Святитель Игнатий БРЯНЧАНИНОВ.
Молитва -- «Отче наш», будучи драгоценным достоянием и кладезем МУДРОСТИ всех христиан, составляет -- ГЛАВНЕЙШЕЕ занятие святых пустынножителей. Она -- ПИЩА их; она -- КНИГА их; она – МУДРАЯ НАУКА их, она -- ЖИЗНЬ их!
Великий пустынножитель Иоанн, Предтеча Господень, был ДЕЛАТЕЛЕМ этой чудной молитвы; был он и учителем её. Великую науку эту, доставляющую человеку -- СОЕДИНЕНИЕ с Богом, преподал святой Предтеча ученикам своим. (Лк.11:1-4; Мф.6:9-13). Ученики Господа пожелали научиться молитве у Самого Господа. Основательное, справедливое желание! Истинной молитвы истинный учитель -- один Бог. Святые учители -- человеки дают только -- начальные понятия о молитве, указывают то правильное настроение, при котором может быть сообщено -- благодатное учение о молитве доставлением вышеестественных, духовных помышлений и ощущений. Эти помышления и ощущения исходят из Святаго Духа, сообщаются -- Святым Духом. Исполнил Господь прошение мудрое, прошение, существенно нужное для душеназидания и спасения, прошение учеников Своих: преподал им молитву, которую преподать мог только Бог.
Молитва Господня начинается с воззвания: Отче наш! Кто из святых человеков дозволил бы себе и братии своей, человекам грешным, отверженным, содержимым в плену у диавола и вечной смерти, такое воззвание к Богу? Очевидно, никто. Это мог дозволить -- один Бог! Он дозволил; если же Он дозволил, то и даровал. Сын Божий, соделавшись человеком, соделал человеков -- сынами Божиими, Своими братиями! Он относится к Богу-Отцу по праву естества: Отче наш!
И потому Христос нам, грешным людям ДАРУЕТ -- благодатное ПРАВО -- приступать к Богу, как -- к родному Отцу! Начинать нашу молитву к Нему -- с чудного, поразительного начала, которое не дерзнуло бы прийти на мысль никому из человеков: Отче наш!
Начало молитвы Господней -- дар Господа! Дар -- цены бесконечной, дар Искупителя искупленным, Спасителя – спасенным! Прошения, из которых состоит молитва Господня, -- прошения даров духовных, приобретенных человечеству искуплением. Нет никакого слова в молитве -- о плотских, временных нуждах человека. Заповедавший искать Царства Божия и правды его, обетовавший приложить все нужное -- ищущим этого царства преподает молитву сообразно заповеданию.
Вслед за воззванием Отче наш немедленно дается указание на то место, где пребывает Отец, вездесущий, объемлющий собою все: Отче наш, иже ecu на небесех. Указанием местопребывания на Небе -- Отца возводится молящийся сын на Небо. Забудь все земное; оставь без внимания землю -- этот приют, данный тебе на краткое время; оставь без внимания все принадлежности приюта, которые отнимутся у тебя по истечении земной жизни; обрати все заботы к твоему отечеству, к Небу, отнятому греховным падением, возвращенному искуплением; принеси молитву о даровании тебе вечных, духовных, божественных благ, превышающих необъятным достоинством своим не только постижение человеков, но и постижение Ангелов. Они, эти блага, уже уготованы для тебя; они уже ожидают тебя. Правосудие Бога, требует, чтоб выяснилось твое произволение ПРИНЯТЬ Небесные сокровища, выяснилось -- твоею молитвою и твоею жизнью.
Придут в недоумение пред -- ВЕЛИЧИЕМ молитвы Господней все, без исключения, рабы Господни! Десницею Бога рассыпаются -- божественные щедроты. И самый праведник признает себя недостойным их, а прошение их непозволительным -- для себя.
Молитва Господня -- ДАРОВАНА человекам прежде, нежели -- совершилось окончательно их искупление; они НАЗВАНЫ -- сынами и призваны к правам -- сынов прежде усыновления, прежде возрождения Крещением, прежде участия -- в Тайной вечери, прежде обновления Святым Духом. Молитва Господня – милостиво ДАРОВАНА грешникам! Где действует Бог, там всё -- возможно и всё непостижимо!
Дана молитва Господня -- грешникам, и прежде всего они УЧАТСЯ -- просить у Бога, Отца своего, ДА СВЯТИТСЯ -- имя Его! В этом прошении человека заключается -- ОСОЗНАНИЕ своей ГРЕХОВНОСТИ, своего -- падения, ГРЕХОВНОЙ, неправильной -- жизни.
