Главные особенности пророчества
Даниил говорит о своём народе (Израиле) и своём городе (Иерусалиме). Он упоминает двух князей: Мессию-Христа и «князя, который придёт».
В пророчестве идёт речь о периоде времени в 70 недель, вначале как о цельном периоде, а затем как о состоящем из трёх периодов: 7, 62 и 1 неделя.
В стихе 25 определяется начало отсчёта 70 недель.
Мессия появляется по истечении 69 недель, после чего разрушаются города и святилища «грядущим вождём».
В начале последней недели вождь даёт завет Израилю, но этот завет перестаёт соблюдаться в середине недели.
По истечении70 седьмин Израиль«придёт к правде вечной».
Что означает период в семьдесят недель (седьмин)?
В английском переводе Библии стоят «недели». Русскому читателю легче понять, что Даниил под седьминами имеет в виду периоды по семь лет, а не семь дней. И действительно, ранее в этой главе (Дан. 9:1-2) он уже вёл рассуждения, употребляя отрезки по семь лет. Даниил знал, что причиной вавилонского пленения было нарушение года субботнего, и поскольку плен продолжался 70 лет, то год субботний, очевидно, не соблюдался в течение 490 лет.
Продолжительность пророческого года
Календарный год, употребляемый в Писании, определяется по самому тексту Писания.
1. Исторически – сравним Быт. 7:11 с Быт. 8:4, а оба эти стиха – с Быт. 7:24 и 8:3.
2. Пророчески – многие части Писания ссылаются на Великое Испытание, употребляя различные термины, но во всех случаях общим знаменателем служит год продолжительностью в 360 дней. Даниил 9:27 – «половина седьмины», т.е. 31/2 года. Даниил 7:24,25 – «до времени и времён и полувремени», т.е. 31/2 времени.
Откровение 13:4-7 – «сорок два месяца», 3 1/2 года.
Откровение 12:13-14 – «времени, времён и пол-времени» —31/2 года.
Откровение 12:6 – «тысяча двести шестьдесят дней» – 3 1/2 года.
Начало отсчёта 70 седьмин
В качестве начала отсчёта данииловских 70 седьмин предлагались различные моменты истории:
1. Указ царя Кира, 539 г. до Р.Х. (Езд. 1:1-4).
2. Указ царя Дария, 519 г. до Р.Х. (Езд. 5:3-7).
3. Указ Артаксеркса Ездре, 457 г. до Р.Х. (Езд. 7:11-16).
4. Указ Артаксеркса Неемии, 444 г. до Р.Х. (Неем. 2:1-8).
Тем не менее, единственная дата, подходящая к историческим данным, – это дата номер 4, указ Артаксеркса Неемии, вернее, не указ, а разрешение отправиться в Иудею.
Дж.Д-Уилсону принадлежит следующий комментарий об исходной точке отсчёта пророчества: «Об этом распоряжении говорится во второй главе книги Неемии, которая по времени относится к двадцатому году правления Артаксеркса. Хотя точные слова царя и не приводятся, содержание распоряжения устанавливается легко. Неемия слышит о бедственном положении заброшенного Иерусалима. Это вызывает у него глубокую скорбь. Царь спрашивает его о причине этой скорби. Неемия отвечает ему: «…город, дом гробов отцов моих, в запустении, и ворота его сожжены огнём». Царь спрашивает, чего желает пророк, и тот немедленно отвечает, что хотел бы отправиться в Иудею, «в город, где гробы отцов моих, чтобы я обстроил его». Как видно из текста, царь удовлетворил его просьбу, и он отстроил Иерусалим. Таким образом, указ царя повелевал восстановить и заново отстроить Иерусалим. Такого указа больше нет нигде в Ветхом Завете. Книга Неемии рассказывает нам о его осуществлении. Все остальные указы, касающиеся Иерусалима, говорят лишь о восстановлении храма, и, следовательно, их нельзя использовать в качестве отправной точки для толкования пророчества».
