ОСУЖДЕНИЕ -- ТЯЖКИЙ НЕДУГ ДУШИ. Св. Феофан (Затворник)
"Не судите, да не судимы будете" (Мф. 7, 1). Что за болезнь-пересуды и Осуждение! Все знают, что это большой Грех, а между тем ничего нет обычнее в речах наших, как Осуждение. Иной скажет: "Не поставь, Господи, в осуждение", а все-таки Осуждение свое доведёт до конца. Иной оправдывает себя тем, что надо же разумному человеку -- иметь свой взгляд, своё мнение на текущее, и в пересудах пытается быть хладнокровно рассуждающим; но и простое ухо -- не может не различать в речах его -- Превозносящегося и - Злорадствующего Осуждения.
Если кто-то осуждает за что-нибудь другого, но не осознаёт своего падения и не кается, то обычно сам ВПАДАЕТ -- в тот же Грех. Так происходит, чтобы человек ОСОЗНАЛ своё Падение. Бог по Своей любви попускает скопировать состояние того, кого он осудил. Если, например, скажешь про кого-нибудь, что он корыстолюбив, и не поймёшь того, что ты осудил, то Бог отнимет Свою благодать и попустит, чтобы и ты впал в корыстолюбие - и ты начнёшь копить. Пока ты не осознаешь своего падения и не попросишь у Бога прощения, будут действовать -- Духовные законы.
Между тем приговор Господа за этот тяжкий Грех -- строг и решителен. Кто осуждает других, тому -- НЕТ Оправдания. Как же быть? Как миновать беды?
Решительное средство против Осуждения состоит вот в чем: СЧИТАТЬ самого себя -- Осужденным. Кто почувствует себя таким, тому некогда будет -- судить других. Только и речей у него будет: "Господи, помилуй! Господи, прости мои согрешения!".
Ученики Господа срывают колосья, растирают их руками и едят в субботу. Дело очень маловажное и на вид, и по существу своему; между тем Фарисеи – НЕ УТЕРПЕЛИ и Укорили их (Лк. б, 12). Что заставило их поднимать об этом речь? На вид -- неразумная ревность, а по существу – обычный дух Пересудливости. Этот дух -- за всё цепляется и всё представляет -- в МРАЧНОМ виде -- Беззаконности и Пагубности.
Правдолюбивый и стоящий -- в Правде, зная, как трудно достается исправность в делах, а ещё более в чувствах, -- никогда НЕ СТАНЕТ судить; он скорее готов бывает -- Покрыть снисхождением и ОПРАВДАТЬ не только малое, но и великое преступление других. Господь не судит пересудчиков Фарисеев, а снисходительно толкует им, что ученики -- сделали поступок, который всякий, рассудив как следует, может ПОНЯТЬ и потому -- Извинить. И обычно так бывает: рассуди здраво о поступке ближнего и найдешь, что он совсем -- не имеет ничего особо страшного, как тебе показалось с первого раза.
О НЕОБХОДИМОСТИ ПОСЕЩАТЬ ХРАМ БОЖИЙ.
«Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Евангелие от Матфея, глава 4, стих 4), -- говорит нам Спаситель. Пища Духовная так же необходима душе человеческой, как и пища -- Телесная для поддержания телесных сил. А где же христианин услышит слово Божие, как не в храме, там, где Сам Господь невидимо наставляет собравшихся во имя Его?
Церковь -- Небо на земле; совершающееся в ней богослужение -- дело Ангельское. По учению Церкви, при посещении храма Божия христиане -- получают Благословение, способствующее успеху во всех их добрых начинаниях. «Когда услышишь звон церковного колокола, призывающего всех на молитву, отложи тогда, если можешь, всякое дело в сторону и поспеши в церковь Божию, -- говорит святитель Феофан Затворник. -- Знай, что Ангел хранитель твой зовет под кров дома Божия; это он, небожитель, напоминает тебе -- о Небе земном, чтобы там освятить твою душу Благодатию Христовою,а возможно, он зовет туда и для того, чтобы отвести тебя -- от искушения, которого не избежать тебе, если дома останешься, или укрыть тебя под сению храма Божия от великой опасности...»
НАДО СМИРЕННО ПРОСИТЬ МИЛОСТИ БОЖИЕЙ
ДЛЯ НАШЕГО ИСПРАВЛЕНИЯ.
-- Геронда, когда святые отцы говорят, что покаяние заключается в том, что человек принимает решение не повторять предшествующих грехов и скорбит о них, то это значит, что мы должны помнить о совершенных нами грехах постоянно?
-- Нет, не нужно помнить каждый грех отдельно, но надо иметь ОСОЗНАНИЕ своей греховности. До какого-то момента человек должен думать о своем прегрешении, а затем ему следует смиренно просить милости Божией -- и если у него нет гордости, то Бог ему поможет. Особенно человеку чувствительному: если он покаялся и поисповедовался в своих старых грехах, то ему лучше -- их забыть. Ведь иначе тангалашка может напоминать ему его старые грехи, удручать его помыслами, для того чтобы отнимать у него время и отрывать его от молитвы. Однако если человек, не отличающийся чуткостью, видит, как в нем рождается гордость, то будет неплохо, если он вспомнит свои грехи, для того чтобы смириться.
-- Геронда, а может ли человек осознавать свою греховность, но при этом не иметь покаяния?
-- Может, если у него нет смирения. Когда к покаянию примешивается Эгоизм, то человек без конца мучает себя мыслями: "Как же я мог это сделать?", "Как посмотрят на это люди?", "Что же обо мне подумают?" -- и терзается. В словах "Как же я снова мог это сделать?" и "Как я мог до такого докатиться?" -- Есть ЭГОИЗМ. Покаяния в таких словах -- НЕТ.
Человек должен понять, что он согрешил, и, поняв это, смиренно попросить милости Божией. "Боже мой, -- должен сказать такой человек, -- я согрешил, прости меня. Вот такая я дрянь. Пожалей меня. Если Ты не поможешь мне, то я могу стать еще хуже, лучше я стать не могу. Сам я, без Твоей милости и помощи никогда -- не исправлюсь". И, сказав это, надо постараться – НЕ ПОВТОРЯТЬ свой грех. Многие, согрешив, испытали боль не потому, что они пали в глазах людей, а из-за того, что они -- РАНИЛИ своим грехом Бога.
Если живший по-мирски человек прерывает свои связи с мирским духом, то потом часто и не желая того, он чувствует, что этот дух влечет его к себе. Однако такому человеку не нужно отчаиваться. Я думаю, что в подобном случае преуспеянием будет и начавшаяся в грешнике добрая обеспокоенность, которая обличает его душу за совершенные проступки и за то, что он мог сделать что-то доброе, но не сделал этого. Потихоньку происходит борьба, человек невольно смиряется и понимает, что без помощи Божией он ничего – НЕ СДЕЛАЕТ. Тогда он объясняет всё доброе -- Благодатью Божией и воистину верует в слова, сказанные Господом: "Без Мене́ не мо́жете твори́ти ничесо́же". Если впоследствии такой человек станет любочестно, со многим смирением подвизаться, уповая при этом на Всесилие Божие, то Благий Бог его помилует.