Под водительством богоматери

Кто не согласится, что самым счастливым временем нашей жизни является раннее дет­ство — тихое, безмятежное. Тогда невинная душа не знает тяжести греха, не испытывает борьбы, искушений и падений. Тогда жизнь течет тихо под надежным присмотром лю­бящей родной матери. Кто без умиления не вспомнит дни своего детства, нежную ма­теринскую ласку? Кто не пожалеет о том вре­мени? Родная мать носила нас у своей груди, просиживала ночи у нашей колыбели, она водила нас за руку. Мы ей доверялись, на нее полагались, мы не разлучались с ней. И эта близость к родной матери давала счастье, ра­дость и покой детскому сердцу.

Но, возлюбленные братия и сестры, это время давно миновало. Время не стоит на ме­сте, жизнь стремительно несется вперед, влечет нас за собой, и порой очень быстро, как бурный поток Мы возрастаем, а роди­тели многих из нас уже ушли из этой жиз­ни. Возможно, что кто-то в раннем детстве, еще в юности лишился материнской ласки и заботы.

И жизнь наша идет как-то неполноценно, в ней некая пустота. Одиночество нас давит, печаль и холодное уныние охватывают серд­це. Сколько же трудностей и искушений бы­вает на пути молодой, неопытной души, осо­бенно если она стремится к высокой, чистой жизни. Сколько всяких огорчений от людей, от обстоятельств, от всего, особенно в наше трудное смутное время. Сколько внутренних переживаний, искушений, а поделиться под­час не с кем, не у кого спросить совета. Не­кому бывает нас защитить, приласкать, по­журить с любовью.

А как часто мы не замечаем, не ценим в се­мейной жизни взаимной любви и поддерж­ки. Один молодой человек говорил: «Когда я жил с родителями, то не ценил их, не слушал­ся, тяготился их заботой, не замечал их люб­ви. Но вот в один месяц я лишился отца и ма­тери. Как же я сейчас одинок, несчастлив! Жизнь стала холодной и пустой, люди — да­лекими. Я сирота, никому не нужный, никем горячо не любимый...»

Дорогие мои, я вам должен сказать, что у всех нас есть Мать, Которая никогда не ум­рет и никогда нас не оставит. Есть такое любящее сердце, которому все мы дороги и родны. Оно готово всех нас собрать, всех покрыть, защитить и утешить, и всех оно влечет к себе. Господь ведь знает и видит, как горько, мучительно и даже опасно такое наше сиротство, и Он дал нам Свою Пречи­стую Матерь. Она носила Его, Богомладенца Христа, Она Его вскормила, воспитала. Она столько страдала за Него Своим материн­ским сердцем, как никакая другая мать. И эту Свою Мать Господь даровал нам, слабым, не­мощным, грешным людям.

И как хорошо, как отрадно чувствовать сво­ей — Матерь Божию Пречистую Деву Марию. Как надежно жить под покровом Заступни­цы рода христианского. Она рядом с нами со дня нашего рождения. Она склонялась к на­шей колыбели, хранила нас в детстве, в юно­сти, вела через испытания и скорби жизни. Она хранит нас везде, всегда молится за нас и всех хочет спасти и привести, как мать за руку ведет дитя, к Своему Сыну и никогда не оставляет нас. Как же хорошо жить под во­дительством Богоматери! Как отрадно жить с надеждой, с верой в то, что Она услышит и исполнит наши прошения.

Кто искренне любит Ее, кто постоянно Ей молится с детским доверием, кто вверил Ее Покрову себя и своих близких, кто поверяет Ей все свои нужды и печали — тот, несомнен­но, знает не только умом, но и всем своим благодарным сердцем, как Она милостива, как близка и скора на помощь. Кто с верой обращался к Ней в нужде, в трудных обстоя­тельствах жизни или при внутреннем смуще­нии — тот, несомненно, чувствовал нежное прикосновение Ее материнской руки. И оно, это прикосновение, всем нам необходимо: большим и малым, ученым и неученым, вер­ным и неверным, всем-всем.

Каких только нет у нас скорбей, искушений, соблазнов, препятствий на пути спасения, сколько болезней, личных неприятностей у нас или у наших близких и родных! И всё это Она видит, всех жалеет, всем помогает, всё покрывает. И еще. Она очень много скорбит о нас, погибающих, ведь Она — Мать.

Рассказывают, как одна женщина со слезами открыла батюшке свое горе: любимый един­ственный сынок погибает. Вырос, перестал слушаться, оставил молитву, пристрастился к вину и разгульной жизни. Да и ее обижает, издевается, бьет... Горько было старушке. Но духовник ободрил ее. «Вот ты пойди, — ска­зал он, — в Казанский собор (дело было в Ле­нинграде), упади перед иконой Заступницы, Матушки Царицы Небесной, и скажи Ей: “Ма­терь Божия, у меня большое горе, и только Ты можешь мне помочь. И Ты должна помочь. Ведь я не отступлю от Тебя. Я сегодня пришла, и завтра приду со своим горем, и так буду хо­дить, пока Ты не утолишь мое материнское горе, пока не исполнишь мою просьбу...”».

