Одержимость -- болезнь века.
Всякий связывается узами своих грехов. Вяжет нас узами обольщение плоти, есть узы сребролюбия, пьянства, похоти, гордости. Есть и узы диавола, который связывает нас узами беззаконий, таковы узы блуда и прелюбодейства, узы вероломства, когда отвергаются Христа, узы неверности, когда изменяют и брату, узы жестокости, когда убивают подобного себе. Связанный этими узами склоняется так, что не может возвысить своей души, не может поднять взоры ума к небу, если Господь не простит ему грехи, не воздвигнет его даром Своего благословения. Свт. Амвросий Медиоланский.
Беснование -- явление не новое в истории человечества. Из глубины веков дошли до нас свидетельства об одержимых. Немало примеров насилия бесовской силы над людьми содержится и в Библии. Это рассказ о бесноватом, которого злой дух, желая погубить, бросал то в огонь, то в воду; о женщине, восемнадцать лет находившейся в узах диавола; о двух одержимых, живших в каменных пещерах и разрывавших страшной бесовской силой цепи, которыми их пытались связать... Перед первым Пришествием Спасителя на землю беснование было распространено в ужасающих размерах -- из-за отступления людей от Бога. И сейчас, накануне второго Пришествия, как и две тысячи лет назад, беснование разрастается -- как эпидемия. Причина та же люди отвернулись -- от Бога.
Много лет назад попала мне в руки книга современного православного архиерея. В ней автор пытался привлечь внимание к очень тревожному факту умножению в людях -- страшной духовной болезни — одержимости. Тогда я не придал словам пастыря особого значения. Но прошли годы, и мысли архиерея все чаще и чаще всплывают в моей памяти. Ныне болезнь достигла поистине катастрофических масштабов, одержимость перестала быть редкостью даже среди священнослужителей и членов их семей.
Что же такое одержимость? Как проникает бес -- в человека? Священник Родион говорит: “Демоны входят -- во внутренность человека всем газообразным существом своим, подобно тому, как входит в него воздух... Демон, войдя в человека, пребывает в теле, обладая насильственно душой и телом. Такие болезни исцеляются только силой Божией, путем изгнания духа злобы”.
Вселение злого духа не всегда происходит ощутимо. Кроме того, бес зачастую проявляется не сразу, и формы его насилия могут быть разнообразны. “Есть вселение духов -- необнаруживаемое, скрытное; есть также власть духов -- над умами, помимо тела, когда они водят их, как хотят, через страсти, в них действующие; люди думают, что они все сами действуют, будучи посмешищем нечистых сил” -- говорит свт. Феофан Затворник.
Явный признак одержимости, по словам одного опытного священника, -- когда человек теряет разум. Часто через него тогда говорит -- а то и лает, воет, шипит, ругается матом -- нечистая сила. Сознание в этакие моменты чаще всего отключается, и несчастный даже – НЕ ЗНАЕТ, что вытворяет “его” бес. В других случаях человек -- осознает себя во время припадков, слышит, как в нем -- кричит бес, но ничего поделать -- не может. У некоторых меняется не только голос, но меняются и глаза.
Но есть и множество разновидностей -- СКРЫТОГО, неявного беснования. В чем проявляется оно в человеческой жизни? В отдалении -- от Бога и Церкви, в пьянстве, разврате, тяге -- к извращениям. Одержимость -- там, где человек порабощён грехом.
Особенную власть бес имеет над неверующими, но и верующим может досаждать. Огромное количество людей и не подозревают, что -- одержимы бесом. Человек до поры до времени может думать, что у него всё в порядке, просто стал немного -- раздражительнее. А приходит в церковь -- и вдруг начинает биться в припадке.
Одержимость часто выявляется, когда подходит человек -- к благодатным святым мощам, к -- чудотворным иконам, когда его кропят -- святой водой, помазуют освященным елеем, когда звучит на Божественной литургии -- Херувимская песнь, но особенно -- во время чтения заклинательных молитв -- на изгнание злого духа.
Вот какой случай вселения беса зафиксирован в книге известного духовного писателя С. Нилуса: “Я задумался, -- пишет Мотовилов, -- как это может случиться, что православная христианка, приобщающаяся Пречистых и Животворящих Тайн Господних, и вдруг -- одержима бесом, и притом такое продолжительное время, как тридцать с лишним лет. И подумал я: вздор! Этого быть -- не может! Посмотрел бы я, как бы посмел в меня -- вселиться бес, раз я часто прибегаю к Таинству Святого Причащения!” И в это же самое мгновение -- страшное, холодное, черное зловонное облако -- ОКРУЖИЛО его и стало -- ВХОДИТЬ в его судорожно стиснутые уста.
