Важность поминовения умерших.
Святая Православная Церковь, как благопопечительная мать, заботится о своих чадах, при жизни испрашивает им у Бога здоровья, во всем благопоспешества и оставления грехов, и по смерти возносит о них частые моления к Богу, например, на полунощнице, утрени, вечерни и повечерии она просит о прощении грехов и упокоении их со святыми. Но особенно на Божественной Литургии святая Церковь вопиет к Богу за умерших, твердо веруя, что Честною Кровию Божественного Искупителя нашего Господа Иисуса Христа отмываются грехи всех поминавшихся за Литургией.
Это поминовение важно в течение первых сорока дней по кончине, потому что в сороковой день изрекается определение Божие о душе, решающее участь её до Страшного Суда. Потому-то и требуется служить и заказывать о скончавшихся «сорокоусты и подавать милостыню». Важность и сила этого поминовения засвидетельствована многими примерами не только в житиях святых, но и в устных и письменных сообщениях от начала христианства и до нашего времени.
Однажды великий подвижник св. Макарий Египетский, идя в пустыне, увидел человеческий череп на дороге. «Когда я, — говорит он, — дотронулся до черепа пальмового палкою, то он что-то сказал мне. Я спросил его: « Кто ты? – Череп отозвался:
-- Я был начальником языческих жрецов.
-- Ну и какого вам, язычникам, на Том Свете? – спросил Макарий.
Мы в огне, -- отвечал череп, -- пламя ОХВАТЫВАЕТ нас с ног до головы, и мы -- не видим друг друга; но когда ты молишься о нас, тогда мы -- начинаем видеть немного один другого, и это доставляет нам отраду.
В Прологе повествуется, что у блаженного Луки был родной брат, который и по вступлении в монашество мало заботился о душе своей. В состоянии такой беспечности постигла его смерть. Блаженный Лука, скорбя, что брат его не приготовился к смерти как должно, молил Бога открыть его участь.
Однаждывидит старец душу брата во власти злых духов и тотчас после видения посылает осмотреть келью его. Посланные нашли там деньги и вещи, из чего старец уразумел, что душа его брата страдает, между прочим, за нарушение обета нестяжания. Все найденное старец раздал нищим за упокой души его.После, во время молитвы, старцу открылось в видении судилище: Ангелы света спорят с духами злобы о душе усопшего брата.
Старец слышит вопль злых духов: «Душа наша, она творила дела наши!». Но Ангелы говорят им, что она избавляется от их власти милостынею, -- розданною за неё. На это духи злобы возразили: «Разве усопший раздал милостыню? Не этот ли старец?» -- и указали на блаженного Луку. Подвижник отвечал: «Да, я сотворил милостыню, но не за себя, а за сию душу». Поруганные духи, услышав ответ старца – рассеялись.
В житии преподобной игумений Афанасии мы находим следующее повествование. Игумения Афанасия перед смертью своей завещала сестрам своего монастыря кормить нищих в намять ее до сорока дней. Между тем, сестры приглашали нищих лишь десять дней, а затем, по нерадению, не исполнили завещания своей бывшей начальницы. И что же? Игумения Афанасия явилась сестрам, говоря: «Да будет всем известно, что творимые до сорока дней за душу усопшего милостыни и питание алчущих умилостивляют Бога. Если грешны души усопших, то через это они получают от Господа отпущение грехов; а если праведны, то благотворительность и милостыня за них служит ко спасению благотворителям.
Один из афонских подвижников открыл святогорцу, отцу Серафиму, следующее: «Причиной моего вступления в монашество было видение во сне Загробной участи грешников. После двухмесячной болезни я пришел в сильное изнеможение. В этом состоянии я вижу двух юношей, вошедших ко мне. Они взяли меня за руки и сказали: «Следуй за нами!»
Я, не чувствуя болезни, встал, оглянулся на свою постель и увидел, что тело мое лежало -- спокойно на постели. Тогда я понял, что оставил -- земную жизнь и должен явиться в Загробный мир. В лице юношей я узнал Ангелов, с которыми и отправился. Мне показаны были -- огненные, страшные места мучений; слышал я там вопли страдальцев. Ангелы, показывая мне за какой грех какое назначено огненное место, прибавили: «Если и ты не бросишь своих привычек к греховной жизни, то -- вот и твоё место наказания!»
Затем один из Ангелов взял из пламени одного человека, который был черен, как уголь, весь обгорел и с ног до головы окован. Тогда оба Ангела приступили к страдальцу, сняли с него оковы -- и вместе с ними исчезла вся его чернота: он стал чист и светел, как ангел. Потом Ангелы облекли его в блестящие одеяние.
«Что значит это -- изменение сего человека?» -- Решился я спросить Ангелов. «Это Грешная душа, -- отвечали Ангелы, -- была ОТЛУЧЕНА от Бога за свои ГРЕХИ и должна была Вечно гореть в пламени; между тем, родители этой души -- ПОДАВАЛИ много милостыни, сами МОЛИЛИСЬ и делали частые поминовения -- за Литургиями, отправляли панихиды, и вот ради Родительских молитв и молитв святой Церкви, Бог умилостивился и грешной душе -- даровано Прощение. Она ИЗБАВЛЕНА от мучения и теперь предстанет пред Богом». Когда видение кончилось, я пришел в себя и что же увидел? Вокруг меня стояли и плакали мои родные и приготовляли -- мое тело к погребению. Вот так я и стал монахом.