Так она и стала делать. Ходила каждый день и просила Матерь Божию. И что вы думаете, дорогие мои? Ведь исполнила Матерь Божия просьбу этой женщины. Однажды вечером она особенно много слез пролила перед ико­ной Заступницы. А сын в то время случайно проходил мимо собора — шел на обычную пирушку. И вдруг над собором в лучах захо­дящего солнца он увидел икону Божией Ма­тери. Она стояла в воздухе, а потом исчезла, точно опустилась в собор. Что-то забытое защемило, шевельнулось в груди у этого че­ловека. Он неуверенно вошел в собор: та же икона на стене, а перед ней на коленях го­рячо молящаяся старушка — о Боже мой! — и со слезами всё шепчет его имя, всё вымали­вает его душу у Царицы Небесной. Дрогнула душа блудного сына, смягчилась при виде худенькой скорбной матери. Вспомнил он и счастливые дни своего невинного детства. Неслышно подошел к матери, опустился ря­дом с ней на колени, и его глубоко покаян­ные слезы слились со слезами матери. И ан­гел вознес их молитвы на небо, к Престолу Божию. Ведь привела к покаянию Заступни­ца Небесная!

Как хорошо жить под водительством Бого­матери, как отрадно молиться Ей, вручать Ей жизнь и спасение свое и своих близких! Но, дорогие мои, скорбно порой видеть и созна­вать, что мы не ценим любовь к нам Божией Матери, не отвечаем Ей искренней предан­ностью и детским доверием. Мало того, мы все оскорбляем Ее своими грехами, печалим

и прогоняем от себя. Сами уходим из-под Ее надежного Покрова. Сами не хотим идти по тому пути, которым Она ведет нас, — как непослушные дети вырываются и убега­ют от матери, так и мы... За такое непослу­шание, за такую неблагодарность, за многие наши беззакония не оставит ли нас Матерь Божия? Не откажется ли от таких неисправ­ных, своенравных Своих детей? Не лишим­ся ли мы этого нашего последнего пристани­ща? Ведь кругом грешны, совсем недостойны Ее милости и заступления...

И всё же мы дерзаем надеяться, что Ма­терь Божия не оставит нас, таких немощных и слабых, на пути ко спасению, до конца бу­дет помогать нам, нежно вести и направлять.

Святые отцы говорят, что особое счастье матери — заботиться о своем больном, не­мощном, обиженном ребенке. А мы с вами не больны ли душевными или телесными бо­лезнями? Не мы ли крайне немощны и стес­нены: и от людей, и от своих грехов, и от раз­личных искушений, от мира и диавола?

Рассказывают: два инока направлялись в свой монастырь. Они ходили по делам в город, а теперь возвращались, порядочно выпивши, навеселе. И, проходя по узенькому мостику, свалились в речку. Совсем было за­хлебнулись, погибали, но в то время их игу­мену явилась Божия Матерь и, указав место, сказала: «Спеши спасать Моих свиней. Хоть свиньи, а Мои...»

Возлюбленные братия и сестры, будем просить Царицу Небесную, чтобы Она не оставила нас на нашем нелегком жизнен­ном пути к Царству Небесному. Будем спе­шить обращаться к Ней, когда грехи особен­но обуревают, когда мы совсем погружаемся в волны житейского моря, когда в собствен­ной душе бывает буря страстей: гнев или не­чистота, злоба, зависть, ревность и прочее. Тогда особенно будем обращаться к Ней. Не скрывая, не утаивая ничего, как дети ма­тери, откроем Ей свою душу, расскажем всё, что мешает и волнует.

Станем молиться Ей с дерзновенной ве­рой в Ее всесильную скорую помощь, и Она не посрамит нашего упования. Душа, оже­сточенная грехом, смягчится, умилится, гля­дя на Ее пречистый, нежный, сострадатель­ный лик. Душа устыдится своей греховности, неблагодарности, сама принесет слезы глу­бокого покаяния, которые так ждет Матерь Божия от нас, исправится, оставит свой грех, встанет на путь добродетельной жизни. И тогда Матерь Божия непременно доведет нас до конца этой жизни без порока, проне­сет и через страшные мытарства, через не­ведомый огненный путь к вечности и спасет наши души от вечной смерти.

ЕММАНУИЛ

Я считаю самой большой бедой, самым скорбным явлением нашей жизни то, что мы плохо исправляемся. Всё у нас есть: и пища, и питие, и одежда, и жилище.

А вот в духовном отношении мы очень плохо совершенствуемся. Бурный поток жизни несется очень быстро, время уходит... Оглянемся на себя и увидим безотрадную картину душевного запустения, небреж­ности, неисправимости. Потому-то от всей души и скажем Владычице: «Зриши мою беду, зриши мою скорбь».

