Не позволяйте гневу контролировать вас
Следующий пункт по списку: не грешите в гневе вашем. Я хо- рошо представляю лица мужчин и женщин, вынужденных жить с гневными супругами. Я слышал рассказы о том, какой ужас на-
полняет дом, когда эти люди, называющие себя верующими, впа- дают в гнев.
А как насчет детей, страдающих от родительского гнева, под- вергающихся побоям и грубостям? Порча имущества и телес- ные раны становятся результатом вспышек гнева. Жертвы живут в страхе перед очередным эмоциональным взрывом такого чело- века. Гнев разрушает атмосферу в доме, перестающем быть тихой гаванью. В воскресенье в церкви семья может делать вид, что все в порядке, но это лишь фасад. К сожалению, мы с пренебрежени- ем относимся к этой заповеди или вовсе игнорируем ее.
Это не единственное место, где говорится о гневе. В посланиях Нового Завета есть и другие упоминания. Павел пишет еще более прямо: «Избавьтесь от всякой горечи в душе, гнева, ярости, кри- ка, злословия и всякого рода злобы» (Еф. 4:31, нов. рус. перев.). Иаков заповедует нам: «Вы все должны быть… медленными на гнев. Гнев человека не творит праведности, которой желает Бог» (Иак. 1:19, 20, NLT, перев. с англ.). В Послании к Колоссянам Па- вел снова пишет: «Настало время избавиться от гнева, ярости, злобы» (3:8, нов. рус. перев.).
Давайте снова зададим себе вопрос: действительно ли все эти запреты сделаны людьми, получившими откровение о Божьей благодати? ftы ничего не пропустили?
Не крадите
Перестаньте красть. Как часто мы занимаем у кого-то деньги и не отдаем? Как часто мы оказываемся в непомерных долгах? ftы ве- рим, что Божьи благословения однажды настигнут нас, поэтому продолжаем игнорировать мудрость и еще больше запутываемся в долгах. В конце концов, мы думаем, что всегда можно объявить себя банкротом, тем самым освободив себя от необходимости вернуть то, что задолжали.
Как часто мы пользуемся ресурсами компании в личных инте- ресах? Это называется присвоение чужих средств. ftы с уверен-
ностью заявляем: «Я христианин, спасенный по благодати Божь- ей», но мы непослушны заповедям, данным Иисусом через Его апостолов.
Я работал с одним пастором, посещавшим каждое богослу- жение, он видел происходящие чудеса и хвастался мне о том, как ему легко молиться во время продолжительного поста. Но все это время он брал себе из церкви тысячи долларов. В конце концов он попался. Это лишь одна история о том, как христиане могут воровать и оправдывать свое поведение.
Кто из нас избегает платить налоги, скрывая определенную часть доходов? В таком случае мы пренебрегаем еще одним на- ставлением Павла: «Платите свои налоги» (см. Рим. 13:6, NLT, перев. с англ.). ftы оправдываем свое воровство «плохой рабо- той» гражданских руководителей. Но когда же мы поймем, что два зла не приводят к добру?
Не говорите дурных и оскорбительных слов
Расширенный перевод Библии предлагает такую заповедь: «Ника- кое гнилое или непристойное слово, никакое злое или омерзитель- ное слово, никакой бесполезный разговор [никогда] пусть не исхо- дит из уст ваших» (Еф. 4:29, перев. с англ.). Слишком часто я служу людям, ставшим жертвами устного оскорбления со стороны других верующих, получившим глубокие раны от режущих обидных слов. Их души пострадали, для исцеления теперь требуется время.
Очень часто я слышу бесполезные разговоры среди верующих, даже непристойные истории и шутки в офисах служителей. Неко- торые уже и за кафедрой употребляют ненормативную лексику.
Недавно я сидел за одним столом с молодой парой, служащей в замечательной церкви. Их очень вдохновляет одно международ- ное служение, на которое они смотрят как на пример для подра- жания. Однажды им выпала возможность пообедать с одним из знаменитых руководителей этой организации. Во время обеда
этот служитель несколько раз употребил настолько нецензурные слова, что даже спустя месяцы эта пара все еще пребывала в шоке от его поведения.
Мы недооцениваем благодать
Что случилось? Неужели мы стали настолько крутыми, что забро- сили свое благочестивое поведение? Неужели мы пожертвовали своим свидетельством, чтобы стать современнее? Я на 100 про- центов поддерживаю идею о том, что мы должны быть современ- ными, прогрессивными и продвинутыми в мышлении, но не за счет компромисса со Словом Божьим.
