Почему церковь названа единой?

    Церковь едина потому, что она есть одно духовное тело, имеет одного Главу – Христа и одушевляется одним Духом Божиим. «Едино тело, Един Дух, якоже и звани бысте во единем уповании (как вы и призваны к одной надежде) звания вашего: Един Господь, едина вера, в Едино Крещение, Един Бог и Отец всех» (Еф.4:4-6).

КТО ЕСТЬ ИИСУС ХРИСТОС ПО ОТНОШЕНИЮ К ЦЕРКВИ?

    Иисус Христос есть Единый Глава единой Церкви. Апостол Павел пишет, что для Церкви как здания Божия «основания... инаго никтоже может положити, паче лежащаго (кроме положенного), еже есть Иисус Христос» (1Кор.3:9-11).   Поэтому для Церкви как Тела Христова не может быть иной Главы, кроме Господа Иисуса Христа. Церковь, которая должна пребывать во все роды (до скончания) века, требует и Главы, всегда пребывающего, а таковым является один Господь Иисус Христос. Поэтому и Апостолы называются не более как служителями Церкви (Кол.1:24-25).

КАКУЮ ОБЯЗАННОСТЬ НАКЛАДЫВАЕТ НА НАС ЕДИНСТВЕННОСТЬ ЦЕРКВИ?

    Единство Церкви налагает на нас обязанность «блюсти (сохранять) единение духа в союзе мира» (Еф.4:3).

КАК ЕДИНСТВЕННОСТЬ ЦЕРКВИ СООТНОСИТСЯ С НАЛИЧИЕМ МНОГИХ ПОМЕСТНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ?

    Церковь едина, однако есть многие Церкви отдельные и самостоятельные, например Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская. Это частные Церкви, или части Единой Вселенской Церкви. Самостоятельность видимого их устройства не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви Вселенской, иметь Единого Главу – Христа и единый дух веры и благодати. Единство это выражается видимо, одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и Таинствах3.

ЕДИНА ЛИ ЦЕРКОВЬ, ПРЕБЫВАЮЩАЯ НА ЗЕМЛЕ И ПРЕБЫВАЮЩАЯ НА НЕБЕ?

    Без сомнения, существует также единство между пребывающей на земле и Небесной Церквами как в их отношении к Единому Главе, Господу нашему Иисусу Христу, так и согласно взаимному общению между той и другой.

КАК СООБЩАЕТСЯ ЦЕРКОВЬ НА ЗЕМЛЕ С ЦЕРКОВЬЮ НА НЕБЕ?

    Средство общения Церкви, пребывающей на земле, с Церковью Небесной есть молитва веры и любви. Верующие, принадлежащие к Церкви, подвизающейся на земле, принося молитву Богу, призывают в то же время на помощь святых, принадлежащих к Церкви Небесной; и святые, находясь на высших степенях приближения к Богу, своими посредническими молитвами очищают, укрепляют и приносят к Богу молитвы верующих, живущих на земле, и по воле Божией благодатно и благотворно действуют на них или невидимой силой, или через свои явления, или иным образом.

НА ЧЕМ ОСНОВАНО МОЛИТВЕННОЕ ПРИЗЫВАНИЕ СВЯТЫХ НЕБЕСНОЙ ЦЕРКВИ?

    Правило Церкви, пребывающей на земле, – призывать в молитве святых Церкви Небесной – основано на Священном Предании, начала которого видны и в Священном Писании. Например, когда пророк Давид взывает в молитве:

    «Господи Боже Авраама, Исаака и Израиля, отец наших», – тогда он воспоминает святых для укрепления своей молитвы (1Пар.29:18). Точно так же и ныне Православная Церковь призывает Христа, Истиннаго Бога нашего, молитвами Пречистыя Его Матери и всех святых. Святитель Кирилл Иерусалимский в изъяснении Божественной литургии говорит: «Поминаем и прежде почивших, во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше» (Поучение тайноводственное, 5, гл. 9).

   Святитель Василий Великий в Слове на день святых сорока мучеников говорит: «Скорбящий к четыредесятим (к сорока) прибегает, веселящийся притекает к тем же: один – да обрящет разрешение (получит освобождение от) скорбей, другий – да соблюдутся у него благая. Здесь жена благочестивая о чадех молящихся зрится: отшедшаго мужа возвращения, недугующему здравия просит. С мучениками да бывают прошения ваши».

ЕСТЬ ЛИ СВИДЕТЕЛЬСТВО СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ О ПОСРЕДСТВУЮЩЕЙ МОЛИТВЕ СВЯТЫХ НА НЕБЕСАХ?

