О природе жизни души или духа

320. Что касается, в общем, жизни душ, то есть людей, которые только что умерли и стали духами, то на огромном опыте я убедился в том, что когда человек переходит в другую жизнь, он не осознаёт, что находится уже в мире ином. Он полагает, что еще живёт в этом мире, и что он все еще в своём физическом теле. Так происходит до тех пор, пока ему не сообщают, что он – дух. Эта новость ошеломляет человека, потрясает до глубины, потому что, с одной стороны, он остаётся совершенно таким же человеком относительно чувств, желаний и мыслей, а с другой стороны, во время своей жизни в этом мире он не верил в существование духа, или, как происходит с некоторыми, не думал, что дух может быть таким, каким он обнаруживает его теперь.

321. Другой общий факт состоит в том, что дух обладает способностями восприятия, мышления и речи, намного превосходящими те, которыми он обладал при жизни в теле, настолько более превосходящими, что их едва ли можно сравнивать, хотя духи не знают об этом до тех пор, пока Господь не дает их возможность размышлять над этим.

322. Остерегайтесь ложных представлений, состоящих в том, что духи не обладают гораздо более совершенными способностями восприятия, чем при жизни в теле. Я убедился в обратном на опыте, повторявшемся тысячи раз. Если кто-то не желает верить в это из-за своих предубеждений о природе духа, позвольте ему убедиться в этом на собственном опыте, когда он перейдёт в другую жизнь, где он будет вынужден в это поверить. Прежде всего, духи имеют зрение, поскольку они живут в свете; добрые духи, ангельские духи и ангелы пребывают в свете столь ярком, что с ним едва ли можно сравнить даже полуденный свет этого мира. Свет, в котором они живут, и который они видят, по Божественному милосердию Господа будет описан позже. Духи также имеют слух, слух настолько более тонкий и изящный, что телесный слух не может даже сравниться с ним. В течение многих лет они почти постоянно разговаривали со мной, но их речь также будет описана в дальнейшем по Божественному милосердию Господа. Они имеют обоняние, о котором будет сказано дальше по Божественному милосердию Господа. У них тончайшее осязание, которое в аду вызывает сильные боли и мучения; поскольку все ощущения относятся к чувству осязания, разновидностями которого они и являются.

[2] Они имеют желания и чувства, с которыми не могут сравниться те, что они имели при жизни в теле, об этом также по Божественному милосердию Господа будет сказано позднее. Духи мыслят гораздо четче и яснее, чем они мыслили во время их жизни в теле. Одна их мысль вмещает больше, чем тысяча мыслей в течение их жизни в этом мире. Они говорят столь тонко, проницательно, изящно и ясно, что если бы человек мог воспринимать что-либо из этого, то был бы крайне изумлён. Словом, они обладают всем тем же, чем обладают люди, но в гораздо более совершенном виде, кроме плоти и костей, и вызванных ими недостатков. Они постигают и признают, что даже когда они жили в теле, чувствовал в них именно дух, и хотя способность чувствовать проявлялась в теле, все же она не принадлежала ему; поэтому, когда тело отделяется, чувства становятся гораздо более совершенными. Жизнь заключается в восприятии, ибо без него жизнь невозможна, и каково восприятие, такова и жизнь, это может знать каждый.

323. В конце этой главы будет приведено несколько примеров о людях, которые во время жизни в этом мире думали иначе.

БЫТИЕ 4:1-26

1. Человек познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека, Сущего.

2. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.

3. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Сущему,

4. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,

5. А на Каина и на дар его не призрел. Каин воспылал гневом, и поникло лице его.

6. И сказал Сущий Каину: почему ты воспылал гневом? и отчего поникло лице твое?

7. Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

8. И говорил Каин с Авелем, братом своим. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

9. И сказал Сущий Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

10. И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;

11. И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;

12. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь скитальцем и беглецом на земле.

13. И сказал Каин Сущему: зло мое слишком велико, чтобы оно могло быть удалено;

14. Вот, Ты изгнал меня сегодня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто меня найдет – убьет меня.

