Можно ли по воскресным дням шить?
Воскресенье надо посвятить Господу. Если же нас кто-то просит помочь -- сшить что-нибудь бабушке, больному человеку, -- это уже доброе дело, его и в воскресенье делать -- можно и нужно. Можно старушке забор поправить, грядочки прополоть, полы помыть, убрать... Так помогают ближнему настоящие христиане. А как у нас? С весны до осени все выходные дни и праздники -- на дачах. Это очень плохо. Так мы ставим на первое место -- свою плоть, а не службу Господу, не спасение души.
Почему нельзя работать в праздники? Служил я в селе Красное под Палехом. Как-то приходит ко мне бабушка - соседка и говорит: "Батюшка, пойдемте со мной, я Вам диво покажу". Приводит меня в огород, а дело было летом: "Смотрите: вот эту картошку я в воскресенье -- сажала, а эту на другой день -- в понедельник". Огород ровнехонько как-бы разделен на две половины: на одной половине картофельная ботва высокая, густая, а на другой -- чуть видна, картофель только всходит. "Какую же часть ты в воскресенье сажала?"-- "А вот эту, что едва всходит".-- "Видишь, НЕТ -- Божиего благословения работать в праздники"...
У одного из моих родственников есть сосед. В церковь он не ходит. Богу не молится, в Пасху всегда огород копает, сажает, да посмеивается: "Что, праздничек справляешь, не работаешь?" Родственник говорит: "Да, справляю -- не работаю"-- "А я уже все посадил, все у меня готово"... Он на огороде всегда работает, особенно в церковные праздники и воскресенья. И вот, родственник мне рассказывает...
Колорадский жук зимой уходит в землю, сантиметров на 50, а то и больше, чтоб его морозом не прихватило, а как тепло придет -- жук на поверхность выходит, а как вышел, видит -- никакой зелени -- нет, он с огорода родственника и ПЕРЕЛЕТАЕТ -- на огород соседа, потому что там картошка РАНО -- посажена, уже вылезла из земли. Родственник говорит: "Захожу я к соседу на огород, а у него красным -- красно. Спрашиваю: "Что это у тебя?" - "Вот, колорадский жук -- всю картошку сжирает..." "У нас картошка -- ОГРОМНАЯ вырастает, а у него -- горох, МЕЛКАЯ, да и той немного. Потому что – НЕТ Божиего благословения".
ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ МЫШЕЙ. Митрополит. Антоний Сурожский.
Когда я жил с бабушкой и мамой, у нас в квартире завелись мыши. Они полками бегали, и мы не знали, как от них отделаться. Мышеловки мы не хотели ставить, потому что нам было жалко мышей.
Я вспомнил, что в требнике есть увещевание одного из святых диким зверям. Там начинается со львов, тигров и заканчивается клопами. И я решил попробовать. Сел на койку перед камином, надел епитрахиль, взял книгу и сказал этому святому: «Я ничуть не верю, что из этого что-то получится, но раз ты это написал, ты, значит, верил. Я твои слова скажу, может быть, мышь поверит, а ты молись о том, чтобы это получилось».
Я сел. Вышла мышь. Я ее перекрестил: «Сиди и слушай!» – и прочел молитву. Когда я кончил, перекрестил ее снова: «Теперь иди и скажи другим». И после этого ни одной мыши у нас не было!
ВЕЛИКАЯ ТАЙНА ПРАВОСЛАВИЯ.
(Отрывки -- из известной книги «АРХИЕРЕЙ»)
Весь мир поражен Язвой – Гниением. Ничего нет вечного в этом мире, всё гниет и разрушается, всё подвержено некоей "Язве", разъедающей всё человечество.
Язва проступает на лицах и теле пьяниц, наркоманов, людей больных сифилисом, проституток, преступников и многих других, везде видно её разъедающее действие, слышится смрадный запах её зловония и становится понятно, -- насколько грязен, смраден, гнил и нечист на самом деле человек. Далее, если присмотреться повнимательней и к светскому высшему обществу, не найдете ли вы и здесь под бархатом и шелком, прикрытую белоснежным бельём, Печать всё той же мировой гнилой Язвы. Дорогие курорты и поликлиники полностью заполнены больными из высшего общества. Затем, ведь не один сифилис подкашивает человека. Чума, проказа, тиф, холера, рак, астма, туберкулез... Любой доктор затруднится перечислить вам все существовавшие и теперь существующие болезни.
