Мессия будет избит и оплеван
Пророчество: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поругании и оплевания» (Ис. 50:6); (Мих. 5:1).
Исполнение: «Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам…» (Матф. 26:67).
В древнееврейском «Таргуме Исаии» содержится следующий вариант Ис. 50:6: «Я не прятал своей спины от истязателей и своих щёк от тех, что выдирали волосы, Я не прятал лица Своего от поругании и оплевания».
«В Своём смирении, – отмечает Хенри, – он предал Себя на бичевание, побои, оплевание… и на всё это Христос пошёл ради нас, добровольно, чтобы убедить нас в Его готовности спасти нас»».
ОСМЕЯНИЕ ИИСУСА
Пророчество: «Все, видящие меня, ругаются надо мною; говорят устами, кивая головою: «Он уповал на Господа, – пусть избавит его; пусть спасёт, если он угоден Ему» (Пс. 21:8-9).
Исполнение: «И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие» (Матф. 27:31).
ПАДЕНИЕ ПОД ТЯЖЕСТЬЮ КРЕСТА
Пророчество: «Колена мои изнемогли от поста, и тело моё лишилось тука. Я стал для них посмешищем; увидев меня, кивают головами» (Пс. 108:24-25).
Исполнение: «И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа…» (Иоан. 19:16-17).
«И когда повели Его, то, захвативши некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нёс за Иисусом» (Лук. 23:26); (Матф. 27:31-32).
Очевидно, что Иисус ослабел настолько, что под тяжестью массивного креста у Него подгибались колени, так что пришлось заставить другого нести крест.
ЕГО РУКИ И НОГИ БУДУТ ПРОНЗЕНЫ
Пророчество: «…пронзили руки мои и ноги мои» (Пс. 21:17); (Зах. 12:10).
Исполнение: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его…» (Лук. 23:33); (Иоан. 20:25).
Иисус был распят, как обычно делали по-римски: Его руки и ноги были прибиты к кресту толстыми гвоздями, удерживавшими тело.
ОН БУДЕТ РАСПЯТ С РАЗБОЙНИКАМИ
Пророчество: «…за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был…» (Ис. 53:12).
Исполнение: «Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую» (Матф. 27:38); (Map. 15:27-28).
«Распятие было неизвестно еврейскому уголовному праву, – отмечает Блинцлер. – Повешение на древе, которое закон Моисеев предусматривал для идолопоклонников и богохульников, побитых камнями, было не смертным приговором, но дополнительным наказанием после смерти, призванным подчеркнуть, что казнённый проклят Богом, в согласии с Втор. 21:23:«…проклят пред Богом всякий повешенный на дереве…». Евреи применяли эти слова также и к распятым. Если даже в глазах языческого мира распятие было наиболее позорной и унизительной казнью, то евреи вдобавок считали всех распятых проклятыми Богом».
«История распятия, как вида смертной казни за преступления, должна изучаться как составная часть римской юридической системы, – пишет «Американская Энциклопедия». – Евреи, например, начали применять его лишь под давлением римлян. Перед захватом Палестины Римом смертной казнью там служило побивание камнями».
«…В 63 г. до Р.Х. легионы Помпея ворвались в столицу Иудеи, и Палестина стала римской провинцией, хотя и сохранила марионеточное еврейское правление».
Таким образом, казнь, описанная в Ис. 53 и Пс. 21, начала применяться лишь через несколько сот лет после этих пророчеств.
МЕССИЯ БУДЕТ ХОДАТАЙСТВОВАТЬ ЗА СВОИХ ПАЛАЧЕЙ
Пророчество: «…тогда как Он понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис. 53:12).
Исполнение: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лук. 23:34).
«Это служение начал Он на кресте (Лук. 23:34) и ныне продолжает в небесах (Евр. 9:24); (1Иоан. 2:1)» (А. Р. Фоссет).
МЕССИЯ БУДЕТ ОТВЕРЖЕН СОБСТВЕННЫМ НАРОДОМ
Пророчество: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Ис. 53:3); (Пс. 68:9, 117:22).
