Под водительством богоматери
Кто не согласится, что самым счастливым временем нашей жизни является раннее детство — тихое, безмятежное. Тогда невинная душа не знает тяжести греха, не испытывает борьбы, искушений и падений. Тогда жизнь течет тихо под надежным присмотром любящей родной матери. Кто без умиления не вспомнит дни своего детства, нежную материнскую ласку? Кто не пожалеет о том времени? Родная мать носила нас у своей груди, просиживала ночи у нашей колыбели, она водила нас за руку. Мы ей доверялись, на нее полагались, мы не разлучались с ней. И эта близость к родной матери давала счастье, радость и покой детскому сердцу.
Но, возлюбленные братия и сестры, это время давно миновало. Время не стоит на месте, жизнь стремительно несется вперед, влечет нас за собой, и порой очень быстро, как бурный поток Мы возрастаем, а родители многих из нас уже ушли из этой жизни. Возможно, что кто-то в раннем детстве, еще в юности лишился материнской ласки и заботы.
И жизнь наша идет как-то неполноценно, в ней некая пустота. Одиночество нас давит, печаль и холодное уныние охватывают сердце. Сколько же трудностей и искушений бывает на пути молодой, неопытной души, особенно если она стремится к высокой, чистой жизни. Сколько всяких огорчений от людей, от обстоятельств, от всего, особенно в наше трудное смутное время. Сколько внутренних переживаний, искушений, а поделиться подчас не с кем, не у кого спросить совета. Некому бывает нас защитить, приласкать, пожурить с любовью.
А как часто мы не замечаем, не ценим в семейной жизни взаимной любви и поддержки. Один молодой человек говорил: «Когда я жил с родителями, то не ценил их, не слушался, тяготился их заботой, не замечал их любви. Но вот в один месяц я лишился отца и матери. Как же я сейчас одинок, несчастлив! Жизнь стала холодной и пустой, люди — далекими. Я сирота, никому не нужный, никем горячо не любимый...»
Дорогие мои, я вам должен сказать, что у всех нас есть Мать, Которая никогда не умрет и никогда нас не оставит. Есть такое любящее сердце, которому все мы дороги и родны. Оно готово всех нас собрать, всех покрыть, защитить и утешить, и всех оно влечет к себе. Господь ведь знает и видит, как горько, мучительно и даже опасно такое наше сиротство, и Он дал нам Свою Пречистую Матерь. Она носила Его, Богомладенца Христа, Она Его вскормила, воспитала. Она столько страдала за Него Своим материнским сердцем, как никакая другая мать. И эту Свою Мать Господь даровал нам, слабым, немощным, грешным людям.
И как хорошо, как отрадно чувствовать своей — Матерь Божию Пречистую Деву Марию. Как надежно жить под покровом Заступницы рода христианского. Она рядом с нами со дня нашего рождения. Она склонялась к нашей колыбели, хранила нас в детстве, в юности, вела через испытания и скорби жизни. Она хранит нас везде, всегда молится за нас и всех хочет спасти и привести, как мать за руку ведет дитя, к Своему Сыну и никогда не оставляет нас. Как же хорошо жить под водительством Богоматери! Как отрадно жить с надеждой, с верой в то, что Она услышит и исполнит наши прошения.
Кто искренне любит Ее, кто постоянно Ей молится с детским доверием, кто вверил Ее Покрову себя и своих близких, кто поверяет Ей все свои нужды и печали — тот, несомненно, знает не только умом, но и всем своим благодарным сердцем, как Она милостива, как близка и скора на помощь. Кто с верой обращался к Ней в нужде, в трудных обстоятельствах жизни или при внутреннем смущении — тот, несомненно, чувствовал нежное прикосновение Ее материнской руки. И оно, это прикосновение, всем нам необходимо: большим и малым, ученым и неученым, верным и неверным, всем-всем.
Каких только нет у нас скорбей, искушений, соблазнов, препятствий на пути спасения, сколько болезней, личных неприятностей у нас или у наших близких и родных! И всё это Она видит, всех жалеет, всем помогает, всё покрывает. И еще. Она очень много скорбит о нас, погибающих, ведь Она — Мать.
Рассказывают, как одна женщина со слезами открыла батюшке свое горе: любимый единственный сынок погибает. Вырос, перестал слушаться, оставил молитву, пристрастился к вину и разгульной жизни. Да и ее обижает, издевается, бьет... Горько было старушке. Но духовник ободрил ее. «Вот ты пойди, — сказал он, — в Казанский собор (дело было в Ленинграде), упади перед иконой Заступницы, Матушки Царицы Небесной, и скажи Ей: “Матерь Божия, у меня большое горе, и только Ты можешь мне помочь. И Ты должна помочь. Ведь я не отступлю от Тебя. Я сегодня пришла, и завтра приду со своим горем, и так буду ходить, пока Ты не утолишь мое материнское горе, пока не исполнишь мою просьбу...”».
