О том, что они думали во время их жизни в теле о душе или духе.
443. В другой жизни можно совершенно ясно видеть, какое представление имели люди о душе, духе и о жизни после смерти, когда они жили в теле; поскольку, когда дух удерживается в таком же состоянии, в каком он пребывал в теле, то мыслит подобным образом, и его мысли можно слышать так явно и отчётливо, как если бы он громко говорил вслух. Однажды я узнал от одного человека, в скорости после его смерти, что – как он сам признавался – он действительно верил в существование духа, но представлял, что, как дух, он должен будет вести неясное существование. Так он думал, поскольку считал, что если отнять жизнь тела, то должно остаться лишь нечто смутное и неопределённое; ибо он относил жизнь к телу, и поэтому думал о духе как о призраке. Он утвердился в этих представлениях из наблюдений за животными, которые также обладают жизнью, почти как люди. Теперь же он изумлялся, что духи и ангелы живут в величайшем свете, разумении, мудрости и счастье, обладая столь совершенной перцепцией, что это трудно описать. Таким образом, их жизнь очень далека от смутной и является совершенно ясной и отчетливой.
444. Однажды я беседовал с кем-то, кто во время жизни в мире верил, что дух неизмерим, и на этом основании отвергал термины, имеющие пространственный смысл. Я спросил его, что он теперь думает о себе самом, видя, что сам он теперь был духом и обладал зрением, слухом, обонянием, тонким осязанием, желаниями и мыслями в такой мере, что ощущал себя так же, как если бы находился в теле. Он же, оставаясь в тех представлениях, которые имел при жизни в мире, сказал что дух – это мысль. Но мне было позволено спросить его в ответ, не знал ли он, живя в мире, что телесное зрение невозможно без органа зрения – глаза? И как тогда может быть внутреннее зрение, или мышление? Разве не должно оно иметь некоторую жизненную сущность, благодаря которой оно функционирует? Тогда он признал, что во время своей телесной жизни пребывал в заблуждении, что дух – это лишь только мысль, лишенная всякой жизненности или определённости. Я добавил, что если бы душа или дух были просто мыслью, то человек не нуждался бы в столь большом мозге, учитывая, что весь мозг является органом внутренних чувств. Поскольку, если бы это было не так, то череп мог бы быть пустым, а мысль могла бы действовать в нём как дух. Исходя из этих размышлений, а также зная о действиях души в мускулах, вызывающих столь большое разнообразие движений, я сказал ему, что он может быть уверен, что дух – есть жизненная сущность. После чего он признал свои ошибки и удивлялся, настолько он был глуп.
445. В дополнение мне было сказано, что учёные не верят ни во что иное, кроме того, что душа, которая будет жить после смерти, или дух, является абстрактной мыслью. Это ясно видно из того, как они отвергают любые названия, имеющие что-то определённое, или предметы, имеющие определённую природу, по той причине, что мысль, отделенная от предмета, является непространственной, тогда как предмет и объект мысли являются пространственными. Постигая непространственные объекты, люди устанавливают для них границы, делая их измеримыми. Из этого ясно видно, что ученые представляют душу, или дух, никак иначе, чем просто мысль. Они верят, что душа исчезнет, когда они умрут.
446. Я рассказывал духам о мнении, принятом среди людей, живущих в настоящее время, а именно, что они не верят в существование духа, потому что не видят его своими глазами и не могут постичь его при помощи естественной науки. В результате они не только отрицают, что дух является чем-то пространственным, но также и то, что он является существом, споря о том, что такое существо. А поскольку они отрицают, что дух является чем-то пространственным, а также расходятся во взглядах на то, что такое существо, то они также отрицают, что дух находится внутри любого пространства, следовательно отрицают его существование в человеческом теле. Хотя даже самый простой человек может знать, что его душа, или дух, находится внутри его тела. Когда я сказал об этом, некоторые духи из самых простых были крайне удивлены, что современные люди настолько глупы. И когда они слышали о специальных терминах, о которых спорили люди, таких как "части вне частей" и другие, им подобные, они называли их абсурдными, нелепыми и смешными, говорили, что они вообще не должны занимать человеческие умы, потому что совершенно закрывают путь к настоящему разумению.
