Обретение целостности в семейной жизни

Только семья и жизнь в браке могут дать человеку удовлетворение всех тех запросов и стремлений, которые связаны в нас с полом. Только в браке и семейной жизни раскрываются высшие движения души, расцветают лучшие силы в человеке. Тот, кто вступает в брак чистым, целомудренным, впервые в браке постигает тайну телесного единства, и от этого в душе рождается новое благоговейное отношение к телу и душе другого, и нет ничего добрее той глубокой нежности, которая возникает в живом чувстве взаимного восполнения друг друга. Удовлетворение же сексуальных желаний вне того внутреннего окрыления, какое дается в любви, освященной браком, есть искажение цельности, заложенной в нашей душе. Оно становится тяжким грехом по отношению к самому себе и начинает терзать душу мучениями. Всякая добрачная или внебрачная жизнь пола имеет тяжкие последствия для нервно-психического и духовного здоровья человека. Как говорил святой Григорий Богослов: „Блудник грешит против собственного рода“. У него никогда не будет хорошей семьи, чистой любви, здоровых детей. Результаты блуда сказываются на генетике человека, выражаются в психической и физической болезненности его потомства. Правильный и здоровый путь устроения жизни пола – эта семья, и чем раньше юноши и девушки вступают в брак, тем легче дается им внутренняя гармония, целостность их существа. Конечно, в браке много трудностей, в том числе и материальных, но повторим: вне брака нет целостных, здоровых отношений между мужчиной и женщиной. Благодать даруется только в законном браке, и семья есть естественное раскрытие тайны пола в каждой ее половине.

Брак гражданский и брак церковный

Для создания семьи государство применяет официальную форму фиксирования отношений – юридически законный брак, который регистрируется в особой книге – Записи актов гражданского состояния (говорят кратко: в ЗАГСе). Вступившие в брак принимают определенные обязательства не только друг перед другом, но и перед обществом. Сочетаться браком не могут состоящие в другом браке или близкие родственники. Супругами, как правило, выбирается общая фамилия, общим становится имущество. Расторжению брака государство ставит законодательные препятствия. И это хорошо, потому что вступление в брак должно быть обдуманным, с полным пониманием нравственной ответственности друг перед другом, перед детьми, которые родятся, перед родителями, которым не безразлична судьба их сына или дочери, их будущих внуков.

Такой брак следует называть гражданским, в отличие от сожительства, когда мужчина и женщина живут как бы семьей, но юридически эти отношения не зарегистрировали. На церковном языке такое сожительство называется „блуд“.

Все сказанное о гражданском браке относится и к верующим и к неверующим. Гражданские обязанности одинаковы (ля всех. Но христианину вступить тольков гражданский брак недостаточно. Христианский брак должен быть освящен таинством Церкви. Церковь же освящает не всякий брак, ее требования строже гражданских: она венчает только своих чад, крещенных и готовых к этому Таинству, а не всех желающих. Христианину венчание с иноверным (человеком не христианского вероисповедания) и неверующим не благословляется.

Вступающие в церковный брак обещают верность друг другу не только перед людьми, перед обществом и законом, как в гражданском браке, но перед Самим Богом. При венчании они получают особую благодать на семейную жизнь и воспитание детей. Взяв более глубокие и строгие обязательства, связующие их на всю оставшуюся жизнь, венчающиеся превращаются в новый духовный организм – семью. Теперь уже каждый из них не живет сам по себе, они вместе составляют единое и неразрывное целое.

Высказывания Святых Отцов

Брак есть таинство, в котором, при свободном обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности перед священником и Церковью, благословляется их супружеский союз – во образ духовного союза Христа с Церковью, испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

Филарет, митрополит Московский

Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени.

Святитель Иоанн Златоуст

Таинство брака неотложно должны принимать все христиане.