Так она и стала делать. Ходила каждый день и просила Матерь Божию. И что вы думаете, дорогие мои? Ведь исполнила Матерь Божия просьбу этой женщины. Однажды вечером она особенно много слез пролила перед иконой Заступницы. А сын в то время случайно проходил мимо собора — шел на обычную пирушку. И вдруг над собором в лучах заходящего солнца он увидел икону Божией Матери. Она стояла в воздухе, а потом исчезла, точно опустилась в собор. Что-то забытое защемило, шевельнулось в груди у этого человека. Он неуверенно вошел в собор: та же икона на стене, а перед ней на коленях горячо молящаяся старушка — о Боже мой! — и со слезами всё шепчет его имя, всё вымаливает его душу у Царицы Небесной. Дрогнула душа блудного сына, смягчилась при виде худенькой скорбной матери. Вспомнил он и счастливые дни своего невинного детства. Неслышно подошел к матери, опустился рядом с ней на колени, и его глубоко покаянные слезы слились со слезами матери. И ангел вознес их молитвы на небо, к Престолу Божию. Ведь привела к покаянию Заступница Небесная!
Как хорошо жить под водительством Богоматери, как отрадно молиться Ей, вручать Ей жизнь и спасение свое и своих близких! Но, дорогие мои, скорбно порой видеть и сознавать, что мы не ценим любовь к нам Божией Матери, не отвечаем Ей искренней преданностью и детским доверием. Мало того, мы все оскорбляем Ее своими грехами, печалим
и прогоняем от себя. Сами уходим из-под Ее надежного Покрова. Сами не хотим идти по тому пути, которым Она ведет нас, — как непослушные дети вырываются и убегают от матери, так и мы... За такое непослушание, за такую неблагодарность, за многие наши беззакония не оставит ли нас Матерь Божия? Не откажется ли от таких неисправных, своенравных Своих детей? Не лишимся ли мы этого нашего последнего пристанища? Ведь кругом грешны, совсем недостойны Ее милости и заступления...
И всё же мы дерзаем надеяться, что Матерь Божия не оставит нас, таких немощных и слабых, на пути ко спасению, до конца будет помогать нам, нежно вести и направлять.
Святые отцы говорят, что особое счастье матери — заботиться о своем больном, немощном, обиженном ребенке. А мы с вами не больны ли душевными или телесными болезнями? Не мы ли крайне немощны и стеснены: и от людей, и от своих грехов, и от различных искушений, от мира и диавола?
Рассказывают: два инока направлялись в свой монастырь. Они ходили по делам в город, а теперь возвращались, порядочно выпивши, навеселе. И, проходя по узенькому мостику, свалились в речку. Совсем было захлебнулись, погибали, но в то время их игумену явилась Божия Матерь и, указав место, сказала: «Спеши спасать Моих свиней. Хоть свиньи, а Мои...»
Возлюбленные братия и сестры, будем просить Царицу Небесную, чтобы Она не оставила нас на нашем нелегком жизненном пути к Царству Небесному. Будем спешить обращаться к Ней, когда грехи особенно обуревают, когда мы совсем погружаемся в волны житейского моря, когда в собственной душе бывает буря страстей: гнев или нечистота, злоба, зависть, ревность и прочее. Тогда особенно будем обращаться к Ней. Не скрывая, не утаивая ничего, как дети матери, откроем Ей свою душу, расскажем всё, что мешает и волнует.
Станем молиться Ей с дерзновенной верой в Ее всесильную скорую помощь, и Она не посрамит нашего упования. Душа, ожесточенная грехом, смягчится, умилится, глядя на Ее пречистый, нежный, сострадательный лик. Душа устыдится своей греховности, неблагодарности, сама принесет слезы глубокого покаяния, которые так ждет Матерь Божия от нас, исправится, оставит свой грех, встанет на путь добродетельной жизни. И тогда Матерь Божия непременно доведет нас до конца этой жизни без порока, пронесет и через страшные мытарства, через неведомый огненный путь к вечности и спасет наши души от вечной смерти.
ЕММАНУИЛ
Я считаю самой большой бедой, самым скорбным явлением нашей жизни то, что мы плохо исправляемся. Всё у нас есть: и пища, и питие, и одежда, и жилище.
А вот в духовном отношении мы очень плохо совершенствуемся. Бурный поток жизни несется очень быстро, время уходит... Оглянемся на себя и увидим безотрадную картину душевного запустения, небрежности, неисправимости. Потому-то от всей души и скажем Владычице: «Зриши мою беду, зриши мою скорбь».