Исполнение: «Ибо и братья Его не веровали в Него… Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?» (Иоан. 7:5,48); (Иоан. 1:11); (Матф. 21:42-43).
«Всё это сбылось в Христе, братья Которого не верили в Него (Иоан. 7:5), Который пришёл к своим, и свои Его не приняли (Иоан. 1:11), Которого бросили Его ученики, близкие Ему, как братья» (М. Хенри).
ЕГО БУДУТ НЕНАВИДЕТЬ БЕЗ ПРИЧИНЫ
Пророчество: «Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей.» (Пс. 68:5); (Ис. 49:7).
Исполнение: «Но да сбудется слово, написанное в законе их: «возненавидели Меня напрасно» (Иоан. 15:25).
ДРУЗЬЯ БУДУТ СТОЯТЬ В ОТДАЛЕНИИ
Пророчество: «Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали» (Пс. 37:12).
Исполнение: «Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это» (Лук. 23:49); (Map. 15:40; (Матф. 27:55-56).
«В то самое время, когда мои страдания должны были бы заставить их приблизиться ко мне и быть особенно верными, они страшатся опасности, которой себя подвергнут, если проявят ко мне участие. Когда враги близко, друзья далеко. Именно так произошло с Мессией (Матф. 26:56), (Матф. 27:55); (Лук. 23:49); (Иоан. 16:32)», (А. Р. Фоссет).
НАРОД БУДЕТ КИВАТЬ ГОЛОВАМИ
Пророчество: «Я стал для них посмешищем; увидев меня, кивают головами» (Пс. 108:25); (Пс. 21:8).
Исполнение: «Проходящие же злословили Его, кивая головами своими…» (Матф. 27:39).
«Этот жест означает, что зрители издеваются над страдальцем, считая его положение безнадёжным (Иов. 16:4); (Пс. 43:15), что всё для него было как бы кончено, и сам он, и дело его безвозвратно погибли» (Пс. 21:8); (Матф. 27:39), (Дж. У. Этридж).
ВОКРУГ КАЗНИМОГО СОБЕРУТСЯ ЗЕВАКИ
Пророчество: «Можно было бы перечесть все кости мои, а они смотрят и делают из меня зрелище…» (Пс. 21:18).
Исполнение: «И стоял народ и смотрел» (Лук. 23:35).
ЕГО ОДЕЖДУ РАЗДЕЛЯТ И БРОСЯТ О НЕЙ ЖРЕБИЙ
Пророчество: «Делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жеребий» (Пс. 21:19).
Исполнение: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жеребий, чей будет…» (Иоан. 19:23,24).
Пророчество Ветхого Завета может показаться противоречивым, покуда мы не сравним его с реальной сценой, описанной в Евангелии. Одежды Иисуса действительно разделили между собой солдаты, но хитон достался – после жеребьевки – только одному из них.
СТРАДАНИЯ ОТ ЖАЖДЫ
Пророчество: «…и в жажде моей напоили меня уксусом…» (Пс. 68:22); (Пс. 21:16).
Исполнение: «После того Иисус, зная, что уже всё совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду» (Иоан. 19:28).
ЕГО НАПОИЛИ УКСУСОМ И ЖЕЛЧЬЮ
Пророчество: «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (Пс. 68:22).
Исполнение: «Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью: и, отведав, не хотел пить» (Матф. 27:34); (Иоан. 19:28,29).
«Его жестокие страдания должны были бы смягчить сердца даже Его врагов, – пишет А. Р. Фоссет, – тех, которые причинили Ему эти муки. Однако вместо лекарства они предложили Ему уксуса и желчи. Спасителю предлагали: вначале уксус, смешанный с желчью (Матф. 27:34), затем вино со смирною (Map. 15:23). Однако, попробовав этого питья. Он не захотел его, ибо не хотел, чтобы Его страдания облегчались наркотическим действием смирны. Когда его давали преступникам, это было милосердие; когда его дали Спасителю – оскорбление. Затем он воскликнул: «Жажду!», и, во исполнение Писаний. Ему предложили уксуса (Иоан. 19:28); (Матф. 27:48)», (А. Р. Фоссет).