Нам стоит задать себе такой вопрос: апостолы понимали не- обходимость наставлений, направляющих нас к благочестивому поведению, почему же мы не говорим о них? Неужели мы умнее апостолов? Неужели мы умнее Иисуса?
Возможно ли, что враг соблазнил нас, как соблазнил Еву? Толь- ко нас он прельстил несколько иначе. Ева хорошо знала заповедь не есть плода с дерева познания добра и зла. Врагу пришлось пой- ти на риск обнаружить себя, напрямую опровергнув слово Божье. Он взял на себя рискованную задачу.
ftы же облегчили ему путь. ftы сами ради собственного ком- форта выбросили некоторые слова Бога. Помните, что Бог запо- ведовал: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь…» (Быт. 2:16, 17). Некоторые люди сегодня говорят словно наоборот: «От каждого дерева в саду ты можешь есть». Точка. Конец истории. Они выбрасывают заповедь «не ешь», — части- цей «не» обозначается неблагочестивое поведение.
В сущности, мы недооцениваем благодать Божью. ftы пра- вильно говорим, что она спасает и прощает, что она есть бесплат- ный дар Его любви. Однако мы не говорим, что она меняет саму нашу природу и наделяет нас силой жить иначе, не так, как рань-
ше. ftы не решаемся говорить людям, что теперь у них есть сила оставить безбожное поведение. В результате такого умалчивания верующие игнорируют благочестие и теряют Божье присутствие.
Наши поступки важны
Недавно я как обычно читал утром Библию. По плану я должен был прочитать несколько псалмов и отрывок из Послания к Ев- реям. Я закончил чтение псалмов и собирался перейти к Евреям, как вдруг внезапно почувствовал, что Дух Святой говорит: «Нет, не читай Евреям. Читай Откровение».
За несколько недель до того дня я уже начал читать книгу От- кровение, также по водительству Духа Святого. Я прочел первые две главы, но, к сожалению, должен признаться, потерял интерес читать дальше. На следующий день я вернулся к своему прежне- му плану чтения Библии. Теперь, две недели спустя, я возвраща- юсь на то самое место, где остановился, — к третьей главе. В ней Иисус обращается к церкви в Сардисе:
«…Я знаю твои дела. О тебе говорят, будто ты жив, но ты мертв» (Откр. 3:1, нов. рус. перев.).
Во-первых, обратите внимание, что Иисус говорит: «Я знаю твои дела». Он не говорит: «Я знаю твою веру» или «Я знаю твои намерения». В другом переводе это звучит так: «Я знаю все, что ты делаешь». Ясно, что Он не имеет в виду позицию правед- ности церкви, но Он говорит о ее внешней святости — ее делах, поведении, решениях и т.д.
Он говорит об этой церкви как об имеющей репутацию жи- вой церкви. Что может произвести такое впечатление? Возможно, рост и популярность, или превосходные богослужения и велико- лепная атмосфера? Помните, мы можем неосознанно принять ат- мосферу за Божье присутствие. Придя на концерт какого-нибудь
популярного исполнителя, вы увидите множество людей, зарази- тельно приподнятое настроение и большое ожидание от восхити- тельного вечера, но по сердцу ли Божьему все эти шоу?
Для того чтобы различить, жива церковь или мертва, необхо- димо задать важный вопрос: послушны ли мы словам Иисуса, или мы строим дружную общину, далекую от Его заповедей? Кроме того, мы должны задать еще один вопрос: провозглашаем ли мы истину, которая показывает состояние нашего сердца и приводит к изменению в поведении, или мы говорим послания, трогающие эмоции и активизирующие интеллектуальные способности?
Вслед за этим прямым обращением Иисус говорит:
«Пробудись! Укрепи то, что еще остается и находится на грани смерти, потому что Я не нахожу твои дела совершенными перед ftоим Богом» (ст. 2, нов. рус. перев.).
Иисус снова обращается к их делам, а не убеждениям. Как уже сказано выше, это «да» и «нет» в Новом Завете, эти заповеди указывают на наши поступки. По словам Иисуса, эта церковь не стремится к святой жизни. Далее Иисус продолжает:
«Вспомни, что ты слышал и во что поверил вначале; крепко держись этого. Покайся и вновь возвратись ко ftне. Если же не пробудишься, то Я приду к тебе нежданно, как вор» (Откр. 3:3, NLT, перев. с англ.).