Возлюбленные братия и сестры! Святой апостол Иоанн Богослов, находясь в изгнании на скалистом острове Патмос, видел на небе таинственное явление. Он видел жену, облеченную в солнце, под ногами у нее была луна, а на главе ее венец из двенадцати звезд. Эта жена имела во чреве и была в муках рождения и кричала от боли. Она должна была родить и тяжело страдала и мучилась. Вдруг тайнозритель увидел второе видение. Перед женой стоял большой красный дракон, который готов был пожрать ее младенца. Но вот жена родила, и плод ее был восхищен к Престолу Божию, а жене были даны два крыла большого орла, на которых она улетела в пустыню (см. Откр, гл. 12).
Объясняя это видение, святые отцы говорят, что жена — это Церковь наша Святая, Православная, которая в муках, страшных терзаниях и потугах старается возродить нас, верующих своих чад, каждого из нас с вами в духовную жизнь. Страдания ее очень велики, она сильно переживает за нас и плачет за каждую душу человеческую.
Далее святые отцы говорят, что дракон — это диавол, который стережет каждую душу и всегда готов ее поглотить и погубить. Он, по слову святого апостола Петра, ходит как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8). И в этом для нас большая опасность, потому что спасаться трудно, скорбей, препятствий всяких много... И несутся наши вздохи к Пречистой: «Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна».
Но я вам скажу, что мы должны не только пользоваться защитой нашей Святой Церкви и жить ее заботами и стараниями. Мы сами должны прилагать усилия, чтобы становиться лучше, очищать свою душу и избавляться от грехов.
Предание говорит, что новорожденный Младенец Христос плакал. Не потому, что положили Его на грубой соломе, а не на мягких пеленках, не потому, что находился Он в темноте и холоде вертепа. Плакал Он, предвидя нашу холодность к Нему, нашу неисправимость, плакал о том, что вместо любви и верности люди возненавидят Его. Соединим же наши слезы покаяния с Его слезами! Ими утолим гнев Божий и переменим его на милость. И будем обращаться к нашей нетленной Матери Царице Небесной.
Я должен вам сказать, что Она спасает не только добрых, но и плохих, и таких-то особенно. Если душа доверилась Ей и прибегает к Ее помощи и Покрову, то Она никогда не посрамит, не изменит и не отступит и не попустит врагу окончательно увлечь и погубить душу. Как бы та ни была измучена борьбой с грехами, как бы низко ни пала в сети уныния, тяжелой печали, постоянных сомнений и колебаний — нежное прикосновение Ее материнской руки рано или поздно коснется этой души, даст ей отраду и помощь, окрылит ее и поднимет к лучшей духовной жизни... Только бы мы сами старались. И в этом наша большая беда, что мы совсем не ведем борьбу, не противимся греху. Пришел какой помысл на сердце — мы скорее исполняем, не видим врага, который, как хищник птицу, подстерегает нас. Пришел греховный помысл, и мы сразу склоняемся, как былинка от ветра, а то и ломаемся.
Рассказывают про одного брата, который подвизался в монастыре. Он старался спасаться, но у него было много искушений. Враг внушал ему разные помыслы, и он всегда противился им молитвой и силой воли. Всякий раз он старался медлить, тянуть и не сразу приводил в исполнение внушаемые врагом мысли. Однажды он чем-то занимался в келье, и ему пришел помысл поесть. «У тебя всё есть, — говорил помысл, — и хлеб, и фрукты свежие, поешь». — «Нет, — воспротивился брат помыслу, — вот окончу свое дело, тогда и поем». Когда дело было сделано, помысл ему снова говорит: «Теперь-то поешь, время уже обеденное». — «Нет, я еще почитаю немного, а потом поем». Он почитал, а помысл снова свое: «Поешь, а то ослабеешь, уже столько времени прошло». — «Нет, — ответил монах, — я сначала за водой схожу на речку, а потом поем». Таким медлением он противился помыслам и не исполнял воли диавола.
Вот и нам так надо. Мы ведь все хотим спастись, в этом и сомнения быть не может, и все мы стараемся и усилия многие прилагаем. И трудно нам бывает: мы падаем, устаем, изнываем, руки у нас опускаются. Как камень, упавший с горы, не может уже достичь вершины, так и наша жизнь.
Бурный поток бытия неизменно несет нас вперед, и наступит момент, когда мы окажемся на пороге иной жизни, на рубеже могильном, — это неизбежный удел каждого. И чтобы подойти к этому пределу с очищенной душой, будем просить об этом Матерь Божию, Царицу Небесную, будем просить и Сергия Преподобного нашего родного, к которому мы так часто прибегаем в своих скорбях и затруднениях.
