О прощении и неосуждении ближних

Препятствием к совершенной любви является не только прямая злоба и неумение прощать обиды, но и простое осуждение. "Не судите, да не судимы будете. И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего" (Мф.7:1-5).

Суд, и особенно осуждение, уже и есть то бревно, мешающее видеть в другом человеке образ Божий и любить его. Господь неоднократно указывал, что грех есть не что иное, как болезнь, и что Он пришел исцелять грешников: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф.9:12-13). Господь Сам показал высочайшие примеры прощения и отказа судить и осуждать: на кресте Он молился за распинающих Его; и ранее - Он не осудил женщину, взятую в прелюбодеянии; не осудил по преизбытку любви, а такая именно любовь стыдит, пожигает и очищает своим светом.

"Кто поставил Меня судить или делить вас?" (Лк.12:14), сказал Господь. И еще: "Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него" (Ин.3:17) и "Я пришел не судить мир, но спасти мир" (Ин.12:47).

Тем не менее, в другой раз Господь не отрекается, что именно Ему принадлежит окончательный суд - "Отец весь суд отдал Сыну" (Ин.5:22), но поясняет, что "суд состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет" (Ин.3:19), а свет - это Сам Господь: "Я свет миру, кто последует за Мною... будет иметь свет жизни" (Ин.8:12; 9:5).

Так и мы, последуя Христу, должны светить любовью, светом всепрощенья. Только этот свет может быть нашим судом. Теряющий неомраченную, всепрощающую любовь, лишается силы, предохраняющей мир от гниения. "Вы - соль земли, - говорит Христос, - если же соль потеряет силу (любовь), она уже ни к чему негодна". И далее, "вы свет мира, так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф.5:13-16).

Об опасностях богатства

Господь предостерегает не только против прямого зла, но и против всего того, что может отвлечь нас от Бога, - против излишних развлечений и забот. Так, Господь показывает, как предавшийся удовольствиям богач даже не замечает страдающего рядом с ним нищего Лазаря. "Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться... Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы" (Мф.6:25-34). Это, конечно, не призыв к праздности и беспечности, но предостережение против излишнего попечения о будущем, которого, может быть, и не будет. Только настоящее принадлежит нам, а между тем, человек часто склонен разрушать его ради мечты о неверном будущем. Таковы, например, все утописты, которые, то ради будущего, будто бы лучшего, социального строя, то ради торжества своей расы, не останавливаясь перед массовыми убийствами и другими насилиями, разрушают настоящее. Такой утопизм нередко пользуется формулой - "цель оправдывает средства". Но и в частной жизни люди устремляются за будущим, поминая настоящее. Особенно опасно если этой погоней движет корысть. "Время - деньги" - вот другая формула, которой пользуются эти любители будущего. Эта формула сама по себе, в достаточной мере, изобличает греховность принимающих ее. Деньги - это всегда только средство, а не ценность и цель. Обоготворяющий деньги, т.е. средства, отрицает действительные цели и ценности. Каждое мгновение времени может стать настоящей ценностью, если оно не служит только средством к последующему и если мы непосредственно готовы отдать его чему-либо ценному. Это возможно, если мы живем не только будущим, но и настоящим, и если мы умеем не только действовать, но и созерцать. Только через настоящее и через внимание к нему можно достигнуть вечного. И Бога можно встретить только в настоящем мгновении, а не в мечтах о будущем. Между тем, цивилизация нашей эпохи с ее техникой и ускоренным темпом жизни почти лишает человека возможности жить настоящим, созерцать, молиться, встречаться с Богом. Господь предупреждает против этой опасности в притче о богаче, решившем сломать свои зернохранилища, чтобы построить новые, не зная, что в ближайшую ночь он умрет (Лк.12:16-21). Говоря об опасности чрезмерной озабоченности, Господь предупреждает и против богатства вообще: "Не можете служить Богу и маммоне" (Мф.6:24) и еще "удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие" (Мф.19:24). Смущенные этими словами, Апостолы вопрошают Господа: "кто же может спастись?" (Мф.19:25).



Наши рекомендации