Возлюбленные братия и сестры! Святой апостол Иоанн Богослов, находясь в из­гнании на скалистом острове Патмос, ви­дел на небе таинственное явление. Он ви­дел жену, облеченную в солнце, под ногами у нее была луна, а на главе ее венец из две­надцати звезд. Эта жена имела во чре­ве и была в муках рождения и кричала от боли. Она должна была родить и тяжело страдала и мучилась. Вдруг тайнозритель увидел второе видение. Перед женой стоял большой красный дракон, который готов был пожрать ее младенца. Но вот жена ро­дила, и плод ее был восхищен к Престолу Божию, а жене были даны два крыла боль­шого орла, на которых она улетела в пу­стыню (см. Откр, гл. 12).

Объясняя это видение, святые отцы гово­рят, что жена — это Церковь наша Святая, Православная, которая в муках, страшных терзаниях и потугах старается возродить нас, верующих своих чад, каждого из нас с вами в духовную жизнь. Страдания ее очень велики, она сильно переживает за нас и плачет за каждую душу человеческую.

Далее святые отцы говорят, что дракон — это диавол, который стережет каждую душу и всегда готов ее поглотить и погубить. Он, по слову святого апостола Петра, ходит как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8). И в этом для нас большая опас­ность, потому что спасаться трудно, скор­бей, препятствий всяких много... И несутся наши вздохи к Пречистой: «Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна».

Но я вам скажу, что мы должны не только пользоваться защитой нашей Святой Церкви и жить ее заботами и стараниями. Мы сами должны прилагать усилия, чтобы становить­ся лучше, очищать свою душу и избавляться от грехов.

Предание говорит, что новорожденный Младенец Христос плакал. Не потому, что положили Его на грубой соломе, а не на мяг­ких пеленках, не потому, что находился Он в темноте и холоде вертепа. Плакал Он, пред­видя нашу холодность к Нему, нашу неис­правимость, плакал о том, что вместо любви и верности люди возненавидят Его. Соединим же наши слезы покаяния с Его слезами! Ими утолим гнев Божий и переменим его на милость. И будем обращаться к нашей нетленной Матери Царице Небесной.

Я должен вам сказать, что Она спасает не только добрых, но и плохих, и таких-то особенно. Если душа доверилась Ей и при­бегает к Ее помощи и Покрову, то Она ни­когда не посрамит, не изменит и не от­ступит и не попустит врагу окончательно увлечь и погубить душу. Как бы та ни была измучена борьбой с грехами, как бы низко ни пала в сети уныния, тяжелой печали, по­стоянных сомнений и колебаний — нежное прикосновение Ее материнской руки рано или поздно коснется этой души, даст ей от­раду и помощь, окрылит ее и поднимет к луч­шей духовной жизни... Только бы мы сами старались. И в этом наша большая беда, что мы совсем не ведем борьбу, не противимся греху. Пришел какой помысл на сердце — мы скорее исполняем, не видим врага, который, как хищник птицу, подстерегает нас. Пришел греховный помысл, и мы сразу склоняемся, как былинка от ветра, а то и ломаемся.

Рассказывают про одного брата, кото­рый подвизался в монастыре. Он старался спасаться, но у него было много искуше­ний. Враг внушал ему разные помыслы, и он всегда противился им молитвой и си­лой воли. Всякий раз он старался медлить, тянуть и не сразу приводил в исполнение внушаемые врагом мысли. Однажды он чем-то занимался в келье, и ему пришел помысл поесть. «У тебя всё есть, — гово­рил помысл, — и хлеб, и фрукты свежие, поешь». — «Нет, — воспротивился брат помыслу, — вот окончу свое дело, тогда и поем». Когда дело было сделано, помысл ему снова говорит: «Теперь-то поешь, вре­мя уже обеденное». — «Нет, я еще почитаю немного, а потом поем». Он почитал, а по­мысл снова свое: «Поешь, а то ослабеешь, уже столько времени прошло». — «Нет, — ответил монах, — я сначала за водой схожу на речку, а потом поем». Таким медлением он противился помыслам и не исполнял воли диавола.

Вот и нам так надо. Мы ведь все хотим спастись, в этом и сомнения быть не может, и все мы стараемся и усилия многие прилагаем. И трудно нам бывает: мы падаем, уста­ем, изнываем, руки у нас опускаются. Как ка­мень, упавший с горы, не может уже достичь вершины, так и наша жизнь.

Бурный поток бытия неизменно несет нас вперед, и наступит момент, когда мы ока­жемся на пороге иной жизни, на рубеже мо­гильном, — это неизбежный удел каждого. И чтобы подойти к этому пределу с очищен­ной душой, будем просить об этом Матерь Божию, Царицу Небесную, будем просить и Сергия Преподобного нашего родного, к которому мы так часто прибегаем в своих скорбях и затруднениях.

