Обстоятельства жизни и время служения.
Пророк Захария обыкновенно называется серповидцем по одному из своих видений, в котором видел свиток, летящий по воздуху и, вероятно, изогнувшийся на подобие огромного серпа (Захар. 5:1-4). Он был сын Варахии, внук священника Иддо или Адды, возвратившегося из плена Вавилонского вместе с Зоровавелем (Неем. 12:16), и положившего начало роду, а может быть и чреде священников после пленения; потому пророк Захария у современников был известен под именем сына или потомка Адды (1 Ездр. 5:1; 6:14). Пророческое служение начал в восьмой месяц второго лета при Дарии (Захар. 1:1), следовательно только двумя месяцами после Аггея; - притом в молодых летах, так как называется юношей (Захар. 2:4). Посему пророка Захарию и деда его Аддо следует отличать от других лиц, живших до пленения Вавилонского и упоминаемых в Писании под теми же наименованиями (Исаии 8:2; 2 Парал. 12:15; 24:20; 26:5; Иерем. 29:26 и др.), хотя многие и смешивают их, а некоторые считали этого Захарию даже отцем Иоанна Предтечи (Curs. complet. S. Script., tom. XX, pag. 1062).
Долго ли продолжалось служение Захарии? В начале седьмой главы его книги сказано, что содержащаяся в ней речь произнесена в девятом месяце четвертого года царствования Дария; следовательно и все последующия речи его, изложенные в остальных семи главах, произнесены не ранее сего времени. Таким образом очевидно, что пророческое служение Захарии продолжалось не менее двух лет. Но весьма вероятно, что Захария пророчествовал и после окончания постройки храма, т.е. после шестого года Дария; ибо в речах его с девятой по четырнадцатую главу нет никаких упоминаний о совершении этого важного дела; следовательно оно предполагается уже оконченным (Зах. 8:9-10).
68. Разделение и содержание книги.
Книга пророка Захарии разделяется на три части: вступление, пророчеекие видения и пророческие речи.
I. Вступление.
Излагается в первых шести стихах. Обозначив время своего служения и указав свое происхождение, Захария напоминает своим современникам, что их отцы навлекли на себя великий гнев Всевышнего; но теперь Господь обратится или переменит Свои отношения, если они сами обратятся к Нему и будут послушны Его пророкам, слова которых сбылись в точности, так что и предки возвратившихся из плена сказали наконец: как определил Господь Вседержитель поступить с нами по путям нашим, так и поступил с нами (1:1-6).
II. Видения.
Излагаются с восьмого стиха первой по шестую главу. Всех видений восемь: они кратки и содержат обетования Божии о постепенном восстановлении благосостояния народа, возвратившегося из плена.
В первом видении Ангел или всадник на рыжем коне, имеющий за собою множество других таковых же всадников на разношерстных конях, между миртами, которые в углублении, т.е. на самом низменном и безвыходном месте, получив известие, что земля Иудейская населена и молчит, возносит молитву: Господи Вседержителю, доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и горадами Иуды, на которые Ты гневаешься уже семьдесятое лет (1:7-12)? В ответ на эту молитву слышит от Господа слова благие, слова утешительные, а именно: Иерусалим будет восстановлен, храм в нем созиждется и города Иудины переполнятся добром (1:13-17).
Здесь очевидно явился Архангел Михаил с прочими Ангелами хранителями Иудеи; представляются они всадниками для изображения быстроты в исполнении Божиих повелений и по соответствию с продолжающимися последствиями опустошительной войны; разношерстность коней означает разнообразие ангельского служения, вызываемое смутностию и непостоянством обстоятельств; в углублении стоят они в знак униженного и безвыходного или крайне затруднительного положения Иудеи; между миртами, т.е. на месте влажном (ибо мирты растут обыкновенно по берегам рек и потоков) в знак жизненности или способности Иудеев к скорому возрождению и гражданскому обновлению. Земля Иудейская населена и спокойна, т.е. в течение пятнадцати лет по возвращении из плена число жителей достаточно увеличилось; но они не обнаружили своей самодеятельности, так как не имеют городов и живут в беззащитных селениях. В ответе Божием возвещается устранение этих неблагоприятных обстоятельств. Таким образом Захария продолжает служение Аггея и показывает, что за построением храма вскоре последует восстановление Иерусалима и оживление общественной жизни.