Указ Артаксеркса относится к 444 г. до Р.Х., что ясно из следующих соображений:
1. В месяце нисане, в двадцатый год царя Артаксеркса, – пишет Неемия (2:1).
2. Артаксеркс взошёл на трон в 465 г. до Р.Х.
3. Дата не указана, и, следовательно, по еврейской традиции, речь идёт о первом числе месяца, т.е. 1 нисана 444 г. до Р.Х.
4. По нашему календарю эта дата соответствует 5 марта 444 г. до Р.Х.
Окончание первых семи седьмин
1. Отстройка Иерусалима заняла 49 лет (ст. 25).
2. Ветхозаветный канон, а с ним и древнееврейские пророчества, завершаются книгой пророка Малахии, через 49 лет после 444 г. до Р.Х.
Если пророк Даниил прав, то от декрета о восстановлении Иерусалима (1 нисана 444 г. до Р.Х.) до прихода Мессии в Иерусалим должно пройти 483 года (69х7), причём год рассчитывается как год ветхозаветных пророков, состоящий из 360 дней, т.е. 173880 дней.
По истечении этих 69седьмин Сам Христос должен явиться Израилю в качестве Мессии, согласно предсказанию Захарии 9:9. Соответствующие расчёты находим у Хохнера, тщательно исследовавшего пророчество Даниила и связанные с ним даты: «Умножая 69седьмин на семь, а затем на 360 дней, получаем 173880 дней. Между 444 г. до Р.Х. и 33 г. по Р.Х. —476 солнечных лет. Умножая 476 на точное число дней в году (365,24219879, или 365 дней 5 часов 48 минут и 45,975 секунд), получаем 173.855 дней, 6 часов 52 минуты и 44 секунды, т.е. 173.855 дней. Между пророчеством и его исполнением лежит ещё 25 дней. Добавляя их к 5 марта (444 г. до Р.Х.) мы получаем 30 марта (10 нисана) 33 г. – то есть, дату торжественного въезда Христа в Иерусалим».
Промежуток между 69 и 70 седьминами
По завершении 69 недель (седьмин) и перед началом 70-й должно было произойти два события:
1. Гибель Мессии (Дан. 9:26).
Христос был распят 3 апреля 33 года, в пятницу, следовавшую за Его торжественным въездом в Иерусалим.
2. Разрушение Иерусалима и храма (Дан. 9:26).
«После этого, – комментирует пророчество Даниила Уилсон, – римский вождь (Тит) послал армию, которая полностью разрушила Иерусалим и расположенный в нём храм.
Разрушение было полным. Храм был не просто осквернён, как это было при Антиохе Епифане – он перестал существовать, и с тех пор не был восстановлен. Отправление еврейских обрядов прекратилось, и уже не может возобновиться. Не было священников со времён падения Иерусалима, ибо все сыны Аароновы погибли. Не стало жертвоприношений священниками, не стало искупления грехов первосвященником, поскольку в этой катастрофе погиб древний завет. Его действенность и жизненность были утрачены, когда Агнец Божий был принесён в жертву на Голгофе, но ещё сорок лет продолжала существовать его внешняя оболочка. С падением Иерусалима погибла и она. Это произошло в 70 г. по Р.Х.»
Выводы
Таким образом, пророчество Даниила о Мессии и сроке в 70седьмин отличается большой точностью. Даже если оно сделано в Г65 г. до Р.Х., между пророчеством и предсказанными событиями прошло по меньшей мере 200 лет.
Среди этих событий:
1. Приход Мессии.
2. Смерть Мессии.
3. Разрушение Иерусалима и храма.
Третья часть пророчества, относящаяся к 70-ой седьмине, ещё пока не сбылась.
ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПРОРОЧЕСТВА,
БУКВАЛЬНО СБЫВШИЕСЯ В ИИСУСЕ ХРИСТЕ
В книге Флойда Гамильтона «Основы христианской веры» цитируется Кэнон Лиддон, говоривший, что «в Ветхом Завете присутствует 332 чётких пророчества, исполнившихся в Иисусе Христе буквально».
Его приход
ФАКТ: (Быт. 3:15); (Втор. 18:15); (Пс. 88:21); (Ис. 9:6), (Ис. 28:16); (Ис. 32:1); (Ис. 35:4); (Ис. 42:6); (Ис. 49:1); (Ис. 55:4); (Иез. 34:24); (Дан. 2:44); (Мих. 4:1); (Зах. 3:8).
ВРЕМЯ: (Быт. 49:10); (Чис. 24:17); (Дан. 9:24); (Мал. 3:1).
БОЖЕСТВЕННОСТЬ ХРИСТА: (Пс. 2:7,11); (Пс. 44:7,8,12); (Пс. 71:8); (Пс. 101:25-28); (Пс. 88:27,28); (Пс. 109:1); (Ис. 9:6), (Ис. 25:9); (Ис. 40:10), (Иер. 23:6); (Мих. 5:2); (Мал. 3:1).
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ: (Быт. 12:3); (Быт. 18:18); (Быт. 21:12); (Быт. 22:18); (Быт. 26:4); (Быт. 28:14); (Быт. 49:10); (2Цар. 7:14); (Пс. 17:5-7,51); (Пс. 21:23,24); (Пс. 88:5); (Пс. 131:11); (Ис. 11:1); (Иер. 23:5); (Пс. 33:15).
Его предтеча
(Ис. 40:3); (Мал. 3:1); (Мал. 4:5).
Рождение и детство Христа
ФАКТ: (Быт. 3:15); (Ис. 7:14); (Иер. 31:22).
МЕСТО: (Чис. 24:17,19); (Мих. 5:2).
ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ: (Пс. 71:10,15); (Ис. 60:3,6).
БЕГСТВО В ЕГИПЕТ: (Ос. 11:1).
ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ: (Иер. 31:15).
Его назначение и служение
НАЗНАЧЕНИЕ. (Быт. 12:3); (Быт. 49:10); (Чис. 24:19); (Втор. 18:18,19);
(Пс. 20:1); (Ис. 59:20); (Иер. 33:16).
СВЯЩЕННИК ПО ЧИНУ МЕЛХИСЕДЕКА. (Пс. 109:4).
ПРОРОК В ЧИНЕ МОИСЕЯ. (Втор. 18:15).
ОБРАЩЕНИЕ ЯЗЫЧНИКОВ. (Ис. 11:10); (Втор. 32:43);
(Пс. 17:50), (Пс. 18:5); (Пс. 116:1); (Ис. 42:1); (Ис. 45:23); (Ис. 49:6); (Ос. 1:10), (Ос. 2:23); (Иоиль. 2:32).
СЛУЖЕНИЕ В ГАЛИЛЕЕ. (Ис. 9:1,2).
ЧУДЕСА. (Ис. 35:5,6); (Ис. 42:7); (Ис. 53:4).
МИЛОСТЬ. (Пс. 44:8); (Ис. 2:3); (Ис. 61:1); (Мих. 4:2).
ПРОПОВЕДЬ. (Пс. 2:7); (Пс. 77:2); (Ис. 2:3); (Ис. 61:1); (Мих. 4:2).
ОЧИЩЕНИЕ ХРАМА. (Пс. 68:10).
Страсти Христовы
ОТВЕРЖЕНИЕ ЕВРЕЯМИ И ЯЗЫЧНИКАМИ. (Пс. 2:1); (Пс. 21:13); (Пс. 40:6); (Пс. 55:6); (Пс. 68:9); (Пс. 117:22,23); (Ис. 6:9,10); (Ис. 8:14); (Ис. 29:13); (Ис. 53:1); (Ис. 65:2).