Будем просить и стараться, чтобы все, в том числе и мы — духовенство, и вы — миряне, с каждым часом, с каждым днем, с каждым отрезком времени обновлялись, исправлялись и в духовном отношении становились лучше, готовились прине­сти хотя бы малые дары Господу, Который вновь приходит к нам на землю. Емману­ил — «с нами Бог». А уж если принесем одни грехи, то растворим их слезами жгучего

покаяния, чтобы увидеть очами веры Боже­ственного Младенца Христа Спасителя. Да поможет всем нам Бог!

ИНОЕ ПРЕДСТАТЕЛЬСТВО

Если кто из нас когда-либо тяжко стра­дал в жизни, испытывал невыразимую муку, скорбь, болезнь, тот знает, как в такие мо­менты душа жаждет дружеского участия или хотя бы присутствия близкого человека. И если рядом никого нет, если вы оказались наедине со своим горем и затруднениями, тогда отрадно бывает просто вспомнить близкого человека, дорогого, любимого и любящего. Святые отцы говорят, что самым дорогим существом для человека, а в тяжкие минуты особенно, является мать.

Пусть жизнь отравила отношения с мате­рью, пусть ее светлый образ затмился в со­знании другими впечатлениями и привя­занностями, и всё же дороже ее нет никого на всем свете. Ее любовь свята, ее близость нерушима, и связь с ней не может быть пре­рвана ни временем, ни пространством, ни жизненными обстоятельствами. И бывает порой, что человек прямо-таки воскресает, думая о матери, вспоминая ее — любящую, добрую, кроткую.

Рассказывают, как один молодой чело­век закружился в житейской суете, увлекся внешним блеском земного счастья и в по­гоне за ним совсем перестал заботиться о душе, совершенно потерял веру. В это же время он безумно полюбил одну деви­цу. Она занимала все его мысли, он ниче­го не жалел ради нее... Но любовь оказа­лась неразделенной, девушка насмеялась над его чувствами и коварно обманула его. Он очень тяжело всё это переживал, стра­дал... Жизнь померкла, потеряла смысл. Окружающие стали чужими, далекими, враждебными для него.

В одну из ночей ему было особенно тя­жело. Перед ним лежал заряженный ре­вольвер, и рука его не раз уже касалась холодного металла, но всякий раз он в не­решительности останавливался. Но вот, назвав себя трусом, он схватил револьвер, уже поднес его к виску и... в последний раз глазами окинул комнату. Взор его задер­жался на фотографии — то была старая вы­цветшая карточка его матери. В этот миг словно бы нашлась утерянная святыня его сердца. Маленькая карточка оживила в нем воспоминания далекого невинного дет­ства... Ласковые материнские руки, тихий свет лампады в углу над его детской посте­лью... Вот они вместе идут в маленький де­ревенский храм. Вот она, уже больная, со слезами предостерегает его от опасного гибельного пути. Умирая, она просит не за­бывать Небесную Мать и к Ней обращаться за помощью и утешением.

Теплые чувства наполнили измученную душу юноши, он вспомнил те дивные, сла­достные минуты и часы, какие он пережи­вал в храме, когда с чистым, доверчивым сердцем приходил туда и перед чудотвор­ной иконой Царицы Небесной изливал на­болевшее. Точно кто-то незримый шепнул ему, что он снова может пережить всё это...

Быстро одевшись, молодой человек вышел и направился к храму, где служили всенощ­ную. Робко вошел он в двери, а там будто ничего не изменилось с тех пор, как он бы­вал в этих стенах. Знакомый лик Пречистой Богородицы. Она грустно смотрела на него, точно ждала всё это время. Заступница- Сердце дрогнуло. Здесь, у образа Царицы Небесной, стояла на коленях его теперь уже умершая мама, она молилась о нём... Он за­рыдал, упав на колени. Как передать, что он здесь пережил? Душа обновилась, возроди­лась для чистой, святой жизни.

Как счастлив тот человек, который в ми­нуты тяжелых переживаний, затруднений, скорби может обратиться к родной мате­ри, по-детски, доверчиво поведать ей свою печаль. И я должен вам сказать, что все мы, православные христиане, имеем это сча­стье как никто другой. У нас есть иное, не­земное, предстательство. Когда буйная, бес­покойная жизнь затемняет образ родной матери или совсем отдаляет от нее, прибе­гайте к Матери Небесной. Взгляните на Ее кроткий лик, сияющий небесной чистотой и благостью, станьте перед Ее иконой и ска­жите от всей души: «Матерь Божия, тяжело мне, одиноко, погибаю, душа устала, осла­бела, нет помощи от людей. Тебе вручаю жизнь мою. Сама заступи, Сама позаботься обо мне. Человеческому предстательству не ввери мя...» И Она непременно услышит и возьмет нас под Свою защиту, согреет нас Своей материнской любовью и лаской. Она не только утешит, но и научит, что делать, когда бросает нас из стороны в сторону, как ладью в море бурном, когда наседают на нас всякие скорби...