Во втором видении, изложенном в последних четырех стихах первой главы, пророк видит четыре рога по числу стран света. Они изображали зложелательность всех окрестных народов, доведшее Иудеев до рассеяния (1:18- 19). Пророк потом видит, что четыре Ангела древодела или кузнеца (в русском тексте Захарии - четыре рабочих, "Потом показал мне Господь четырех рабочих") идут сбить эти рога, дабы у возникающего и слабого царства Иудейского не было воинственных соседей, могущих посягнуть на самостоятельность сего царства. Это исполнилось во времена Дария Истаспа, Ксеркса и их преемников, так как их безчисленные армии поглотили всех способных носить оружие во всех подвластных областях.
В третем видении, изложенном во второй главе, пророк видит, что один Ангел с землемерной веревкой в руке, идет отмерить место под постройку Иерусалима; а другой Ангел, вышедший к нему навстречу, получает повеление объявить пророку, что по причине множества людей и скота в нем, как город без стен постоянно распространяющийся, Иерусалим заселит окрестности - и что Сам Господь будет стеной огненной, неприступной и освящающей вокруг, и прославится посреди него (2:1-8). Итак, оставшиеся в северной земле (в Персии и Вавилонии), спасайтесь на гору Сион; потому что там начнутся приготовления к войне (поход Дария против Скифов), которая сделается почти беспрерывной; а живущие в Сионе безопасны, ибо касающийся их, как бы касается зеницы ока Всевышнего, т.е. подвергнется немедленному наказанию. Поскольку Господь вселится во Иерусалиме, многие язычники прибегнут к Господу и будут Его народом... Да молчит всякая плоть пред лицем Господа! (2:6-13).
В четвертом видении, изложенном в третьей главе, Захария видит, что первосвященник Иисус, как бы подсудимый, стоит пред Ангелом (Хранителем Иудеи); - и что по правую руку Иисуса стоит сатана (Псал. 108:6), который противитися ему, - то есть будет коварствовать и клеветать, вероятно, чтоб воспрепятствовать устройству храма и установлению в нем освящающого Богослужения. Пророк не обяснил, в чем заключалось это противление или коварство диавола; только упомянул о запрещении ему коварствовать против человека, который в самом деле был, как головня, исторженная из огня, т.е. перенес много самых жестоких бедствий и искушений среди язычников и вышел из среды их не без недостатков; это обозначалось бывшими на нем запятнанными одеждами (3:1-3). Но Ангел повелел снять с него измаранные одежды, а Иисусу объявил, что снимает с него виновность или устраняет взносимую на него клевету; в знак сего Иисуса облекают в одежды чистые и светлые (3:4-5). Это видение заграждало уста хулителей первосвященника, в каковых, конечно, не было недостатка.
Поэтому пророк далее показывает:
1) чем первосвященник может упрочить за собой вышеозначенное заступничество небесное и
2) к чему должно быть направлено служение ветхозаветной иерархии главным образом.
Первое изложено так. Засвидетельствовал Ангел, т.е. клятвенно подтвердил Иисусу, что если он будет тщательно и верно исполнять свои обязанности, то даны будут ему пути или спутники из этих предстоящих, т.е. Ангелов Хранителей, помощников и предстателей; следовательно человеческие недостатки и слабости будут восполнены небесной помощью, если первосвященник сам намеренно не пойдет против своих обязанностей.
Второе - цель ветхозаветного служения или руководства - изложена у пророка в следующем Ангельском увещании. Выслушай же, Иисус, иерей великий, ты и собратия твои, сидящие перед тобою, мужи знаменательные, т.е. достойны созерцать чудеса Божественные: вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ, то есть Мессию; Он же тот камень, на этом одном камне семь очей (символом всеведения и промысла небесного) (Захар. 4:10) и особенным начертанием Божественным (Иоан. 10:36); тогда сниму грех с земли в один день (Евр. 9:12-28; 10:14) и водворю между людьми искреннюю и нелицемерную любовь (3:8-10). Следовательно ветхозаветная иерархия должна и сама в себе утверждать и руководимому народу внушать веру в грядущого Искупителя, так как она одна давала силу ветхозаветным обрядам.
