Торжественное предупреждение
Иисус предупреждал, что после Его ухода повсеместно будут про- поведовать и принимать евангелие, обещающее спасение, не тре- буя подчинения Его господству. Апостолы конкретнее сказали, что это произойдет ближе к возвращению Иисуса на землю, то есть в наши дни. Это еретическое послание о том, что Иисуса не обязательно буквально принимать Господом, то есть господином в своей жизни, широко распространится. Будут говорить, что до- статочно лишь так Его называть. Люди будут называть Его Госпо- дом, но не будут отрекаться себя, не будут брать свой крест и сле- довать за Ним. Прочтите внимательно слова Иисуса:
«Не всякий, говорящий ftне: „Господи! Господи!“, войдет
в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца ftоего Не- бесного» (ftф. 7:21).
Иисус говорит о людях, которые будут называть Господом именно Его, не ftухаммеда, не Джозефа Смита, не Будду, не Кришну, не Конфуция, ни любого другого лжепророка наше- го времени. Нет, эти люди будут смело и убедительно называть Иисуса Христа своим Господом.
Почему Иисус дважды использует слово Господь в этом стихе? ftы знаем, что в Писании не случайно повторяется то или иное слово или фраза. Автор подчеркивает суть. Однако в таких слу- чаях повторение употребляется не просто, чтобы подчеркнуть какую-то мысль, но для того, чтобы показать эмоциональный от- тенок: «А царь закрыл лице свое и громко взывал: сын мой Авес- салом! Авессалом, сын мой, сын мой!» (2 Цар. 19:4). Я не думаю, что Давид действительно произнес дважды «сын мой». Скорее всего, человек, записавший эту историю, повторил дважды, чтобы читатель смог понять, насколько глубоко скорбел Давид.
То же самое повторяется в книге Откровение: «И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от осталь- ных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!» (Откр. 8:13). В других переводах говорится, что ангел «кричал громким голосом». Снова автор повторяет слово горе, чтобы подчеркнуть эмоциональный оттенок.
Учитель говорит о глубоких чувствах, которые люди будут про- являть к Нему. Они не просто согласны с учением об Иисусе Хри- сте как Сыне Божьем, их убеждения полны ревности и страсти. Эти люди, с радостью обратившиеся к Нему, с жаром свидетель- ствуют о своей вере и плачут на богослужениях. Они не только испытывают глубокую преданность Христу, но также участвуют в служении Ему:
«Я вижу, что в Судный день тысячи людей гордо подойдут ко мне и скажут: «Учитель, мы проповедовали Послание, мы изго- няли бесов; о работе, данной нам Богом, говорили все вокруг» (ftф. 7:22, The ftessage, перев. с англ.).
Я использую здесь перевод The ftessage, потому что он лучше всего показывает, что эти люди не были сторонними наблюдате- лями. Они непосредственно участвовали в работе церквей и под-
держивали их. Они громко заявляли о своей вере — «мы про- поведовали Послание». Они трудились над тем, чтобы изменять жизнь людей к лучшему.
В перефразе Библии The ftessage используется слово тыся- чи. Однако в большинстве переводов употребляется слово много, по-гречески polus, что значит «большое количество, число или сумма»7. Часто это слово используется в значении «более всего». Так или иначе, Иисус говорит здесь не о маленькой, но о большой группе людей. Вероятно, о большинстве общего числа.
Давайте подведем итог. Иисус говорит о людях, верующих в учение Евангелий. Они называют Его Господом, они полны вос- торга, провозглашают Послание, активно занимаются христиан- ским служением. ftожно легко узнать в них истинных христиан. Что же отделяет их? Чем они отличаются от настоящих верую- щих? Иисус говорит нам:
«И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от ftеня, делающие беззаконие» (ftф. 7:23).
