Обиды, наносимые ближним. Под обидой надо разуметь не только то, что сердит человека, но ещё более то, что НАНОСИТ -- ему ВРЕД, и более всего ВРЕД -- его душе.

Мы причиняем обиды ближним, когда СОВЕТУЕМ -- им что-либо -- дурное, порочное;когда ОСМЕИВАЕМ -- их ДОБРЫЕ качества: ЦЕЛОМУДРИЕ или стыдливость, ПОСЛУШАНИЕ -- родителям, ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ -- на службе или в учении. Поступая так, мы делаем -- себя еще более тяжкими грешниками пред Богом, чем воры и грабители. Но еще более преступны те, которые СОБЛАЗНЯЮТ -- невинного на грех, употребляя для этого усилия, иногда продолжительные.

Когда всеваем в сердца ближних -- сомнения в вере,ОСМЕИВАЕМ -- их благочестие, ОТВОРАЧИВАЕМ -- от молитвы и храма, СЕЕМ раздоры -- между братьями, супругами, сослуживцами или товарищами. Все поступающие подобным образом суть помощники и слуги диавола, который получает над ними сильную власть, ибо они сами отдали себя -- в послушание его воле.

Такова же клевета -- на ближних в беседах с людьми и в печати,а также осуждение без уверенности в том, что ближние действительно виновны.

Грех против ближнего -- ненависть, злорадство вместо сострадания.Этот грех подобен человекоубийству (1 Ин. 3,15).

Злопамятство,даже если оно и не выражается в мстительности. Оно ни во что вменяет наши молитвы, по слову Господа (Мк. 11, 24-26), и показывает, что сердце наше исполнено всякого самолюбия и самооправдания.

Грехом против ближних является и НЕПОСЛУШАНИЕ -- в семье, в школе или на службе.С непослушания начался грех во вселенной; за непослушанием следуют множество новых зол: леность, обман, дерзость против родителей или начальников, искание чувственных наслаждений, воровство, отвержение страха Божия, грабежи и убийства, отвержение самой веры.

Злые чувства -- непослушания, а особенно злопамятства и злорадства вырастают в той душе, которая любит -- осуждать. Вместе с привычкой без нужды осуждать людей в нас развивается услаждение -- недостатками ближних, а затем НЕЖЕЛАНИЕ -- признать в них что-то доброе, а отсюда уже близко и до злорадства, и до злопамятства.

ГРЕХИ ПРОТИВ -- СОБСТВЕННОЙ ДУШИ.

Мы оказываемся и недостойными хозяевами собственной души,которую нам дал Бог, чтобы сделать ее способною для служения Ему и ближним. Душа, покорившаяся Богу, всегда недовольна собою и укоряет себя, кроме прямых нарушений заповедей Божиих, за неусердное исполнение их.

Грех -- ЛЕНОСТИ.Мы стараемся идти в ту церковь, где раньше кончится служба, сокращаем молитвы, ленимся посещать больных или тюрьмы, по заповеди Божией, не заботимся о благотворении, милости и служении ближним - словом, ленимся "работать Господу" - самоотверженно, бескорыстно. Любим заниматься -- празднословием, когда время работать, любим посещать дома, где нет ничего ни полезного, ни отрадного для души, чтобы только - убить время, вместо того чтобы с пользой занять его.

От празднословия образуется привычка -- лгать, не заботиться -- о правде,а говорить то, что приятно слуху. И это совсем не маловажное дело: все скверные дела на свете приправляются ложью и клеветой. Недаром сатана называется отцом лжи.

От привычки лгать рождается -- лесть.В обществе людей стало обычным это орудие всяческих земных стяжаний.

Противоположный лести грех -- ПРИВЫЧКА ругаться,которая столь распространена теперь, особенно среди молодежи. От ругательных слов грубеет душа и оскорбляются собеседники. Особенно Господь гневается на тех, которые называют ближних именами нечистой силы. Не станет говорить таких слов христианин, который дорожит своим спасением.

