Как правильно питаться во время Поста? Можно ли есть пряники, печенье, постное масло?
Некоторые рассуждают так: сало в Пост есть можно, оно растительное, потому что растет на свинье, можно и творожок -- он же постненький, нежирный...
Есть пища скоромная, есть постная и "вроде постная". Когда пища "вроде постная", лучше ее не есть.
Можно ли принимать пишу в то время, когда идет служба в храме, если я по какой-то причине осталась дома? Все православные христиане знают, что Христос был распят в 12 часов дня, до обеда они не едят. Но тому, кто физически много трудится, для поддержания сил, не страстей, а физических сил, вкусить раньше можно. Надо всегда есть так, чтобы оставалось -- место для молитвы.
Но при этом не надо надеяться на свои силы, быть самоуверенным. Нас спасает только Господь. Один суд Божий, другой суд человеческий, а мы не знаем, спасаемся мы или нет. Святые отцы, когда жили, день и ночь рыдали, хотя и достигли совершенства, но не были уверены в спасении. Не было гордыни, надежда была только на Господа.
Однажды один святой пролетал мытарства, и бесы ему вслед кричали: "Ну все, ты уже спасся". -- "Нет, - отвечал подвижник, -- я еще нуждаюсь в спасении". Когда он был уже у Царских врат, они ему крикнули: "Теперь ты уже спасся". -- "Да, по милости Божией", -- отвечал он; на себя он не надеялся.
ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ.
Архимандрит Петр (Кучер)
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры!
Сегодня по церковной традиции в Воскресенье накануне Великого Поста происходит Чин прощения, который по своему содержанию очень Благодатный и помогает нам удержаться -- от Греха. При этом будут читаться две молитвы -- о призывании Благодати и помощи Божией -- на прохождение Великого Поста, они чрезвычайно ВАЖНЫ, ибо без них Пост проходит -- «Через пень -- колоду» или «абы как». А если прослушаем внимательно эти молитвы, то получится всё ладно и хорошо, сойдет Благодать Господа нашего Иисуса Христа на нас, молящихся, и просящих Его помощи в Посту.Ибо человек без памощи Господа – НЕ МОЖЕТ ничего.
Мы уже неоднократно слышали толкование смысла Великого Поста, который пишется с большой буквы, потому что само понятие Пост -- это не просто воздержание от пищи или вегетарианство. Когда я служил в армии, у нас, например, в пятницу -- не давали мяса, и называлось это «вегетарианский день». Вот мы, нынешние православные, равняемся по армии и думаем, как мусульмане: если я не съел барана до вечера или не выпил бутылку водки, значит, я попостился. Но это не так.
Великий Пост называется -- Великим по своему Нравственному значению для Спасения души, в это время с помощью воздержания -- Преображается наша душа, чтобы потом на Пасху она БЫЛА -- СПОСОБНА с радостью воспринять Благодать Духа Святаго. Хозяйка на кухне, прежде чем приготовить пищу, а потом подать её на стол, -- МОЕТ грязную посуду. Так и нам для того, чтобы была подана пища -- с Неба в наше сердце, надо -- ОЧИСТИТЬ и помыть сердце -- от всякого Зла и от всякой Неправды – Лжи и гордости.
В конце Поста надо сделаться не просто тощим, изголодавшимся, а – Незлобивым и Добрым.Мы неправильно понимаем слово «Пост», думаем, что это только голодание, отказ от скоромной пищи или от лакомств. Но вы и сами знаете, что бесы вообще никогда – НЕ ЕДЯТ. Существовали они ещё задолго до сотворения Богом видимого мира и человека, никогда они -- не вкушали пищи и не пили воды, а вот нас с радостью -- УГОЩАЮТ и мясом, колбасами, салом и конфетами, и страстями: Всё ешь, пей, абы только в Царство Небесное – НЕ ПОПАЛ. Видите, какие они – добрые и «Щедрые»!И что же вы думаете, они до сих пор – так и остаются бесами. Стало быть, само по себе невкушение -- скоромной пищи или голодание НЕ ДЕЛАЕТ -- нас святыми, это лишь средство, одно из условий, чтобы стать -- незлобивым и ангелоподобным.
К одному святому зашел переночевать монах, а дело было Великим Постом, когда подвижник не готовил себе пищи и почти ничего не вкушал. Но путника угостить и накормить надо. Что же делать? И вспомнил святой старец, что у него есть сало, он его и поставил на стол в Великий Пост и стал угощать не какого-нибудь мирянина, а монаха! Тому ничего не оставалось делать -- он был очень голодным и уставшим с дороги, пришлось -- смириться и есть. Но сколько ел, столько про себя и недовольно ворчал и осуждал: «Какой же это подвижник, что благословил меня в строгий Пост есть сало! Знал бы -- не зашёл к нему».
Святому по Божиему произволению были открыты помыслы этого монаха, и он без тени смущения и укоризны ответил ему: «Я не скоромной пищей тебя накормил, а любовью и состраданием, -- спас тебе жизнь. А если бы ты ещё два-три дня прошёл и от голода умер, это было -- бы правильно?»
Видите как: накормил любовью, проявил Высшую степень Божественной добродетели! В нашей невоздержанности виновато -- не мясо и сало, а наша мерзкая -- непослушная Богу человеческая воля.
От нас ТРЕБУЕТСЯ -- не Голодание, а доброе -- ДУХОВНОЕ обновление, нужно, чтобы мы довели свою душу до -- Ангельского ДОБРЕЙШЕГО состояния. Это значит, что нужно быть -- ДОБРЫМ, любящим, спокойным и верующим.
Самое главное -- Вера, а всё остальное приложится! А у нас как получается: постится, голодает человек и пояс уже затянул до спины, а только ткни его или скажи, что он такой-сякой, и он тебе так ГРУБО ответит или просто со злобой и обидой подумает о тебе, что мало не покажется.