Когда Она, еще юная, чистая Дева, трепет­но молилась в доме старца Иосифа, и тихий глас Архангела возвестил Ей радостную весть о воплощении от Нее Сына Божия, Спасителя мира, Она сказала тогда в от­вет: Се, Раба Господня, буди Мне по глаголу твоему (Лк. 1, 38). Она не просила объяс­нений такому непостижимому, таинствен­ному событию, а смиренно предалась воле Божией с полной верой Творцу и Владыке всяческих. И всю жизнь Свою Она покорно предавалась воле Божией, принимала все испытания, скорби. Жила Матерь Божия в бедности, уничижении и безвестности и во всем полагалась на Бога. Даже в страш­ный час голгофских крестных страданий Своего возлюбленного Сына Она не произ­несла ни одного слова: не роптала, не тре­бовала объяснений или чуда. Се, Раба Господня, — повторяла Она про себя, пре­возмогая скорбь.

Будем и в этом подражать нашей Небес­ной Матери, возлюбленные братия и сестры. Преданность воле Божией — одна из луч­ших христианских добродетелей, это свой­ство мужественных, глубоко верующих душ. Добродетель эта очень высокая и очень не­легкая, особенно для нас, маловерных, та­ких слабых и самонадеянных.

Но будем стараться, будем учиться у Ца­рицы Небесной, у смиренной Приснодевы Марии этому святому качеству. Предадим свою жизнь Богу, Отцу нашему Небесно­му. «Твори с нами, Господи, что Тебе угод­но и для нас полезно, мы рабы Твои, Тебе доверяемся, Тебе предаемся». Разве мало у нас в жизни скорбей, грехов, всяких труд­ностей; и мы всё расстраиваемся, пережи­ваем, заботимся, ищем успокоения... Оно может быть только в надежде на Господа, в вере Богу нашему. Будем говорить: «Се, раба Твоя, даруй мне всецело предаться воле Твоей святой».

В одной книге рассказывается про челове­ка, который очень уж худо жил на земле. Делал всё, что только ему вздумается: ел, пил, гулял, пировал. Но вот пришел и его конец. Пришла смерть, отсекла душу от тела, и бесы окру­жили душу. Ангелы стояли вдали и плакали. Особенно сокрушался Ангел Хранитель. Ему было безмерно жаль эту душу, он всеусильно старался пробудить ее к покаянию. Но вот темные и отвратительные существа подхва­тили грешную душу. Как хотели, издевались над ней: иные, злорадствуя, тянули за голову, другие под ногти вгоняли какие-то иглы, тре­тьи хватали за горло и душили несчастную. Душа же озиралась вокруг, искала помощи, простирала руки к ангелам, звала их прийти и заступиться. Но всё было тщетно.

Вдруг вся эта зловещая ватага в один го­лос заорала: «В бездну, в бездну!» И мигом всё оборвалось... Душа, бедная, чувствовала, что ее тянут куда-то вглубь, все дальше и дальше. Вот уже поблекли последние лучики света.

Страшная, зловещая тьма, словно железным обручем, объяла со всех сторон. Снизу раз­дались вопли, стоны и стенания. Дикий, зве­риный рык покрывал все голоса. «В бездну, в бездну!» — давясь от крика, вопили бесы, и злорадный хохот разносился эхом в кро­мешной адской тьме.

Как ни стремительно тянули бесы греш­ную душу в преисподнюю, как ни страшно ей было, но она опомнилась и в первый раз в жизни произнесла: «Господи, Созда­тель мой, в бездну Ты низвергаешь меня по грехам моим, да будет воля Твоя...» Вдруг что-то перевернулось, загрохотало, заре­вело, задрожало. Сверху резанул яркий луч света — и два ангела светлых подхватили душу. Демоны рассеялись во мраке бездны. Полет к высоте был стремительный. Душа, не помня себя, оказалась высоко-высоко в небе...

Так Господь спасает души из самой па­сти ада, души, надеющиеся на Его святую волю. Сама жизнь часто доказывает нам тщетность всякой человеческой земной помощи. Будем искать иного предстательства — небесного, Божественного. Особен­но милосердного предстательства Матери Божией, снисходительной, сострадатель­ной... Она все скорби Своей жизни вынесла только благодаря тому, что умела полагать­ся на волю Божию и в небесной помощи черпала силы и терпение.

Будем взывать к Ней: «Не ввери мя чело­веческому предстательству, Пресвятая Вла­дычице... скорбь бо обдержит мя... покро­ва не имам, ниже где прибегну окаянный... и утешения не имам, разве Тебе...»

И Она не презрит нашего моления, но по­кроет нас от бед и напастей и утешит в скор­би, подаст всё полезное для спасения души и Своим крепким предстательством исхода­тайствует нам жизнь вечную.

ЛЕСТВИЦА

Сколько приходится слышать жалоб на то, как трудно спасаться. Сколько у нас в жиз­ни печалей и уныния оттого, что дело нашего спасения идет плохо. Иной всю жизнь стремится к спасению, ищет прямого пути к совершенству, и всё у него не очень хоро­шо получается, всё никак не приблизится он к своей цели. Иной все силы полагает на то, чтобы оторваться от греха, и это ему никак не удается — грехи тянут вниз, обременяют жизнь, сознание, душу...