КРИК ОТЧАЯНИЯ ОТ СВОЕГО ОДИНОЧЕСТВА
Пророчество: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?» (Пс. 21:2).
Исполнение: «А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Матф. 27:46).
В Псалме 21 выразительное повторение восклицания «Боже Мой» подразумевает, что Страдалец твердо держался этой истины, что Бог оставался Его Богом, несмотря на всю видимость обратного. Бог был его противоядием от отчаяния, и Он утверждал, что Господь ещё придёт к Нему на помощь и спасёт Его.
Крик Иисуса заставил народ вспомнить о Псалме 21. Христос цитировал второй стих псалма, который является ясным пророчеством о распятии.
МЕССИЯ ОТДАЛ СЕБЯ В РУКИ ГОСПОДУ
Пророчество: «В Твою руку предаю дух мой…» (Пс. 30:6).
Исполнение: «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мои» (Лук. 23:46).
КОСТИ ЕГО НЕ СОКРУШАТСЯ
Пророчество: «Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится» (Пс. 33:21).
Исполнение: «…Но, пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней…» (Иоан. 19:33).
Есть ещё два пророчества, касающиеся Его костей, чьё исполнение не описано в Новом Завете. Однако сомневаться в нём не приходится.
1. «Все кости мои рассыпались», в буквальном переводе «все кости мои вывихнуты» (Пс. 21:15). Вывих суставов у повешенного на кресте за руки и за ноги – явление весьма вероятное, особенно если вспомнить, что Иисуса прибили к кресту, когда Он ещё лежал на земле.
2. «Можно было бы перечесть все кости мои» (Пс. 21:18). Все Его кости были легко видны, когда Его оставили висеть на кресте. Растяжение тела заставило их выступать больше обычного.
СЕРДЦЕ ЕГО БУДЕТ ПОРАЖЕНО
Пророчество: «…сердце моё сделалось как воск, растаяло посреди внутренности моей» (Пс. 21:15).
Исполнение: «…Но один из воинов копьём пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода» (Иоан. 19:34).
Кровь и вода, которые истекли из тела Иисуса, показывают, что сердце Его буквально разорвалось.
ПРОНЗЕННЫЕ РЁБРА СПАСИТЕЛЯ
Пророчество: «…и они воззрят на Него, Которого пронзили…» (Зах. 12:10).
Исполнение: «…Но один из воинов копьём пронзил Ему рёбра…» (Иоан. 19:34).
Как отмечает Теодор Лаэтч, «здесь Господь Иегова говорит о Самом Себе – о том, как Его пронзят те самые люди, которые затем будут смотреть на Него и скорбеть о Нём.
Слово «пронзать» – т.е. прокалывать насквозь – используется в Писании девять раз (Чис. 25:8); (Суд. 9:54); (1Пар. 31:4); (1Пар. 10:4); (Ис. 13:15);
(Иер. 37:10); в значении «ранить» (Иер. 51:4); (Зах. 12:10); (Зах. 13:3). Один раз оно используется в переносном значении – пронзать мечом голода, что ещё страшнее, чем настоящим мечом (Плач. 4:9)».
ТЬМА НАД ЗЕМЛЁЙ
Пророчество: «И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня…» (Ам. 8:9).
Исполнение: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого» (Матф. 27:45).
Поскольку евреи считали, что от восхода до заката проходит двенадцать часов, шестой час соответствует полудню, а девятый – трём часам дня.
ПОХОРОНЕН В ГРОБНИЦЕ БОГАЧА
Пророчество: «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого…» (Ис. 53:9).
Исполнение: «…пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он… просил Тела Иисусова… И взяв Тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своём гробе…»(Матф. 27:57-60).