Язва, разъедающая человечество, многообразна и всеобща. Число жертв её равняется числу людей, живущих на земле. Печать её на каждом человеке. Она и на опухшем лице довольного толстяка, и на бледном, угреватом лице малокровного юноши, и на тоненькой изящной фигурке худосочной девушки. Она на простых людях и монахах, на священниках и на мирянах, на министрах и президентах и на солдатах, на детях и на взрослых. Не существовало ещё и не будет существовать никогда такого человека, на котором бы -- не было печати Язвы, она на всех. - Вот в том-то и беда наша, что мы не видим этого. Пораженные Язвой наши чувства, которыми мы познаем внешний мир, притупились. Мы не видим Язвы, мы не слышим её смрада... Только тогда, когда человек сляжет на смертный одр и испустит свой последний вздох, когда Язва охватит, проступит, разъест и разложит человека окончательно, когда превратит она его в то, что мы называем трупом, только тогда наши отупевшие органы чувств прозревают Язву человека, и мы бежим от него, затыкая нос от страшного, смрадного трупного запаха... Да! Только тогда мы чувствуем запах Смерти... Запах Язвы, запах Смерти многообразен, как многообразна сама Язва, но в сущности-то он один и тот же. С этим запахом каждый человек рождается в свет.
Акушеркам и докторам хорошо известен запах от роженицы и от новорожденного на свет ребёнка. С запахом Язвы человек ходит -- всю свою жизнь... Вы не слышите от меня этого запаха? И от многих тоже не услышите. Почему? Потому, что ежедневными умываниями, обливанием, чисткой зубов, купанием, банями, обтираниями, стиркой и проветриванием одежды и тела свежим воздухом или солнечными лучами, затем втираниями душистых мазей, ароматом духов и разных изделий парфюмерии, люди добиваются того, что заглушают природный запах своего тела, или, вернее, этой именно Язвы. Потому и не замечают её.
Да! Человек смердит... Возьмите самых здоровых, чистых людей, человек десять, продержите несколько времени в маленькой комнате, и вы увидите, как эти чистые люди своим дыханием, испарениями и излучениями своего тела -- Испортят воздух... Продержите их подольше, и от душного, тяжёлого, смрадного воздуха вы начнёте задыхаться. Или возьмите любую обладательницу чистого, белого, румяного девственного тела; Отберите от неё всю парфюмерию. Пусть она месяца три-четыре не моется, не меняет белья, не ходит в баню, не купается и так далее. И вы услышите от неё всё тот же тяжелый гнилой запах Язвы... Человек живет в атмосфере "Язвы". Ею он дышит. Её запахом смердит его дыхание.
Вы знаете, как -- ПАХНЕТ у людей изо рта? Вы отличите этот запах -- от множества других, у некоторых он настолько – СМРАДЕН и отвратителен, что даже нарушает -- любовное, согласное сожительство супругов.
Обширно царство Язвы, и не только человек раб её. Болеет, гниёт, разлагается, тлеет и смердит не одно человечество. Тому же подвержены и звери, птицы, и насекомые. "Вся тварь, - по слову апостола Павла, стенает и мучается" (Рим. 8, 22). И всё от той же Язвы. Её печать и на неодушевленной природе. Смердит порой воздух, смердит и гниёт вода, тлеют и разлагаются растения и, разлагаясь, меняют аромат цветов на запах плесени и гнили. Это всё тот же Смертный запах всё той же Язвы. Она вселенская... Она в земле и на земле, она всюду.
Представьте себе все произведения человеческого духа, приглядитесь внимательно, и вы заметите на них тоже печать "Язвы". И в этой сфере она тоже всё душит, мертвит и разлагает. Тут она ещё более многообразна и бесчисленна, но так же мало исследована.
Прозревая ее, апостол Иоанн говорит: "Всё в мире похоть плоти, похоть очес и гордость житейская" (Ин. 2, 16). Она является -- причиной внезапного упадка таланта у писателей. Она виновница -- неудачного правления правителей. Она враг -- всякой радости и счастья. Все пессимисты в мире, в сущности, -- больные люди отравленные этой язвой. Их мрачные теории суть поражения Язвой их душ, разума и сердец. Если получше послушаете какую-нибудь музыкальную пьесу, и после нее вам станет тоскливо, грустно, или вы ощутите в себе какое-то смутное чувство неудовлетворенности, знайте, что это печать "Язвы", наложенной на пьесу её автором, пораженным уже "Язвой". Тоскливая, заунывная песня русского мужика – это результат постоянного недоедания и частых голодовок с их спутниками - всякими болезнями – это тоже печать всё той же Язвы.