Помните, что Иисус обращается к церкви, не к городу Сардис. Но если бы Его слова относились лишь к той исторической церк- ви, они не попали бы в Библию. Если они есть в нашем Писании, значит, они имеют пророческое значение сегодня. Они относятся к верующим точно так же, как и когда были произнесены впервые. Эти слова обращены к нам, потому что Слово Божье живо. По- этому я привожу обращение Иисуса в данном контексте.
Господь просит нас вернуться к тому, во что мы уверовали вна- чале. Другими словами, мы ушли от святой жизни. ftы создали доктрину благодати, позволяющую нам жить, ничем не отличаясь от неверующих в нашем обществе. Наверное, это неплохое уче- ние, но так ли говорит Божье Слово?
Иисус велит церкви покаяться и вернуться к Его словам. Не- которые современные учителя заявляют, что если человек стал христианином, ему больше не нужно каяться, потому что все его прошлые, настоящие и будущие грехи автоматически прощаются. Если так, то зачем Иисусу говорить нам, Его Церкви, покаяться и вернуться к Нему?
Если посмотреть на учения о несбалансированной благодати, привлекающие многих людей, то мы увидим, что большую часть из них предлагают лидеры, выросшие на законнических искажен- ных посланиях о святости. Да, во многих кругах святость пони- мают неверно, но это не значит, что она перестала иметь фунда- ментальное значение для христиан. На протяжении всей истории церкви призыв к жизни в святости имеет большой вес в миссии в целом и в личном призвании каждого. ftы должны вернуться к своему основанию: к тому, «что слышали и во что поверили вначале».
Дальше Иисус продолжает:
«Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих и будут ходить со ftною в белых оде- ждах, ибо они достойны» (Откр. 3:4).
Обратите внимание на слова «не осквернили одежд своих». Вспомним, что сказал Павел о том, как войти в Божье присут- ствие: «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божьем» (2 Кор. 7:1). Иисус исправляет курс церкви призывом вернуться к святой жизни, не осквернять одежды плоти и духа не-
благочестивым образом жизни. Это держит нас в готовом состоя- нии как к Его присутствию, так и к Его возвращению, потому что позже Он говорит: «...блажен бодрствующий и хранящий одежду свою» (Откр. 16:15). В заключение Иисус говорит:
«Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем ftоим
и пред Ангелами Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух гово- рит церквам» (Откр. 3:5, 6).
Услышать, что твое имя изглажено из книги жизни, — это серьезно. Тем не менее эти слова прозвучали прямо из уст Спаси- теля. Важно, чтобы мы слушали и обращали пристальное внима- ние на то, что говорит Дух Божий через написанное Слово Бога, и не пренебрегали этими утверждениями, порой не совпадающи- ми с тем, во что мы верили изначально или чему нас научили.
Бог сделал нас праведными, мы никогда ничего не смогли бы сделать, чтобы заработать эту позицию во Христе. Однако соот- ветствующий образ жизни и святое поведение, очевидно, очень важны в Его глазах.
Павел пишет: «Ведь явилась благодать Божья, спасительная для всех людей. Она учит нас отвергать безбожную жизнь и зем- ные страсти, учит нас жить в этом мире благоразумно, праведно и благочестиво» (Тит. 2:11, 12, нов. рус. перев.). Это ясное указа- ние. Почему же мы не трубим об этой истине со сцены?
Давайте не переставать учить о том, что мы не можем заслу- жить Божье благоволение, прощение и спасение. Давайте кричать об этой Благой вести. Однако перестанем недооценивать Его бла- годать. Давайте провозглашать истину целиком!
11
ХОРОШО ИЛИ ПОЛЕЗНО?
Вы говорите: «Все позволено». Но не все полезно…
1 кор Инфяна М 10:23 (нов. рус. перев.)
…Всецелое освящение — это не только необходимое условие для того, чтобы попасть на небеса, но… оно также необходимо для достижения высочайших результатов в христианской жизни на земле.
дуган кларк
|
ловили каждое его слово.
В какой-то момент он произнес фразу, казавшуюся хорошей, мудрой и смиренной, но она не совсем правильная. Он сказал:
«То, что я сейчас скажу, может показаться несколько негативным.
Обычно я так не говорю, потому что не обличаю людей в своих проповедях. Все обличение я оставляю Духу Святому».
Я попытался успокоиться в духе, но никак не мог. Подобные слова я слышал раньше и от других служителей. Логика кажется здравой, что же меня беспокоило? Затем я подумал о словах апо- стола Павла, сказанных молодому ученику Тимофею. После слу- жения я нашел этот стих и прочел снова:
«Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай...» (2 Тим. 4:2).
