В своих «Речах Будды», одному из брахманов, сам Просветлённый рассказывает о технике духовной медитации, которая привела его к первому духовному Озарению и Пробуждению.
«Семь дней прибывал я в состоянии медитации, со скрещенными ногами и сложенными на животе руками, под защитой дерева, гарантировавшего абсолютный покой и уединение. При этом я сначала совершил первые четыре погруженияв состояния успокаивающих размышлений, собранности, невозмутимости и созерцания.
Сила моя была напряжена и не ослаблялась,
Моё внимание было подвижно и не рассеянно,
Моё тело спокойно и безмолвно,
Мой Дух был собран и направлен на духовную медитацию.
И тогда, о брахман, отделяя себя от иных мыслей и желаний, вступил я в первое обязательное погружение, связанное с успокаивающими размышлениями о приятном. Я пребывал в удовлетворении и радости от длительного погружения в приятное.
После того, как сознание устало размышлять по принуждению и мысли улеглись, я вступил во второе погружение, отмеченное как удовлетворение и радость от свободы, мыслить или не мыслить.
Теперь можно ни о чём не думать и отдохнуть от надоедающего принуждения мыслить. По мере исчезновения чувства удовлетворения от свободы сознания наступила невозмутимость.
Это, о брахман, я плавно вступил в третье погружение, которое называется «Радость от бодрствования в невозмутимости».
После того как чувство радости улеглось, вступил я в четвёртое погружение, отмеченное как созерцание, где полная отрешённость, где полная невозмутимость, где полная свобода и присутствие.
Соблюдая порядок намеченной медитации, наступало следующее погружение – концентрация, в глубины времени, пространства и в себя.
*
И так, собравшись духом, очищенный, без единого пятнышка, без каких либо изъянов, легко подчиняясь порядку, убеждённо и уверенно обратил я свой разум на воспоминания моего бытия, в самое глубокое прошлое личной жизни и обратно. Так вспомнил я о
Многочисленных предыдущих существованиях; об одном существовании, о двух существованиях, о трёх, о пяти, о десяти, о
Сотнях и тысячах, о многих эрах разрушения и эрах обновления. Там я носил то, или иное имя, был одного, или другого пола, выглядел так или иначе, питался тем или иным, переживал счастье или
Горе, доживал до того или иного возраста. И потом я рождался в последующем поколении, и там снова всё повторялось. И так много - много раз я рождался в надежде и предопределении. Я честно пред собою испытал путь в глубину бытия во всех моих существованиях туда и обратно, с остановками в каждом. Оттуда я ушёл и пришёл сюда, и здесь вновь родился.
Это, о брахман, есть первое Просветление - познание, которое постигается в первом глубочайшем погружении в состоянии невозмутимости и созерцания. Незнание уничтожено, возникло знание. Тьма уничтожена, свет возник, как это подобает тому, кто находится в пылком поиске, посвящая себя единому стремлению. Это, о брахман, было моим первым появлением на свет, как цыплёнка из яичной скорлупы.
*
И так, я был собравшийся духом, очищенный, без единого пятнышка, без изъянов. Легко соблюдая порядок, убеждённо и уверенно обратил я свой разум на познание ухода и возвращения людей. И своим особым взором, будучи подготовленным, наблюдал я, как они уходят и как возвращаются, низкие и высокие, красивые и не красивые, изменяющиеся к лучшему и изменяющаяся к худшему. Увидел я, как находят люди своё место в жизни по делам своим, и понял; - Люди, отягощённые плохими мыслями и делами, следующие ложным верованиям - идут дорогой несчастья и зла. Другие же люди, одарённые, вдохновлённые светлыми мыслями и делами, которые в словах и делах следуют в истинном благочестии, они идут по пути созидания, безопасности и благоприятствования.
Это, о брахман, было моим вторым Просветлением - познанием, которое я постиг во втором глубочайшем погружении. Незнание уничтожено, возникло знание. Тьма уничтожена, свет возник, как и подобает тому, кто непоколебимо пребывает в пылком поиске, посвящая себя единому стремлению. Теперь я сам, честно пред собою, испытал Путь в бытие людей, туда, где закономерность и
Последовательность, где предначертанное и заслуженное, а также случайное, непотребное и вредное.
Это, о брахман, было моим вторым появлением на свет, как цыплёнок из яичной скорлупы.
*
И так, собравшийся духом, очищенный, без единого пятнышка, лишённый каких либо изъянов, легко подчиняясь работе, уверенно обратил я свой разум на познание и избавление от пороков, от
Душевных оков и страданий. Размышляя о нашей, человеческой жизни, о поводах и последствиях, открылось мне, что наша жизнь есть страдание. Я осознал не замечаемые ранее Истины. На меня, как букет умозаключений нагрянули эмоциональные сопереживания и впечатления, от осенившего понимания четырёх Благородных Истин о страдании.
Истина о страдании.