Святитель Феофан Затворник

Таинство венчания

Чин, по которому в Церкви благословляется брак, называется венчанием. В первые века христианства такого чина во всей его полноте не было; вступающие в брак просто просили на это благословения у епископа. Со временем этот чин получил свое дальнейшее развитие. Согласно христианским заповедям, молодые люди должны хранить свое целомудрие о брака. В знак этого бракосочетание украшалось особым церковным чином и возложением венцов на голову. Венцы символизировали награду за чистоту жизни жениха и невесты до брака и то, что после брака они могут сделаться родоначальниками последующих поколений, князьями своего рода. Вначале это были венки из лавра и цветов, затем стали изготавливаться особые металлические брачные венцы, которые и теперь используются в Церкви. Белое одеяние невесты – знак чистоты и невинности.

Во время церковного брака венчающимся преподается особое Божие благословение, особая благодать на создание крепкой семьи и воспитание детей. Венчание – это не просто красивый обряд в красивом месте. Брачные венцы не предназначаются тем, кто не задумывается о венцах Небесных. Кто по-настоящему желает Божьего благословения на свой брак, тому надо серьезно готовиться к нему, хранить непорочно и Православную веру, и целомудрие души и тела.

Запомни на всю жизнь   Без благословения Бога, без освящения Им брака, все поздравления и добрые пожелания друзей будут пустым звуком. Без Его ежедневного благословения семейной жизни даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать все, что нужно жаждущему сердцу. Без благословения Неба вся красота, радость, ценность семейной жизни может быть в любой момент разрушена. Святая Царица-мученица Александра Феодоровна Романова

✣ ✣ ✣

Библейские наставления

И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть (Быт. 2, 22-24).

ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ

1. Что такое брак гражданский и брак церковный?

2. Почему недопустимо безбрачное сожительство мужчины и женщины?

3. Что происходит во время церковного брака?

4. Почему нужно венчаться?

Тема для размышления

Святая Царица-мученица Александра Феодоровна Романова. „О браке и семейной жизни“

Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь – жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве.

Божественный замысел поэтому в том, чтобы брак приносил счастье, чтобы он делал жизнь и мужа, и жены более полной, чтобы ни один из них не проиграл, а оба выиграли. Если же брак не становится счастьем и не делает жизнь богаче и полнее, то вина – не в самих брачных узах; вина – в людях, которые ими соединены.

Брак – это божественный обряд. Он был частью замысла Божия, когда Тот создавал человека. Это самая тесная и самая святая связь на земле.

После заключения брака они, двое, должны жить друг для друга, отдать друг за друга жизнь. Прежде каждый был несовершенен. Брак – это соединение двух половинок в единое целое. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это больше уже не две жизни, а одна. Каждый до конца своей жизни несет священную ответственность за счастье и высшее благо другого.

День свадьбы нужно помнить всегда и выделять его особо среди других важных дат жизни. Это день, свет которого до конца жизни будет освещать все другие дни. Радость от заключения брака не бурная, а глубокая и спокойная. Над брачным алтарем, когда соединяются руки и произносятся святые обеты, склоняются ангелы и тихо поют свои песни, а потом они осеняют счастливую пару своими крыльями, когда начинается их совместный жизненный путь.

По вине тех, кто поженился, одного или обоих, жизнь в браке может стать несчастьем. Возможность в браке быть счастливыми очень велика, но нельзя забывать и о возможности его краха. Только правильная и мудрая жизнь в браке поможет достичь идеальных супружеских отношений.

Обретение целостности в семейной жизни - student2.ru Вопрос к священнику

Почему, вступая в брак, надо ориентировать себя

на всю жизнь?

Ответ. По двум причинам. Во-первых, потому, что есть евангельское наставление святого апостола Павла: вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем (если же разведется, то должна оставаться безбрачною или примириться с мужем своим), и мужу не оставлять жены своей (1 Кор. 7, 11).

Во-вторых, если не ориентировать себя на то, что брак – это на всю жизнь, то достаточно быстро даже при незначительных трудностях (а в семейной жизни их всегда достаточно) появится искушение прервать брак, развестись.

Не спеша подумай

Истинный брак в его идеальной красоте может быть только пожизненным. Вступление в брак с мыслью о возможности расторжения его когда-либо делает невозможным полную преданность друг другу, ослабляет прочность взаимного союза.