Будем просить и стараться, чтобы все, в том числе и мы — духовенство, и вы — миряне, с каждым часом, с каждым днем, с каждым отрезком времени обновлялись, исправлялись и в духовном отношении становились лучше, готовились принести хотя бы малые дары Господу, Который вновь приходит к нам на землю. Еммануил — «с нами Бог». А уж если принесем одни грехи, то растворим их слезами жгучего
покаяния, чтобы увидеть очами веры Божественного Младенца Христа Спасителя. Да поможет всем нам Бог!
ИНОЕ ПРЕДСТАТЕЛЬСТВО
Если кто из нас когда-либо тяжко страдал в жизни, испытывал невыразимую муку, скорбь, болезнь, тот знает, как в такие моменты душа жаждет дружеского участия или хотя бы присутствия близкого человека. И если рядом никого нет, если вы оказались наедине со своим горем и затруднениями, тогда отрадно бывает просто вспомнить близкого человека, дорогого, любимого и любящего. Святые отцы говорят, что самым дорогим существом для человека, а в тяжкие минуты особенно, является мать.
Пусть жизнь отравила отношения с матерью, пусть ее светлый образ затмился в сознании другими впечатлениями и привязанностями, и всё же дороже ее нет никого на всем свете. Ее любовь свята, ее близость нерушима, и связь с ней не может быть прервана ни временем, ни пространством, ни жизненными обстоятельствами. И бывает порой, что человек прямо-таки воскресает, думая о матери, вспоминая ее — любящую, добрую, кроткую.
Рассказывают, как один молодой человек закружился в житейской суете, увлекся внешним блеском земного счастья и в погоне за ним совсем перестал заботиться о душе, совершенно потерял веру. В это же время он безумно полюбил одну девицу. Она занимала все его мысли, он ничего не жалел ради нее... Но любовь оказалась неразделенной, девушка насмеялась над его чувствами и коварно обманула его. Он очень тяжело всё это переживал, страдал... Жизнь померкла, потеряла смысл. Окружающие стали чужими, далекими, враждебными для него.
В одну из ночей ему было особенно тяжело. Перед ним лежал заряженный револьвер, и рука его не раз уже касалась холодного металла, но всякий раз он в нерешительности останавливался. Но вот, назвав себя трусом, он схватил револьвер, уже поднес его к виску и... в последний раз глазами окинул комнату. Взор его задержался на фотографии — то была старая выцветшая карточка его матери. В этот миг словно бы нашлась утерянная святыня его сердца. Маленькая карточка оживила в нем воспоминания далекого невинного детства... Ласковые материнские руки, тихий свет лампады в углу над его детской постелью... Вот они вместе идут в маленький деревенский храм. Вот она, уже больная, со слезами предостерегает его от опасного гибельного пути. Умирая, она просит не забывать Небесную Мать и к Ней обращаться за помощью и утешением.
Теплые чувства наполнили измученную душу юноши, он вспомнил те дивные, сладостные минуты и часы, какие он переживал в храме, когда с чистым, доверчивым сердцем приходил туда и перед чудотворной иконой Царицы Небесной изливал наболевшее. Точно кто-то незримый шепнул ему, что он снова может пережить всё это...
Быстро одевшись, молодой человек вышел и направился к храму, где служили всенощную. Робко вошел он в двери, а там будто ничего не изменилось с тех пор, как он бывал в этих стенах. Знакомый лик Пречистой Богородицы. Она грустно смотрела на него, точно ждала всё это время. Заступница- Сердце дрогнуло. Здесь, у образа Царицы Небесной, стояла на коленях его теперь уже умершая мама, она молилась о нём... Он зарыдал, упав на колени. Как передать, что он здесь пережил? Душа обновилась, возродилась для чистой, святой жизни.
Как счастлив тот человек, который в минуты тяжелых переживаний, затруднений, скорби может обратиться к родной матери, по-детски, доверчиво поведать ей свою печаль. И я должен вам сказать, что все мы, православные христиане, имеем это счастье как никто другой. У нас есть иное, неземное, предстательство. Когда буйная, беспокойная жизнь затемняет образ родной матери или совсем отдаляет от нее, прибегайте к Матери Небесной. Взгляните на Ее кроткий лик, сияющий небесной чистотой и благостью, станьте перед Ее иконой и скажите от всей души: «Матерь Божия, тяжело мне, одиноко, погибаю, душа устала, ослабела, нет помощи от людей. Тебе вручаю жизнь мою. Сама заступи, Сама позаботься обо мне. Человеческому предстательству не ввери мя...» И Она непременно услышит и возьмет нас под Свою защиту, согреет нас Своей материнской любовью и лаской. Она не только утешит, но и научит, что делать, когда бросает нас из стороны в сторону, как ладью в море бурном, когда наседают на нас всякие скорби...
