А мы сами других людей -- уважаем?
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом Закон и пророки», -- сказал Христос (Мф. 7: 12). Этот нравственный Закон настолько важен, что в Евангелии он повторяется дважды: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, -- так и вы поступайте с ними» (Лк. 6: 31). Трудно, очень трудно возлюбить ближнего как самого себя. Однако воспитать в детях -- уважение, если ты сам – НЕ УВАЖАЕШЬ других, НЕВОЗМОЖНО. Дети все видят и понимают -- и хамство и неуважительность людей к друг другу. Ребенок перенимает -- стиль поведения в семье ещё до того, как научится говорить.
Поэтому очень важно задуматься: а как мы сами ОТНОСИМСЯ -- к своим родителям, и к родителям -- жены или мужа, к бабушкам и дедушкам, к своим родственникам? Так ли уважаем их, как хотели бы, чтобы уважали нас? Не отмахиваемся ли от маминых советов, не кривим ли досадливо лицо: сколько можно учить меня жить, мне уже не пять лет?! Не раздражаемся ли на стариков, у которых развивается склероз? Не повышаем ли голос на них? Не говорим ли, в том числе при ребенке, что у них «Поехала крыша»? Не предъявляем ли к родственникам пусть даже только мысленно, претензии: того недодали, недолюбили?
А дети – всё ВИДЯТ и всё запоминают и хорошо – УСВАИВАЮТ такой ДУРНОЙ Родительский пример. И вот через какое-то время – дети точно также РАЗДРАЖЕННО и недовольно – грубо ВЫГОВАРИВАЮТ родителям: «Не надо меня учить! Отстань! Надоели со своими нотациями!» Что посеешь – то и пожнешь!
Дети, особенно мальчики, подражая отцу, -- ПЕРЕНИМАЮТ его манеру поведения. И если отец относится – к матери грубо, ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНО, то точно также Грубо, глядя на отца -- НАЧИНАЕТ относиться и сын -- к матери и ко всем -- другим женщинам. Поэтому сейчас заметно участились случаи, когда сыновья -- ведут себя с мамами грубовато, по хамски, как будто матери -- их рабыни. Это нужно – пресекать на месте, иначе – Бог не даст ничего доброго таким грубым, непочтительным к матери детям. Вся жизнь таких детей -- будет РАЗРУШЕНА.
Конечно, женщины сами напросились -- на НЕУВАЖЕНИЕ к себе со стороны мужчин, упорно добиваясь -- РАВНОПРАВИЯ. А с равным как известно -- не церемонятся. Значит, и отношение мужчин к женщинам -- становятся грубыми, как это принято -- в мужской среде.
А еще надо знать что -- УНИЖАТЬ других нормальному человеку -- ПРОТИВНО. Такой способ самоутверждения применяют люди – НЕПОРЯДОЧНЫЕ, амбициозные, грубые.
Не сводим ли подспудно счеты, когда видим, что ребёнок -- не слушается бабушку, грубит ей, а мы – НЕ ВМЕШИВАЕМСЯ, не торопимся -- призвать его к порядку? Какой вообще образ мира взрослых -- формируем мы у ребенка, и какие конкретно образы отца, матери, бабушек, дедушек и прочих родных возникают у него на основе наших рассказов, реплик, поступков? Читая произведения, написанные в те времена, когда -- уважение к старшим было неотъемлемым признаком любого нормального человека, обратите внимание на то, что даже при описании недостойных родителей -- все равно соблюдается некая грань. Нет самопревозношения и насмешки, нет злобы и желания поквитаться. Такое выражение своих чувств считалось тогда -- Позорным. И даже если человек сердился на мать с отцом, он -- не спешил поведать об этом миру, поскольку мир его бы -- не поддержал. Еще не изгладилось из памяти людей грозное предупреждение Божие: «Злословящий отца или мать -- смертью да умрёт» (Мк. 7: 10). Сейчас же даже вполне достойные родственники нередко оцениваются весьма критически, и ребенок гораздо больше знает о том, что они сделали «не так», чем об их достоинствах и заслугах. Претензии матерей к их собственным -- матерям как бы витают в воздухе и настраивают детей на такой же лад. О каком положительном образе матери можно тогда говорить?
Маленький ребенок ближе всего к маме. И потому, именно с неё он БЕРЁТ первый пример – как нужно относиться к людям. Поэтому от того, как мама -- ОТНОСИТСЯ к людям, будет во многом зависеть его отношение -- к ним и к ней самой. Если мать подаёт пример -- ВЕЖЛИВОГО, заботливого, великодушного отношения -- к мужу, к своим родителям, к свекру и свекрови, то уже одно это будет -- НАСТРАИВАТЬ детей -- на ДОБРЫЕ - УВАЖИТЕЛЬНЫЕ отношения к людям… Вот так дети – учатся Уважению и ВЕЖЛИВОСТИ.