15. И сказал ему Сущий: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И наложил Сущий на Каина знак, чтобы никто, нашедший его, не убил его.

16. И удалился Каин от лица Сущего и жил в земле Нод, на восток от Едема.

17. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.

18. У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.

19. И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла.

20. Ада родила Иавала: он был отцом живущих в шатрах со стадами.

21. Имя брату его Иувал: он был отцом всех играющих на арфе и органе.

22. Цилла также родила Тувалкаина, который был учителем всех ремесленников по меди и железу. И сестра Тувалкаина Ноема.

23. И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил человека в рану мне и малое дитя в язву мне;

24. Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.

25. И познал человек еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она], Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.

26. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Сущего.

СОДЕРЖАНИЕ

324. Здесь говорится об отдельных доктринах Церкви, или о ересях; затем о возникновении новой Церкви, названной "Еносом".

325. Древнейшая Церковь имела через любовь веру в Господа; но в ней появились люди, отделившие веру от любви. Учение веры, отделенной от любви, было названо "Каином"; а милосердие, которое является любовью к ближнему, было названо "Авелем" (стихи 1, 2).

326. Описано как то, так и другое богослужение: веры, отдельной от любви – дарами Каина; милосердия – дарами Авеля, стихи 3, 4. Было принято богослужение, происходящее от милосердия, но не богослужение, происходящее от отдельной веры (стихи 4, 5).

327. Состояние пребывавших в отдельной вере стало злом. Это описано тем, что Каин воспылал гневом, и его лицо поникло (стихи 5, 6).

328. По милосердию узнается качество веры; милосердие желает быть с верой, если вера не главенствует и не превозносится над милосердием (стих 7).

329. Милосердие было угашено в тех, которые отделили веру и поставили её над милосердием. Это описано тем, что Каин убил своего брата Авеля (стихи 8, 9).

330. Угашенное милосердие названо "голосом крови" (стих 10); извращенное учение – "проклятием от земли" (стих 11); ложь и зло, оттуда происходящие – "изгнанником и скитальцем на земле" (стих 12). Поскольку они отвратились от Господа, то пребывали в опасности вечной смерти (стихи 13, 14). Но так как впоследствии через веру должно было быть насаждено милосердие, то было запрещено её нарушать, что выражено "знаком, положенным на Каина" (стих 15). Удаление веры от прежнего положения обозначено тем, что "Каин поселился на востоке от Едема" (стих 16).

331. Распространение этой ереси названо "Енохом" (стих 17).

332. Ереси, произошедшие от этой, также названы собственными именами. В последней из них, названной "Ламехом", не осталось никакой веры (стих 18).

333. Тогда возникла новая Церковь, которая обозначена "Адой и Циллой" и описана их сыновьями "Иовалом", Иувалом" и "Тувалкаином"; небесные свойства Церкви представлены "Иовалом", духовные – "Иувалом", а природные – "Тувалкаином" (стихи 19-22).

334. Описывается возникновение этой Церкви, когда все, происходящее от веры и от милосердия было угашено, и когда было попрано то, что являлось запретным (стихи 23, 24).

335. Дается краткое изложение всего: после того, как отдельная веры, обозначенная "Каином", погасила милосердие, Господом была дарована новая вера, через которую было насаждено милосердие. Эта вера названа "Сифом" (стих 25).

336. Милосердие, насажденное через веру, названо "Еносом", или другим "человеком", таково название этой Церкви (стих 26).

Внутренний смысл

337. Поскольку в этой главе говорится об упадке Древнейшей Церкви, или о фальсификации ее учения, следовательно, о ее ересях и сектах, понимаемых под именами Каина и его потомков, то нужно заметить, что невозможно понять, как было фальсифицировано учение, или какова была природа ересей и сект этой Церкви, не зная природы истинной Церкви. Выше много говорилось о Древнейшей Церкви и указывалось, что она была небесной и не признавала иной веры, кроме той, которая исходила от любви к Господу и к ближнему. Через эту любовь они имели веру от Господа, или перцепцию всего, принадлежащего вере; поэтому они не желали упоминать о вере, чтобы не отделять её от любви, как было показано выше (п. 200, 203).