Когда Она, еще юная, чистая Дева, трепетно молилась в доме старца Иосифа, и тихий глас Архангела возвестил Ей радостную весть о воплощении от Нее Сына Божия, Спасителя мира, Она сказала тогда в ответ: Се, Раба Господня, буди Мне по глаголу твоему (Лк. 1, 38). Она не просила объяснений такому непостижимому, таинственному событию, а смиренно предалась воле Божией с полной верой Творцу и Владыке всяческих. И всю жизнь Свою Она покорно предавалась воле Божией, принимала все испытания, скорби. Жила Матерь Божия в бедности, уничижении и безвестности и во всем полагалась на Бога. Даже в страшный час голгофских крестных страданий Своего возлюбленного Сына Она не произнесла ни одного слова: не роптала, не требовала объяснений или чуда. Се, Раба Господня, — повторяла Она про себя, превозмогая скорбь.
Будем и в этом подражать нашей Небесной Матери, возлюбленные братия и сестры. Преданность воле Божией — одна из лучших христианских добродетелей, это свойство мужественных, глубоко верующих душ. Добродетель эта очень высокая и очень нелегкая, особенно для нас, маловерных, таких слабых и самонадеянных.
Но будем стараться, будем учиться у Царицы Небесной, у смиренной Приснодевы Марии этому святому качеству. Предадим свою жизнь Богу, Отцу нашему Небесному. «Твори с нами, Господи, что Тебе угодно и для нас полезно, мы рабы Твои, Тебе доверяемся, Тебе предаемся». Разве мало у нас в жизни скорбей, грехов, всяких трудностей; и мы всё расстраиваемся, переживаем, заботимся, ищем успокоения... Оно может быть только в надежде на Господа, в вере Богу нашему. Будем говорить: «Се, раба Твоя, даруй мне всецело предаться воле Твоей святой».
В одной книге рассказывается про человека, который очень уж худо жил на земле. Делал всё, что только ему вздумается: ел, пил, гулял, пировал. Но вот пришел и его конец. Пришла смерть, отсекла душу от тела, и бесы окружили душу. Ангелы стояли вдали и плакали. Особенно сокрушался Ангел Хранитель. Ему было безмерно жаль эту душу, он всеусильно старался пробудить ее к покаянию. Но вот темные и отвратительные существа подхватили грешную душу. Как хотели, издевались над ней: иные, злорадствуя, тянули за голову, другие под ногти вгоняли какие-то иглы, третьи хватали за горло и душили несчастную. Душа же озиралась вокруг, искала помощи, простирала руки к ангелам, звала их прийти и заступиться. Но всё было тщетно.
Вдруг вся эта зловещая ватага в один голос заорала: «В бездну, в бездну!» И мигом всё оборвалось... Душа, бедная, чувствовала, что ее тянут куда-то вглубь, все дальше и дальше. Вот уже поблекли последние лучики света.
Страшная, зловещая тьма, словно железным обручем, объяла со всех сторон. Снизу раздались вопли, стоны и стенания. Дикий, звериный рык покрывал все голоса. «В бездну, в бездну!» — давясь от крика, вопили бесы, и злорадный хохот разносился эхом в кромешной адской тьме.
Как ни стремительно тянули бесы грешную душу в преисподнюю, как ни страшно ей было, но она опомнилась и в первый раз в жизни произнесла: «Господи, Создатель мой, в бездну Ты низвергаешь меня по грехам моим, да будет воля Твоя...» Вдруг что-то перевернулось, загрохотало, заревело, задрожало. Сверху резанул яркий луч света — и два ангела светлых подхватили душу. Демоны рассеялись во мраке бездны. Полет к высоте был стремительный. Душа, не помня себя, оказалась высоко-высоко в небе...
Так Господь спасает души из самой пасти ада, души, надеющиеся на Его святую волю. Сама жизнь часто доказывает нам тщетность всякой человеческой земной помощи. Будем искать иного предстательства — небесного, Божественного. Особенно милосердного предстательства Матери Божией, снисходительной, сострадательной... Она все скорби Своей жизни вынесла только благодаря тому, что умела полагаться на волю Божию и в небесной помощи черпала силы и терпение.
Будем взывать к Ней: «Не ввери мя человеческому предстательству, Пресвятая Владычице... скорбь бо обдержит мя... покрова не имам, ниже где прибегну окаянный... и утешения не имам, разве Тебе...»
И Она не презрит нашего моления, но покроет нас от бед и напастей и утешит в скорби, подаст всё полезное для спасения души и Своим крепким предстательством исходатайствует нам жизнь вечную.
