Архимандрит. Нектарий (Антонопулос)
Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим: прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему.(Лк. 15,17-20)
Что есть покаяние, а что таковым не является.
Отцы Церкви называют Покаяние "вторым Крещением", "обновлением Крещения". Через Таинство Крещения мы входим в Церковь, вступаем на путь, ведущий к Царствию Божию.
Благодаря второму Крещению - ПОКАЯНИЮ -- человек может слезами раскаяния омыться от греха, восстать от своего падения, исцелиться от ран и продолжить -- путь к Богу. К сожалению, немногие знают, что есть покаяние, каков его глубочайший смысл, в чем нужно каяться. Покаяние не является некой юридической процедурой, которая освобождает человека от вины. Это не формальная исповедь, которую человек зачастую позволяет себе перед великими праздниками. Путь, пройденный блудным сыном, свидетельствует совсем об ином.
Само слово "Покаяние" означает – полное ИЗМЕНЕНИЕ человека, его -- ВОЗРОЖДЕНИЕ, изменение образа мыслей, ПРЕКРАЩЕНИЕ – Греховной жизни, ПЕРЕМЕНУ жизни, отрицание -- Греха всем сердцем. Стремление – к Богу, к Добру и делание Добрых дел.
Другими словами, мы должны ОСОЗНАТЬ всем своим существом, должны -- хорошенько ПОНЯТЬ, что путь греха, по которому мы шли, -- ВЕДЕТ только к ПОГИБЕЛИ. Нам нужно понять, что мы оказались в каком-то гибельном болоте, далеко от родного дома. Нам следует остановиться и сказать себе: "Куда мы идем? Это же безумие! У нашего Отца роскошный дворец, где всё радует глаз, а мы сидим в трясине!" Мы должны найти в себе твердую решимость вернуться в отцовский дом, в объятия Бога Отца и своих собратьев. И просто начать жить честно и по доброму!
Для того, чтобы Покаяние было истинным, нужно, чтобы оно СОВЕРШИЛОСЬ -- на деле, на наших поступках и словах – в нашей жизни.
Священномученик Косьма Этолийский говорит: "Даже если тебя простили все духовники, патриархи, архиереи и весь мир, -- ты всё равно НЕ БУДЕШЬ прощён Господом, если ЧЕСТНО -- не покаешься на деле, если действительно – НЕ ИСПРАВИШЬСЯ и не станешь честным и добрым человеком". То есть, если мы не удалимся от греха и не изменим свою жизнь, наше покаяние не будет истинным. Оно даже не является покаянием в полном смысле слова.
Многие люди с готовностью подходят к духовнику, удрученные тяжестью психологических и других проблем. Они исповедуются со слезами и дают обещания, что больше не вернутся к греху, что изменят свою жизнь и т. д. Но насколько глубоко такого рода покаяние? Оно не должно ограничиваться взрывом эмоций. Эмоции здесь не помощники – нужно здравое, разумное рассуждение и твердая решимость – ПОЛОЖИТЬ начало Благое – НАЧАТЬ жить Благочестиво!Требуется время, труд, наша старательность и усердие и навык в добродетели, и постоянная, каждодневная борьба со грехом при содействии Благодати Божией. При этом покаяние осуществляется подспудно, тайным образом, в душе человека. Подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит... (Мк. 4,26-28).
Как мы уже сказали, покаяние НЕВОЗМОЖНО -- без Благодати Божией. Сам человек, БЕЗ помощи Божией – покаяться по настоящему – НЕ МОЖЕТ!Человек, пребывая во тьме Греха, не понимая, насколько прекрасна жизнь в Боге, -- не может ощутить разницы между Греховной жизнью мира и святой жизнью Церкви. Только, когда Благодать Божия всеет в его сердце семя Божественной любви, он сможет увидеть свою духовную несостоятельность. Солнечный свет, проникая в темноту, освещает всё.