В этом прошении ЗАКЛЮЧАЕТСЯ -- прошение о даровании искреннего -- ПОКАЯНИЯ. Да святится имя Твоё -- в моём душевном храме! Прошу этого, потому что не нахожу -- в себе этого. Нахожу противное: я -- в горестном ПОРАБОЩЕНИИ у греха и у падших духов, изобретших грех, заразивших меня -- грехом, поработивших -- себе и держащих в порабощении -- посредством греха.
В душе моей -- витают помышления и желания -- ПРЕСТУПНЫЕ, смрадные. Знаю то, что являются они невозбранно и властительски, и что ИЗГНАТЬ -- их из себя и извергнуть – НЕ ИМЕЮ силы и они губят меня. Этими ГРЕХОВНЫМИ помышлениями и желаниями ПРОГНЕВЛЯЕТСЯ -- Бог; их ОТВРАЩАЕТСЯ -- Всесвятый Бог; ими ХУЛИТСЯ -- Бог; из-за них я пребываю -- ЧУЖДЫМ Бога.
Мне необходимо -- ОЧИЩЕНИЕ! Мне необходимо – истинное ПОКАЯНИЕ! Даруй мне, добрый Отец мой Небесный, могущественное -- ПОКАЯНИЕ, которое ОЧИСТИЛО бы внутренний храм мой, душу мою -- от всех нечистот и зловония, СОДЕЛАЛО бы меня способным -- ПРИНЯТЬ данное Тобою усыновление, соделало бы меня ещё во время моего земного странствования -- жителем Неба!
Доселе я пресмыкаюсь по земле. Да ВОЙДЕТ в душу мою истинное -- БОГОПОЗНАНИЕ! Да освятит оно -- мой ум, моё сердце, всю деятельность мою: да святится -- во мне имя Твоё! (Мф.5:8). Таково значение этого прошения. Желать -- ПОКАЯНИЯ и чистоты мы можем; мы можем и должны УПОТРЕБЛЯТЬ -- все зависящие от нас средства -- к приобретению их; но ПРИОБРЕТЕНИЕ их зависит не от нас. Оно -- дар Божий!
Потому мы должны прежде всего ПРОСИТЬ -- Небесного Отца, чтоб Он из духовных сокровищниц Своих -- НИСПОСЛАЛ нам ВЕЛИКИЙ -- дар ПОКАЯНИЯ! Покаянием -- ОЧИСТИЛ нас от ГРЕХОВНОГО осквернения, ИСПРАВИЛ -- жизни наши, украсил нас -- блаженною чистотою, которая зрит Бога (Мф.5:8), которая одна способна -- к принятию истинного Богопознания. Да святится имя Твоё!
Да приидет царствие Твоё! "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк.17:21). Какая дивная мудрая последовательность в молитве Господней! Этой последовательностью ПОКАЗАНА - постепенность, возвышенная и святая -- система духовного преуспеяния данная людям -- от Бога.
После прошения о даровании совершенного богопознания Господь научает усыновленного Богом человека -- ПРОСИТЬ, чтоб в душу его -- снизошло Царство Божие. Этого царства Он ПОВЕЛЕВАЕТ -- просить смиренною, но сильною молитвою веры. Верующему невозможно не получить его. Обетовано оно Словом Божиим: "Имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя"; в ком святится имя Мое, "той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим (Ин.14:21). "Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет"; "аще кто любит Мя", в том будет святиться имя Мое, "и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим" (Ин.14:23).
Да приидет царствие Твоё! Чудное -- прошение; чудное желание -- возбуждается прошением; дерзновенная молитва -- внушается желанием сверхъестественным! И молитва эта исполняется! Исполняется она: служат тому доказательством опыты, являющие исполнение её. Чему иному приписать великие знамения, которые совершались святыми Божиими, как не тому, что в них пребывал и действовал Бог? Чему иному приписать способность -- к пророчеству, к откровению тайн, сокровенных в глубине сердец и умов, которая обнаруживалась в святых Божиих, как не тому, что в них -- присутствовал и ими глаголал Бог, смотрящий на отдаленное будущее, как на настоящее, Бог, для Которого нет тайн? Это засвидетельствовали сами святые.
Когда апостолы Петр и Иоанн исцелили хромого от рождения при красных вратах иерусалимского храма, и столпился около апостолов удивленный народ, они сказали ему: "Мужи израильтяне, что удивляетесь о сем? или на нас, что взираете, своею ли силою или благочестием сотворили мы его? Бог Авраамов и Исааков и Иаковль, Бог-Отец наших, Он прославил -- Сына Своего Иисуса" (Деян.3:12-13).