Ключевые слова в этой фразе — делающие беззаконие. В «Греко-английском словаре Нового Завета» Тэйера говорит- ся, что беззаконие — это положение вне закона из-за его нару- шения или незнания. «Энциклопедия библейских слов» расши- ряет это значение, добавляя, что слово anomia может отражать
«действия, которые... откровенно нарушают божественные или врожденные принципы морали». Выражаясь простым язы- ком — человек, нарушающий закон, не подчиняется авторитету Божьего Слова.
Эти мужчины и женщины не спотыкаются периодически, они постоянно игнорируют Божье Слово, пренебрегают им и не под- чиняются ему. Если бы они действительно были спасены по бла- годати, они не только презирали бы мысль о грехе, но всячески стремились бы избавиться от постоянного запинающего их гре-
ха. Они бы распинали свою плоть со страстями и похотями, стре- мились приобрести благочестивый характер и приносить в своей жизни плоды.
Интересно отметить, что Иисус однажды им скажет: «Я ни- когда не знал вас». Слово знал, по-гречески ginosko, означает
«знать близко». Эти люди никогда не имели истинных взаимо- отношений с Иисусом. Несмотря на то, что они называют Его Учителем и Господом, для них это всего лишь обращение к Нему, потому что они не делают того, что Он говорит им. Иметь насто- ящие отношения с Ним — значит соблюдать Его Слово.
«А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его за- поведи. Кто говорит: „я познал Его“, но заповедей Его не соблю- дает, тот лжец, и нет в нем истины…» (1 Ин. 2:3, 4).
То же самое имеет в виду Иаков, когда пишет: «Но скажет кто-нибудь: ты имеешь веру, а я имею дела: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак. 2:18). Эти утверждения полностью соответствуют словам Иису- са: «Людей можно отождествлять по их поступкам» (ftф. 7:20, NLT, перев. с англ.). Поступки, о которых говорит Иисус, никак не связаны с христианским служением, проповедью Благой вести или посещением церкви, потому что те, кто не войдет на небеса, тоже будут все это делать.
Тим Келлер так описывает слова Иисуса:
«Эти слова звучат очень остро. Эти люди имеют веру, которая интеллектуально стимулирует, эмоционально награждает и да- рит социальное искупление. ftы все хотим иметь такую веру. ftы хотим интеллектуальных стимулов, хотим эмоционально- го наполнения, и мы хотим быть социально полезными, но не хотим Бога... потому что, если Бог действительно присутствует в нашей жизни, мы должны подчинить Ему всю свою волю, —
так мы увидим разницу между человеком, пытающимся исполь- зовать Бога, и тем, кто пытается служить Ему»8.
Использовать Бога — значит искать Его ради получения вы- годы для себя, даже если это только пропуск на небеса. Служить Богу — значит быть движимым исключительно любовью к Нему. Если мы любим Его, мы соблюдем Его заповеди.
Сегодня большинство людей назовут Божьим ребенком чело- века, называющего Иисуса Господом, верящего в Его учение, пол- ного эмоционального заряда и активно участвующего в христиан- ском служении. Тем не менее из слов Иисуса мы ясно видим, что эти качества не главные в портрете настоящего верующего. Не- сомненно, в настоящем верующем вы найдете все эти качества, не обладая ими, человек не может быть верующим. Однако обладать ими — не значит быть настоящим ребенком Бога. Самое глав- ное — отречься от себя, взять свой крест и последовать за Ним. Самое важное — быть послушным словам Небесного Отца.
Эта тема завершила знаменитую Нагорную проповедь Иисуса, в заключение которой Он произносит ошеломляющие слова, тем самым ставя точку.
«Итак всякого, кто слушает слова ftои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устре- мились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова ftои и не исполняет их, уподо- бится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (ftф. 7:24-27).
Эта притча — Его предупреждение многим людям, которым будет отказано во входе на небеса, о них Он говорит, связывая с остальными словом «итак».
Если рассмотреть обе группы людей, о которых говорится в этой притче, мы увидим между ними очень небольшую разни- цу. И те и другие слышат Его слова, но первая группа «исполняет их», а вторая не «исполняет». Оба дома сделаны из одного ма- териала — одного учения. Один дом был построен на господстве Иисуса Христа. Второй на человеческой оценке добра и зла — том же «дереве» философии, к которому обратились Адам и Ева.