    О посреднической молитве святых на Небесах есть свидетельство Священного Писания. Святой евангелист Иоанн в откровении видел на Небесах Ангела, которому «даны быша фимиамы мнози, да даст молитвам святих всех (чтобы он с молитвами святых возложил его) на алтарь златый, сущий пред Престолом. И изыде дым кадильный молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Апок.8:3-4).

ЕСТЬ ЛИ СВИДЕТЕЛЬСТВО СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ О ЯВЛЕНИЯХ СВЯТЫХ С НЕБА?

    О благотворных явлениях святых с Неба есть свидетельство Священного Писания. Святой евангелист Матфей повествует, что после крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа «многа телеса усопших святих восташа и изшедше из гроб, по Воскресении Его, внидоши во святый град, и явишася мнозем» (Мф.27:52-53). Поскольку чудо столь важное не могло быть без важной цели, то следует полагать, что воскресшие святые явились для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа в ад и о победоносном Воскресении Его и этой проповедью содействовать переходу в открывшуюся тогда новозаветную Церковь тем, кто родился в ветхозаветной Церкви.

ОТКУДА МЫ УЗНАЕМ, ЧТО СВЯТЫЕ ПОСЛЕ СМЕРТИ МОГУТ СОВЕРШАТЬ ЧУДЕСА?

    Следующими свидетельствами мы утверждаемся в вере в то, что святые, по преставлении своем (т.е. по переходе: смерть христианина называется переходом к Вечной Жизни), чудодействуют тем или иным образом. Четвертая книга Царств свидетельствует, что от прикосновения к костям пророка Елисея воскрес мертвый (4Цар.13:21).

   Апостол Павел не только сам непосредственно совершал исцеления и чудеса, но то же делали взятые «от тела его главотяжи и убрусцы» в его отсутствие (чудеса происходили и от его платков и опоясаний) (Деян.19:12). На этом примере мы видим, что святые и по кончине своей равно могут благотворно действовать через земные средства или предметы, получившие через них освящение.
   Святой Григорий Богослов в Первом обличительном слове на Иулиана говорит: «Не постыдился еси жертв, за Христа закланных, ниже (даже не) убоялся еси великих подвижников: Иоанна онаго, Петра, Павла, Иакова, Стефана Луки, Андрея, Феклы и прочих, прежде и после оных (них) за истину пострадавших, иже и огню, и железу, и зверем, и мучителем, и настоящим бедствиям и возвещаемым, якоже (как бы) в чуждих телесех и безтелесии, усердно противустали. Чего ради? Да ниже словом предадут благочестие. Имже и великия чести, и торжества праведно учреждена суть. От нихже и демони прогоняются, и недуги врачуются.

   Ихже явления и ихже пророчества. Ихже едина телеса равномощна (равной силы) суть душам святых, егда или осязаема, или почитаема бывают. Ихже и капли крове, сии малые признаки страдания, равная действуют телесем (действуют так же, как и телеса)» (Собр. творений. Т.1. С.90).
   Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Мощи святых аки (как) спасительные источники дарова нам Владыка Христос, яже многоразличная благодеяния источают». Как бы в объяснение этого он замечает: «Яко посредством ума и в телеса их вселися Бог» (Точное изложение православной веры. Кн.4. Гл.15. С.3–4).

ПОЧЕМУ ЦЕРКОВЬ МЫ НАЗЫВАЕМ СВЯТОЙ?

    Церковь – Свята, потому что освящена Господом Иисусом Христом через Его страдания, через Его учение, через Его молитву и через Таинства. «Христос возлюби Церковь и Себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе (посредством слова): да представит ю Себе славну Церковь, неимущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна» (Еф.5:25-27). В молитве Богу Отцу о верующих Господь Иисус Христос сказал: «Святи их во истину Твою: слово Твое истина есть... И за них Аз свящу Себе (Я посвящаю Себя), да и тии будут священи во истину» (освящены истиной) (Ин.17:17, 19).

КАК ЦЕРКОВЬ МОЖЕТ БЫТЬ СВЯТОЙ, ЕСЛИ В НЕЙ ЕСТЬ ГРЕШНИКИ?

    Церковь – Свята, хотя в ней есть и согрешающие. Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием не препятствуют Церкви быть Святой; а нераскаянные грешники или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия как мертвые члены отсекаются от тела Церкви, и таким образом она и в этом отношении сохраняется Святой. «Измите злаго от вас самех» (из среды вас) (1Кор.5:13). «Твердое убо основание Божие стоит, имущее (имея) печать сию: позна Господь сущия Своя, и да отступит от неправды всяк именуяй (исповедующий) имя Господне» (2Тим.2:19).

Наши рекомендации