[2] Таков небесный человек, и таким он описан прообразами у Давида, где о Господе говорится как о царе, и о небесном человеке – как о сыне царя:

Даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, да принесут горы мир людям и холмы правду;

и будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов. Во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна (Пс. 71:1, 3, 5, 7).

"Солнце" означает любовь; "луна" – веру; "горы" и "холмы" – Древнейшую Церковь; "роды родов" означают Церкви после потопа; сказано "доколе не перестанет луна", потому что вера будет любовью. Смотрите также, что сказано у Исаии 30:26.

[3] Такова была Древнейшая Церковь, и таково было ее учение. Однако в наши дни все иначе, поскольку теперь вера предшествует милосердию, но через веру Господом даруется милосердие, и тогда милосердие становится во главе. Это следует из того, что учение было фальсифицировано в древнейшие времена, когда люди признавали веру и таким образом отделяли её от любви. Те, которые фальсифицировали учение таким образом, или отделяли веру от любви, то есть признавали одну веру, назывались тогда "Каином"; и такое положение дел считалось тогда большим заблуждением.

338. [Стих 1] Человек познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Сущего.

"Адамом и Евой, его женой" означается, как известно, Древнейшая Церковь; ее первым потомком, или первенцем, является вера, которая здесь названа "Каином". Слова "приобрела я человека от Сущего" означают, что у тех, кто назывался "Каином", вера была известна и признавалась как существующая сама по себе.

339. В трех предыдущих главах в достаточной мере было показано, что "человеком и его женой" означалась Древнейшая Церковь, поэтому ясно, что её зачатие и роды были такой же природы. У древнейших людей было общепринято давать имена, и этими именами означать реальные предметы, таким образом выстраивать родословную. Поэтому предметы Церкви соотносятся один с другим таким образом, один зачинает и рождает другого, как в родословии. Вот почему в Слове принято называть то, что принадлежит Церкви "зачатиями", "рождениями", "потомством", "детьми", "младенцами", "сыновьями", "дочерями", "юношами" и так далее. Пророческие части Слова полны таких выражений.

340. Слова "приобрела я человека от Сущего" означают, что у называемых "Каином" вера была известна и признавалась как существующая сама по себе, это ясно из сказанного в начале этой главы. Прежде, они не знали о том, что такое вера, потому что обладали перцепцией всего, происходящего от веры. Но, начав выделять учение веры, они взяли то, что было предметами перцепции, и свели их к учению. Это учение они назвали "я приобрела человека от Сущего", как если бы они обрели что-то новое. Таким образом то, что прежде было начертано в сердце, теперь стало простым знанием. В древние времена люди давали имена всему новому, и таким образом объясняли предметы, соотнося с именами. Так, например, значение имени Измаил объясняется высказыванием "Сущий услышал ее скорбь" (Быт. 16:11); значение имени Рувима – выражением "Сущий призрел на мое бедствие" (Быт. 29:32); Симеона – высказыванием "Сущий услышал что, я менее любима" (Быт. 29:33); Иуды – словами "теперь-то я восхвалю Сущего" (Бытие 29:35). Алтарь, сооруженный Моисеем, был назван "Сущий мое знамя" (Исх. 17:15). Подобным образом учение веры здесь названо "я приобрела человека от Сущего", или "Каина".

341. [Стих 2] И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.

Второе потомство Церкви есть милосердие, обозначенное "Авелем" и "братом". "Пастырь овец" означает того, кто творит добро милосердия; тогда как "земледелец" означает того, кто лишен милосердия, и поступает по вере, отдельной от любви, которая вовсе не является верой.

342. Что второе потомство Церкви есть милосердие, ясно из того, что Церковь зачинает и рождает ничто иное, как веру и милосердие. То же означается первыми детьми Лии от Иакова. "Рувим" означает веру; "Симеон" – веру в действии; а "Левий" – милосердие (Быт. 29:32, 33, 34). Поэтому также колено Левия получило священство и представляло "пастыря стада". Поскольку милосердие есть второе потомство Церкви, оно названо "братом" и "Авелем".