Грех -- НЕТЕРПЕНИЯ.В нем имеет причину добрая половина наших ссор и огорчений в семье, на службе, в обществе, происходящих оттого, что мы не постарались сдержать на несколько минут чувства раздражения на чью-то неосторожность или неисправность, или на причиненную нам обиду. Подвиг терпения необходим и для соблюдения постов, за нарушение которых христианин отлучается соборами на два года от святого причащения; соблюдение же их есть лучший способ обуздывать страсти, стяжевать добродетели и приобретать расположение к молитве и духовному чтению.

Согласно святоотеческому учению, всякий грех ЛИШАЕТ человека -- благодати Божией, делает его -- чуждым Богу, и -- как следствие этого отчуждения -- ЛИШАЕТ жизни духовной. Исцелиться же от греховной смерти можно только -- ПРИНЕСЯ искреннее Покаяние.

Покаяние -- это не просто раскаяние в отдельных греховных поступках, но -- ОТВЕРЖЕНИЕ своей прежней ГРЕХОВНОЙ жизни, построенной на началах самолюбия и самоугодия, и избрание жизни "по Богу", по воле Божией, в делании Заповедей Божиих.

Истинная христианская жизнь начинается -- с Покаяния и вся должна быть проникнута покаянным -- НАСТРОЕНИЕМ. Никакие врачевства против греховных недугов недейственны и бесполезны, если они не растворены -- Покаянием. Всякому человеку, ищущему спасения, найти этот многотрудный и болезненный путь есть единое на потребу.

"Путь покаяния... освящен учением Святого Духа, сияющим из Священного Писания и писаний отеческих... - пишет святитель Игнатий Брянчанинов. - На пути покаяния вы не найдете довольства собою. Смотря в себя, вы не найдете ничего льстящего вашему самомнению. Вас будут утешать ваш плач и ваши слезы, утешением вашим будет легкость и свобода совести. Таков жребий и удел, отделенный Богом для тех, которых Он избрал в духовное, истинное служение Себе" (из письма).

Но существуют греховные болезни души, связанные с ложными воззрениями на благочестие и на жизнь вообще, которые препятствуют покаянию и тем ставят человека, по существу дела, вне Церкви, вне общества спасающихся. Это суть следующие.

Неверие и маловерие. Неверие -- это сознательное упорное отвержение истин веры. Следует отличать действительное неверие и сомнение от мнимого и кажущегося, которое часто бывает от мнительности. Грехом неверия или маловерия является также сомнение в таинствах церковных.

Самообольщение и прелесть.Это -- мнимая близость к Богу. Самообольщению подвергаются иногда ревностные -- к внешним подвигам христиане. Превосходя своих знакомых подвигами поста и молитвы, они уже мнят себя зрителями Божественных видений, во всех случаях своей жизни они видят особые, нарочитые указания Божий или Ангела-хранителя, а затем уже воображают себя -- особыми избранниками Божиими и нередко пытаются предсказывать будущее. Святые отцы ни против чего не вооружаются так горячо, как именно против этого недуга -- Духовной прелести.

Длительное -- СОКРЫТИЕ греха.Такое бедственное состояние души человека связано со страхом сознания в грехе и бывает следствием грехов или постыдных и грязных (противоестественных, по седьмой заповеди, как кровосмешения, скотоложества, деторастления) или преступных: убийство, детоубийство, воровство, грабеж, попытка отравления, злостное оклеветание из ревности или зависти, внушение ненависти к близким, возбуждение ближних против Церкви и веры и подобные. Вследствие ложного стыда или страха совершивший грех человек порой -- мучается всю жизнь, считая себя погибшим для спасения. И может действительно погубить свою душу, если, например, внезапная смерть лишит его возможности покаяться. Этот греховный недуг влечет за собой и другое, не меньшее, зло -- ложь на Исповеди.

Отчаяние.Часто это чувство гнетет человека после грехов непоправимых, например: детоубийства или истребления плода, причинения кому-либо непоправимого вреда, несчастья; иногда же по причине собственных горестей - смерти детей, почитаемой наказанием Божиим за прежние грехи, запутанных обстоятельств и т.п. Отчаяние всегда имеет в себе скрытый яд гордыни или самолюбия, как бы начаток некоего ропота и укоризны промыслу Божию, озлобленное чувство на Бога или на людей.

Безпечность и окамененное нечувствие.Это противоположное отчаянию зло. Оно проявляется, например, в том, что люди совершают тяжкие грехи - как блуд, причинение обид жене и родителям, обман, полное удаление своей жизни от храма Божия, - и признаются в этом, но с легким сердцем, не сознают гибельности этих грехов и не думают начать борьбу с ними.

