Четвертое искушение — призраками.
Если б враг наш, злой, лукавый и упорный, никогда не утомляющийся искушать нас, восхотел в час смерти тебя и соблазнить какими-либо призраками, видениями и преображениями в Ангела светла, ты стой твердо в сознании своей скудости и своего во всем ничтожества. И скажи ему с сердцем мужественным и небоязненным: «Возвратись, окаянный, во тьму свою. Как недостойному, мне не подобают видения и откровения. Одно мне нужно — безмерное благоутробие Господа моего Иисуса Христа, молитвы и заступления Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых». Хотя бы, по некоторым явным признакам, подумалось тебе, что видишь истинные видения, Богом тебе данные, и в таком случае не спеши верить им, а скорее погрузись в сознание своего недостоинства и ничтожества. Не бойся, что оскорбишь тем Бога, потому что Ему никогда не бывают неприятны наши смиренные чувства. Если такие видения нужны для тебя, то Бог знает, как сделать, чтоб ты не закрывал от них очей своих, обезвинив твою косность в веровании, что они от Бога. Подающий благодать смиренным не отнимет ее за действия, какие они творят по смирению.
Злобный враг употребляет и всякую другую страсть, какою кто из умирающих обладаем был в жизни и на, и старается возбудить ее, чтоб он отошел в страстном настроении, имеющем решить и участь его. Посему-то, прежде приближения часа брани оной великой, надлежит нам, возлюбленные, вооружиться против сильнейших страстей своих и, мужественно вступив в брань с ними, преодолеть их и очиститься от них, чтоб облегчить себе победу и тогда, в час твой последний, который может найти в каждое мгновение.
ПОУЧЕНИЯ ОПТИНСКОГО СТАРЦА ОТЦА НЕКТАРИЯ.
Бог -- требует, чтобы человек возрастал -- в Познании.
О внешнем делании старец наставлял: “Внешнее принадлежит нам, а внутреннее – Благодати Божией. Потому совершайте внешнее, и когда оно будет -- в исправности, тогда и внутреннее образуется. Не надо желать или искать чудес. У нас одно чудо – Божественная литургия. Она – величайшее Чудо, к которому нужно приникать всей душой.”
О жизни он говорил: «Жизнь определяется в трех смыслах: Мера, Время, Вес. Самое доброе и прекрасное дело, если оно -- выше меры или не вовремя, – НЕ ИМЕЕТ смысла. Изучая математику, человек ПОСТИГАЕТ -- чувство меры. Помните эти три смысла. Они определяют жизнь».
Батюшка говорил, что в супружеской жизни -- есть два периода: один счастливый, а другой печальный и горький. Лучше, когда горький период, в начале супружеской жизни, тогда после него придет счастье.
Об искусстве и литературе старец высказывал следующие мысли: “Заниматься искусством можно, как всяким другим делом, например: столярничеством или выпасом коров. Но всё надо делать как бы перед взором Божиим. Есть большое искусство и малое. Вот малое бывает так: есть звуки и свет. Художник – это человек, могущий воспринимать эти еле уловимые цвета, оттенки. Он переводит свои впечатления на холст или бумагу. Получаются картины, ноты или поэзия. Здесь звуки и свет как бы убиваются. От света остается цвет. Книга, ноты или картина – это своего рода гробница света и звука. Приходит читатель или зритель, и если он сумеет творчески взглянуть, прочесть, то происходит воскрешение смысла. И тогда круг искусства завершается. Перед душой зрителя и читателя вспыхивает свет, его слуху делается доступен звук. Поэтому художнику или поэту нечем особенно гордиться. Он делает только свою часть работы. Напрасно он мнит себя творцом своих произведений, – один есть Творец, а люди лишь убивают слова и образы Творца, а затем от Него полученной силой духа оживляют. Но есть и большее искусство – слово оживляющее и воодушевляющее (например, псалмы Давида). Путь к этому искусству лежит через личный подвиг художника – это путь жертвы, и лишь один из многих достигает цели… Все стихи в мире не стоят одной строчки Псалмов … Пушкин был умнейший человек, а собственную жизнь не сумел правильно прожить.”
Однажды сильно обокрали людей, которые пришли к старцу Нектарию. Унесли у них все зимние вещи и платья. Отец Нектарий сказал им, что когда -- ОБВОРУЮТ, то не надо скорбеть, а представить, что -- ДАЛИ милостыню, и Господь -- ВЕРНЕТ в десять раз больше. Так что -- не надо печалиться.
Старец Нектарий одной даме, жаловавшейся на дурные помыслы, он советовал: “Повторяй Господи, помилуй и увидишь, как все земное отходит.” В другой раз он советовал: “Не обращай внимания на дурные помыслы.” И по милости Божией -- помыслы переставали безпокоить людей.