343. Каждому должно быть ясно, что "пастырем стада" является тот, кто творит добро милосердия, ибо этот образ часто встречается в Слове как Ветхого Завета, так и Нового. Тот, кто ведет и учит, назван "пастырем", те же, кого ведут и поучают, названы "стадом". Тот, кто не ведет к добру милосердия и не учит ему, не есть истинный пастырь; и тот, кто не ведется к добру, и не научается доброму, не является стадом. Едва ли нужно подтверждать цитатами из Слова, что таково значение "пастыря" и "стада"; однако можно привести следующие отрывки. У Исаии:

И Он даст дождь на семя твое, которым засеешь поле, и хлеб, плод земли, и он будет обилен и сочен; стада твои в тот день будут пастись на обширных пастбищах (Ис. 30:23).

Где "хлеб, плод земли" означает милосердие. Также:

Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных (Ис. 40:11).

У Давида:

Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя (Пс. 79:2).

У Иеремии:

Разорю Я дочь Сиона, красивую и изнеженную. Пастухи со своими стадами придут к ней, раскинут палатки вокруг нее; каждый будет пасти свой участок (Иер. 6:2, 3).

У Иезекииля:

Так говорит Господь Бог: умножу их людьми как стадо. Как много бывает жертвенных овец в Иерусалиме во время праздников его, так полны будут людьми опустелые города (Иез. 36:37, 38).

У Исаии:

Все овцы Кидарские будут собраны к тебе; овны Неваиофские послужат тебе (Ис. 60:7).

Направляющие стадо к добру милосердия суть "собирающие стадо"; те же, которые не направляют к добру милосердия, суть "рассеивающие стадо"; ибо всякое собрание и соединение происходит от милосердия, а всякое рассеяние и разобщение – от недостатка милосердия.

344. Для чего служит вера, то есть, для чего служит наука, знания и учение веры, как не для того, чтобы человек мог стать таким, как учит вера? И главное, чему она учит – это милосердие (Марк 12:28-35; Мф. 22:34-39). Это главная цель, к которой она направляет, если же эта цель не достигнута, то чем является знание или учение, как не пустой вещью?

345. "Земледелец" есть тот, кто лишен милосердия, но пребывает в вере, отдельной от любви, которая вовсе не является верой. Это ясно из нижеследующего: Сущий не призрел на его дар, он убил своего брата, то есть уничтожил милосердие, обозначенное "Авелем". О людях, которые взирали только на плотское и земное, говорили, что они "возделывали землю", как видно из сказанного в главе 3:19, 23, где говорится, что человек, был "выслан из Эдемского сада возделывать землю".

346. [Стих 3] В конце дней Каин принес от плодов земли дар Сущему.

"В конце дней" означает течение времени; "от плодов земли" – дела веры без милосердия; "дар Господу" означает богослужение, от этого происходящее.

347. Каждый может видеть, что "конец дней" означает течение времени. Учение, называемое здесь "Каином", в начале своем, когда в нем еще была простота, не казалось настолько недопустимым, каким стало впоследствии. Это видно из того, что они называли своих потомков "человеком от Сущего". Таким образом, в своей ранней форме вера еще не была отделена от любви, как в "конце дней", или в процессе времени; что обычно происходит с каждым учением истинной веры.

348. "Плод земли" означает дела веры без милосердия. Это также ясно из того, что следует; ибо дела веры, лишенной милосердия, не являются делами веры, они мертвы в себе, поскольку исходят только от внешнего человека. О таких делах написано у Иеремии:

Почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют? Ты насадил их, и они укоренились, выросли и приносят плод. В устах их Ты близок, но далек от сердца их. Долго ли будет сетовать земля, и трава на всех полях – сохнуть? (Иер. 12:1, 2, 4).

"Близки в устах, но далеки от сердца" – это имеющие веру, отдельную от милосердия, о которых сказано, что "земля сетует". Они также названы у того же пророка "плодами дел":

Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю в сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его (Иер. 17:9, 10).

У Михея:

А земля та будет пустынею за [вину] жителей ее, за плоды деяний их (Мих. 7:13).