Пятое видениеизложено в четвертой главе и по содержанию тесно соединено с предыдущим, так как возвещает волю Божию о другом вожде народа, Зоровавеле. В начале этого видения пророк говорит, что он был возведен или разбужден возвратившимся к нему Ангелом, как пробуждают человека от сна его. Этим обозначается или промежуток времени между четвертым и пятым видением, или что современники не ценили и не понимали заслуг Зоровавеля; ибо Ангел неоднократно говорит пророку: ты не знаешь, что это? В этом видении пророку показан золотой светильник (символ иудейского народа, просветителя языков. Рим. 2:19-20), наполняемый маслом от двух маслин, стоящих по обеим сторонам его (4:1-3). На вопрос пророка о значении этого видения Ангел объявил, что это слово Господне к Зоровавелю; - что не своей силой, но в духе Божием он восторжествует над всеми препятствиями, так что можно сказать, что и горы он сделает равнинами; - что он положил основание, он же и достроит храм Иерусалимский; - что не следует называть ничтожными правильных, хотя и не блистательных, его дел (например, малый и скудный храм), когда Господь взирает на них с благоволением; - и что две вышеупомянутые маслины, стоящие по сторонам светильника, это два помазанные елеем, которые предстоят Господу всей земли, т.е. Зоровавель и Иисус первосвященник, вливающие свет и жизнь во вновь созидающееся Иудейское общество (4:4-14).
Шестое видение содержится в первых четырех стихах пятой главы. Пророк видит летящий по воздуху огромный свиток (20 локтей или около 5 саж. длины), может быть, изогнувшийся на подобие серпа, потому вероятно и названный серпом (δρεπανον) у Семидесяти Богомудрых Толковников [Впрочем, предполагают, что Семьдесят читали maghal (серп, топор) вместо ныне стоящего meghillah (свиток)]. На одной стороне этого свитка написано проклятие ворам, на другой клятвопреступникам; на какой дом упадет этот свиток, тот дом совершенно уничтожится (5:1-4). Таким образом пророк показал возратившимся из плена, что они погибнут и на родине, если не исправятся.
Седьмое видение содержится в остальных семи стихах пятой главы. Пророк видит ефу, выходящую или вновь появившуюся в Иудее, неправильную, заимствованную от язычников; потом видит талант оловянный поднимающийся (в Синодальном переводе: кусок свинца поднялся), или поддельность и фальшивость денежных знаков; далее показано ему нечестие в виде женщины, сидящей в ефе и имеющей гирю во рту; (в Синодальном переводе: и там сидела одна женщина посреди ефы. И сказал он: эта женщина - само нечестие, и бросил ее в средину ефы, а на отверстие ее бросил свинцовый кусок) потом явились две женщины крылатые и унесли все вышепоименованное в Вавилон (в Синодальном переводе: Тогда сказал он мне: чтобы устроить для нее дом в земле Сеннаар, и когда будет все приготовлено, то она поставится там на своей основе. 5:5-11). Это видение показало, что всякая неправда и обман, усвоенные евреями в порабощении Вавилонском, должны быть там и оставлены; а из отечественной земли они изгоняются.
Восьмое видение излагается в первых восьми стихах шестой главы. Оно служит дополнением вышеозначенного второго видения (Захар. 1:18-21) об истреблении врагов народа Божия не только ближайших, как можно заключать из второго видения, но и отдаленнейших. Пророк видит четыре колесницы, запряженных конями рыжими, вороными, белыми и пегими. По объяснению Ангела, колесницами обозначены четыре ветра или духа небесных, которые, представ пред Господа или получив повеления Божии, идут исполнить их по всей земле, особенно на севере и на юге (6:1-7). При этом Ангел объявил пророку, что колесницы, отправившиеся в землю северную, т.е. в Вавилонию и Персию, удовлетворили правосудию Божию. Вероятно здесь изображается то, что поработители Израильтян и Иудеев сами подверглись игу сильнейших врагов; - и что в громадных военных предприятиях Персидских царей они получают достойное возмездие за свою свирепую кровожадность.
В заключение видений пророк излагает символическое действие, служащее сокращением вышеизложенных обетований о восстановлении Иудейского царства. Из серебра и золота, пожертвованного оставшимися в Вавилоне и принесенного в Иерусалим, пророк устроил венцы, из которых один возложил на голову первосвященника Иисуса, а другой держал в своих руках (а может быть и возложил на голову Зоровавеля - прародителя и прообраз Мессии) и сказал: говорит Господь Вседержитель: вот Муж, - имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из Своего корня, то есть сам собою в свое время возрастет; и вместе с тем он (Зоровавель) создаст храм и успешно будет управлять делами народа; Иисус же будет первосвященником, и между обоими будет совершенное согласие (в образе Мессии, царя и первосвященника). Затем венцы эти повелевает положить в храме на память в ведение казнохранителей Халема, Товии и Иедая (6:8-15). Таким образом этим символическим действием пророк ясно показал перед всеми, что ожидания народа относительно строительства храма и пришествия Мессии увенчаются полным успехом.