Печально, что грехопадение, случившееся в саду, повторяется вновь и вновь и по сей день. Оно имеет другой вид, но тот же ко- рень. Вновь все сводится к следующему: неужели мы думаем, что мы лучше знаем, как правильно жить, или мы верим, что Бог знает это лучше нас?
5
ДОСТАТОЧНО ЛИ ИМЕТЬ ЖЕЛАНИЕ?
А теперь завершите это дело, имея такую же готовность и желание, какие вы имели в начале…
2 кор Инфяна М 8:11 (расш. перев.)
Золотое правило духовного разумения — не интеллект, а послушание.
осва льд че Мберс
|
кольцо с бриллиантом, и делает ей предложение.
К его великому восторгу, лицо девушки озаряется широкой улыбкой, она вскрикивает от радости, слезы катятся из ее глаз, и, немного придя в себя, она страстно восклицает: «Да! Да! Да! С ума сойти! ftне даже не верится. Это самый счастливый день
в моей жизни! Я так сильно люблю тебя! Да, я выйду за тебя за- муж!»
Не помня себя от счастья, они бросаются друг другу в объятия, она смотрит ему в глаза и страстно обещает: «ftы будем очень счастливы. Я буду самой лучшей женой, буду создавать уют в доме, буду безупречной хозяйкой, буду готовить еду для тебя и наших детей, буду вести здоровый образ жизни, буду модно одеваться и дарить тебе любовь всегда».
ftолодой человек думает: «Вот это да! Какое блаженство!
Я, наверное, самый счастливый парень на земле».
Затем она произносит еще одно предложение, которое застав- ляет его насторожиться: «Конечно, есть и другие парни, которые мне нравятся, и время от времени я, возможно, буду с ними встре- чаться».
ftолодой человек ошеломленно восклицает: «Так не пойдет!»
«Почему, дорогой?»
Он в смятении. Радостное событие испорчено. Восторг исчез. В его голове проносятся мысли: «Она шутит? Но как можно шу- тить о таких вещах, особенно после того, как я сделал ей предло- жение?»
После неловкого молчания, которое кажется вечностью, она пытается вернуть счастливый момент, предлагая ему компро- мисс: «Хорошо, пусть будет только один день в году для осталь- ных бойфрендов. Я буду посвящать тебе всю себя 364 дня в году, и только один день дарить себя им».
ftолодой человек не верит своим ушам. Очевидно, она не ра- зыгрывает его, она говорит вполне серьезно. Он снова отвечает:
«Нет, так тоже не пойдет».
Она озадачена, но поскольку она очень сильно любит его, то предлагает ему еще более выгодную сделку. «Хорошо, а как на- счет четырех часов в год? Всего лишь четыре часа в год я буду про- водить с другими мужчинами».
«Нет!» — еще более настойчиво, чем в первый раз, отвечает жених.
Она не отступает: «А если двадцать минут в год? Позволь мне только один разочек побыть в постели с другим парнем!»
«Нет!»
В надежде хоть как-то найти выход из тупика, она начинает умолять своего жениха: «Дорогой, я очень люблю тебя, я без ума от тебя. Я люблю тебя больше всех остальных. Но у меня есть та- кая потребность. Я не могу принадлежать одному мужчине. Я ис- кренне желаю быть верной тебе и знаю, что не должна вступать в отношения с другими мужчинами, но давай смотреть на жизнь реально. В мире так много хороших парней, и мне очень нравится их внимание. Зачем мне отказываться от них? Почему нельзя быть с тобой и одновременно немного с ними?»
Юноша настолько расстроен, что уже не может отвечать ей, он только качает головой. Проходит несколько неловких секунд, де- вушка мягко говорит ему: «Я должна быть честной с тобой: по- моему, ты слишком многого просишь. Я хочу наслаждаться пол- ной жизнью».