Что такой "плод" не является плодом, то есть, что такое "дело" мертво, и что плод и корень погибнут, сказано у Амоса:

А Я истребил перед лицом их Аморрея, которого высота была как высота кедра, и который был крепок как дуб; Я истребил плод его вверху и корни его внизу (Ам. 2:9).

И у Давида:

Ты истребишь плод их с земли и семя их - из среды сынов человеческих (Пс. 20:11).

Дела же милосердия живы, о них сказано, что они "пускают корни внизу, и принося плоды вверху", как у Исаии:

И уцелевший в доме Иудином остаток пустит опять корень внизу и принесет плод вверху (Ис. 37:31).

"Приносить плод вверху" значит действовать от милосердия. Такой плод назван "плодом величия" у того же пророка:

В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли - в величии и славе, для уцелевших [сынов] Израиля (Ис. 4:2).

Он также есть "плод спасения", как назван у того же пророка:

Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Я, Господь, творю это (Ис. 45:8).

349. "Дар" означает богослужение, это ясно из прообразов Иудейской Церкви, в которой разные жертвоприношения, такие как начатки земли и всех её произведений, а также представление первенцев, назвались "дарами", из которых и состояло их богослужение. И поскольку все они прообразовали небесные предметы и относились к Господу, то означали истинное богослужение, как может быть ясно каждому. Ибо, что есть прообраз без того, что он прообразует? Или что такое внешняя религия без внутренней, как не род идола или мертвой вещи? Внешнее имеет жизнь от внутреннего, то есть через внутреннее от Господа. Из этого ясно, что все дары прообразовательной Церкви означают богослужение Господу. Более подробно об этом по Божественному милосердию Господа будет сказано далее. Что в общем "дарами" означается богослужение, видно везде у пророков, как у Малахии:

И кто выдержит день пришествия Его? Ибо Он - как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили дар Господу в правде. Тогда благоприятен будет Господу дар Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние (Мал. 3:2, 3, 4).

"Дар в праведности" означает внутреннее жертвоприношение, которое предложат "сыны Левия", то есть истинные верующие. "Дни древние" означают Древнейшую Церковь, а "лета прежние" – Древнюю Церковь. У Иезекииля:

Потому что на Моей святой горе, на горе высокой Израилевой, - говорит Господь Бог, - там будет служить Мне весь дом Израилев, - весь, сколько ни есть его на земле; там Я с благоволением приму их, и там потребую приношений ваших и начатков ваших со всеми святынями вашими (Иез. 20:40).

"Приношения" и "начатки со всеми святынями" означают дела, освященные милосердием от Господа. У Софонии:

Из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары (Соф. 3:10).

"Эфиопия" означает обладающих небесными предметами, которые суть любовь, милосердие и дела милосердия.

350. [Стих 4] И Авель также принес от первородных стада своего и от жира их. И призрел Сущий на Авеля и на дар его.

"Авель" здесь, как и прежде, означает милосердие; "первородное стада" означает святыню, принадлежащую одному Господу; "жир" означает само небесное, которое также принадлежит Господу; "призрел Сущий на Авеля и на дар его" означает, что милосердие и богослужение, от него происходящее, были угодны Господу.

351. Что "Авель" означает милосердие, было показано прежде. Под милосердием понимается любовь к ближнему и сочувствие; ибо любящий ближнего, как самого себя, также сочувствует ему в страданиях, как себе.

352. "Первородное стада" означает святыню, принадлежащую одному Господу. Это ясно из того, что в прообразовательной Церкви первородное или первенцы все были священны, потому что относились к Господу, Который один есть "Первенец". Любовь и вера, от неё происходящая, являются "первородным". Вся любовь исходит от Господа, и совершенно не исходит от человека, поэтому один Господь является "первенцем". Это было представлено в древних Церквях тем, что первородное от человека и животного посвящалось Сущему (Исх. 13:2, 12, 15). Это также было прообразовано коленом Левия, который во внутреннем смысле означал любовь – хотя Левий родился после Рувима и Симеона, которые во внутреннем смысле означают веру – его колено было принято вместо всех первенцев и стало священством (Чис. 3:40-45; 8:14-20). Что Господь в отношении Его человеческой сущности является первенцем из всех, ясно из сказанного у Давида:

Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего. И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли (Пс. 88:27, 28).