ЛЕСТВИЦА
Сколько приходится слышать жалоб на то, как трудно спасаться. Сколько у нас в жизни печалей и уныния оттого, что дело нашего спасения идет плохо. Иной всю жизнь стремится к спасению, ищет прямого пути к совершенству, и всё у него не очень хорошо получается, всё никак не приблизится он к своей цели. Иной все силы полагает на то, чтобы оторваться от греха, и это ему никак не удается — грехи тянут вниз, обременяют жизнь, сознание, душу...
Подобное имеет место, дорогие мои, так и должно быть, потому что спасение — дело нелегкое, непростое. Сразу оно не дается, а тем более нам — слабым и грешным. Мы порой совсем падаем духом, унываем, не знаем, что делать, как спасаться. А ведь есть очень хороший и надежный путь, ведущий от земли на небо. Идя по нему, непременно спасешься, непременно придешь в райские, блаженные селения...
Спасаться трудно не только теперь, спасение с древних времен было желанной целью людей, но самим нам ни за что не спастись. И Бог — Создатель наш, зная нашу немощь, от века обещал послать Спасителя с неба. И тем же путем, каким пришел наконец долгожданный Спаситель, этим же светлым путем должны подниматься от земли к небу и мы с вами, родные мои. Поскольку человечество давно искало этого пути, то Господь неоднократно показывал его прообразы.
Посмотрите росписи притвора академического храма в честь Покрова Божией Матери (в Троице-Сергиевой Лавре. — Ред). Иаков бежит от гнева Исава, идет по пустыне, утомился. Настала ночь. Он лег, на камни положил голову и видит во сне прекрасную высокую Лествицу: верх ее достигает неба, низ касается земли, а по ней восходят и нисходят ангелы Божии. Наверху ее Господь и милостивно говорит: Не бойся. Я Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; не бойся (ср. Быт. 28,13; 26, 24).
Страшно показалось Иакову это видение, он пробудился ото сна и сказал: Господь присутствует на месте этом, а я не знал! Это дом Божий, это врата небесные (ср. Быт. 28,16,17). Господь при всей святости места сказал: Не бойся. Это знамение величайшей любви Божией к нам, ко всему человеческому роду.
«...Радуйся... Лестнице высокая, Юже Иаков виде». Это мы поем Пресвятой Деве Марии, Пречистой Богородице. Так вот он этот путь, удобный и верный путь на небо!
«Радуйся, Лестнице небесная, Еюже сниде Бог. Радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на небо», — поем мы Ей. Через Нее, Матерь Божию, Господь сошел на землю и воплотился. Она сильна нас всех теперь вознести на небо, к Своему возлюбленному Сыну.
И еще, дорогие мои, как ни труден наш жизненный путь, но он пройдет, он не так уж долог, а после смерти нам предстоит иной путь, более тяжелый, неизбежный, последний и решающий... Здесь, в нашей Лавре (Троице- Сергиева Лавра. — Ред.), жили два инока, отец с сыном, спасались вместе. Но первым умер сын (его звали Иона). Отец много молился о нем и желал знать, достиг ли сын его спасения. И вот однажды глубокой ночью отец в видении увидел его. Иона вошел в келью, остановился и долго-долго стоял молча. Наконец глубоко вздохнул и сказал: «Молись, отец. Там течет огненная река, и немногие минуют ее. Большинство, пытаясь одолеть ее, опаляются, падают и... погибают...», — и с этими словами видение исчезло.
Страшен этот путь, возлюбленные братия и сестры! Страшен и нелегок. Но по милости Божией протянут для нас мост через эту реку, устроена лествица, широкая, крепкая лествица от земли на небо. Счастлив, бесконечно счастлив человек, возлюбивший Матерь Божию и свою жизнь полностью предавший Ей, доверивший Ей себя и своих близких и всю свою жизнь. Она не оставит и в этой временной жизни. Не думайте только, что Она избавит от всех скорбей, что всё будет благополучно и спокойно. Нет, но Она даст силы терпеть, Она научит со смирением нести жизненные испытания, поможет в борьбе с искушениями, защитит от напастей вражиих. Тем более не оставит Она и в вечной жизни, но будет ходатайствовать о нас перед Сыном Своим.
«Радуйся, Лествице, Еюже сниде Бог...»
Как, должно быть, прекрасна эта Лествица, как светла и чиста, если по Ней сошел Господь, почивающий на херувимах и носимый серафимами! Но из чего же состоит эта лествица? Каков ее состав? Как любая лествица, она состоит из ступенек — добродетелей.
Это, во-первых, дивное смирение, столь любезное Богу, столь прекрасное. Смирение, которое одно только сильно вознести душу на небесную высоту, которое подняло Матерь Божию выше ангелов. Она желала быть последней служанкой Той, которая станет Богоматерью, и Сама удостоилась этой чести. Предание говорит, что когда Матерь Божия отвечала на письма епископа Игнатия Богоносца из Антиохии, то подписывалась так: «Смиренная прислужница Иисуса...»