Очень ВАЖНО, чтобы о близких, да и о дальних родственниках, ребенок -- СЛЫШАЛ как можно -- больше хорошего – тогда, он БУДЕТ их УВАЖАТЬ и будет с ними поддерживать отношения. А если ваши родственники люди -- Непорядочные, то НЕ НУЖНО их обсуждать -- при ребенке, лучше молчите и ничего не говорите, потом, когда ребенок подрастет, можно будет ему всё объяснить.
Часто мы сами, не замечая, даже в бочку меда -- умудряемся подмешать ложку дегтя. Например, можно по хорошему сказать: «А давай мы к приходу папы уберемся, чтобы сделать ему приятное, он ведь так любит порядок». А можно, говоря про ту же уборку, сказать о папе Плохое, -- что иначе папа -- будет ругаться. И ещё добавить, что он и так приходит с работы злой, а тут -- такой бардак. Ну и как, после этого должен ребенок -- относиться к отцу? Это явное УНИЧТОЖЕНИЕ -- Авторитета отца и приведёт -- к Печальным последствиям для обоих родителей, но в первую очередь – ИСПОРТИТ ребенка.
Также бывает, мать -- ТЕРЯЕТ свой родительский Авторитет -- перед детьми, когда сильно привязывается к ним и начинает жить -- только Интересами детей, ВСЕ им РАЗРЕШАЯ, позволяя им буквально -- сеть на шею и помыкать собой. Вот так дети – становятся ЭГОИСТАМИ. Дети требуют, чтобы мама -- БРОСИЛА домашние дела и занималась -- только ими. При этом они совершенно -- НЕ ЦЕНЯТ ее заботу, не стремятся заботиться о ней и помогать ей, они раздражаются и гневаются на мать -- если их просьбы почему-то встречают отказ. В дошкольном и младшем школьном возрасте -- они пытаются демонстративно завладеть вниманием матери в присутствии третьих лиц, НЕ ДАЮТ поговорить со знакомой на улице или даже с учительницей, тянут за рукав, настаивая на том, чтобы немедленно отправиться домой, кривляются, ноют. Мама-придаток не имеет права даже -- заболеть, устать, расстроиться. Всё это вызывает у детей, ПРИВЫКШИХ к тому, что мама существует только лишь -- для ОБСЛУЖИВАНИЯ их детских нужд, -- недовольство и гнев.
Вот так мать, сама не желая того – ПОРТИТ своих детей, РУШИТ им будущую жизнь, потому что Господь сурово -- НАКАЖЕТ таких дурновоспитанных, неуважительных -- к матери детей – ПЕЧАЛЬНА их судьба… Ибо сказано: Не почитающий мать – ПРОКЛЯТ!
Уважение к родителям – ребёнок ПЕРЕНИМАЕТ от самих родителей, он хорошо видит, а главное – ЧУВСТВУЕТ как ПАПА -- любит маму, и БЕРЕЖНО, с уважением к ней -- ОТНОСИТСЯ, и как – мама тоже с большим уважением – относится к отцу.
Ребёнок – видит, как родители помогают друг другу, ЗАБОТЯТСЯ и о нём и о друг – друге. Ребенок видит, как его родители – С УВАЖЕНИЕМ относятся -- к своим старым родителям, к его бабушке и дедушке, и как о них заботятся – всё это ребенок запоминает, это входит в его Подсознание и остается там навсегда.
Вот – так дети – НАЧИНАЮТ – УВАЖАТЬ и слушаться -- родителей. Родительский Авторитет для детей в этом случае остается -- Незыблем всю их жизнь, поэтому дети и -- НЕ БРОСАЮТ своих родителей, а наоборот, заботятся о них, когда родители состарятся.
Вообще имеет смысл почаще смотреть на себя со стороны и задумываться над тем, как те или иные наши слова и поступки могут быть -- ВОСПРИНЯТЫ детьми, КАКОЙ урок они из них -- ИЗВЛЕКУТ, какую память мы о себе -- ОСТАВИМ. Пройдут годы, дети многое -- поймут и переоценят. Что потом будет рассказывать выросший ребенок о том, как его мать -- относилась к близким?
Ребёнку – очень ВАЖНО видеть и копировать ДОБРЫЙ пример матери -- ПОЧТИТЕЛЬНОЕ обращение матери -- со своим мужем, со своими родителями, со старшими людьми, особенно с престарелыми людьми. К сожалению, сегодня это редко встречается.