Подобное имеет место, дорогие мои, так и должно быть, потому что спасение — дело нелегкое, непростое. Сразу оно не дается, а тем более нам — слабым и грешным. Мы порой совсем падаем духом, унываем, не зна­ем, что делать, как спасаться. А ведь есть очень хороший и надежный путь, ведущий от земли на небо. Идя по нему, непременно спасешься, непременно придешь в райские, блаженные селения...

Спасаться трудно не только теперь, спа­сение с древних времен было желанной целью людей, но самим нам ни за что не спастись. И Бог — Создатель наш, зная нашу немощь, от века обещал послать Спа­сителя с неба. И тем же путем, каким при­шел наконец долгожданный Спаситель, этим же светлым путем должны подни­маться от земли к небу и мы с вами, родные мои. Поскольку человечество давно искало этого пути, то Господь неоднократно пока­зывал его прообразы.

Посмотрите росписи притвора акаде­мического храма в честь Покрова Божией Матери (в Троице-Сергиевой Лавре. — Ред). Иаков бежит от гнева Исава, идет по пусты­не, утомился. Настала ночь. Он лег, на кам­ни положил голову и видит во сне прекрас­ную высокую Лествицу: верх ее достигает неба, низ касается земли, а по ней восхо­дят и нисходят ангелы Божии. Наверху ее Господь и милостивно говорит: Не бойся. Я Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; не бойся (ср. Быт. 28,13; 26, 24).

Страшно показалось Иакову это виде­ние, он пробудился ото сна и сказал: Го­сподь присутствует на месте этом, а я не знал! Это дом Божий, это врата небес­ные (ср. Быт. 28,16,17). Господь при всей свя­тости места сказал: Не бойся. Это знамение величайшей любви Божией к нам, ко всему человеческому роду.

«...Радуйся... Лестнице высокая, Юже Иаков виде». Это мы поем Пресвятой Деве Марии, Пречистой Богородице. Так вот он этот путь, удобный и верный путь на небо!

«Радуйся, Лестнице небесная, Еюже сниде Бог. Радуйся, мосте, преводяй сущих от зем­ли на небо», — поем мы Ей. Через Нее, Матерь Божию, Господь сошел на землю и вопло­тился. Она сильна нас всех теперь вознести на небо, к Своему возлюбленному Сыну.

И еще, дорогие мои, как ни труден наш жиз­ненный путь, но он пройдет, он не так уж до­лог, а после смерти нам предстоит иной путь, более тяжелый, неизбежный, последний и решающий... Здесь, в нашей Лавре (Троице- Сергиева Лавра. — Ред.), жили два инока, отец с сыном, спасались вместе. Но первым умер сын (его звали Иона). Отец много молился о нем и желал знать, достиг ли сын его спа­сения. И вот однажды глубокой ночью отец в видении увидел его. Иона вошел в келью, остановился и долго-долго стоял молча. Наконец глубоко вздохнул и сказал: «Молись, отец. Там течет огненная река, и немногие минуют ее. Большинство, пытаясь одолеть ее, опаляются, падают и... погибают...», — и с эти­ми словами видение исчезло.

Страшен этот путь, возлюбленные братия и сестры! Страшен и нелегок. Но по милости Божией протянут для нас мост через эту реку, устроена лествица, широкая, крепкая лествица от земли на небо. Счастлив, бесконечно счастлив человек, возлюбивший Матерь Бо­жию и свою жизнь полностью предавший Ей, доверивший Ей себя и своих близких и всю свою жизнь. Она не оставит и в этой времен­ной жизни. Не думайте только, что Она изба­вит от всех скорбей, что всё будет благополуч­но и спокойно. Нет, но Она даст силы терпеть, Она научит со смирением нести жизненные испытания, поможет в борьбе с искушения­ми, защитит от напастей вражиих. Тем более не оставит Она и в вечной жизни, но будет хо­датайствовать о нас перед Сыном Своим.

«Радуйся, Лествице, Еюже сниде Бог...»

Как, должно быть, прекрасна эта Лествица, как светла и чиста, если по Ней сошел Господь, почивающий на херувимах и носимый сера­фимами! Но из чего же состоит эта лествица? Каков ее состав? Как любая лествица, она со­стоит из ступенек — добродетелей.

Это, во-первых, дивное смирение, столь любезное Богу, столь прекрасное. Смирение, которое одно только сильно вознести душу на небесную высоту, которое подняло Ма­терь Божию выше ангелов. Она желала быть последней служанкой Той, которая станет Богоматерью, и Сама удостоилась этой чести. Предание говорит, что когда Матерь Божия отвечала на письма епископа Игнатия Бого­носца из Антиохии, то подписывалась так: «Смиренная прислужница Иисуса...»