Вторая ступень лествицы — это терпение, которое есть не что иное, как великая победа над собой — над своеволием, непокорностью, маловерием. Терпение, которое никогда не поколеблется, никогда не постыжает.
Затем — это дивная чистота Богородицы, которая выше горних вершин, ослепительно сияющих на солнце, прекраснее царственных лилий, благоуханнее скромного белого ландыша...
Далее — это Ее кротость, Ее приветливость, Ее милосердие, которое вознесло Ее не только пред Богом, но и в глазах людей; Ее дивное молчание, явившее всю глубину Ее смиренно-мудренной души; Ее любовь к Богу, столь украсившая Ее душу, любовь глубочайшая, преданнейшая, неизменная в радости и в скорби.
И сколько же, сколько этих ступеней, которые Она одолела, сколько у Нее этих дивных совершенных добродетелей, — вот эта лествица Богоматери.
Но Она не только Сама взошла по этой лествице до неизреченной высоты Богоматеринства, Она и нас учит, зовет идти этим путем, самым верным путем ко спасению. «Радуйся, Лествице, от земли всех возвысившая благодатию...»
И пусть никто не думает, что это трудный и совершенно невозможный путь. Кто любит Матерь Божию, тот не побоится труда, тому Она поможет, научит и смирению и всему- всему доброму. Она пошлет Свою благодатную помощь и исходатайствует у Сына Своего спасение верным Своим чадам.
Притецем же, возлюбленные братия и сестры, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению — Покрову Девы... Притецем с верою в Ее помощь, с послушанием святым заповедям Ее Божественного Сына, с готовностью на труды, на терпение и с глубокой, детски доверчивой любовью к Ней восстахом...
«Радуйся, Еюже разрешися преступление, радуйся, Еюже отверзеся рай... Радуйся, яко рай пищный процветаеши, радуйся, яко пристанище душам готовиши».
Видели же Ее перед закрытием Глинской пустыни: в тихую лунную ночь Она стояла в небе. Как сказано в одном из писем, на Ее пречистых руках покоился Богомладенец Христос. Они были в изумительно светлых ризах, сияющих, как солнце. Лица были печальные и задумчивые... Какое-то мгновение Они были в воздухе, затем начали удаляться, пока совсем не скрылись из вида...
А сколько несчастных душ, низринутых грехом и диаволом в самую бездну, подняла Она по Своей лествице на высоту небесную?
Если бы это было возможно, то, кажется, Она не оставила бы ни одного человека во аде, всех бы вызволила, переправила к небесной райской жизни.
О возлюбленные братия и сестры! Воспользуемся и мы, грешные, этой спасительной лествицей. Вступим на нее твердыми стопами. Смирение, терпение, милосердие, чистота, кротость, воздержание, святое молчание, любовь... Как ни высоки эти ступени, как ни опасен путь над пропастью, Матерь Божия поддержит нас. Дайте Ей свою руку, как ребенок родной мамочке, и ваш путь от земли на небо увенчается успехом.
ТАЙНОЕ ВЕСЕЛИЕ
Я заключен и не могу идти в дом Господень Иер. 36, 5
Святой пророк Иеремия говорит не только от себя, но и от всех страдальцев и гонимых, которых в наше время стало так много. «Не можем пойти в дом Господень, — в скорби сердца говорят они, — ибо мы заключены».
Кто эти люди?
Архиереи, священники, диаконы, монахи, миряне, мужчины, женщины и даже дети.
Храмы как будто открыты, служба в них совершается. Теперь, в период гласности, храмов становится больше, но многотысячные скорбные голоса всё сильнее взывают к Богу: «Господи, мы заключены и не можем пойти в дом Господень...» — «Кто же вас заключал? — спрашивают их. — Ведь теперь всех реабилитировали. Узников совсем нет». — «Не можем, — плача, говорят они, — пойти в дом Господень, причины к тому разные...»
И люди обречены на печальное одиночество, безотрадную жизнь, горькое существование. Заботится ли о них Господь? Заботится ли о них Матерь Божия? Да, заботятся. И очень нежно, постоянно заботятся.
Богословы говорят, что год 1988-й — год Богоматери. Что это значит? Это значит, что Она, Божия Матерь, является настоящей Хозяйкой этого года, и не только одного года, но и последующих, сколько их будет еще от Господа.
Китайцы говорят: «Наш дракон завладеет всем миром». Американцы говорят: «Нет, наша белая пятиконечная звезда будет обладать всем миром». Русские говорят свое: «Нет, наша красная звезда будет хозяйкой вселенной». Израильтяне говорят свое... Все претендуют на господство.
Справедливо ли это?