Нередко сталкиваешься с тем, что дети – НЕ ЗНАЮТ даже -- Азов КУЛЬТУРНОГО поведения. Старушка уронит что-нибудь на пол и САМА, -- кряхтя, поднимает. А стоящему рядом внуку в голову – НЕ ПРИХОДИТ наклониться, чтобы ей помочь. Не потому, что лень, а просто он – НЕ ВИДИТ дома ПРИМЕРА, когда близкие люди -- ПОМОГАЮТ и заботятся друг о друге, и потому – внук НЕ ЗНАЕТ, как себя -- ведут в такой ситуации.
В одном журнале «Виноград» было напечатано интервью с невесткой, пожелавшей остаться безымянной. По той мудрости, которая сквозит в ее словах да и из самого текста, ясно, что за ее плечами уже довольно долгая жизнь. Но вот она вспоминает первые годы замужества и, признаваясь, что ей очень трудно было привыкать к жизни в доме свекрови, поясняет: «Понимаешь, чужой дом! Что, могу я в чужом доме спать, сколько в мою ленивую плоть влезет?! Да не могу! Свекровь уже встала, она умылась... Так я же моложе, я опередить должна и мужу и ей завтрак подать. Стыдно мне было бы молодой и здоровой женщине лежать, когда старая свекровь там за дверью ходит. Стыдно быть ленивой».
Многие ли современные молодые женщины рассуждают таким образом? А ведь именно такое Традиционное отношение к старшим -- формирует у ребенка ПРАВИЛЬНОЕ понятие об иерархии.
ВОСПИТАНИЕ в детях УВАЖЕНИЯ -- не означает поощрения -- ПОДХАЛИМАЖА, трусости и потакания -- родительскому деспотизму. А то нередко бывает и так, когда пятую Заповедь некоторые недобросовестные люди -- пытаются превратить в этакую дубину, требуя беспрекословного -- Подчинения своей неразумной воле, которая -- противоречит Божиим Заповедям.
В качестве примера можно привести весьма распространенную сейчас ситуацию: бабушка с дедом, «подсевшие на телевизор» -- ОБВИНЯЮТ свою дочь в том, что она -- не выполняет Заповедь об их почитании, поскольку – НЕ РАЗРЕШАЕТ ребенку смотреть широко разрекламированные сериалы, в которых, с их точки зрения, нет ничего плохого и которые они сами с удовольствием смотрят с внучком, взяв его к себе на выходные.
Уважение легче всего воспитать в Культурной обстановке, когда в семье -- друг на друга не кричат, не ругаются, часто говорят «Спасибо» и «Пожалуйста». А если и делают какие-то замечания, то в вежливой тактичной форме, чтобы -- не обидеть. Раньше это было проще, потому что родителей называли -- на «Вы». И даже между супругами было обращение -- по имени-отчеству.
При всей горячей любви сохранялась некая вежливая дистанция, Панибратство –Обращение к человеку на «ТЫ» – считалось -- проявлением БЕСКУЛЬТУРЬЯ.
Необходимо ПРИВИВАТЬ детям -- Культуру общения с малых лет. Грубость, хамство и обращение на «Ты» -- детей по отношению -- к Взрослым людям -- СЛЕДУЕТ ввести в разряд -- ТЯЖКИХ проступков, за которые -- необходимо СТРОГО наказывать.
«Так с родителями не разговаривают. Ты на кого замахиваешься? Это что за тон?» -- сейчас дети нередко не реагируют на подобные реплики, даже когда слышат их от посторонних. А порой смеются в ответ и хамят еще пуще. Но стоит взрослым действительно показать, что шутки кончились, и детская дерзость -- слетает словно шелуха. Как правило, и наказывать-то серьезно не требуется: вполне хватает -- лишения мультиков или прогулок с друзьями. Многие дети сейчас -- ИЗНЕЖЕНЫ, избалованы, ни в чем -- не знают отказа. Значит, и терпеть лишения -- не привыкли.
Когда в семье принято -- подтрунивать и подшучивать друг над другом, легко скатиться -- на Фамильярность. Не нужно так поступать – так как, когда родители Подшучивают друг над другом – то у детей ТЕРЯЕТСЯ уважение к родителям. Поэтому, лучше при детях -- воздерживаться от такого стиля общения, пока дети не станут взрослыми и начнут понимать, что шутки должны быть безобидными, что детям над родителями -- подшучивать НЕЛЬЗЯ и что родителей, при всем их шутливом настрое, все равно -- нужно слушаться и почитать.
Избегайте в своей речи -- уличного ЖАРГОНА и Мата. Это сильно -- ДИСКРЕДИТИРУЕТ взрослых в глазах ребёнка, СТАВИТ их на одну доску -- с недовоспитанными, подростками, которые пытаются продемонстрировать -- свою независимость и глупость.