Во-первых, позвольте мне представить вам контекст этого сти- ха. В то время, когда Павел писал это письмо, Тимофей был пасто- ром большой церкви в Эфесе. В этой главе содержатся последние слова апостола Павла, написанные в Новом Завете и обращенные не только к его юному ученику, но также ко всем нам. Я думаю, он чувствовал, — это последнее, что он успеет сказать, поэтому тща- тельно подбирал тему и слова.
Я решил глубже узнать, что имел в виду Павел в своих словах
«обличай, запрещай, увещевай», поэтому начал собственное ис- следование. Сначала для большей ясности я открыл Расширен- ный перевод Библии, но прежде чем я прочел в нем данный стих, я обратил внимание на предыдущий:
«Итак ЗАКЛИНАЮ тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых…» (2 Тим. 4:1).
Слово заклинаю написано полностью заглавными буквами, я намеренно его так написал. Заглавные буквы здесь неслучайно. Я обратился к своему другу Рику Реннеру, специалисту по грече- скому языку уже на протяжении многих лет, и спросил его, что конкретно это означает. Он ответил:
По-гречески слово «ЗАКЛИНАЮ» означает diamarturomai. Это слово использовалось, когда человек давал клятву при всту- плении на общественный пост. Тот, кто принимал его в чин, при- зывал в свидетели всех богов (показывая большое значение про- исходящего) и «заклинал», чтобы он ответственно делал свою работу и помнил, что боги за ним наблюдают. В контексте Посла- ния к Тимофею Павел говорит следующее (парафраз): «Я призы- ваю Бога в свидетели, когда ты примешь слова, которые я собира- юсь тебе сказать…» Это было невероятно торжественное слово, предупреждавшее Тимофея о том, что он должен со всей серь- езностью отнестись к услышанному, потому что Сам Бог смот- рит и слушает, вот почему остальная часть этого стиха говорит о суде… Павел хотел, чтобы Тимофей понимал серьезность того, что он собирался ему сказать. Греческое слово «заклинаю» на- кладывало весомую ответственность на слушающего.
Павел был очень серьезен по отношению к молодому пастору Тимофею (и к нам), он постарался, чтобы его заповедь воспри- няли не как второстепенную. Как сказал Рик, Павел представил свою просьбу в присутствии Бога и Иисуса Христа. Другими сло- вами, Бог будет судить Тимофея, как и всякого другого служителя, если он не исполнит этот мандат, звучащий так:
«Провозглашай и проповедуй Слово! Храни чувство срочно- сти [будь рядом, будь наготове], когда представляется благопри- ятная и неблагоприятная возможность. [Когда удобно и неудоб- но, когда ждут и когда не ждут, ты как проповедник Слова дол- жен показать людям, в чем они живут неправильно.]» (2 Тим.
4:2, расшир. перев. с англ.).
Служитель Евангелия должен «показывать людям, в чем они живут неправильно», и не отступать от этого!
Я сразу подумал о словах пастора: «Не удивительно, что они показались мне неверными». Все казалось хорошо, но не было правдой.
По знанию или по незнанию он предпочел хорошее Богу. Этот лидер возложил ответственность на Духа Святого, но Павел ясно говорит, что ответственность на нас.
Недавно один очень известный пастор вместе со своей женой давали интервью в международной новостной программе. Кор- респондент поднял вопрос о сексуальной распущенности в об- ществе, и они ответили: «Не наше дело говорить людям, как им жить».
Я знаю, что эта пара любит людей. Они хотят видеть, как греш- ники слышат Евангелие и приходят к Иисусу. У них великое ви- дение — было бы здорово, если бы все служители имели такую страсть к своему призванию. Тем не менее можем ли мы изменять заклинание от Бога «показывать людям, в чем они живут непра- вильно» и заменять его своей хорошей философией «не говорить людям, как им жить?»
Так ли поступали апостолы? Однажды Павел показал свою стратегию неспасенному царю:
«Поэтому, царь Агриппа, я не воспротивился небесному виде- нию, но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей зем- ле Иудейской и язычникам проповедовал, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния» (Деян. 26:19, 20).
Сказать неспасенному покаяться в своих грехах, а после об- ращения делать дела, достойные покаяния, это и есть напрямую говорить им, как надо жить. К сожалению, евангельские филосо- фии Павла и той пары, дававшей интервью, полностью расходят- ся. Одна от Бога, другая — хорошая.
Павел продемонстрировал свое решение придерживаться бо- жественной стратегии, когда возникла возможность обратиться к другому известному неспасенному лидеру и его жене.