Во все века христианства на скрижалях церковной истории записаны опыты, обнаруживающиеся в святых Божиих действиях, превысшие человеческого естества, принадлежащие не человеческому естеству, но Богу, обитавшему и царствовавшему в святых человеках. Говорит преподобный Макарий Египетский: "В тех, которых осияла благодать Божественного Духа и водворилась в глубине ума их, Господь -- как бы душа". Действие и сила Святаго Духа -- пребывают в человеке обновленном!
Ощутивший в себе Царство Божие СТАНОВИТСЯ -- чуждым для мира, враждебного Богу. Ощутивший в себе Царство Божие может желать, по истинной любви к ближним, чтоб во всех их -- открылось Царство Божие. Он может непогрешительно желать и ПРОСИТЬ, чтоб настало на земле видимое -- Царство Божие, ИСТРЕБИЛО бы с лица земли -- Грех, и установило на ней -- владычество Правды.
Да будет воля Твоя, яко на Небеси, и на земли! Небом названы -- небожители: ими воля Божия совершается -- непорочно, неупустительно и точно. К воле Божией они уже НЕ ПРИМЕШИВАЮТ -- своей воли! У них уже НЕТ – отдельной от Бога своей воли! Воля их слилась воедино -- с волею Божиею!
Да будет воля Твоя, яко на Небеси, и на земли! Землею -- названы христиане. Не погрешит каждый из нас, если, произнося это прошение, будет разуметь под наименованием "земли" -- свое сердце, не отделяя и тела от сердца. Какое направление примут силы сердца, в такое направление устремляются силы тела, и преобразуется влечение тела, сообразно влечению сердца, из плотского - в духовное, святое, ангелоподобное.
Всецелое соединение воли человеческой с волею Божиею -- есть состояние совершенства, какого может только достичь разумное создание Божие. Это совершенство имеют Ангелы. Благоволит Спаситель наш, чтоб и мы, немощные и злосчастные чело-веки, взятые из земли, странствующие и мятущиеся на земле в течение кратчайшего срока, по миновании его нисходящие в землю, СТЯЖАЛИ то, что имеют -- святейшие небесные духи.
Бог -- ПОВЕЛЕВАЕТ нам -- ИСКАТЬ совершенства, ещё непостижимого для нас! Ощутивший в себе Царство Божие научается -- не удовлетворяться этим; он НАУЧАЕТСЯ -- не предаваться безпечности, лени и бездействию; научается СТРЕМИТЬСЯ -- к обильнейшему развитию в себе владычества Божественного. Да действует исключительно воля Божия во всем существе человека, во всех составных частях его, в духе, душе и теле, соединяя собою и в себе разъединенную падением волю этих частей! Только волею Божиею может -- ИСЦЕЛИТЬСЯ воля человеческая, отравленная грехом; только в воле Божией и при посредстве ее пожелания составных частей человека, принявшие различное, противное друг другу направление, могут перейти от разногласия -- к согласию, соединиться в одно желание; только оживленная волею Божиею -- воля человеческая может отторгнуться от земли, вознестись на небо!
Хлеб наш насущный даждъ нам днесь. Не о пище "гибнущей" (Ин.6:27) говорится здесь! Говорится о пище, ПОДАЮЩЕЙ -- жизнь Вечную и вечно пребывающей, о пище -- новой, которую даровал человекам Сын Божий, о хлебе -- ЖИЗНИ, снисшедшем с Неба, о хлебе Божием, способном -- насытить и ПОДАТЬ Вечную жизнь всему миру! (Ин.6:27,33).
Слово "Насущный" означает, что этот хлеб по качеству своему -- ПРЕВЫШЕ всего существующего! Величие его и святость -- БЕЗКОНЕЧНЫ, непостижимы; освящение, достоинство, доставляемые вкушением его, -- необъятны, необъяснимы! Хлеб насущный, хлеб Небесный, хлеб -- уничтожающий смерть, ПОДАЮЩИЙ -- Вечную жизнь людям!