ДАЛИ ГОД НА ИСПРАВЛЕНИЕ.
Жил в одном селе один пьяница Валерка. Всё ему было нипочем, трын-трава. Пил, развратничал, матерился, от работы отлынивал, в Бога не верил. Так бы может еще бы долго прожил, да вдруг внезапно сердце отказало и помер он. Привезли его в морг и положили там, должны были сделать вскрытие, чтобы понять причину его смерти, да передумали. Пришли брать его оттуда, чтобы похоронить, а он ползает – ожил и в полном сознании. Взяли в больницу, подлечили и выписали домой. И человека как подменили. Он перестал пить, курить, ругаться, за любую работу с большой охотой брался, а главное, всегда отрицавший существование Бога, вдруг верующим стал, начал молиться, стал постоянно на все службы в церковь ходить, исповедываться, причащаться, посты строго соблюдать. Людям любопытно и непонятно с чего бы это вдруг такие резкие перемены в его жизни, спрашивали: «Ты в самом деле умер тогда или как?» Валерка отвечал со всей серьезностью:
«Да, говорит -- УМЕР я тогда по-настоящему, да Господь меня ПОЖАЛЕЛ. Дали мне ГОД жизни, -- только ОДИН год для -- ИСПРАВЛЕНИЯ! Всё, больше ничего вам не скажу, -- НЕ ВЕЛЕНО!» Ровно через год -- он умер.
БЛАГОСЛОВИТЕ ПОВЕСИТЬСЯ.
Пришел к одному старцу Санаксарского мужского монастыря один маловерный мирянин и говорит: «Жизнь плохая у меня: денег нет, работы нет, здоровья тоже нет, жена постоянно ворчит и ругается, устал так жить, не могу больше – благослови батюшка повеситься!» – Не благословляю! – ответил старец, -- Церковь не признает самоубийц. Так что иди и подумай над этим. Через несколько дней этот мирянин опять приходит с этой же просьбой. – Ступай, себе, я за тебя помолюсь и подумаю, сказал старец.
И вот уже в третий раз приходит мирянин и говорит: «Всё надоело, сил нет никаких терпеть такую жизнь. Завтра я повешусь. Благослови батюшка!» – «Хорошо. Только выполни одно условие, -- сказал старец. – Когда накинешь петлю на шею, не забудь сказать: бесы, вам отдаю плоть свою, а душу Господу!»
Пришел мирянин к себе домой, взял веревку и пошел в гараж -- вешаться. Привязал веревку к потолку, сделал петлю, накинул её себе на шею и произнес слова, которые -- ему велел сказать старец: «бесы, я отдаю вам плоть свою, а душу Господу!»
И вдруг сзади по ниже спины он неожиданно -- ПОЛУЧИЛ сильнейший ПИНОК, так, что был выброшен на улицу. И одновременно услышал хор козлиных голосов: «Нужна нам твоя поганая плоть! Проваливай!» Сей муж был так напуган случившимся, что у него пропало всякое желание вешаться.
МАТЕРИНСКАЯ МОЛИТВА.
В Петербурге, в гвардии, полковник Василий Милонов славился своим непутевым поведением. Любил он кутежи, лихо погулять, не слушал свою мать, женщину благочестивую, постоянно уговаривавшую его остепениться и взяться за разум. Не думал он и о Боге, ни о Вечной Жизни, ни о Страшном Суде. И тогда мать его стала усиленно просить Бога, чтобы Он Сам вразумил её сына и избавил его от дурной жизни.
Однажды Милонов вернулся домой навеселе и решил отдохнуть. Лег на койку и только закрыл глаза, как слышит из-за печки раздался чей-то явно обращающийся к нему громкий голос: «Милонов, возьми пистолет и застрелись». Он решил, что, кто-то из его приятелей собутыльников решил так над ним подшутить. Открыл глаза, поднялся с постели и осмотрел комнату, заглянул за печку – никого.
Опять лег. И только закрыл глаза, начал дремать, как вдруг опять всё тот же голос, на том же самом месте требовательно и ещё громче повторяет: «Милонов, возьми пистолет и застрелись».
Стало Милонову как-то не по себе. Сказал своему денщику об этом. Тот посоветовал перекреститься, помолиться Богу, потому что это уже явно бес силу взял над ним и хочет его погибели. Полковник отругал денщика за суеверие и сказки, но денщик настоял на своем и просил барина отнестись к этому серьезно. Когда голос опять раздастся, то надо перекреститься и тогда сами убедитесь, что голос исчезнет. «Тогда вы барин сами увидите и поймете, что и Бог и бес существуют на самом деле». Барин прогнал советчика и решил опять лечь спать.
Только закрыл глаза, как опять тот же нахальный голос -- потребовал от него, чтобы он немедленно застрелился. Жутко стало. Перекрестился. За печкой утихло. Голос больше не повторялся. В этот момент бравый гвардеец окончательно протрезвился и впервые подумал о том, что мать за него молится, а как он живет?! И сон пропал, и интерес к прежней жизни исчез.
Решил, что пора каяться. Подал в отставку, пошел в Киевскую Лавру. Там ему удалось побеседовать с митрополитом, который посоветовал ему идти в Глинскую обитель и все рассказать игумену Филарету. Он так и сделал. Мать старушка еще была жива и благодарила от всей души Бога за то, что её сын наконец-то образумился. Милонов отдал матери всю свою пенсию, а сам остался в Глинской пустыни послушником и был им до конца своих дней, каясь и молясь о прощении грехов прежней жизни.