Присмотритесь к его тактике в тех вопросах, которые он под- нимает:
«Через несколько дней Феликс, придя с Друзиллою, женою своею, Иудеянкою, призвал Павла, и слушал его о вере во Хри- ста Иисуса. И как он говорил о правде, о воздержании и о бу- дущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя» (Деян. 24:24, 25).
Феликс послал за Павлом, потому что он со своей женой заин- тересовался посланием Павла о вечной жизни. Две главные темы, которые он затронул в разговоре с этой неспасенной парой, — моральная дисциплина и грядущий суд. Слова Павла были так сильны, что заставили их почувствовать себя неловко. Каким образом это сочетается с нашей современной тактикой служения грешникам? У некоторых лидеров церкви главная цель заключа- ется в том, чтобы в следующее воскресенье не потерять искателей Бога. Разумеется, нужно заставлять людей возвращаться в цер- ковь в каждое следующее воскресенье, но в этом не главная цель. Павел не стремился возбудить в людях желание прийти на оче- редное собрание, он прежде всего стремился говорить правду.
Недавно я побывал на богослужении, где проповедовал один популярный молодой пастор. Он прокладывал людям путь, про- возглашая свое послание о Божьей любви. Около тысячи людей заполнили небольшой зал, чтобы послушать его. Атмосфера была наэлектризована, люди с восторгом ждали проповеди этого моло- дого лидера. Перед началом его выступления аудитории дважды сообщили, сначала менеджер этого лидера, а затем он сам, что все присутствующие услышат только «Благую весть» и что в этот вечер не будет сказано ни одного «негативного» слова. «Благая весть» была представлена как противоположность всему «не- гативному». Однако бывают случаи, когда Благая весть с самого начала кажется негативной, особенно когда вносит исправления
в нашу жизнь. Но если эти исправления приводят к спасению от пути к погибели, как следует смотреть на нее?
На сцене этот пастор установил связь с аудиторией с помощью тонких шуток, которые он сыпал на протяжении первых двадцати минут. Затем он поделился страстной любовью Иисуса к нам. Это было послание из сердца и полное одобрения. Затем он предло- жил возможность принять спасение, но не сказал искателям, что им придется изменить ход своей жизни, оставить любовь к миру и непослушание Богу. Он ни слова не сказал о покаянии в грехах, главном условии, необходимом для принятия спасения (см. Евр. 6:1). В тот вечер многие люди ответили на его призыв.
Было ли послание этого проповедника таким же, как послание Павла, сказанное царю Агриппе или Феликсу и Друзилле? Сов- падало ли оно со словами Петра, резко произнесенными в адрес тех, кто желал спасения: «Итак покайтесь в своих грехах и обра- титесь к Богу, чтобы загладились грехи ваши» (Деян. 3:19, NLT, перев. с англ.). Ушли ли искатели в тот вечер действительно спа- сенными?
Крайности
Давайте снова зададим вопрос, почему мы так легко уклонились в совершенно противоположную сторону — настолько далеко от ненавистного нам легализма, что теперь мы упустили ключевые элементы Евангелия?
ftногие из сегодняшних лидеров воспитывались людьми, ко- торых сегодня зовут суровыми отцами церкви. В двадцатом веке эти отцы не боялись вступать в конфронтацию и обнажать грех, они призывали нас к святой жизни. В те годы не было так много мегацерквей, как сегодня. Жесткие обличающие послания из Пи- сания часто отвращали несерьезных искателей от церкви.
Немного позже произошел стратегический переворот, и неко- торые лидеры решили, что можно собрать гораздо больше людей
в церкви, если начать проповедовать исключительно позитивные, ободряющие послания. ftы убрали обличение и исправление, оты- скивая в Библии лишь ободряющие послания. ftы перестали го- ворить людям, что в их жизни нет послушания Божьему Слову. Такую стратегию мы избрали в двадцать первом веке. Тем не ме- нее прочтите, как Павел продолжает наставлять Тимофея:
«[…Ты, как проповедник Слова, должен показать людям, в чем они живут неправильно.] Обличай их, упрекай и исправляй, предупреждай, увещевай и ободряй, учи неутомимо, неустанно и терпеливо» (2 Тим. 4:2, расш. перев. с англ.).
Вот что значат три важных греческих слова elegcho, epitimao и parakaleo в этом отрывке. По словарю Стронга elegcho означа- ет «обличать, говорить о недостатках, упрекать, поправлять». В «Полном словаре изучения слов» (The Complete Word Study Dictionary) дается еще более конкретное определение: «В Новом Завете обличить и доказать, что человек неправ, тем самым при- стыдить его». Сильно сказано!
