказывал: "Вот чудо! Сейчас был в Подмосковье, у дома был, всех родственников видел". А сам лежал и умирал в Сибири. То есть, Господь напоследок оказал ему такую милость -- дал проститься с теми местами, увидеть всех. На другой день он скончался. Под конец за грешной душой являются нечистые духи. Они знают, что душа должна отойти, стерегут ее. Может, поэтому бабушка и крестила себя и стены -- чтобы злые духи отошли.

Был в Троице-Сергиевой Лавре архимандрит о. Тихон. Это был настоящий разумный пастырь. Он преподавал пастырское учение. Великое благо получали те ученики, кто слушал его лекции. Однажды его вызвали в Сергиевом Посаде к умирающей. Он приехал, входит в квартиру и видит множество людей. Умирала председатель горисполкома, будучи партийной. В это время, когда люди собрались около нее, и зашел о. Тихон. Он к ней прошел, она исповедалась и покаялась. А потом и говорит, взяв его за руку. "Я Вас не отпущу!" -- "А в чем дело?" -- "Вот, собралось сейчас очень много черных мужиков, страшных и говорят: "Ты -- наша! Мы тебя заберем!" Они мучили меня уже целые сутки. А когда Вы вошли, они все поразбежались. Мне теперь -- с Вами - не страшно. Они все ушли. Не бросайте меня". Священник вошел -- бесы все исчезли...

Наши рекомендации