Вторая ступень лествицы — это терпение, которое есть не что иное, как великая побе­да над собой — над своеволием, непокорно­стью, маловерием. Терпение, которое никогда не поколеблется, никогда не постыжает.

Затем — это дивная чистота Богородицы, которая выше горних вершин, ослепитель­но сияющих на солнце, прекраснее цар­ственных лилий, благоуханнее скромного белого ландыша...

Далее — это Ее кротость, Ее приветливость, Ее милосердие, которое вознесло Ее не толь­ко пред Богом, но и в глазах людей; Ее дивное молчание, явившее всю глубину Ее смиренно-мудренной души; Ее любовь к Богу, столь укра­сившая Ее душу, любовь глубочайшая, предан­нейшая, неизменная в радости и в скорби.

И сколько же, сколько этих ступеней, ко­торые Она одолела, сколько у Нее этих див­ных совершенных добродетелей, — вот эта лествица Богоматери.

Но Она не только Сама взошла по этой лествице до неизреченной высоты Богоматеринства, Она и нас учит, зовет идти этим путем, самым верным путем ко спасению. «Радуйся, Лествице, от земли всех возвысив­шая благодатию...»

И пусть никто не думает, что это трудный и совершенно невозможный путь. Кто любит Матерь Божию, тот не побоится труда, тому Она поможет, научит и смирению и всему- всему доброму. Она пошлет Свою благодат­ную помощь и исходатайствует у Сына Свое­го спасение верным Своим чадам.

Притецем же, возлюбленные братия и се­стры, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спа­сению — Покрову Девы... Притецем с верою в Ее помощь, с послушанием святым запове­дям Ее Божественного Сына, с готовностью на труды, на терпение и с глубокой, детски доверчивой любовью к Ней восстахом...

«Радуйся, Еюже разрешися преступление, радуйся, Еюже отверзеся рай... Радуйся, яко рай пищный процветаеши, радуйся, яко пристанище душам готовиши».

Видели же Ее перед закрытием Глинской пустыни: в тихую лунную ночь Она стояла в небе. Как сказано в одном из писем, на Ее пречистых руках покоился Богомладенец Христос. Они были в изумительно светлых ризах, сияющих, как солнце. Лица были пе­чальные и задумчивые... Какое-то мгновение Они были в воздухе, затем начали удаляться, пока совсем не скрылись из вида...

А сколько несчастных душ, низринутых грехом и диаволом в самую бездну, подняла Она по Своей лествице на высоту небесную?

Если бы это было возможно, то, кажется, Она не оставила бы ни одного человека во аде, всех бы вызволила, переправила к небесной райской жизни.

О возлюбленные братия и сестры! Вос­пользуемся и мы, грешные, этой спаситель­ной лествицей. Вступим на нее твердыми стопами. Смирение, терпение, милосердие, чистота, кротость, воздержание, святое мол­чание, любовь... Как ни высоки эти ступени, как ни опасен путь над пропастью, Матерь Божия поддержит нас. Дайте Ей свою руку, как ребенок родной мамочке, и ваш путь от земли на небо увенчается успехом.

ТАЙНОЕ ВЕСЕЛИЕ

Я заключен и не могу идти в дом Господень Иер. 36, 5

Святой пророк Иеремия говорит не толь­ко от себя, но и от всех страдальцев и го­нимых, которых в наше время стало так много. «Не можем пойти в дом Господень, — в скорби сердца говорят они, — ибо мы за­ключены».

Кто эти люди?

Архиереи, священники, диаконы, монахи, миряне, мужчины, женщины и даже дети.

Храмы как будто открыты, служба в них совершается. Теперь, в период гласности, храмов становится больше, но многоты­сячные скорбные голоса всё сильнее взыва­ют к Богу: «Господи, мы заключены и не мо­жем пойти в дом Господень...» — «Кто же вас заключал? — спрашивают их. — Ведь теперь всех реабилитировали. Узников со­всем нет». — «Не можем, — плача, говорят они, — пойти в дом Господень, причины к тому разные...»

И люди обречены на печальное одиноче­ство, безотрадную жизнь, горькое существо­вание. Заботится ли о них Господь? Забо­тится ли о них Матерь Божия? Да, заботятся. И очень нежно, постоянно заботятся.

Богословы говорят, что год 1988-й — год Богоматери. Что это значит? Это значит, что Она, Божия Матерь, является настоя­щей Хозяйкой этого года, и не только одно­го года, но и последующих, сколько их бу­дет еще от Господа.

Китайцы говорят: «Наш дракон завладе­ет всем миром». Американцы говорят: «Нет, наша белая пятиконечная звезда будет обла­дать всем миром». Русские говорят свое: «Нет, наша красная звезда будет хозяйкой вселен­ной». Израильтяне говорят свое... Все претен­дуют на господство.

Справедливо ли это?

