Отступление от веры -- смывается мученичеством.
Сегодня большинство хочет, чтобы змею из дыры вытаскивали другие. Если они не достают её сами, тогда пусть, по крайней мере, предупредят других: "Осторожно! Нет ли там змеи?" -- чтобы те задумались. Однако они не делают даже этого. Живи мы во времена мучеников, то с нашим рационализмом мы говорили бы так: "Я отрекаюсь от Бога внешне, но не внутренне. Таким образом я получу назначение на такую-то должность и стану помогать какому-нибудь бедняку." А во времена мучеников Церковь -- не причащала тех, кто бросал ладан в идоложертвенный огонь, такие люди принадлежали к чину плачущих. Те, кто отрекался от Христа, должны были смыть своё отступление -- мученичеством.
Во времена иконоборчества от христиан требовали -- жечь или бросать на землю иконы, и они предпочитали не бросать их, а становиться мучениками. А мы, если бы нам сказали швырнуть икону, сказали бы: «Ну и швырну её, она написана в стиле Возрождения. Попозже закажу себе другую, византийскую». Вот такие мы сегодня стали верующие…
-- Паисие, а есть ли прок от различных движений протеста со стороны христиан?
-- Само присутствие христианина -- это уже есть ИСПОВЕДАНИЕ Православной Веры. Возможно, что кто-то мог бы -- больше помочь молитвой, но его молчанием – воспользуются Враги Православной Церкви и скажут: "Такой-то и такой-то -- не выразили протеста, следовательно, они на нашей стороне, они -- согласны с нами, они нас поддерживают."
Поэтому православные христиане – НЕ ДОЛЖНЫ -- МОЛЧАТЬ! Если кто-то -- не начнет воевать против Зла -- не начнет ОБЛИЧАТЬ тех, кто делает -- Зло и живёт не по правде, тех, кто подает людям Плохой пример, и кто идёт против Церкви -- то ЗЛО станет ещё БОЛЬШЕ и СИЛЬНЕЙ. А так ободрятся верные христиане, и утвердятся в Вере. И тем, кто воюет с Церковью, будет намного труднее. Эти люди заслуживают осуждения. Их единственный интерес -- иметь большую зарплату, роскошную машину, бегать по развлечениям... А потом они принимают законы о гражданском браке, узаконивают аборты, школьное Секс-Просвещение и принимают Ювенальные Законы. Конечно, Бог не попустит торжествовать Злу, но речь сейчас идёт не об этом.
И эти богохульные передачи и фильмы они СПЕЦИАЛЬНО -- ПОКАЗЫВАЮТ, чтобы -- ОСМЕЯТЬ Христа и ОТВЕРНУТЬ от Него людей. Они делают это для того, чтобы сказать: "Посмотрите, вот каким был Христос!
-- А люди, Геронда, этому верят и портятся!
-- Портится испорченный. А верит он в это потому, что хочет оправдать то, чему оправдания нет, и успокоить свой помысл. Всеми этими богохульствами стремятся -- ОПРАВДАТЬ Нравственные бесчинства. Они перешли уже все границы. Верующие подали иск, потому что фильм "Последнее искушение Христа" – он ОСКОРБЛЯЕТ нашу Православную веру, а прокуроры говорят "Ничего страшного!" О таких богохульствах и слуху-то никогда не было! Для нас ПРОТЕСТ против этой богохульной картины БЫЛ -- Исповеданием веры. Но, конечно, и что-то хорошее от всех этих богохульств происходит -- плевела отделяются от пшеницы, мир просеивается как сквозь решето.
В прошлом наш народ жил Духовно, поэтому Бог Благословлял его, и святые чудесным образом нам помогали. И мы побеждали наших врагов, которые всегда превосходили нас числом. Мы говорим сейчас, что мы православные, однако, к сожалению, часто мы носим лишь имя "православных," но не живем православной жизнью.
Я спросил одного священника, занимающегося общественной деятельностью с целой кучей духовных чад: "Знаешь ли что-нибудь о богохульном фильме?" Он мне ответил: "Не знаю ничего." Не знал ничего, а ведь сам в большом городе служит, то есть ему нет никакого дела ни до чего. Такие усыпляют народ, оставляют его, как есть, чтобы он не волновался и развлекался. Смотри, ни в коем случае не скажи, что будет война или что будет Второе Пришествие и потому нам надо готовиться, смотри, чтобы люди ни в коем случае не разволновались! Всё равно, что те старухи, которые, словно их и не ждёт смерть, причитают: "Не говори о смерти, только о праздниках да о крестинах" и испытывают таким образом ложную радость.
А если бы они задумались о том, что старичок, живший неподалеку, умер вчера, что другой находится -- при смерти и тоже умрет, что послезавтра будет панихида по кому-то, кто был намного моложе их, то они бы думали -- о смерти и говорили бы: «Надо мне по исповедоваться, надо мне готовиться духовно, потому что, быть может, и меня скоро призовет Христос в иную жизнь». В противном случае -- приходит смерть и забирает их неготовыми. А другие от ложно понимаемой "доброты" говорят: "Не говорите Еретикам, что они в Прелести, чтобы показать нашу любовь к ним" и так уравнивают все. Да живи такие люди в первые годы Христианства, мы не имели бы ни одного святого! Христианам говорили тогда: "Только брось ладану на огонь, а от Христа не отказывайся." Христиане -- этого не принимали. "Сделай лишь вид, что бросаешь." Не принимали. "Не говори о Христе и уходи, куда хочешь, свободный." Христиане и этого не принимали. А сегодня видишь, что народ замешан на воде. Закваска не та.
-- Паисие, должны ли люди, живущие духовной жизнью в миру, показывать перед неверующими, что они постятся? -- Если речь идет о Постах, установленных нашей Церковью – Среде и Пятнице, и многодневных Постах, то верующие люди должны -- ПОКАЗЫВАТЬ окружающим их людям, что они СОБЛЮДАЮТ -- Пост, потому что это -- ИСПОВЕДАНИЕ Православной Веры. Однако другие Посты, совершаемые от подвижничества ради любви ко Христу или для того, чтобы была услышана наша молитва о каком-то прошении, должны совершаться втайне.
А в былые времена и поместная знать имела добрые начала, имела веру. Знаете, что в одном городе сказала некая знатная дама какому-то члену Парламента? Она со своим супругом была на обеде.Шел Успенский Пост, а подавали мясо, рыбу... Знатная дама постилась и поэтому -- не ела. Депутат заметил это и говорит: "Немощные и путешествующие Поста не держат." -- "Ну конечно, -- ответила она, -- и особенно те, кто на колесах путешествуют."Так и не притронулась к скоромному.