Так и Благодать Божия -- ОТКРЫВАЕТ нам опустошенность наших душ, обнажает наши Страсти, наши Грехи. Потому все святые так усиленно -- ПРОСИЛИ Бога: "Даруй мне Покаяние всецелое". Ибо они ЗНАЛИ, что если Бог Помилует человека – тогда Он Дарует человеку настоящее -- Покаяние! Истинное покаяние -- путь, ведущий в Царствие Божие!
Что такое Исповедь?
Если Покаяние, то есть чувство раскаяния и неприятия греха, является как бы вступлением в Таинство, то исповедь, а именно исповедание грехов перед духовником, -- это само Таинство. Как по поводу покаяния, так и по поводу исповеди существуют некоторые заблуждения.
Например, многие люди считают, что Исповедь -- это нечто вроде обычной беседы, в которой обсуждаются наши грехи.Но какое, однако, отношение имеет это вообще к Таинству Покаяния?
Если мы попытаемся проанализировать, что подвигает многих из нас к Исповеди, то выяснится, что одни при этом СТРЕМЯТСЯ -- получить облегчение от чувства Вины; других гонит к священнику -- СТРАХ перед "Наказанием Божиим"; третьи -- приходят не с целью, собственно, покаяться и с решимостью начать жить по новому – Благочестиво, а только для того, чтобы -- Причаститься. Однако всё это – является обычным грехом.
Исповедь, говоря иными словами, -- это ОЧИЩЕНИЕ души от Яда. Если яд попадает в организм, то нет другого способа выжить, как очистить желудок. Также и исповедь: мы должны изгнать из себя яд греха, иначе мы обречены. Мы должны себя полностью очистить от греха и начать жить честно.
Можно привести и другой образ. Подобно тому как больной человек показывает свои язвы врачу, описывает свою боль, беспокойство, ничего не скрывая, так же и мы поступаем на исповеди. Мы обнажаем свою душу, открываем свои ссадины, ушибы, признаем поставленный нам диагноз. Если ничего этого не происходит, то мы уйдем, не имея шансов когда-либо исцелиться. Язвы увеличатся, разложение и гниение будет прогрессировать, заражение основательно подорвет наше здоровье и приведет к смерти.
Из всего этого следует, что не Богу нужна наша исповедь, а мы нуждаемся в ней! Не нужно думать, что, исповедуясь, мы как бы оказываем некую услугу Богу. Всё совсем не так, однако Он, как попечительный Отец, терпеливо, с неиссякаемой любовью ждет нашего обращения.
Неужели непонятно – Господь нам, всем людям на земле -- ДАРОВАЛ, только вдумайтесь в эти слова – ВЕЛИЧАЙШУЮ МИЛОСТЬ – ПРОЩЕНИЯ НАШИХ ГРЕХОВ! Поймите, -- наших с вами Грехов! Это мы -- согрешили, это МЫ -- ВИНОВАТЫ перед БОГОМ и людьми! А не Бог перед нами! Где наша совесть?!
И потом – постарайтесь ОСОЗНАТЬ – самый Страшный ПРИГОВОР какой только возможен быть на свете – Бог, видя нашу Ложь -- может нас НЕ ПРОСТИТЬ!
И тогда – можете про всё ЗАБЫТЬ! Если Бог вас не простит и оставит – вам больше нигде и никогда – НЕ БУДЕТ ничего доброго на земле! Если здесь, на земле, с вами не случится нежданной, внезапной беды, тяжкой болезни или других скорбей – то будьте готовы -- к Вечным страданиям!
Есть хитрые, лукавые люди, которые приспособились, как говорят, -- иметь "Две двери". У них есть -- постоянный духовник, но когда -- СОВЕРШАЕТСЯ что-то особо тяжкое, то от Стыда, а также из желания, чтобы старый духовник – НЕ УЗНАЛ их с дурной стороны, а также из -- не желания или упорства – ЧЕСТНО исповедовать и отказываться от своих Грехов -- они ИЗБЕГАЮТ исповедоваться своему батюшке и тогда -- идут к кому-то другому, кто их -- не знает. Которому они просто – СДАДУТ эти тяжкие Грехи и могут потом -- снова их спокойно совершать до следующей исповеди.