То же в литературе и искусствах... Преступники-рецидивисты -- дети родителей, изъеденных всё той же Язвой, которая поразила и извратила, ИСПОРТИЛА -- их разум и души. Тут действует один из её бесчисленных ядов, которыми она -- терзает человечество. Этот яд известен под названием Алкоголя, а есть еще: Табак, Наркотики и таких ядов, УБИВАЮЩИХ в человеке -- ЖИЗНЬ, много. И все они -- всё та же "Язва"...
"Язвой" поражен самый родник бытия. Здоровый инстинкт размножения -- Заповедь "Плодитесь и размножайтесь" -- положенный в основу счастья семейной жизни, изъеден "Язвой". И семейная жизнь обратилась для человека в ад. Тут работа "язвы" наиболее планомерна. Тут, например, если в предыдущих поколениях прадедов, дедов и отцов поражена была преимущественно физическая, телесная природа, в последующих поколениях отцов, сынов и внуков следуют аборты и выкидыши, недоноски, а иногда и совсем иссякает родник: получаются -- бездетные родители. Если же в предыдущих поколениях поражаема была преимущественно духовная сторона, -- то получаются неврастеники, психопаты, сумасшедшие, эпилептики, маньяки, идиоты, дебилы, уроды,
Как имя этой "Язве"? - Имени ей нет. Она известна людям под тысячами названий, но имени, которое определяло бы её сущность, нет. Её проявление в человеке люди называют -- Болезнями, пороком. Ее переживание -- страданиями, мучением, слезами, горем, воплями и стонами людей. Продукт работы её в мире зовут -- Нечистотою, гноем, тиной, гнилью, скверной. Отражение на экономической жизни человека -- Нищетой и беднотой. Присутствие её в воздухе, воде и пище зовется -- ЗАРАЗОЙ, ядом, вообще тем, что ВРЕДНО человеку.
В сфере деятельности мыслей, чувств и воли человека её проявления зовутся грехами, нечестием, заблуждением, беззаконием, преступлением, ошибками и в переносном смысле - мраком, тенью, смертной, мертвой спячкой. Цель её работы -- УНИЧТОЖЕНИЕ всего живущего на свете и окончательное распадение, разложение Вселенной. Результат её работы в людях и животных наименован Вырождением, а последний акт этой работы люди назвали -- Смертью. Сама же она остается безымянной. Может быть, будущие поколения людей проникнут в тайну "Язвы", постигнут её сущность и дадут ей имя, а пока, сегодня люди называют её словом: Зло.
С этим великим злом Язвой -- борются во всеоружии науки доктора. Бой идет с ним по всей земле. В каждом городе, а теперь почти и во всех селах имеются склады оружия -- аптеки. Больницы, клиники, госпитали - главная арена боя. Борются с ним правители, законодатели, судьи, философы, ученые и писатели, художники, поэты. Есть тысячи и миллионы рядовых борцов, сплотившихся в кружки, общины, братства. Существует целая армия спасения... Спасут ли они человечество от этого врага? Ответить на это можете и вы, и всякий человек, если обратите внимание на то, каким оружием борются люди с этим врагом.
У правителя и судьи орудие борьбы -- Закон. Он говорит человеку: "Не делай этого, а делай то-то и то-то". И когда человек делает не то, что велит закон, он карает, бьёт и вяжет человека. Но в результате измученные и избитые законом люди кричат одно ему в ответ: "И рады делать, но не можем".
Из всех законов наилучший -- Закон, данный Богом, но и этим законом только "Познается грех" (Рим. 3, 20), то есть если человек поражен "Язвой" уже настолько, что собственная совесть ему уже не может указать, что есть в нём дурного и хорошего, что есть Зло и что -- Добро, то тогда является ему на помощь писаный Закон, который человек может прочитать и из прочитанного узнать, что -- есть Зло, и что -- Добро.
Но и об этом законе апостол Павел сказал, что он "Бессилен, будучи ослаблен плотью" (Рим. 8, 3), то есть "Язва" уже настолько разъела человека, что он уже – НЕ МОЖЕТ делать того, что требует от него Божий Закон. И тот же апостол о себе сказал: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, -- делаю" (Рим. 7, 19)... Это было сказано почти две тысячи лет тому назад, но только теперь, да и то не вполне, общество сознало, что все преступники, в сущности, больные люди.
Философы, ученые, мудрецы пытались проникнуть в тайну Язвы, постичь врага и открыть глаза человеку. Это разведчики на поле битвы. Но тщетны их усилия. Пораженный Язвой ум человеческий скоро устаёт в борьбе и часто заблуждается, повторяя в новой форме свои прежние ошибки. Да если бы ему и удалось узнать врага, он услыхал бы от человечества один ответ: "Мало знать врага: нужно уметь и победить его". Что делают писатели, художники, поэты? Это -- вдохновители борцов.