Парню этого достаточно, и он говорит: «Это невозможно. ftы не поженимся, и мы больше не будем встречаться».
Они расходятся каждый в свою сторону.
Давайте продумаем эту ситуацию. ftолодой человек находит потрясающую девушку с чудесным характером. Она превосходна в быту, она любит его, готова служить и хочет отдать ему лучшее, что у нее есть. Она с восторгом принимает его предложение руки и сердца. Все складывается замечательно. Ему нужно только со- гласиться с тем, что двадцать минут в год она проведет с другим парнем! Почему бы ему не выбрать такой вариант?
Ответ очевиден — она не готова отдать ему всю свою жизнь и сердце. Она знает, что правильно, и даже хочет этого, но дело в том, что она слишком привязана к другим мужчинам.
Ни один нормальный парень не согласится жениться на такой девушке, почему же мы думаем, что Иисус придет за невестой, ко- торая будет так вести себя? Давайте еще раз прочтем Его слова:
«И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за ftною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за ftною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради ftеня и Евангелия, тот сбережет ее!» (ftк. 8:34, 35).
Обратите внимание, что одно лишь желание сберечь свою жизнь будет стоить нам всего. Иисус не сказал: «Кто хочет сбе- речь свою душу, тот сбережет ее». Одного желания сохранить свою жизнь недостаточно, ровно как в истории о двух влюблен- ных, где невеста только хотела отдать всю себя жениху.
Для того чтобы вступить в отношения завета с самой прекрас- ной Личностью на свете, необходимо отдать Ему всего себя, а зна- чит, подчиниться Ему во всем. Интересно, что Библия сравнивает взаимоотношения с Богом с отношениями между мужем и женой. Павел пишет:
«Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится
к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я го- ворю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5:31-33).
Павел дал это наставление для супружеских отношений, тем не менее он ясно показал, что оно касается и наших взаимоот- ношений с Иисусом. Ни один мужчина не женится на женщине, которая хочет отдать ему всю себя, но не делает этого. Вы думаете, Иисус другой? Иаков пишет:
«О неверные и изменяющие Богу! Разве вы не знаете, что дружба с миром — это вражда против Бога? Тот, кто хочет быть другом этому миру, становится врагом Богу» (Иак. 4:4, нов. рус. перев.).
Дважды подчеркивая этот пункт, он делает на нем сильный ак- цент. Это не мелочь, это важнейшая часть настоящих взаимоот- ношений с Богом.
Изменник — это человек, заключающий завет с одним челове- ком и нарушающий его, вступая во взаимоотношения с другим. Такой человек не посвятил себя договору, скрепленному двумя людьми.
Заключая завет с Господом Иисусом Христом, мы обязуемся следовать за Ним, отрекшись от себя и выйдя из окружающей нас системы мира. От нас требуется не меньше чем полная самоотда- ча в послушание Ему. Это значит, что мы принимаем Его волю, мы хотим исполнять ее сильнее, чем свою собственную. В обмен на свою жизнь мы получаем Его жизнь. Именно так строится брак между мужчиной и женщиной.
Я хочу жить по-своему
ftногие люди с радостью приняли бы преимущества спасения, если бы при этом могли сохранить свою прежнюю жизнь. Стоит заметить, большинство людей осознают, что необходимо многое оставить, чтобы последовать за Богом, и не готовы платить эту цену. Они честны перед Богом и перед собой.
Когда-то у меня был сосед (назову его Кевин), принадлежав- ший к числу таких людей. Он был спортсменом, звездой всемир- ной федерации рестлинга. Он и его семья жили с нами на одной улице, через три дома от нас. Когда они переехали в наш район, его жена предупредила его держаться от нас подальше. «Это фа- натики Иисуса», — сказала она.