Как ни бился несчастный Мотовилов, как ни старался -- защитить себя от льда и смрада вползающего в него облака, оно -- ВОШЛО в него всё, несмотря на все его нечеловеческие усилия. Руки были точно -- ПАРАЛИЗОВАННЫЕ и НЕ МОГЛИ -- сотворить Крестного Знамения, ЗАСТЫВШАЯ от ужаса мысль – НЕ МОГЛА вспомнить спасительного имени Иисусова.
Отвратительно-ужасное совершилось, и для Николая Александровича наступил период тягчайших мучений”. Описанный случай, выразительный сам по себе, позволяет взглянуть на проблему ещё в одном ракурсе. А именно: оценить те изменения, которые произошли с нами за небольшой, в сущности, отрезок времени -- примерно полтора столетия. Ещё в прошлом веке случаи одержимости были редкостью среди нашего народа, и что характерно -- воспитанные в православных традициях, люди с большим сочувствием относились к таким больным, с искренним состраданием. Сейчас все в корне изменилось: наша жизнь до краёв наполнена бездушием, злорадством и глумлением, особенно по отношению к подобным больным. И это при том, что духовно здорового человека у нас что называется днём с огнём не сыщешь. Одержимых сейчас сотни и тысячи, чаще всего -- одержимых не одним бесом, а несколькими, не за какой-либо грех даже, а за сам -- образ жизни, глубоко порочный. А Мотовилов, “служка” преподобного Серафима Саровского понёс суровое наказание за одну-единственную гордостную мысль...
Итак, своей греховностью мы ПРИГОТОВЛЯЕМ в себе -- МЕСТО злым духам, которые начинают -- жить в нас “По праву”, как в своём жилище. А с другой стороны, колдуны, слуги сатаны, пользуются тем, что люди – НЕ ЗАЩИЩЕНЫ силой Божией. Но нужно сказать со всей определённостью: мы сами виноваты в своих бедах.
Вот рассказ одной из моих прихожанок: “Мне посоветовали обратиться к одному деду, который заговаривал и “помогал”, как мне объяснили. А болел у меня кишечник, но врачи ничего не находили, кроме большого количества слизи в нём. Приходила я к деду один раз в неделю, приносила бутылку водки и пачку масла, над которыми тот что-то шептал. Потом наливал грамм сто пятьдесят, я их выпивала и ложкой масла закусывала, после чего ложилась на топчанчик и отдыхала, т. к. пьянела. Дед же с бабкой допивали остальное. Однажды бабки не было, и дед оставшуюся водку выпил один. Бабка, придя домой, обнаружила, что обделена и очень злилась поэтому. Налив воды в стакан, она долго шептала над ней, потом подошла ко мне, лежащей на топчане, протянув стакан, приказала выпить, что я и сделала. Злорадная улыбка осветила лицо старухи “Ну, ты меня теперь долго будешь помнить”
Придя домой, я очень плохо себя почувствовала, болел желудок, что-то там шевелилось, и вдруг, помимо своей воли, я НАЧАЛА -- Лаять, и довольно громко. Соседи позвонили и вежливо поинтересовались “Вы собачку купили?” Я пришла в ужас. Кто-то подсказал поехать в Печоры к о. Адриану. Только там я поняла, что со мной произошло”
В одной из деревень Псковского района я исповедовал и причащал на дому -- мужчину со страшной раной на лице: левая щека у него отсутствовала, из зияющей раны -- торчала десна с зубами. Все это было у него заткнуто ватой и обвязано повязкой. На мой вопрос, что с ним, он рассказал “Несколько месяцев назад на щеке у меня выскочил маленький прыщик. Я его выдавил, не обратив особого внимания. Через день или два зашел в наш сельский магазин, разговариваю со старухами ждем хлеба. Вошла пожилая баба из соседнего села, подошла к прилавку, взяла с подноса селедку и вдруг ударила меня ею по щеке. Бросила селедку обратно на поднос и выбежала из магазина. Я мужик смирный, не буян, не грубиян, пожал плечами “Что с ней такое случилось?” -- да вскоре и забыл. Только после этого СТАЛА -- ГНИТЬ у меня щека, врачи понять ничего -- не могут, никакие лекарства -- не помогают”
Если бы этот мужчина -- всегда молился и утром и вечером и в храм постоянно ходил, грехи свои исповедовал – ничего бы с ним не случилось. Бог бы его защищал и хранил. Из-за того что он не жил по христиански – с ним и случилась эта беда через колдовство.
Чувствую, напала на вас тоска и безысходность всюду бесы и колдуны, нет никакого спасения. Совсем не так. И в подтверждение расскажу еще один случай. К батюшке приехала группа верующих за советом духовным и просьбою молитв.
Поговорив со старцем, хотели взять благословение на обратный путь “Давайте помолимся”, -- остановил он и только после молитв “О путешествующих” благословил уезжать. После их отъезда бес, через стоявшую рядом больную, завопил “Зачем молился? Всё нам испортил! Наши уже встречали их на повороте шоссе -- с Наговоренной землею, чтобы -- аварию сделать”