И у Иоанна:

Иисус Христос, Который есть первенец из мертвых и владыка царей земных (Откр. 1:5).

Заметьте, что первородное богослужения означает Господа, а первородное Церкви – веру.

353. "Жир" означает само небесное, которое также принадлежит Господу. Небесным является всё, что исходит от любви. Вера также является небесной, когда она происходит от любви. Милосердие небесно, и всякое добро милосердия также является небесным. Все это было представлено различными видами жира в жертвах, особенно жиром печени или сальника; надпочечным жиром; жиром, порывающим кишечник, и тем, который расположен над кишками. Все эти жиры были священны и сжигались на алтаре (Исх. 29:13, 22; Лев. 3:3, 4, 14; 4:8, 9, 19, 26, 31, 35; 8:16, 25). Поэтому они назывались "пищей огня – приятным благоуханием Сущему" (Лев. 3:14, 16). По той же причине еврейскому народу было запрещено есть какой-либо жир от животных, и это было названо "постановлением вечным в роды ваши" (Лев. 3:17; 7:23, 25). Им было запрещено так поступать, потому что их Церковь не признавала ничего внутреннего, а тем более - небесного.

[2] Что "жир" означает небесные предметы и добро милосердия, видно у пророков; как у Исаии:

Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится жиром (Ис. 55:2).

И у Иеремии:

И напитаю душу священников жиром, и народ Мой насытится благами Моими, говорит Господь (Иер. 31:14),

Здесь ясно видно, что под жиром не понимается жир, но небесно-духовное добро. У Давида:

Насыщаются от жира дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет. (Пс. 35:9, 10).

Здесь "жир" и "источник жизни" означают небесное, принадлежащее любви; "поток сладостей" и "свет" – духовное, принадлежащее вере, исходящей от любви. Также у Давида:

Как жиром и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои (Пс. 62:6).

Где "жир" также означает небесное, а "радостный глас уст" – духовное. Ясно видно, что речь идет о небесном, поскольку сказано, что насыщается душа. По той же причине первые плоды, которые были первородными от земли, назывались "жиром" (Чис. 18:12).

[3] Поскольку небесные предметы бывают неисчислимых родов и еще более неисчислимых видов, то они описаны в общем в словах песни, которую Моисей провозгласил перед народом:

Маслом коровьим и молоком овечьим, и жиром агнцев и овнов, сынов Васанских, и козлов, и тучною пшеницею, и ты пил вино, кровь виноградных ягод (Втор. 32:14).

Никто не может знать, что означают эти выражения, кроме как по внутреннему смыслу. Без внутреннего смысла такие выражения как "масло коровье", "молоко овечье", "жир агнцев", "жир овнов и козлов", "сыны Васанские", "тучная пшеница" и "кровь винограда" были бы только словами и ничем более, хотя все они означают роды и виды небесных предметов.

354. "Сущий призрел на Авеля и на дар его" означает, что милосердие и всякое богослужение, от него происходящее, угодны Господу. Это было объяснено прежде, как в отношении "Авеля", так и его "дара".

355. [Стих 5] А на Каина и на дар его не призрел. Каин воспылал гневом, и лице его поникло.

Как говорилось ранее, "Каин" означает веру, отдельную от любви, или такое учение, в котором допускается возможность этого отделения. Его дар, на который Сущий не призрел, означает, как прежде, что его богослужение не было принято. "Каин воспылал гневом, и лице его поникло" означает, что внутреннее изменилось. "Гнев" указывает на то, что милосердие удалилось; "лицо" означает внутреннее начало, о котором сказано, что оно "поникло", когда изменилось.

356. Ранее было показано, что "Каин" означает веру, отдельную от любви, или учение, допускающее такое отделение; и что "его дар", на который не призрел Сущий, означает, что его богослужение, не было принято.