Нет! Господство над всем миром принад­лежит Тому, Кто создал этот мир, Кто ис­тинно жалеет человека, Кто распялся за весь мир и Кто нежно ныне заботится обо всех страждущих и обремененных, несчаст­ных, одиноких, плачущих, кающихся, об­манутых, униженных... И вот такую нежную жертвенную любовь к падшему миру имеет не кто иной, как Бог и Пречистая Богороди­ца — Матерь Господа нашего Иисуса Христа. Ей-то и дана власть от Бога владеть и спа­сать мир в эти страшные последние време­на. И Она владеет миром.

Разве не видите, как Она, в последние годы особенно, является по всем концам земли? Цель Ее — привлечь людей ко Христу Богу, отвести их от обмана бесовского, дать человечеству подлинную свободу духа, радость жизни и вечное спасение.

В акафисте к Богородице говорится: «Ра­дуйся, обоняние Христова благоухания; ра­дуйся, животе тайнаго веселия».

Люди мирские привыкли более к явно­му веселию. Они смеются, радуются, поют, угощаются, едут на курорты и прочее — это естественное веселие, будто невинное, по­добно тому как телята, ягнята или другие жи­вотные играют на поляне, где много травы.

Подлинно церковные люди (то есть духов­ные) не имеют такого явного веселия. Более того, они не хотят его. Они сознательно из­бегают такого веселия. Они знают, что такая веселая жизнь вредит их душе. Она отводит от серьезной, вдумчивой жизни, от подвигов спасения. Святые отцы просто отвергали ве­селую и сытую жизнь и уходили в пустыни.

Если вы хотите убедиться в том, что весе­лая жизнь действительно вредит делу спасе­ния души, то внимательно оглядитесь кругом себя. Что вы увидите и услышите? Развлече­ние, сытость и снова буйное развлечение.

Не потому ли мы ныне стали все гнилые, бо­язливые, духовно бескрылые? Не обманыва­ет ли нас диавол и его споспешники ложным веселием? Ложным счастьем?

Да, обманывает. Он говорит: «О люди, за­чем вам небесный рай, зачем вам жизнь с Бо­гом? Устроим рай на земле и будем жить и ра­доваться вместе!..»

Стали строить — вроде бы получается, но откуда появились эти страшные бедствия: радиация, отравление воды, земли, воздуха, гибель животных, птиц, рыб, а главное — от­равление человека? Он потерял Бога — Ис­точник истинной радости, он стал полубез­умным. Радуется человек, смеется, жаждет свободы, знаний, развлечений. Всего этого так много, но в глазах человека... смертель­ная тоска. Он утерял истинную радость, ра­дость райскую, радость святую — детскую жизнь с Богом!

К чему же ныне призывает нас Господь?

Этот вопрос был задан схимнику отцу Си­меону Кавказскому. Он сказал: «От нас ныне Господь ничего так не ждет, как покаяния. Ведь мы все так грешны, так убоги, так за­конопреступны, как содомляне. И земля-то под нами вся стонет, и небо-то плачет, и весь мир — вселенная трясущаяся...»

Когда старцу напомнили, что Бог создал человека не для мучения, а для радости, то он с горечью ответил: «Какой же радости-то? Ведь не этой же, что нас ныне окружает, это безумная радость, ложная радость, преда­тельская радость. Она ведет человека на веч­ную гибель, вечные мучения. Это радость отдиавола».

«Что Вы хотите этим сказать?» — спросили отца Симеона.

Он ответил: «Я имею в виду радость от Бога. Она тиха, целомудренна, любвеобильна, крот­ка, покаянна, бескорыстна, воздержанна, уми­лительна и в большинстве случаев — это тай­ная радость, тайное веселие».

Старца снова спросили: «Многим ли ныне доступна такая тайная радость в Боге, такое тайное веселие?»

«Немногим, — ответил он, — зато шумная радость и буйное веселие доступны всем».

Сам старец Симеон — великий подвиж­ник, постник, молитвенник. Он глубоко ис­пытал на личном опыте сущность тайного веселия. Об этом его и попросили расска­зать. Всегда неохотно подвижники делят­ся своими благодатными переживаниями. Они смиренны, поэтому склонны скрывать и держать в тайне свои добродетели. Но ради пользы других отец Симеон всё же рас­сказал о том, чем он живет и каково его бла­годатное веселие.

«Наше веселие, — сказал он, — это жить в постоянных скорбях. Скорби наши ра- достотворны. Они проникнуты любовью к Богу и надеждой на Его великую помощь и вечное спасение. Вот смотрите, кто теперь поддерживает пустынников? Кто их любит? Да и всех церковников? «Тунеядцы», «мра­кобесы», «отсталые люди», «твердолобые», «упрямые» — вот такая общая характеристи­ка верующих. Однако эти верующие живут, держатся своих убеждений; они молятся, плачут, радуются, и радость их имеет форму тайного веселия. Они скромны, молчаливы, сосредоточенны, но в скорбящем сердце их есть благодать Божия. Она-то и дает им такую тайную радость, которую и описать невозможно. Тем-то

Наши рекомендации