Второе слово epitimao означает «обвинять, упрекать (напря- мую)». Четкая прямота! Третье слово parakaleo означает «уте- шать, ободрять». Поднимать человека тоже необходимо.
Сосредоточившись на двух первых словах, Павел требовал от служителей проповедовать послания, которые будут обли- чать, упрекать, исправлять, показывать недостатки и доказывать, что человек неправ. На фоне определений этих слов мы должны усомниться в парадигме нынешнего руководства западных церк- вей. Сегодняшняя стратегия — это мудрость Бога или мудрость добра? За двадцать пять лет служения на конференциях и в раз- ных церквях я могу честно сказать, что мы отклонились в сторо- ну добра.
Я мог бы рассказать вам по этому поводу массу историй, но позвольте описать лишь одну. ftеня попросили проповедовать
в одной большой церкви на северо-западе Соединенных Штатов. Я восхищаюсь лидером этой церкви и его работой, поэтому с не- терпением ждал встречи с ним, его супругой, его лидерской ко- мандой и церковью.
За несколько недель до встречи я получил от пастора элек- тронное письмо, где говорилось: «Джон, мы с нетерпением ждем твоего приезда и твоего слова в жизнь нашей церкви. Сейчас, ко- гда ты готовишь свое послание, я думаю, будет полезно сказать тебе пару слов о нашей культуре. ftы позитивная церковь, наши люди не привыкли слышать негативные послания. Поэтому, ко- гда ты обратишься к собранию, пожалуйста, следи за тем, чтобы твои послания были в духе ободрения и настраивали людей на позитив».
Снова возникает вопрос: как эта «мудрость» согласуется с тем, чего Павел требовал от Тимофея? Для сравнения я перечи- слю «позитивные» черты, сказанные в оригинале, и другие, ко- торые сегодня принято называть «негативными».
Позитивные:1) parakaleo: утешать, ободрять;
Негативные:1) elegcho: обличать, говорить о недостатках,
упрекать, поправлять; доказывать, что че- ловек неправ;
2) epitimao: требовать, упрекать (напрямую). Павел дает нам три требования. Два из них считаются «нега- тивными» и только одно «позитивным». Скажем иначе: 67 про- центов «исправления» и 33 процента «поощрения». Я не го- ворю, что наши послания должны быть на 67 процентов исправ- ляющими. Однако мы действительно должны задаться вопросом о том, не нарушаем ли мы баланс. Если мы хотим проповедовать в наших церквях лишь на сто процентов ободряющие и поднима- ющие послания, не получится ли так, что в результате к нам при- дут люди, уверенные, что они исполняют волю Божью, но в ре- альности все дальше удаляющиеся от Его характера и Его присут-
ствия?
Суть требования
Автор Послания к Евреям сообщает:
«Любое воспитание кажется нам скорее причиняющим боль, чем несущим радость. Но впоследствии те, кто был научен на- казанием, пожинают урожай праведности и мира» (Евр. 12:11, нов. рус. перев.).
Здесь мы видим два важных аспекта. Во-первых, наказание причиняет боль! Ободрение не причиняет боль, упрек, исправ- ление и обвинение причиняют боль. Во-вторых, наказание, о ко- тором пишет автор Послания к Евреям, — это тренировка для святой жизни.
ftы должны задать себе вопрос — как Бог тренирует нас? Если вернуться к словам Павла, написанным Тимофею, то мы прочтем:
«Все Писание вдохновлено Богом (дано по Его вдохновению) и полезно для научения, для укора и обличения в грехе, для исправления в ошибках и дисциплины в послушании, [и] для
упражнения в праведности (в святой жизни, в соответствии с во- лей Божьей в мыслях, целях и поступках), чтобы Божий человек был совершенен и опытен, а также готов и тщательно снаряжен для всякого доброго дела. Я ЗАКЛИНАЮ [тебя] в присутствии Бога и Иисуса Христа, Который придет судить живых и мерт- вых, и (в свете) Его пришествия и Его Царства: провозглашай
и проповедуй Слово!» (2 Тим. 3:16–4:2, расш. перев. с англ.).