ПРЕСЛЕДОВАНИЯ. (Пс. 21:7); (Пс. 34:7,12); (Пс. 55:6); (Пс. 70:10); (Пс. 108:2); (Ис. 49:7); (Ис. 53:3).
ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ВЪЕЗД В ИЕРУСАЛИМ. (Пс. 8:3); (Пс. 117:25,26); (Зах. 9:9).
ПРЕДАТЕЛЬСТВО СОБСТВЕННЫМ ДРУГОМ. (Пс. 40:10); (Пс. 54:14); (Зах. 13:6).
ПРЕДАТЕЛЬСТВО ЗА ТРИДЦАТЬ СРЕБРЕНИКОВ. (Зах. 11:12).
СМЕРТЬ ПРЕДАТЕЛЯ. (Пс. 54:16,24); (Пс. 108:18).
ПОКУПКА ПОЛЯ ГОРШЕЧНИКА. (Зах. 11:13).
БЕГСТВО УЧЕНИКОВ. (Зах. 13:7).
ЛОЖНОЕ ОБВИНЕНИЕ. (Пс. 26:12); (Пс. 34:11); (Пс. 108:2); (Пс. 2:1,2).
МОЛЧАНИЕ НА СУДЕ. (Пс. 37:14); (Ис. 53:7).
НАСМЕШКИ. (Пс. 21:8,9,17); (Пс. 108:25).
ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА, ИЗБИЕНИЯ, ПЛЕВКИ, БИЧЕВАНИЕ. (Пс. 34:15,21); (Ис. 50:6).
СПОКОЙСТВИЕ ПРИ СТРАДАНИЯХ. (Ис. 53:7-9). РАСПЯТИЕ. (Пс. 21:15,18).
УКСУС И ЖЕЛЧЬ ВМЕСТО ПИТЬЯ. (Пс. 68:22).
МОЛИТВА О ВРАГАХ. (Пс. 108:4).
ВОСКЛИЦАНИЯ НА КРЕСТЕ. (Пс. 21:2), (Пс. 30:6).
СМЕРТЬ ВО ЦВЕТЕ ЛЕТ. (Пс. 88:46); (Пс. 101:25).
СМЕРТЬ СО ЗЛОДЕЯМИ. (Ис. 53:9,12).
СОТРЯСЕНИЕ ПРИРОДЫ ПРИ СМЕРТИ МЕССИИ. (Ам. 5:20); (Зах. 14:4,6).
ЖРЕБИЙ ОБ ОДЕЖДЕ СПАСИТЕЛЯ. (Пс. 21:19).
КОСТИ ЕГО НЕ СОКРУШАТСЯ. (Пс. 33:21).
ТЕЛО ПРОНЗЕНО КОПЬЁМ. (Пс. 21:17); (Зах. 12:10); (Зах. 13:6).
ДОБРОВОЛЬНАЯ СМЕРТЬ. (Пс. 39:7-9).
СТРАДАНИЯ ВО ИСКУПЛЕНИЕ ГРЕХОВ. (Ис. 53:4-6,12); (Дан. 9:26).
ПОГРЕБЕНИЕ В ГРОБНИЦЕ У БОГАТОГО. (Ис. 53:9).
Его воскресение
(Пс. 15:8-10); (Пс. 29:4); (Пс. 40:11); (Пс. 117:17); (Ос. 6:2).
Вознесение
(Пс. 15:11); (Пс. 23:7); (Пс. 67:19); (Пс. 109:1); (Пс. 117:19).
Второе пришествие
(Пс. 49:3-6); (Ис. 9:6,7); (Ис. 66:18); (Дан. 7:13,14); (Зах. 12:10); (Зах. 14:4-8).Вечное царство над миром.
(1Пар. 17:11-14); (Пс. 71:8); (Пс. 2:6-8); (Пс. 8:7); (Пс. 109:1-3); (Пс. 44:7-8); (Ис. 9:7); (Дан. 7:14).
Глава 10.