Но в то же время надо знать, что есть совершенно -- ИСПОРЧЕННЫЕ дети и таких надобно -- УДАЛЯТЬ от нормальных детей, ведь одна паршивая овца – может – все стадо испортить.
Не говорите детям много -- о Христе, о Боге, но молитесь -- Богу о детях. Слова попадают в уши, а часто идут – мимо ушей, а молитва – всегда идет прямо в сердце.
Раскрою вам один секрет. В первый день, когда вы придете в класс, НЕ ПРОВОДИТЕ -- занятий. Просто по доброму ПОБЕСЕДУЙТЕ -- с детьми, слово за слово, вам надо, чтобы дети вас -- приняли и ПРОНИКЛИСЬ к вам – доверием. Будет доверие к вам – БУДУТ и дети с желанием учиться. Будет и дисциплина и порядок в классе.
Обращайтесь с ними с любовью. Вначале не говорите им ничего ни о Боге, ни о душе. Об этом скажете в другой раз, позднее. Но подготовьтесь хорошенько к тому дню, когда вы будете говорить с ними о Боге, и начните, например, так: «Есть одна тема, которая у многих вызывает сомнения. Эта тема -- «Бог». Что вы об этом думаете?». Потом проведите беседу.
В другой день поговорите с ними о том, есть ли душа, спросите, что они об этом думают. Потом расскажите им о зле, с философской точки зрения. Скажите им, что в каждом из нас -- два человека, хороший и плохой. Мы должны заботиться -- о хорошем и развивать его. Ему нужны помощь, доброта, любовь. Мы должны разбудить его, чтобы стать -- порядочными людьми, нужными и полезными обществу.
Вспомните слова: Но не говорите с ними этими словами, а скажите примерно так: «Дети, будьте открыты к образованию, добру и любви. Только любовь все украшает, с ней наша жизнь наполняется и приобретает смысл. Плохой внутренний человек -- ХОЧЕТ лениться и быть равнодушным. Но это делает жизнь – скучной, неинтересной, бессмысленной и некрасивой».
Такое обращение с детьми требует приготовлений. Любовь всегда требует жертв, и часто в жертву -- надо приносить время. Отдавайте первое место своей подготовке, собственному образованию. Тщательно готовьтесь и все говорите детям -- с любовью и с радостью. Показывайте им всю вашу любовь и твердо знайте, чего вы хотите и о чем говорите. Обращение с детьми -- это искусство. Об этом я слышал замечательную историю.
Один учитель был доволен всеми детьми, но страдал, из-за плохого поведения одного ученика и хотел выгнать его из школы. Между тем, в школу пришел новый учитель и взял этот класс. Он собрал сведения об этом ученике и, узнав, что у того страсть к велосипедам, на второй день, войдя в класс, сказал:
- Дети, у меня есть одно огорчение. Я живу далеко, а у меня болят ноги от ходьбы пешком. Я хотел бы добираться на велосипеде, но не умею -- на нем ездить. Может быть, кто-нибудь умеет и мог бы научить меня?
Вскакивает непослушный: - Я, -- говорит, -- научу тебя!
- Ты умеешь? - Да, умею! С этого момента они стали очень хорошими друзьями, так что прежний учитель даже огорчался, видя это. Он почувствовал, что был недостоин уважения мальчика.
Часто случается, что в школе есть сироты. Сиротство -- трудная вещь. Тот, кто лишился своих родителей, особенно в раннем возрасте, становится несчастным на всю жизнь. Но если он приобрел себе в духовные родители Христа и Богородицу, то стал святым. Ведите себя с сиротами с любовью и пониманием, но в первую очередь старайтесь -- соединить их со Христом и Церковью.
НАУЧИТЕ ДЕТЕЙ -- ПРОСИТЬ ПОМОЩИ БОЖЬЕЙ.
Научите детей просить -- помощи Божьей. Лекарство, в котором заключена великая тайна будущего преуспевания детей, -- это смирение. Доверие к Богу дает абсолютную защищенность. Бог -- это все. Нельзя сказать о себе самом: «Я -- это все». Это проявление эгоизма. Господь хочет, чтобы мы вели детей -- к смирению. Ни мы, ни дети НИЧЕГО -- не сможем сделать без смирения. Нужно поощрять детей с осторожностью. Вы не должны говорить ребенку: «У тебя это получится, ты выдающийся, молодой, смелый!..». Этим вы не принесете ребенку пользы – только сильно НАВРЕДИТЕ его душе. Но вы можете научить его молиться. Скажите ему: «Дитя мое, таланты, которые у тебя есть, тебе даровал Господь. Молись, чтобы Господь дал -- тебе силы развить их и преуспеть в них, чтобы Господь дал тебе Свою благодать». Вот идеал: чтобы дети НАУЧИЛИСЬ -- во всех делах просить помощи Божией.
Похвала ПРИНОСИТ -- детям большой вред. Что говорит слово Божие? (Ис. 3, 12). Тот, кто нас хвалит, вводит нас -- в заблуждение и ПОРТИТ -- наш жизненный путь. Как мудры слова Божии! Похвала – РАССЛАБЛЯЕТ человека, ЛИШАЕТ его желания -- РАЗВИВАТЬСЯ, идти дальше и добиваться -- большего, потому ПОХВАЛА -- не подготавливает детей ни к каким трудностям в жизни, и они ВЫРАСТАЮТ -- неприспособленными и в конце концов ТЕРПЯТ -- неудачу, крах.
Теперь мир -- испортился. Маленького ребенка -- всё время, надо и не надо -- ХВАЛЯТ. Говорят: «Не будем ругать его, не будем ему возражать и принуждать его, а будем чаще его хвалить». Однако он к ПОХВАЛАМ -- быстро привыкает и потому НЕ МОЖЕТ должным образом -- СПРАВИТЬСЯ даже с самой маленькой Трудностью. Как только он встречает противостояние, его это -- СОКРУШАЕТ, потому что у него -- нет крепости.
За неуспех детей в жизни в первую очередь -- ответственны родители, а потом уже -- воспитатели и учителя. Они все время -- хвалят детей. Они не ведут их к Духу Божию, наоборот, они ОТЧУЖДАЮТ -- их от Церкви. Когда дети немного подрастают и с таким настроем идут в школу, они ОТХОДЯТ -- от веры, начинают пренебрегать ею, ТЕРЯЮТ -- уважение к Богу, к родителям, ко всем. Они становятся -- неукротимыми, жестокими и безжалостными, не почитают -- ни Бога, ни Церковь. И вот печальный результат: мы ВЫРАСТИЛИ -- эгоистов, а не христиан.