357. "Каин воспылал гневом" означает, что милосердие удалилось. Это ясно из сказанного далее о том, что он убил своего брата Авеля, который представлял собой милосердие. Гнев является основным чувством, возникающим вследствие того, что становится на пути любви к себе и её похотей. Это явно ощущается в мире злых духов, поскольку там существует общий гнев против Господа, ибо злые духи движимы не милосердием, а ненавистью. Все, что не благоприятствует любви к себе и любви к миру, вызывает противление, которое проявляется в гневе. В Слове "гнев", "возмущение" и даже "ярость" часто относятся к Сущему, но они исходят от человека и приписываются Сущему, поскольку кажется, что они исходят от Него, о причине этого говорилось выше. Так у Давида:

Послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов; уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти (Пс. 77:49, 50).

Не Сущий посылает на кого-либо гнев, но люди сами ему предаются; не Он посылает злых ангелов, но человек привлекает их к себе. И поэтому добавлено, что Он "уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их о смерти"; и у Исаии сказано, что "к Сущему придут и устыдятся все, враждовавшие против Него" (Исаия 45:24), откуда ясно, что " гнев " означает зло, или что то же самое, удаление от милосердия.

358. Что "поникшее лицо" означает изменение внутреннего, ясно из значения "лица" и его "опускания". У древних лицо означало внутреннее, ибо внутреннее проявляется через лицо; и в древнейшие времена люди были таковы, что их лица абсолютно согласовались с их внутренними началами, так что по лицу человека каждый мог видеть, каково его расположение или мышление. Считалось чудовищным лицом показывать одно, а думать другое. Притворство и обман считались тогда отвратительными, и поэтому лицом означалось внутреннее. Когда на лице сияло милосердие, то говорили, что лицо "поднято", когда же происходило обратное, говорили, что лицо "опущено". Поэтому о Господе также говорится, что Он "возносит Свое лицо на человека", как в Благословении (Чис. 6:26; Пс. 4:7), которое означает, что Господь дарует человеку милосердие. Что понимается под "опущением лица", видно у Иеремии:

Я не опущу на вас лица Моего; ибо Я милостив, говорит Сущий (Иер. 3:12).

"Лик Сущего" есть милосердие, и когда Он "поднимает Свое лицо" на кого-либо, это значит, что по милости Он дарует ему милосердие. И обратное происходит, когда Он "опускает лицо", то есть когда опускается лицо человека.

359. [Стих 6] И сказал Сущий Каину: почему ты воспылал гневом? И отчего поникло лице твое?

"И сказал Сущий Каину" означает, что совесть заговорила; что он "воспылал гневом, и его лицо поникло" означает, как прежде, что милосердие удалилось, и внутреннее изменилось.

360. Нет необходимости подтверждать, что слова "сказал Сущий Каину" означают голос совести, поскольку подобные слова объяснялись выше.

361. [Стих 7] Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

"Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?" означает, если ты желаешь добра, то милосердие пребывает с тобой. "Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит" означает, если ты не желаешь добра, то милосердия нет, но есть зло. "Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним" означает, что это милосердие желает быть с тобой, но не может, потому что ты желаешь властвовать над ним.

362. Здесь описано учение веры, называемое "Каином", которое, отделив веру от любви, отделило её также от милосердия, которое есть результат любви. Везде, где существует какая-либо Церковь, возникают ереси, потому что люди, основываясь в своем мышлении на каком-то отдельном догмате веры, ставят его во главе. Ибо природа человеческого мышления такова, что, сосредотачивая свое внимание на каком-то предмете, он делает его более значимым, чем любой другой, особенно когда в своем воображении считает его собственным открытием, и когда его наполняет любовь к себе и к миру. Тогда все кажется ему согласным и подтверждающим это, даже до того, что он будет готов поклясться, что это так и есть, даже если это ложь. Таким образом, называемые "Каином" сделали веру более важной, чем любовь, и поскольку, поступая так, они жили без любви, то любовь к себе и заблуждения, от неё происходящие, соединились, чтобы утвердить их в этом.