III. Пророческие речи.
Они у Захарии излагаются с начала седьмой по четырнадцатую главу; всех речей три и они гораздо обширнее вышеизложенных видений; а вторая соединена с символическим видением, дополняющим и как бы живописующим излагаемые в ней предметы.
Первая пророческая речьизлагается в седьмой и восьмой главах и произнесена по следующему случаю. Вефиль, т.е. тамошние жители, послали спросить у священников Иерусалимских: следует ли поститься в пятом месяце (в память сожжения храма Иерусалимского. Иерем. 52:12-13), как там делалось уже много лет (7:1-3)? На это пророк отвечает от лица Божия, что посты в пятом (сожжение храма) и седьмом (убиение Годолии) месяцах совершаются иудеями не для Бога, а в воспоминание постигшего их наказания, по предсказаниям пророков, за упорство во грехах, именно - в воспоминание рассеяния народа и запустения отечества (7:4-14). А теперь Господь возвратился в Сион; в Иерусалиме будет прежнее многолюдство и величие; иудеи, как и в старину, будут народом Божиим, особенно это несомненно теперь по создании храма, когда благословение небесное видно на всех трудах и предприятиях народа (8:1-15). Чтобы продолжить это благословение Божие, иудеи должны хранить правду; быть доброжелательными; избегать ложной клятвы - тогда означенные посты превратятся в светлые праздники (8:16-19). Если вы станете любить истину, сказал пророк в заключение, то язычники во множестве будут приходить на поклонение Богу в Иерусалиме, возьмутся за полу Иудея, говоря: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вам Бог (8:20-23).
Вторая пророческая речь и относящееся к ней символическое действие излагаются в девятой, десятой и одиннадцатой главах. Указав предстоящее опустошение Сирии Дамасской и всей Финикии от Тира до Газы, вероятно, во времена Александра Македонского и его преемников (9:1-7), пророк обещает особое ограждение или охранение Сиону, так как туда придет Царь кроткий, сидящий на ослице и молодом осле, сыне поъяремной (9:8-9). Он истребит военные орудия в своем царстве и изречет мир народам до пределов земли (9:10). Тогда в крови завета Твоего или силою заслуг Твоих, идущий кроткий Царь, освобождены будут все узники греха даже изо рва, в котором нет воды, или из преисподней (Ты освободил Адама и Еву, заключенных в шеоле, где нет жизни, и пречистою кровию Твоею, истекшею из ребра Твоего на кресте завета Твоего, извел из рова погибели." Святой Ефрем Сириянин в толков. на это место. - Святой Кирилл Александрийский и блаженный Иероним освобождение узников из рва принимают за изведение умерших из ада. См. у Аляпиде, Comment. in Zach. 9:11.). Но связанные определениями сонмища (Иоан. 7:13; 9:22) и тогда будут пребывать в упорстве и ожесточении, хотя в Твоем царстве обещано сугубое воздаяние за скорби и лишения сей временной жизни (9:11-12).
Впрочем, несмотря на уклонение и заблуждение некоторых, Иуда будет луком, Ефрем стрелой на чад Еллинских, Господь Вседержитель Сам будет их военачальником, помощником и спасителем: даст всем уважение, радость и веселие (9:13-17). От Господа проистекает счастье; а оракулы и гадатели, т.е. идолопоклонники говорят пустое, хотя пастыри и прибегают к ним и из-за этого навлекают на себя небесный гнев (10:1-2; ср. 1 Макк. 1:11-15). Тогда Господь Сам примет попечение о Своем стаде и сделает из него победителей вселенной; они рассеются как добрый посев между народами; но везде будут ходить во имя Его, т.е. действовать во славу Божию (10:3-12).