К чудной пище присоединено столько же -- чудное питие. Плоть Богочеловека дана -- в пищу верующим, кровь Его -- в напиток. Богочеловек не отличался ничем от прочих человеков, будучи совершенным человеком; но был Он вместе и совершенным Богом: по наружности все видели и осязали в Нем человека, по действиям познавали Бога. Подобно этому благоволил Он, чтоб всесвятое тело Его и всесвятая кровь Его были -- ПРИКРЫТЫ веществом хлеба и вина: и видятся, и вкушаются хлеб и вино, но приемлется и снедается в них -- Тело и Кровь Господа. Нет слов, чтоб изобразить состояние, в которое возводятся -- причастники тела и крови Христова! Господь изобразил это состояние так: "Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне -- пребывает, и Аз в нем" (Ин.6:56). Изображенное и объясненное этими словами состояние пребывает непостижимым и необъяснимым: этими словами изображается -- недосягаемая для ума человеческого ВЫСОТА состояния!
По достоинству пищи, по тому действию, которое совершается от вкушения во вкушающих, Господь наименовал Плоть Свою единою ИСТИННОЮ -- пищею, а Кровь свою единым -- истинным питием обновленного искуплением человека (Ин.6:55). Хлеб наш насущный -- так пишется прошение святым евангелистом Лукою -- подавай нам на всяк день (Лк.11:3).
С прошением совмещено -- ЗАПОВЕДАНИЕ, возлагающее на всех христиан ОБЯЗАННОСТЬ, столько ныне упущенную и забытую, ЕЖЕДНЕВНОГО -- приобщения святым Тайнам. Сказав "На всяк день", Господь выразил этим, что без сего хлеба мы -- НЕСПОСОБНЫ провести ни одного дня в Духовной жизни. Сказав "днесь", выразил этим, что его ДОЛЖНО -- вкушать ежедневно, что преподание его в протекший день НЕДОСТАТОЧНО, если в текущий день не будет он преподан нам снова. Ежедневная нужда в нем -- ТРЕБУЕТ, чтоб мы УЧАЩАЛИ это прошение и приносили его на всякое время: нет дня, в который бы не было необходимо для нас употреблением и причащением его утвердить сердце нашего внутреннего человека".
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем -- должником нашим. Даровав грешникам возвышеннейшие блага, блага дражайшей цены, даровав их по бесконечной Своей милости, Господь ТРЕБУЕТ и от нас – МИЛОСТИ и ДОБРОТЫ к ближним нашим.
Таинство искупления основано -- на МИЛОСТИ. Оно есть явление -- милости Божией к падшему человечеству и может быть принято единственно расположением души, всецело настроенной милостью к падшему человечеству. Мы не можем принять искупления, дарованного нам Богом, иначе, как умилосердившись над собою и над человечеством, как ОСОЗНАВ -- свою ГРЕХОВНОСТЬ, свое падение, свою погибель; как СОЗНАВ -- греховность, падение, погибель всего человечества; как сознав -- общую, всесовершенную нужду в милости Божией. Оставление ближним согрешений их пред нами, их долгов есть собственная наша нужда: не исполнив этого, мы никогда НЕ СТЯЖЕМ – доброго МИРНОГО настроения, способного -- ПРИНЯТЬ Божие искупление. Ожесточение сердца -- подобно железным, крепко замкнутым вратам! Оно – НЕ ВПУСТИТ в сердце наше Божественного дара.
Христианин должен обращать особое внимание на душевный недуг -- ПАМЯТОЗЛОБИЯ, и ИЗГОНЯТЬ -- его при первом появлении, НЕ ДОЗВОЛЯТЬ -- ему поселиться в душе ни под каким предлогом, как бы этот предлог ни показался – справедливым и правильным при первом взгляде на него.
Если допустим действовать Памятозлобию -- оно ОПУСТОШИТ душу, НАПОЛНИТ душу – ЗЛОБОЮ, ЛИШИТ нас -- благодати Божией и потому мы ПОТЕРЯЕМ -- Мир душевный и НЕ СМОЖЕМ -- молиться, НЕ СМОЖЕМ по доброму -- общаться с людьми. Памятозлобие соделает все подвиги и добродетели наши -- безплодными, ЛИШИТ -- нас милости Божией.
Оставление -- ПРОЩЕНИЕ нами согрешений ближним нашим -- есть признак, что Дух Божий ВСЕЛИЛСЯ -- в нас, царствует -- в нас, управляет, руководит по доброму -- волею нашею. До того времени нужно особенное собственное усилие к противоборству страсти памятозлобия. Подвигу нашему против этой страсти тайно вспомоществует Бог, останавливая явное вспоможение, чтоб произволение наше выразилось с определенностью. Памятозлобие основывается -- на гордости. Гордость таится даже в освященных благодатью избранниках Божиих. Необходимо и для них бдеть против этого внутреннего яда и против порождаемого им убийства души памятозлобием.