Раздражительность. Раздражиться - Прийти в состояние нервного возбуждения, озлобления, досады

Святой Праведный отец Иоанн Кронштадтский в книге «Моя жизнь во Христе» пишет так: Самолюбие и гордость наша обнаруживаются особенно в нетерпении и раздражительности, когда кто-нибудь из нас НЕ ТЕРПИТ -- малейшей неприятности, причиненной нам другими намеренно или даже ненамеренно, или препятствия в чём-либо. Самолюбие и гордость наша хотела бы все поставить на своем, окружить себя всеми почестями, удобствами жизни временной, хотели бы, чтобы нашему мановению повиновались безмолвно и быстро все люди и даже - до чего не простирается гордость! - вся природа.

Кто -- НЕТЕРПЕЛИВ и РАЗДРАЖИТЕЛЕН, тот не познал -- себя и человечества и потому НЕДОСТОИН -- называться христианином!

Раздражительность -- близка к дерзости. Она кажется маленьким грехом, но она создает нехорошее расположение. От раздражительности -- возникают другие грехи: дерзость, грубость, осуждение, непокорство, немилосердие, гнев, злоба, нерадение о своем спасении, небрежение, воздаяние зла за зло, ожесточение, преслушание, своеволие, укорение, злоречие. Таким образом когда мы ПЕРЕСТАЕМ -- раздражаться, тогда мы тоже ПЕРЕСТАЕМ -- быть источником других грехов.

Очень часто бывает что раздражительность -- просто ПЛОХАЯ привычка от которой можно избавиться -- противоположной привычкой; то есть постепенно ПРИУЧИТЬ себя -- не раздражаться. Способ борьбы с раздражительностью очень близок со способом борьбы -- против дерзости. Нужно продумать при каких обстоятельствах мы начинаем раздражаться и подготовиться к ним; надо наметить план как себя вести. Потом нужно в себе развить -- ДОБРОЕ расположение к людям. Если мы раздражаемся когда спешим, то лучше делать дело более -- МЕДЛЕННО и сохранять спокойствие, чем быстро и раздражаться. Когда раздражительность нападает то нужно -- СДЕРЖИВАТЬ свой язык и следить за тем, что мы говорим.

Прекословие. Прекословить --- Противоречить, ПЕРЕЧИТЬ -- словами, возражать, опровергать, спорить, говорить напротив, наперекор (Даль).

Человек который все время противоречит трудный, с ним не легко иметь дело. Он не может соглашаться ни с кем. Если говорят так, то он противоречит, а если наоборот, то он тоже будет говорить наоборот. Он все время НАСТАИВАЕТ -- на своем, НЕ МОЖЕТ -- уступить, упрямится, всегда все должно быть как он хочет. Прекословие мерзкий грех, оно создает вокруг себя -- недовольство, путаницу, подрывает добрую волю, тормозит -- всякое дело. Обыкновенно прекословие связано вместе со своеволием, большим самомнением и упрямством. Упрямство же делает даже образованного человека -- глупцом.

Чтобы не грешить -- Прекословием нужно стараться – ВИДЕТЬ и ПРИЗНАВАТЬ свои ОШИБКИ. Для этого надо следить -- за слушателями, как они реагируют на нашу речь и если нужно -- то исправлять её. Потом нужно СДЕРЖИВАТЬ -- свой язык и стараться -- обдумывать что мы говорим.

Своеволие. Своевольный -- Поступающий или совершаемый по своей прихоти, произволу. Своеволие -- значит поступать по своей прихоти, НЕ СЧИТАТЬСЯ -- с другими людьми, НЕ ПОКОРЯТЬСЯ -- воле Божией, НЕ СОБЛЮДАТЬ -- Его Заповеди. Своевольный человек трудный. Он все время настаивает -- на своем, не может -- уступить, упрямится, капризничает, всегда все должно быть только -- как он хочет. Своеволие мерзкий грех, оно создает вокруг себя -- недовольство, подрывает -- добрую волю. Обыкновенно своеволие связанно вместе -- с Эгоизмом и упрямством.

Наши рекомендации