Заметили ли вы эти слова: упрек, обличение в грехе, исправ- ление в ошибках и дисциплина в послушании? Обратили ли вы внимание, что Писание тренирует нас в святой жизни, и Павел завещает Тимофею и нам проповедовать Слово (Писание)? Сое- динив все воедино, мы получим суть его требования:
Тимофей и любой другой служитель Евангелия, это факт: бо- жественная дисциплина болезненна, но она тренирует нас для святой жизни. Бог проводит эту дисциплину (тренировку) через вдохновленное Им Писание, которое также точно снаряжает мужчин и женщин, призванных говорить от Него. Поэтому про- поведуй Слово — Писание. Потому что ты, как посланник Бога, должен показывать людям, что в их жизни неправильно. Этого можно достичь благодаря точному применению Писания для вы- ражения упрека в духе любви, для обличения в грехе, наставления, исправления, дисциплины в послушании и для ободрения. Это божественный процесс тренировки слушателей для святой жизни (парафраз).
Я осознаю, что это настолько диаметрально противополож- но церковной культуре двадцать первого века, что может многих шокировать. Но какую церковь мы хотим иметь: заблуждающу- юся или сильную? Каких людей мы хотим развивать — обману- тых или здоровых? Эти наставления даны нам, чтобы мы, сами того не замечая, не уклонились от Божьего сердца. Если мы хотим уверенно ходить с Иисусом, мы должны укорениться в Писании. Невозможно помирить современную культуру с наставлениями Нового Завета. Давайте внесем изменения и станем свидетелями появления здоровой церкви!
Желанный или полезный?
Павел, по откровению Святого Духа, предвидел, что служители и прихожане церкви забудут эти наставления, и предсказал гря- дущее падение:
«Потому что наступит такое время, когда [люди] не будут вы- носить (терпеть) здравого и всецелостного учения. Они будут услаждать свои уши [чем-нибудь приятным и лестным], они
пригласят многих учителей, одного за другим, которые будут го- ворить им лишь то, что они хотят слышать, и лелеять их ошиб- ки» (2 Тим. 4:3, расш. перев. с англ.).
Добро пожаловать в такое время! Давайте зададимся вопро- сом: чего нам хочется больше — ободряющих, радостных, пози- тивных и легких посланий или предупреждений, упреков, исправ- лений, прямых указаний на ошибки и обличений?
Каждый человек, включая меня, предпочел бы, чтобы ему го- ворили что-то легкое и приятное. Я позитивный человек, поэто- му склоняюсь в пользу оптимистичных посланий. Любой обыч- ный человек согласится со мной.
Если рядом будут расположены две церкви, в одной из кото- рых, вы точно знаете, вы всегда услышите упреки по поводу сво- их грехов, а в другой вам будут проповедовать только радостное, ободряющее слово, то вы, разумеется, станете посещать вторую церковь. Именно это и предсказал Павел — люди будут выбирать хорошее вместо Бога. Однако правильно ставить вопрос — что полезнее, а не что желаннее.
Давайте будем честными. Большинство людей не хотят слы- шать ничего об этом чрезвычайно важном выборе между двумя типами посланий. Но представим себе человека по имени Стив, которому поставили диагноз — рак. Опухоль на ранней стадии развития, и если ее удалить хирургическим путем, то эту угрозу можно быстро предотвратить. Врач говорит: «ftы можем уда- лить опухоль путем простой операции».
Стив хочет услышать мнение еще одного врача. Другой врач не обращает внимания на медицинские анализы и на инструкции, которые он получил, будучи студентом медицинского факультета. Ему просто нравится быть доктором и помогать людям. Он про- сит Стива не волноваться, говорит, что все будет хорошо, что впе- реди у него прекрасная жизнь. Этот врач усердно заверяет своего пациента: «Стив, ваше здоровье в полном порядке».
Стив с облегчением покидает кабинет второго врача. Он дума- ет: «Какой хороший доктор. Так хорошо обо мне сказал. Так обо- дрил меня». Его лишь немного огорчает реакция первого врача, не- гативно отозвавшегося о состоянии его здоровья и предложившего операцию, которая причинит неудобства, боль и потребует финан- совых затрат. Он не скрыл от Стива серьезности его положения. Он высказался предельно ясно, не стремясь ободрять пациента.
Услышав мнение второго врача, Стив подумал, что ему не о чем волноваться. Однако два года спустя Стив серьезно болен, ему осталось жить несколько недель, потому что маленькая опухоль выросла в угрожающие его жизни размеры. Она задела многие жизненно важные органы. Теперь никакое лечение не способно помочь Стиву.
Два года назад легче было слушать позитивного доктора. Но что тогда было нужнее: правда или лесть, коррективная мера или позитивный разговор? Стиву сказали, что он здоров, хотя это было не так. Теперь уже слишком поздно. Ему бы хотелось, чтобы тогда он прислушался к правде.