447. Некто, недавно ставший духом, слушая меня, спросил: "Что есть дух?", поскольку полагал, что всё ещё был человеком. Я сказал ему, что дух есть в каждом человеке, и что человек, относительно его жизни – есть дух, то есть дух и есть жизнь внутри человека. Тело же служит лишь средством для жизни человека на земле, и что плоть и кости, то есть тело, вообще не живет и не мыслит само по себе. Видя, что он пребывает в недоумении, я спросил его, слышал ли он когда-либо о душе. Он ответил: "А что такое душа? Я не знаю, что это такое". Тогда мне было позволено сообщить ему, что он теперь душа, или дух, поскольку он сам мог убедиться в этом, видя, что находится над моей головой, а не стоит на земле. Я спросил его, разве он сам не ощущает этого, после чего он убежал в ужасе, восклицая: "Я – дух! я – дух!".
Некий иудей, полагавший, что он всё ещё человек и живёт в теле, настолько был в этом уверен, что едва ли мог поверить в обратное. Когда же ему было показано, что он теперь дух, он все еще упорствовал, утверждая, что он человек, потому что может видеть и слышать. Таковы совершенно плотские люди, которые при жизни в мире отождествляют себя со своим телом. Можно было бы привести ещё множество примеров, которые послужили бы подтверждением тому, что в человеке есть дух, и ему, а не телу, принадлежат все чувства.
448. Я беседовал со многими уже умершими людьми, которых знал в этой жизни, и делал это довольно долгое время, в течение нескольких месяцев и даже лет, беседовал в полный голос, только внутренний, как с друзьями в этом мире. Предметом нашей беседы иногда было состояние человека после смерти. Они были чрезвычайно удивлены, что при жизни в теле никто не знает и не верит в то, что по окончании телесной жизни, человек будет жить, и даже ощущать себя таким же, как теперь. При этом продолжение жизни таково, что она переходит от тусклой и неопределённой к ясной и светлой, а жизнь людей, пребывавших в вере в Господа переходит в жизнь все более и более светлую. Они хотели, чтобы я сообщил их друзьям о том, что они живы. Просили написать им об их состоянии, после того, как я рассказал им многое о состоянии их друзей, всё ещё живущих в мире. Но я отвечал, что даже если бы я рассказал их друзьям такие вещи, или написал бы им о них, они всё равно мне не поверили бы, назвали бы это больным воображением, насмехались бы надо мной, попросили бы знамений или чудес, прежде чем поверить. Таким образом, я просто подверг бы себя их насмешкам. А в то, что я говорю истину, может кто-нибудь и поверил бы, но очень немногие. Ибо в сердце люди отрицают существование духов, но даже не отрицающие этого не желают слышать о том, что любой человек может общаться с духами. В древние времена никогда не было такого неверия в духов, но теперь люди пытаются постичь, что такое дух при помощи логических умозаключений, и по своим определениям и гипотезам лишают его всех чувств; и делают это тем больше, чем более учеными они хотят быть.
* Личное, собственное человека (лат.- hominis propria; англ.- man's own).
* В лат. тексте употребляется глагол ед.ч. (sit), а не мн. ч. (sint)
* В лат. тексте глагол стоит в ед. числе, а существительное – во мн. числе; но в Синодальном переводе Библии на рус. яз. этот аспект упущен (прим. переводчика).
* День отдохновения, покоя (прим. переводчика)
* Восприятие, внутреннее постижение.
* Лат. – terra; англ. – earth, land.
** Лат. – humus; англ. – ground.
* Лат. - pecus
** Лат. - grex