363. Каким было учение веры, называемое "Каином", видно из описания, данного в этом стихе, из которого ясно, что милосердие могло соединиться с верой, но так, чтобы господствовало милосердие, а не вера. Поэтому, во-первых, сказано: "если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?", что означает, если ты желаешь добра, то милосердие присутствует; ибо "делать доброе" во внутреннем смысле означает желать добра, так как добрые дела происходят от добрых желаний. В древние времена действие и воля составляли одно; по действию люди определяли волю, ибо лицемерия тогда не существовало. "Поднимать" означает присутствие милосердия, что ясно из сказанного о лице, "поднять лицо" значит иметь милосердие, а "опустить лицо" означает противоположное.

364. Во-вторых, сказано: "если не делаешь доброго, то грех у дверей лежит", что означает, если ты не желаешь добра, то милосердия нет, но есть зло. Каждый может видеть, что "грех, лежащий у дверей" означает зло, готовое и жаждущее войти; ибо, когда нет милосердия, то есть ненависть и отсутствие сострадания, от чего происходит всякое зло. Грех вообще назван "дьяволом", и он, то есть его адское сонмище, всегда наготове, когда человек лишается милосердия; и единственным средством, изгоняющим дьявола и его сонмище от дверей разума, является любовь к Господу и к ближнему.

365. В-третьих, сказано: "он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним", это означает, что милосердие желает пребывать с верой, но не может, потому что вера желает властвовать над ним, а это против порядка. Пока вера стремится господствовать, это – не вера, она только тогда становится верой, когда господствует милосердие; ибо милосердие является главным пунктом веры, как было показано выше. Милосердие можно уподобить огню, который является сущностью тепла и света, ибо тепло и свет происходят от него; отдельную же веру можно сравнить со светом, который, будучи лишенным тепла огня, все же является светом, но светом зимним, в котором все увядает и умирает.

366. [Стих 8] И говорил Каин с Авелем, братом своим. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

"И говорил Каин с Авелем" означает промежуток времени. "Каин", как говорилось прежде, означает веру, отдельную от любви; "Авель" означает милосердие, которое есть брат веры, по этой причине он дважды здесь назван "братом". "Поле" означает то, что составляет учение. "Восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его" означает, что отдельная вера уничтожила милосердие.

367. Чтобы показать, что милосердие есть "брат" веры, и что "поле" означал то, что составляет учение, нет необходимости подтверждать это подобными отрывками из Слова. Что милосердие является "братом" веры, может быть ясно каждому из природы или сущности веры. Братские отношения между ними также были представлены Исавом и Иаковом, и были основанием их спора за право первородства и происходящего от него господства. Эти отношения были также представлены Фаресом и Зарой, сыновьями Фамари от Иуды (Быт. 38:28, 29, 30); Ефремом и Манассией (Быт. 48:13, 14); в этих, а также в других подобных случаях, возникал спор о первородстве и о происходящем от этого господстве. Ибо как вера, так и милосердие являются потомками Церкви. Вера названа "человеком", как и Каин (в стихе 1 этой главы), а милосердие названо "братом", (как у Ис. 19:2; Иер. 13:14). Союз веры и милосердия назван "братским союзом" (Амос 1:9). Как уже говорилось, Иаков и Исав прообразовали подобное Каину и Авелю; Иаков также желал занять место своего брата Исава, это видно у Осии:

Он посетит Иакова по путям его, воздаст ему по делам его. Еще во чреве матери запинал он брата своего (Ос. 12:2, 3).

Но из пророческого предсказания их отца Исаака ясно, что Исав, или милосердие, представленное Исавом, в конце концов станет во главе:

Ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же [время], когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей (Быт. 27:40).

Или, что то же самое, Церковь язычников, или новая Церкви, представлена Исавом, а Иудейская Церковь представлена Иаковом; поэтому так часто говорится, что иудеи должны признавать язычников братьями. По причине милосердия в Церкви язычников, или в первобытной Церкви, все назвались братьями; Господь называл братьями слушающих Слово и исполняющих его (Лк. 8:21); слушающие суть те, кто имеет веру; а исполняющие суть те, кто имеет милосердие. Но те, кто слушают, то <

Наши рекомендации