Нет! Господство над всем миром принадлежит Тому, Кто создал этот мир, Кто истинно жалеет человека, Кто распялся за весь мир и Кто нежно ныне заботится обо всех страждущих и обремененных, несчастных, одиноких, плачущих, кающихся, обманутых, униженных... И вот такую нежную жертвенную любовь к падшему миру имеет не кто иной, как Бог и Пречистая Богородица — Матерь Господа нашего Иисуса Христа. Ей-то и дана власть от Бога владеть и спасать мир в эти страшные последние времена. И Она владеет миром.
Разве не видите, как Она, в последние годы особенно, является по всем концам земли? Цель Ее — привлечь людей ко Христу Богу, отвести их от обмана бесовского, дать человечеству подлинную свободу духа, радость жизни и вечное спасение.
В акафисте к Богородице говорится: «Радуйся, обоняние Христова благоухания; радуйся, животе тайнаго веселия».
Люди мирские привыкли более к явному веселию. Они смеются, радуются, поют, угощаются, едут на курорты и прочее — это естественное веселие, будто невинное, подобно тому как телята, ягнята или другие животные играют на поляне, где много травы.
Подлинно церковные люди (то есть духовные) не имеют такого явного веселия. Более того, они не хотят его. Они сознательно избегают такого веселия. Они знают, что такая веселая жизнь вредит их душе. Она отводит от серьезной, вдумчивой жизни, от подвигов спасения. Святые отцы просто отвергали веселую и сытую жизнь и уходили в пустыни.
Если вы хотите убедиться в том, что веселая жизнь действительно вредит делу спасения души, то внимательно оглядитесь кругом себя. Что вы увидите и услышите? Развлечение, сытость и снова буйное развлечение.
Не потому ли мы ныне стали все гнилые, боязливые, духовно бескрылые? Не обманывает ли нас диавол и его споспешники ложным веселием? Ложным счастьем?
Да, обманывает. Он говорит: «О люди, зачем вам небесный рай, зачем вам жизнь с Богом? Устроим рай на земле и будем жить и радоваться вместе!..»
Стали строить — вроде бы получается, но откуда появились эти страшные бедствия: радиация, отравление воды, земли, воздуха, гибель животных, птиц, рыб, а главное — отравление человека? Он потерял Бога — Источник истинной радости, он стал полубезумным. Радуется человек, смеется, жаждет свободы, знаний, развлечений. Всего этого так много, но в глазах человека... смертельная тоска. Он утерял истинную радость, радость райскую, радость святую — детскую жизнь с Богом!
К чему же ныне призывает нас Господь?
Этот вопрос был задан схимнику отцу Симеону Кавказскому. Он сказал: «От нас ныне Господь ничего так не ждет, как покаяния. Ведь мы все так грешны, так убоги, так законопреступны, как содомляне. И земля-то под нами вся стонет, и небо-то плачет, и весь мир — вселенная трясущаяся...»
Когда старцу напомнили, что Бог создал человека не для мучения, а для радости, то он с горечью ответил: «Какой же радости-то? Ведь не этой же, что нас ныне окружает, это безумная радость, ложная радость, предательская радость. Она ведет человека на вечную гибель, вечные мучения. Это радость отдиавола».
«Что Вы хотите этим сказать?» — спросили отца Симеона.
Он ответил: «Я имею в виду радость от Бога. Она тиха, целомудренна, любвеобильна, кротка, покаянна, бескорыстна, воздержанна, умилительна и в большинстве случаев — это тайная радость, тайное веселие».
Старца снова спросили: «Многим ли ныне доступна такая тайная радость в Боге, такое тайное веселие?»
«Немногим, — ответил он, — зато шумная радость и буйное веселие доступны всем».
Сам старец Симеон — великий подвижник, постник, молитвенник. Он глубоко испытал на личном опыте сущность тайного веселия. Об этом его и попросили рассказать. Всегда неохотно подвижники делятся своими благодатными переживаниями. Они смиренны, поэтому склонны скрывать и держать в тайне свои добродетели. Но ради пользы других отец Симеон всё же рассказал о том, чем он живет и каково его благодатное веселие.
«Наше веселие, — сказал он, — это жить в постоянных скорбях. Скорби наши ра- достотворны. Они проникнуты любовью к Богу и надеждой на Его великую помощь и вечное спасение. Вот смотрите, кто теперь поддерживает пустынников? Кто их любит? Да и всех церковников? «Тунеядцы», «мракобесы», «отсталые люди», «твердолобые», «упрямые» — вот такая общая характеристика верующих. Однако эти верующие живут, держатся своих убеждений; они молятся, плачут, радуются, и радость их имеет форму тайного веселия. Они скромны, молчаливы, сосредоточенны, но в скорбящем сердце их есть благодать Божия. Она-то и дает им такую тайную радость, которую и описать невозможно. Тем-то