Вопрос 53. Чему учит сей член Веры?
Ответ. Двум истинам. Во-первых, что Господь наш Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых, как написано о Нем у Пророков и в Псалмах (Лк. 24, 7). Во-вторых, что Он воскрес в том же теле, в котором родился и умер.
Вопрос 54. По каким Писаниям Христу надлежало пострадать, умереть, и в третий день воскреснуть?
Ответ. Священное Писание двоякого рода: одно Ветхого, другое Нового Завета. В первом предсказано то, что Христос придет, и каким образом спасет род человеческий, именно, что Он постраждет, умрет и воскреснет из мертвых. По сему Писанию Христу надлежало все сие исполнить. Писание же Нового Завета открывает, что Он все то исполнил, и пришел точно так, как было о Нем писано; ибо Он Сам о Себе говорит: Сын Человеческий идет, как писано о Нем (Мк. 14, 21). Также по воскресении Его из мертвых Он сказал на пути двум ученикам Своим: Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою; И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании (Лк. 24, 26–27). А что Писание Ветхого Завета должно также иметь у нас важность и силу, сему дает свидетельство Апостол, когда говорит о нем: И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших (2 Пет . 1, 19). И что все в точности исполнилось по сему Писанию, то подтверждают нам все Евангелисты. И Апостол говорит: Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу (1 Кор. 15, 3–8). Так же Воскресение Христово прообразовал Пророк Иона, како-вый образ Господь наш Иисус Христос Сам к Себе прилагает. Он говорит Иудеям: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12, 39–40).
Вопрос 55. Какой шестой член Веры?
Ответ.И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
Вопрос 56. Что открывает нам сей член Веры?
Ответ. Сей член учит четырем истинам. Во-первых, что Иисус Христос вознесся на небеса и сел одесную Отца со славою и честию в том самом теле, в котором пострадал истинно, и воскрес из мертвых. Во-вторых, что Он вознесся на цебо только как человек; ибо как Бог, Он всегда был на небеси и на всяком месте. В-третьих, учит, что человеческое естество, которое Он однажды принял от Девы Марии, никогда не слагал с Себя, но с оным опять приидет судить, как Ангелы возвестили Апостолам: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1, 11). В-четвертых, сей член научает, что Христос с плотию Своею, которую носил во время земной Своей жизни, находится только на небеси, а не на земле. Но, присутствуя таинственным образом в Божественной Евхаристии, Сей Сын Божий, Бог и человек, присутствует и на земле по пресуществлению. Ибо существо хлеба прелагается в существо Святаго Тела Его, и существо вина в существо драгоценныя Его Крови Посему Святую Евхаристию мы должны почитать и уважать столько же, сколько и Самого Спасителя нашего Иисуса.
Вопрос 57. Какой седьмой член Веры?
Ответ. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
Вопрос 58. Чему учит нас сей член Веры?
Ответ. Трем истинам. Во-первых, что Христос опять приидет, дабы судить живых и мертвых, как Сам Он свидетельствует словами Своими: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним (Мф. 25, 31). Он приидет так быстро, что как молния исходит от восток и является до запад, таково же будет и пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 27). О дне же пришествия сего и часе никто не знает, даже Ангелы (ст. 36). Но сему должно предшествовать следующее: проповедано будет Евангелие всем народам (ст. 14), явится антихрист, произойдут великие войны, глады, язвы и другое подобное. Кратко сказать, будет скорбь великая, по слову Господа: ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет (ст. 21). О сем суде Апостол ясно заверит: Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его (2 Тим. 4, 1).
Вопрос 59. Во-вторых, сему учит сей член Веры
Ответ.Что на последнем суде люди отдадут отчет в мыслях, словах и делах, по словам Писания: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они Ответ в день суда (Мф. 12, 36). И Апостол говорит: Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога (1 Кор. 4, 5).
Вопрос 60. В-третьих, чему учит сей член?
Ответ. Что в день тот каждый, по делам своим, получит совершенное и вечное воздаяние. Одни услышат сей приговор: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34). Другие, напротив, услышат: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (ст. 41). Где червь их не умирает и огонь не угасает (Мк. 9, 44).
Вопрос 61. В сей ли последний день все люди отдадут отчет в делах своих, или каждый, особливо по смерти, отдает отчет в жизни своей, и есть суд частный?
Ответ. Поелику в день последнего суда не будет требоваться отчет от каждого порознь: ибо Богу все известно; и поелику каждый при смерти знает дела свои: то каждый по смерти узнает и воздаяние за свои дела. Ибо если каждому известны дела его, то известен и приговор Божий о нем, как говорит Григорий Богослов в слове на Кесария брата: “Я верю словам мудрых, что всякая добрая и Боголюбезная душа, когда разлучится от тела, с которым была соединена, немедленно предощущает и созерцает благо, ее ожидающее (ибо то, что наводило мрак, очищается или отъемлется, или – но я не знаю, как то и назвать); и наслаждается чудным некоторым удовольствием, восхищается и с радостию спешит к Господу своему, вырвавшись из жизни сей, как из какой-нибудь мрачной темницы, и, сбросив облежавшие ее сети, которые останавливали ум в его парении? И представляя себе блаженство, которое блюдется для нее, она как бы уже ощущает его. Спустя же немного и сродную себе плоть, с которою вместе подвизалась на земле, приняв опять от земли, от коей она была взята и которой была вверена – образом известным только совокупившему и разрешившему Богу – вместе с нею наследует славу небесную”. Также должны думать и о душах грешников, только с противной стороны; т.е. что они знают и предвидят мучение, их ожидающее. И хотя прежде последнего суда ни праведные, ни грешные не получают совершенного воздаяния за дела свои; но при всем том не все души находятся в одинаковом состоянии, и не в одно и то же место посылаются. Отселе явствует, что поелику прежде последнего суда не может произойти таковое разделение без суда частного; то следовательно есть суд частный. Когда мы говорим, что Бог не спрашивает от нас отчета в жизни нашей; то сие должно разуметь в таком смысле, что отдадим отчет оный, не по примеру отчетов человеческих.
Вопрос 62. На одинаковой ли степени находятся души Святых по смерти?
Ответ. Поелику души преселяются от мира сего не с одинаковою мерою благодати, то и по преселении от мира поставляются не на одной степени блаженства, как учит Христос: В доме Отца Моего обителей много (Ин. 14, 2). И в другом месте: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит (Лк. 7, 47). Подобно и Апостол говорит, что Бог воздаст каждому по делам его (Рим 2, 6).
Вопрос 63. Как должно думать о людях, умирающих в гневе Божием?
Ответ. После последнего суда они будут вечно мучиться, одни более, другие менее, как говорит о сем Писание: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк. 12, 47–48).