Два месяца спустя эта женщина во время приступа паниче- ской атаки вся в слезах оказалась в объятиях Лизы. Этот случай приоткрыл дверь для моей жены и дал ей шанс рассказать соседке об Иисусе. Жена рестлера приняла спасение. Вскоре после этого двое их сыновей посвятили свои жизни Иисусу.
ftы продолжали общаться семьями и стали хорошими друзь- ями с Кевином. ftы много времени проводили вместе, часто ви- делись, играли в баскетбол, в уличный хоккей и в гольф с нашими сыновьями.
Однажды вечером Бог показал мне несколько событий, кото- рые должны были случиться в жизни Кевина. Было поздно, около 10 часов вечера, но я почувствовал, что мне необходимо с ним по- говорить не откладывая. Кевин открыл дверь, и я рассказал ему, какие три события его ожидают в ближайшие девять месяцев.
Разумеется, все так и случилось. Я подумал: «Несомненно, те- перь Кевин посвятит свою жизнь Иисусу Христу». Но в его жиз- ни по-прежнему не было никаких изменений.
Несколько месяцев спустя Бог показал мне еще одно событие, которое произойдет в его жизни. Я вновь поговорил с ним об этом. На этот раз я сказал прямо: «Кевин, Бог проговорил о трех событиях в твоей жизни, ты видишь, как Он обращается к тебе. Почему бы тебе не отдать свою жизнь Иисусу?».
Кевин был ростом 6 футов 4 дюйма, весил 240 фунтов, у него было всего 4 процента жира в теле. Своим внешним видом он мог устрашить любого. Он оглядел меня с головы до ног и сказал:
«Потому что я знаю, что за это надо платить цену. Я знаю, что надо отдать Иисусу свою жизнь и подчиниться Ему, но я не готов отказаться от своего образа жизни».
Затем он добавил: «Джон, в нашей организации есть один очень известный спортсмен. Он говорит, что он рожденный свы- ше христианин, он проповедует о Боге в той же телепередаче, где ты давал интервью. При этом я знаю, что он употребляет нарко- тики и заводит беспорядочные сексуальные связи. Скажи мне,
чем он отличается от меня? Я не хочу быть лицемером, как он. Я лучше буду наслаждаться жизнью во всей красоте и прелестях, чем надевать маску и притворяться».
ftеня очень огорчили слова моего друга, хотя его история — не единичный случай. В мире много людей, посещающих цер- ковь, называющих Иисуса своим Господом, утверждающих, что они дети Божьи, но они не посвятили свою жизнь Его господству. Спасены ли они?
Рождаются ли в церквях новообращенные, не становясь детьми Божьими? Иисус сказал лидерам прошлого: «Вы проходите море и сушу, чтобы обратить хоть одного человека, а когда вы его обращае- те, то делаете его вдвое больше сыном ада, чем вы сами!» (ftф. 23:15, NLT, перев. с англ.). Я не говорю, что лидеры западной церкви — дети ада. Однако я спрашиваю: каких обращенных мы поднимаем? Если мы не будем призывать людей, ищущих Бога, оставить свою жизнь ради Него, то наши новообращенные будут увере- ны, что в их жизни все в порядке, ничего не нужно менять, что у них и так есть обетование вечной жизни. Как только новооб- ращенный повторил знакомую «молитву грешника», его совесть мгновенно стала чиста. Теоретически больше его ничто не отде- ляет от Бога. Такие новообращенные принадлежат к общине ве- рующих и имеют с ней тесную связь. Очевидно, они стремятся к добру, начинают проявлять участие в судьбах жертв социальной несправедливости, бедных и нищих, даже участвуют в волонтер- ских проектах. Кроме того, они слушают мотивационное учение и обетование о небесах — получается привлекательный пакет, ко-
торым многие хотели бы обладать.
Но действительно ли эти новообращенные спасены, или они заблуждаются и поэтому не способны услышать всю правду? ftо- жет ли быть, что это послание даст нам таких заблуждающихся последователей, упоминающихся в 7-й главе Евангелия от ftат- фея, которым Иисус скажет: «Отойдите от ftеня, Я никогда не знал вас»?