Такое Лукавое поведение, является глубоко Греховным. Оно показывает, насколько мы далеки от истинного Покаяния. Напрасно такие лживые люди идут на исповедь – это Грех и добра не будет! Бог сурово наказывает всех таких лживых людей!
Нужно стремиться к тому, чтобы иметь -- одного духовника, тогда наш путь будет Безопаснее. Конечно, в жизни бывают ситуации, когда приходится -- Менять священника, но для этого должны быть -- СЕРЬЁЗНЫЕ причины. Главная причина для этого – священник является – Непорядочным, грубым, равнодушным, корыстным, властолюбивым человеком – тогда от такого надо уходить. Учитесь – разбираться в людях.
Также в жизни бывает, что приходится идти к другому священнику на Исповедь из-за отсутствия или болезни вашего духовника – в этом случае, главное надо -- ПОНИМАТЬ всегда, что вы Исповедуетесь не священнику, а Самому Господу. Господь -- слышит ваше Покаяние! И если вы ЧЕСТНО исповедуетесь – то Бог вас Прощает! Если вы Лжете – Господь вас – не прощает и Оставляет.
Подготовка к Исповеди
Поскольку среди христиан господствует неведение во многих вопросах нашей веры, то в покаянии и исповеди, еще раз подчеркнём это, невежество и легкомыслие проявляются в высочайшей степени. Большинство приступают к Исповеди абсолютно -- НЕГОТОВЫМИ, предпочитают, чтобы священник сам – СПРАШИВАЛ их -- о грехах, словно Церковь -- это следственный орган, а священник -- оракул, который призван -- гадать о наших грехах.
Есть и другая крайность -- когда люди приступают к Исповеди, чтобы сказать, что у них нет -- никаких грехов, или чтобы рассказать, какие они "Хорошие" и сколько совершили добрых дел. Это показывает, что в данном случае не было -- ни самоанализа, ни приготовления к исповеди и что мы, конечно, очень далеки от процесса самопознания, необходимого для христианина. В душе гнездится какой-то страх: мы боимся увидеть свое истинное "я", стараемся спрятаться не только от Бога, от людей, но и от самих себя. Нам кажется, что если мы признаемся в своих грехах, то Бог неминуемо покарает нас, а окружающие отвергнут. Приходится надевать тогу благочестивого христианина, - а что может быть хуже такого самооправдания?!
Но если мы внимательно прочитаем Евангелие, то увидим, что Иисус осудил не грешника, а грех. Со всеми грешниками, которые к Нему подходили, Он говорил с расположением и сочувствием, даже если они во многих случаях не проявляли раскаяния (Закхей, самарянка, блудница и т.д.).
Только одну разновидность грешников Бог осудил, причем довольно сурово, -- это Лицемеров, -- Хитрых, лукавых людей НАДЕВШИХ личину праведников, -- Грех, столь распространенный среди -- "Хороших" людей и "Хороших" детей.
Бог не требует, чтобы мы были безгрешными, потому что Ему ведома наша человеческая немощь, наши несовершенства. Единственное, что от нас требуется, -- это чтобы мы -- ОСОЗНАЛИ нашу Греховность, чтобы мы постоянно устремлялись на путь Покаяния. В этой связи стоит обратить внимание на следующее. Многие христиане проявляют некую нервозность, которую можно назвать "страстью к совершенству", что на самом деле никак не связано с подлинным стремлением к совершенству, которое, несомненно, является благим побуждением. "Страсть к совершенству" на самом деле не приводит к совершенству, она просто не дает возможности человеку терпеть собственное несовершенство. Другими словами, нам, конечно же, следует стремиться к совершенству, но когда мы мучаемся и не можем уснуть оттого, что мы, оказывается, еще несовершенны, то следует понять, что это -- ужасный недуг гордости, который особенно мучителен для "благочестивых".