ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ ИИСУСА И ТРОИЦА — ДВА ДОГМАТА, ЗАИМСТВОВАННЫЕ ИЗ ДРЕВНИХ ЯЗЫЧЕСКИХ ВЕРОВАНИЙ
Вероучение христианства окончательно оформилось в 4 веке. Сначала был обожествлен Иисус, а затем и Святой Дух, а также утверждена Библия. Появилось новое христианство, созданное Павлом и его последователями. Откуда же почерпнул Павел и церковные соборы после него эти новые убеждения?
На этот вопрос ответил Шарль Жаннибер в своей книге «Христианство: зарождение и развитие»: «Обстоятельные исследования посланий Павла обнаруживают смешение престранных идей, заимствованных из иудаизма и греческого язычества».
Для лучшего разъяснения расскажем немного о дохристианских верованиях. Мы увидим удивительное сходство между этими древними формами язычества с язычеством, которое сегодня именуется христианством. Это позволит нам узнать источники современного христианского вероучения.
Боговоплощение в древних языческих верованиях
Утверждение о том, что воплотившийся Бог является второй ипостасью (лицом, проявлением) Бога, а также о том, что воплотился Он ради прощения грехов человечества, уходит корнями в глубокую древность.
Историк Алан говорит в своей книге «Индия»: «Что же касается Кришны, то он является величайшим из воплотившихся богов, и он отличается от них многим, потому что в остальных была лишь маленькая частичка Божественности, тогда как Кришна - это бог Вишну, явившийся во плоти».
А в индийской книге «Бхагават Пурана» сообщается, что Кришна сказал: «Воплощусь я... в доме Яду и выйду из утробы Деваки. Пришло время проявить мне силу мою и избавить землю от бремени ее»[57] .
Индуисты также считают аватару[58] достойной поклонения.
Что же касается Будды, то историк Даван пишет в своей книге «Вымышленные истории из Торы и Евангелия и подобные им истории из других религий»: «Бог Будда был рожден от девы по имени Майа. Буддисты Индии и других стран поклоняются ему и говорят о нем: он оставил высшие степени рая, спустился и принял человеческий облик из милосердия к людям, чтобы избавить их от грехов и указать им путь Истины».
Историк Даван также пишет, что когда европейцы подошли к мысу Коморен на юге Индии, они пришли в изумление, увидев, как местные жители поклоняются богу-спасителю, якобы рожденному от девственницы.
Легендарный обожествляемый китайский император-первопредок Фу-си был зачат непорочно.
Что же касается Прометея, то о нем говорили, что он настоящий человек и настоящий бог[59].
Из сказанного мы можем сделать вывод о том, что последователи многих языческих верований древности верили в воплощение божеств, и Павел и церковные соборы после него позаимствовали у язычников некоторые из своих убеждений относительно Иисуса.
Воплощение ради спасения и избавления от грехов
Последователи многих языческих верований древности верили в воплощение божеств. Христиане говорят, что целью воплощения Бога была смерть Иисуса на кресте, которая должна была искупить грехи человечества.
Однако нечто подобное утверждает и известный ученый Хоук о воплощенных индуистских божествах: «Индуисты считают, что один из богов воплотился и принес себя в жертву ради искупления грехов человечества».
А историк Морис Вильямс пишет в своей книге «Религия индийцев»: «По своему милосердию он (Будда) оставил высшие пределы рая, и пришел в земной мир, чтобы искупить грехи человечества и спасти людей от заслуженного возмездия».
То же самое говорили о Геракле и Митре - спасителе персов. Распятый бог был и у древних мексиканцев. На протяжении истории многие народы верили в богов, воплотившихся ради прощения людских грехов[60].
Воплотившийся бог - творец
Христиане считают творцом Сына, однако подобные убеждения были и у последователей многих древнеязыческих верований.
Например, в книгах индуистов, упоминается, что Кришна - сын Бога, рожденный от Деваки и зачатый непорочно[61]. Он одна из ипостасей (проявлений) Бога в триаде, изначальный и вечный, творец небес и земли.
А в священной книге индуистов «Бхагават-гита» сообщается, что Кришна сказал своему ученику:
Всего сущего Я — источник,
Все, что есть, от Меня происходит;
Зная это, ко Мне устремившись, Мудрецы Меня почитают.
Кришна также сказал Арджуне:
Такова Моя высшая сущность
Всех владыки существ; но невежды
Презирают Меня в смертном теле,
Этой сущности вечной не зная.
Китайцы также верили, что Бог-Отец ничего не творил, а все сотворил его сын, рожденный девой.
А персы-зороастрийцы обращались к своему верховному божеству Ахурамазде с такой молитвой: «К Ахурамазде обращаю свои молитвы. Он - Творец всего, что было, и что еще будет. Он - Мудрый, Могущественный, Творец небес, солнца, луны и звезд...».
Ассирийцы говорили нечто подобное о первом сыне божества Эа Мардуке, и также обожествлявшие Адоная и Лаокоона.
В религии древних египтян был бог Амон, сотворивший все живое посредством слова, которое создало все силы жизни и все съедобное и все, что любит и не любит человек[62].