Святой Дух помогает в молитве
Молитва — это огромная привилегия и огромная ответственность. Мне нравится, как об этом говорит Эвелин-Кристенсон: «Это так прекрасно осознавать, что в конце своей жизни мы будем представлять из себя результат наших реакций на ответы Бога на наши молитвы. Ибо Бог предпочел ограничить Себя в Своем следующем действии нашей реакцией на Его предыдущий ответ. И итог нашей жизни определяется серией реакций на ответы Бога на наши молитвы длиною в жизнь. То, как мы реагируем на действия Бога и как затем Он, в Свою очередь, действует дальше, определяет фактически тот курс, по которому пойдет наша жизнь». В этой важной задаче Святой Дух помогает нам двояко: Он помогает нам, когда мы молимся, и Он помогает нам, молясь за нас.
И есть чудесный способ молитвы, упомянутый в Слове. Он называется молитвой «в духе». На самом деле, это — единственный способ истиной молитвы. В Послании Иуды (20) содержится поведение: Назидайте «себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым». Христианам в Ефесе Павел сказал, что им следует делать: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» (Еф. 6:18). И я тоже молюсь на небесном языке и делаю это часто, но моление «в духе» означает гораздо большее. Это означает также молитву в сфере Святого Духа, и в силе Святого Духа. Это одна из многих причин, почему общение со Святым Духом так важно — оно позволяет нам вкусить Его силу и Его присутствие во время молитвы.
Но Он не только дает нам Свою силу, когда мы молимся, Он также молится за нас! Прислушайся к прекрасной истине из Послания к Римлянам (8:26). «Так же и Дух подкрепляет нас в немощах наших, ибо мы не знаем, о чем Молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными».
Давай разберем этот стих фраза за фразой. Дух помогает, буквально: «продолжает помогать», то есть Он помогает нам не время от времени, Он помогает нам постоянно. Слово «помогать» — интересное слово, оно представляет кого-то, приходящего к другому, чтобы помочь тому нести тяжелую ношу. Не чудесно ли это? Те вещи, что завладевают нашим вниманием и ставят нас на колени, тяжелы — слитком тяжелы, чтобы нести их в одиночку, и часто их даже трудно выразить словами.
Святой Дух помогает нам в наших немощах, ибо мы не знаем, как нам следует молиться. Точнее это слово следовало бы перевести как «слабость»: «Он помогает нам в нашей слабости, но особенно в нашей молитвенной жизни, в частности когда речь идет о знании того, о чем нужно молиться в текущий момент. Ожидая своего полного искупления (ст. 18-25), мы нуждаемся в руководстве к нашей молитве».
Святой Дух помогает нам, ходатайствуя за нас. Заметь, что фактически текст говорит: «Сам Дух». Никаких посредников, никаких передатчиков — Третья Личность Троицы, Сам Бог вступает в дело на нашей стороне. Слово «ходатайство» — это яркое слово, означающее «спасение, осуществляемое тем, кто сталкивается с находящимся в бедствии» по просьбе или мольбе спасаемого. Не позволяй обстоятельствам, вне зависимости от их тяжести, удерживать тебя от молитвы. Святой Дух ждет, чтобы молиться о твоем деле перед Отцом.
Святой Дух ходатайствует «воздыханиями неизреченными» или «вздохами, которые нельзя выразить словами». Мне нравится, как епископ Ньюэлл объясняет это: «Это сразу выражает громаду нашей нужды — наше полное незнание и неспособность — и безграничную заботу благословенного Духа о нас. "Воздыхания" — какое слово! И оно используется по отношению к Духу Самого Всемогущего! Как же поверхностно наше отношение к тому, что совершается как Христом для нас, так и Духом внутри нас!» И каков же результат всего этого: Тот, Кто испытует сердца, знает, какая мысль у Духа, поскольку Он ходатайствует за святых по воле Божьей. Святой Дух берет наши запутавшиеся мысли и эмоции по поводу того, о чем молимся и о чем нам должно молиться, и с сильным чувством приносит правильное прошение к Трону. Аллилуйя за ходатайство Святого Духа!
Дж. Освальд Сандерс отлично сказал об этом, как бы подводя итог нашим рассуждениям: «Дух связывается с нами в нашей молитве и изливает Свои прошения в наши. Мы можем совершенствовать техники молитвы и понимать ее философию; мы можем иметь безграничную уверенность в правдивости и действенности обетований относительно молитвы. Мы можем умолять искренне. Но если мы игнорируем ту роль, что играет в этом деле в Святой Дух, то мы не использовали универсальный ключ».