Но вместе с тем произойдет какое-то страшное истребление и крайнее унижение; на этом прекрасном Ливане (Иудее) выжгут кедры и кипарисы, так что пастухи восплачут и львы заревут (11:1-3); а народ сделается овцами заклания, которых безжалостно убивают и продают без упрека совести..., и этих-то брошенных и бедных овец принимается пасти пророк (здесь речь его переходит в символическое действие). Для этого сделал он два жезла; на одном написал поат (благость, благоволение) на другом - chobelit (узы, веревки); в один месяц уничтожил трех пастырей, т.е. в самое непродолжительное время сменил несколько правительств, несоответствовавших Божиим намерениям (От Зоровавеля, потомка Давидова, власть перешла к Маккавеям из племени священнического, а от них к Ироду. Точнее сказать в 536-332 г. до Рождества Христова управляли иудеями Персы; в 332-142 г. до Рождества Христова Египтяне и Сирияне попеременно; в 142-63 г. Маккавеи; в 63-37 г. Римляне, а в 37 году до Рождества Христова захватил власть Ирод)... и при всем том цель не достигалась: овцы не исправлялись, так что моя душа не терпела их; а они отвергали меня, говорит пророк (11:4-8).
Тогда пастырь оставил овец на произвол судьбы; переломил посох поат в знак разрушения завета... и бедные овцы, взирающия на пастыря-пророка, т.е. не совершенно отпавшия от него, познали на опыте, что это действенное слово Иеговы, а не пустая угроза (11:9-11). Затем пастырь потребовал платы, ему отвесили или отсчитали тридцать сребренников.., и эту плату он бросил в дом Господень для горшечника (11:12-13). Затем переломил другой посох chobelim в знак расторжения братства между Иудой и Израилем, т.е. в знак окончательного отделения пребывших верными завету и обетованиям отцев от увлекшихся своими мечтами и изобретениями (11:14).
При этом пророк берет себе снаряды, т.е. принимает вид глупого пастуха (далее в ст. 17 названного "пастырем ничтожества"; а ничтожеством в Писании называются идолы) в знак того, что в Иудее будет владетель или правительство языческое, которое не станет заботиться о пользе народа, а будет собирать только дань за то и понесет соответственное наказание: правый глаз его, отвратившийся от истины, ослепнет; а мышца, не оказавшая защиты и покровительства правде, иссохнет (11:15-17).
В этой речи пророка Захарии находятся два пророчества, указанные священными новозаветными писателями.
1) Пророчество о торжественном входе Иисуса Христа во Иерусалим: ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. (Зах. 9:9). Сии слова приводятся Евангелистами Матф. 21:4-5 и Иоан. 15:14-16, как определенные предсказания о входе Иисуса Христа во Иерусалим на последнюю Пасху Его земной жизни. А в дальнейших пророческих словах: ради крови завета твоего Я освобожу узников твоих от рва не имеющего воды (Зах. 9:11), православные древние толкователи усматривали пророчество о сошествии Иисуса Христа во ад и об изведении оттуда душ ветхозаветных праведников (Curs. complet. S. Script., tom. XX, pag. 11 32); ход речи у пророка вполне оправдывает такое толкование.
2) Пророчество о предании Христа за тридцать сребренников: и они отвесят в уплату Мне тридцать серебренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище - высокая цена в какую они оценили Меня.., и взял я тридесять сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника (11:12-13). На это пророчество указал Евангелист Матфей по тому случаю, что Иуда предатель бросил вырученные им от продажи Учителя тридцать сребренников архиереям и старейшинам в храме; а они купили на эти деньги горшечникову землю для погребения странников, умерших в Иерусалиме (Матф. 27:3-10).
Третья пророческая речь Захарии изложена в последних трех главах с 12-й по 14-ю. В ней изображены предстоявшие смутные обстоятельства Иудеи со времени усиления преемников Александра Македонского на Сирийском и Египетском престолах. Вот Я сделаю Иерусалим чашею исступления, опьяняющею (Не одинаково переводят это изречение. Одни ставят calicem ebrietatis; другие - calicem soporiferam; a иные - calicem veneni. См. Biblia Uatabli.) для всех окрестных народов, говорит Господь (12:1-2). Это сбудется, когда Иерусалим будет стеснен со всех сторон или заключен в осаду. Но в то время Иерусалим будет тяжелым камнем; поднимающие (В пояснение этого места блаженный Иероним говорит, что еще и в его время по всей Иудее, согласно древнему обычаю, в городах и селениях полагали круглые и тяжелые камни, в поднятии коих юноши упражняли и пробовали свои силы. Curs. compl. S. Script., tom. XX, pag. 1152.) его надорвутся (12:3).