Прозревая царство Язвы, они видят, что душно, смрадно стало на земле, что человек задыхается в атмосфере Язвы, и, чтобы спасти его, рисуют ему идеалы новой жизни, иного бытия из царства света, истины, любви, свободы, будят и манят к этим идеалам человечество, но Обезволенные люди, просыпаясь на минуты от мертвой спячки, могут лишь сознавать, как глубоко засосало их болото Язвы и, чувствуя своё бессилие, отвечают всё одним и тем же словом: "Не можем". Сколько ни вдохновляй солдата на войне, он не возьмёт ружья и не сможет стрелять, -- если у него обе руки в параличе...
Человек выступил на борьбу с царством Язвы. С развитием науки у него явилось сознание возможности не только вести борьбу, но и одержать победу. Пошли разговоры о "Живой воде", о "Жизненном эликсире" и так далее. Юные пионеры естественных наук с пылом брались за спасение человека и горячо убеждали его, что это вполне возможно, и если они сейчас этого не могут сделать, то только потому, что наука ещё не развита, что природа ещё не изучена, но с развитием науки какой-нибудь гений несомненно преподнесет человечеству что-то такое, вроде Живой воды, что даст одряхлевшему, обессиленному человеку – новые Жизненные силы, и человечество заблещет могущественным здоровьем, красотой, разумом и станет бессмертным.
Когда в науке стал преобладать экспериментальный метод, то тогда она отказалась от своих утопий и поняла – что всё, что она может сделать для человека, это – только лишь -- ПОДДЕРЖАТЬ жизнь в человеке. А самой жизни она дать -- не может, не способна.
Человек РОДИТСЯ с определённым -- ЗАПАСОМ Жизненных Сил, который и РАСХОДУЕТ на протяжении -- своей жизни. Израсходует человек все свои ЖИЗНЕННЫЕ Силы -- и УМИРАЕТ. Он может их РАСТРАТИТЬ -- быстро и погибнуть во цвете лет или даже не успевши расцвесть, но может, относясь к ним экономно, бережливо, -- ПРОДЛИТЬ свой век. Вот тут-то и может оказать ему существенную пользу медицина. Соблюдая правила гигиены и пользуясь успехами гигиены и услугами фармакологии, человек отстраняет от себя то, что губит его силы, и тем увеличивает срок своего пребывания на земле. Имеется у вас, допустим, шуба. Вы можете предохранить ее от моли, бережно её носить, своевременно зашить расползающийся шов, положить заплату на дыру и проносить ее, таким образом, всю свою жизнь и даже передать в наследство сыну. Но износившуюся в конце концов шубу вы – НЕ СМОЖЕТЕ сделать новой, и ничего не сможете вы сделать для того, чтобы ваша шуба не изнашивалась, а, наоборот, с каждым годом - становилась всё крепче и новее. Точь-в-точь то же и в медицине: вся работа докторов, в сущности, есть не что иное, как предохранение от моли и накладывание швов и заплат на ветшающую телесную оболочку человеческого духа. В битве с "Язвой" эти борцы отстаивают человека, выхватывают на время из её когтей жертвы, но сама "Язва" остается -- неуязвимой. И человечество ветшает всё более и более.
Так вот, постепенно догорала и жизнь в человечестве, -- по Библейскому сказанию, жизнь первых поколений людей -- измерялась сотнями лет: многие из них немного не дотягивали до полной тысячи лет жизни. Человек тогда был -- здоров и ЖИВУЧ. Этому не противоречат и естественные науки. Царство "Язвы", очевидно, тогда было необширно и несильно. Но вот уже во времена Ноя жизнь людей сократилась до 120 лет. Это был максимальный срок жизни человека. Царство "Язвы" распространилось, стало могучим, и засмердела вся земля.
Вселенной -- угрожала гибель. Рушилось -- всё живое, растлевалось. Жизненные силы оскудевали. Люди стали -- Вырождаться. Венец творения, царь природы, человек -- это чудное существо, происшедшее от соединения двух могучих начал -- материи и духа, -- постепенно опустился до уровня животного и мог выродиться и исчезнуть, как выродились и исчезли, например, на земле мамонты... Когда где-нибудь появится холера, стремятся скорее уничтожить заразу. Сжигают постель, одежду, вещи, оставшиеся от больных, проветривают помещение, чистят, моют. Огнем, водой и всякими химическими средствами стараются уничтожить носителей заразы...