Тема для обсуждения

Об этом случае повествуется в житии преподобного Серафима Саровского. Один молодой офицер посетил о. Серафима и просил у него благословения поступить в монахи. Выслушав его, прозорливый старец сказал: „Ты не ходи в монахи, – тебе надо жениться, и невеста твоя здесь. Ступай сейчас же в монастырскую гостиницу, там найдешь мать и дочь: вот эта дочь и есть твоя невеста. А от меня ты им скажи, чтобы они поскорее ко мне пришли“. Офицер не только поверил словам преподобного, но и беспрекословно отправился искать свою невесту. Не найдя в гостинице никакой матери с дочерью, он в раздумье вышел за монастырскую ограду, пошел по дороге и вдруг увидал приближающуюся к обители дорожную карету, в которой сидели две дамы. Они подъехали к монастырской гостинице, и офицер, следовавший за ними, удостоверился, что это мать с дочерью. Твердо веря словам о. Серафима, офицер решил отправиться к прибывшим, передать им поручение святого старца и, кстати, взглянуть на свою будущую невесту.

Дамы были поражены, когда неизвестный им офицер передал, что старец приглашает их к себе, однако немедленно отправились к нему. Отец Серафим приветливо встретил пришедших, благословил их, потом взял и соединил руки дочери и офицера, говоря: „Господь вас благословит“, а обернувшись к матери, сказал: „Это жених твоей дочери“. Все трое были крайне изумлены, но подчинились и поступили согласно указанию прозорливого старца. Это, хотя и отчасти, приоткрывает нам то, что браки заключаются на небесах. И как важно найти предназначенную тебе половину, близкую по духу и по сердцу, с которой можно счастливо прожить всю свою жизнь.

Работа со словарем

Благословение – призывание Божией помощи на задуманное дело; испрашивание благодати.

О верности

Одним из обязательных условий счастливой семейной жизни является взаимная верность супругов. Грех измены, на церковном языке – прелюбодеяние, настолько велик, что являлся единственной допустимой причиной для развода. Измена ранит человека в самое сердце; она выбивает, если сказать образно, опору из-под ног. Измена – это предательство любви, а ведь Бог есть любовь, значит, предается Бог, освятивший брачные узы; нарушается обет верности, данный при венчании. Предается все самое святое, а потому для христианина неприемлема даже мысль об измене. Верность – добродетель, необходимая и мужу, и жене. Верность – величайшая добродетель в самом широком смысле. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2, 10).

Тема для обсуждения

Святая Царица-мученица Александра Феодоровна

Романова. „О верности“

Первым требованием к жене является верность, верность в самом широком смысле. Абсолютное доверие – это основа верной любви. Тень сомнения разрушает гармонию семейной жизни. Верная жена своим характером и поведением доказывает, что она достойна доверия мужа. Он уверен в ее любви, он знает, что ее сердце неизменно предано ему. Он знает, что она искренне поддерживает его интересы. Очень важно, что муж может доверить своей верной жене ведение всех домашних дел, зная, что все будет в порядке. Мотовство и безалаберность жен разрушили счастье многих семейных пар.

Каждая верная жена проникается интересами своего мужа. Когда ему тяжело, она старается подбодрить его своим сочувствием, проявлениями своей любви. Она с энтузиазмом поддерживает все его планы. Она – не груз на его ногах. Она – сила в его сердце, которая помогает ему делаться все лучше.

Верная жена делает жизнь своего мужа благороднее, значительнее, обращая его могуществом своей любви к возвышенным целям. Когда, доверчивая и любящая, она припадает к нему, она пробуждает в нем самые благородные и богатые черты его натуры. Она поощряет в нем мужество и ответственность. Она делает его жизнь прекрасной, смягчает резкие и грубые его привычки, если такие были. Ее муж во всех сферах своей жизни чувствует, как помогает ему ее любовь. Хорошая жена – хранительница семейного очага.

Не все жены являются благословением для своих мужей... Они не протягивают руку помощи. Они нежатся на диванах, прогуливаются по улицам, грезят над сентиментальными романами и сплетничают в гостиных. Они абсолютно бесполезны и, будучи таковыми, становятся обузой для самой нежной любви. Вместо того чтобы сделать жизнь мужа сильнее, богаче, счастливее, они только мешают его успехам. Результат для них самих тоже оказывается плачевным.

Наши рекомендации