Вот поднимутся против него все народы; но тогда кони будут поражены испугом, всадники - умопомешательством; вожди Иудейские будут огнем всеиетребляющим; каждый еврей храбр как Давид, а дом Давида как дом Божий, как Ангел Господень пред ними исполнен благодати и щедрот, хотя гражданския преимущества и отойдут от него; и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце (12:4-10). Плач (об Иуде Маккавее 1 Макк. 9:16-22) будет подобен плачу об Иосии на поле Магеддоне (2 Пар. 35:24-25), и притом раздельно по коленам и племенам (12:11-14). В тот день будет открыт источник для омытия греха и нечистоты., т.е. храм Иерусалимский; а об идолах и лжепророках и воспоминания не будет, особенно когда меч поразит пастыря и рассеются овцы стада (13:1-7). Конечно, две трети народа погибнут в этой борбе, за то остальные будут чистым золотом (13:8-9).... И еще раз потом язычники окружат Иерусалим; даже возьмут его; половину жителей отведут в плен, но города и народа не уничтожат (как предполагали). Ибо Сам Господь станет тогда на горе Елеонской и будет разрушать и останавливать покушения против Иерусалима даже сверхестественными действиями, как остановил некогда Озию прокаженного страшным землетрясением (14:1-5). Потом будет в Иудее время незабвенное - ни день, ни ночь, а под вечер рассвет (Матф. 27:45): в этот день польется вода живая или истинное Боговедение (Иоан. 4:10; 7:37-38) из Иерусалима на восток и на запад беспрерывно, и во время жатвы как весной (14:6-8), так что Всевышний один будет царем во всей земле; все гордое унизится - один Иерусалим (Церковь Божия) будет возвышаться постоянно; ибо врагов его постигнут очевидные небесные казни (14:9-15). Всякий народ, не празднующий праздника скинопигии (кущей), т.е. не поклоняющийся Богу, будет наказан, хотя бы он был столь велик, как древнее царство Египетское (14:16-19). Тогда у людей все от узды коня до котла жертвенного будет носить на себе знак богобоязнен-ности и освящения небеснаго; нечистых Ханаанитян тогда не будет на земле (14:20-21).
В этой речи пророка Захарии содержатся следующия предсказания об обстоятельствах страданий Христовых:
1) воззрят на Него, Которого пронзили (Захар. 12:10); исполнение сего пророчества указал Евангелист Иоанн в том обстоятельстве, что пришедшие ко кресту воины, нашедши Иисуса умершим, не пребили Ему голеней, но один из них копьем пронзил Ему ребра (Иоан. 19:34-37);
2) О, меч! поднимись на пастыря Моего.., порази пастыря, и рассеются овцы! (Захар. 13:7). Исполнение сего пророчества указано в том обстоятельстве, что все Апостолы разбежались при появлении воинов в саду Гефсиманском (Мат. 26:31; Мар. 14:27), - и
3) День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день и не ночь; лишь в вечернее время появится свет (Зах. 14:7). Это единственное обстоятельство было в день распятия Христова, когда от шестого часа тьма была по всей земле до часа девятого, и померкло солнце (Лук. 23:44-45), когда три часа тьма преобладала над светом, и только часа за три до захода солнца воссиял обычный свет. Вообще надо заметить, что как в последней части книги Исаии освобождение евреев из Вавилонского плена Киром дало много случаев к изображению освобождения всего человеческого рода Искупителем от рабства диаволу, так и в этой последней речи Захарии созерцаемая геройская борьба Маккавеев против преобладания и насилия Сирийских царей дала пророку случай указать предстоящее торжество и славу Спасителя мира и непоколебимость Его Святой Церкви, украшенной всеми благодатными дарами.
Отличительные свойства.
Книга пророка Захарии от пророческих книг отличается:
1) обилием символических видений, так что в этом отношении уподобляется книге Иезекииля; только видения Захарии короче, проще, удобнее для сохранения в памяти; - и
2) особенной ясностью предсказаний о последних днях земной жизни Спасителя, так что никакой другой пророк не представляет такого множества подробностей, и притом случайных, какие указывает Захария: о входе Иисуса Христа в Иерусалим на ослице и осленке (9:9), о предании за тридцать сребренников и окончательном употреблении сих денег (11:12-13), о прободении ребра (12:10), рассеянии или бегстве Апостолов из Гефсиманского сада (13:6-7) и затмении солнца во время распятия Христова (14:6-7).