Возможно ли, что мы — и лидеры, и прихожане западной церкви — находимся именно в таком духовном состоянии?
В истории Израиля было время, когда религиозные лидеры брались за исключительно позитивное служение. Они избегали конфронтации и говорили только оптимистичные слова. Бог от- крыл Свой взгляд на эти послания: «Лечат рану народа ftоего так, как если бы это была только царапина. „ftир, мир“, — гово- рят, а мира нет» (Иер. 8:11, нов. рус. перев.).
Интересно то, что их слова, в сущности, ничем не отличались от слов, сказанных Стиву вторым доктором.
«Мне не нравятся Его проповеди!»
Не принимать исправление истины — проблема, старая как мир. В одной исторической эпохе царь Израиля запланировал пред-
приятие и пригласил сотни духовных советников, чтобы узнать у них, будет ли оно успешным. Этим советникам выпала великая возможность сказать царю правду, но они один за другим говори- ли: «Да, ты будешь иметь успех». Затем они рассказали ему, что хорошего выйдет из его затеи.
Царь Иудеи тоже был там, и его сердце тяготело к Богу. Он жаждал правды, поэтому мог ее различать. Он не слышал Божь- его голоса, несмотря на то, что все духовные советники говорили одно и то же. Он продолжал искать слово, на которое откликну- лось бы его чувствительное сердце.
Наконец, царь Иудеи спросил лидера Израиля: «Нет ли здесь других советников, которые бы сказали точно?» Царь Израиль- ский ответил: «Вообще-то есть еще один человек. Но я ненавижу его. Он никогда не проповедует мне ничего доброго, одно толь- ко осуждение» (3 Цар. 22:8, The ftessage, перев. с англ.). Тем не менее чтобы успокоить своего правящего приятеля, израильский царь потребовал, чтобы этого «негативного» пророка привели на царский совет.
Пророка звали ftихей. Посланник царя, нашедший его, ска- зал: «Слушай, все остальные пророки, как один человек, предска- зывают царю успех. Пусть твое слово будет согласно с их словами, и говори благоприятно» (3 Цар. 22:13, нов. рус. перев.).
Но ftихей сказал: «Верно, как и то, что Господь жив, я ска- жу ему лишь то, что скажет мне Господь» (3 Цар. 22:14, нов. рус. перев.). Именно так он и поступил, сказав исправляющее слово, разозлившее царя. Но как оказалось, все позитивные советники царя ошиблись в исходе дела, и только ftихей был прав.
Есть ли сегодня такие советники и служители, как ftихей? По- чему мы не слышим их обличений и предупреждений, способных защитить нас, чаще? Почему их книги, призывающие нас к свято- сти, не становятся бестселлерами? Почему они не самые популяр- ные спикеры на конференциях? Почему их чаще всех не смотрят на YouTube?
Бог дал руководству церкви ясные указания через апостола Павла, тем не менее мы учим совсем о другом. Однажды за обе- дом один известный пастор сказал мне: «Джон, если посмотреть на большую часть пасторов, руководящих успешными церквями в нашей стране, ты увидишь, что они проповедуют послания на- дежды, благодати и ободрения». Один из его помощников доба- вил: «Джон, возможно, ты захочешь переоценить свой подход к учению о благодати». Ему трудно было принять благодать, даю- щую силу к преображению.
Нам действительно нужны надежда и ободрение, но кроме этого нам еще нужны исправление, дисциплина и обличение. Этим и заклинал Павел Тимофея. Почему должно быть все или ничего? Зачем нужно толкать маятник в противоположную сто- рону? Давайте предлагать все, что Павел сказал Тимофею.
Ключевой ингредиент
Приведу вам еще одну иллюстрацию. Хитрый изворотливый про- давец подержанных автомобилей скажет вам то, что вы хотите услышать. Он будет улыбаться, шутить с вами, скажет, насколько вы замечательный и умный человек, что только благодаря своей одаренности смогли выбрать самую лучшую машину из всех пред- ставленных.
Вы подумаете: «Вот это да! Даже моя жена не хвалит меня так!» Ваша жена не говорит вам таких слов, потому что любит вас, а этот продавец льстит вам, чтобы получить ваши деньги. Здесь мы видим самый важный ингредиент в таких посланиях: любовь. Наши проповеди в Теле Христа должны быть окутаны любовью и проистекать из сострадательного сердца.
Однажды после богослужения к