Не будь обидчивым, учись прощать

Обидчивость – весьма неприятная черта характера. Обиду, как правило, порождает самолюбие и гордость, то состояние, когда считаешь себя достойным большей похвалы, внимания, заботы, чем те, которые тебе оказывают.

Обидчивый и сам склонен обижать других – словами, намеками, тоном разговора, своими поступками, но не замечает этого. Нанесенная же другому обида рано или поздно возвращается обратно, как говорит Господь: какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Лк. 6, 38); и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6, 31).

Обиду может породить и чужая неблагодарность. Знай, когда делаешь добро, очень важно не возгордиться. Иначе добро будет во вред душе твоей. Делай добрые дела ради Христа (ради его святых заповедей), а не ради похвалы или награды. Вспоминай об этом при всякой кажущейся тебе неблагодарности, и с Божией помощью погасишь в себе обиду.

Высказывания Святых Отцов

Неужели ты думаешь, что мало нужно силы, чтобы получать оскорбления и не возмущаться?

Святитель Иоанн Златоуст

Люди высокого духа переносят обиды мужественно и с радостью.

Преподобный Иоанн Лествичник

Тема для обсуждения

Врата Бога

Однажды некий греческий философ приказал одному из своих учеников в течение трех лет раздавать серебро тем, кто будет поносить (ругать, оскорблять) его. По окончании испытания (!) учитель сказал: „Теперь ты можешь отправляться в Афины для научения мудрости“.

При входе в Афины ученик увидел сидящего у городских врат мудреца, поносившего всех, проходящих мимо. То же самое произошло и с учеником. Тот разразился смехом. „Почему ты смеешься, когда я тебя оскорбляю?“ – спросил мудрец. „Потому что в течение трех лет я платил серебро поносившим меня, ты же делаешь это даром“. „Войди в город, он принадлежит тебе“, – ответил мудрец.

Авва Иоанн, имевший обыкновение рассказывать эту историю, добавил: „Вот врата Бога“ ...

Так какой вывод можно сделать?

Во-первых, когда тебя оскорбляют, это тебе испытание. Можешь ли ты его выдержать? А во-вторых, мудрость заключается в том, чтобы не обидеться. Простить сразу, не заметить, пройти мимо, улыбнуться в душе, а не озлобиться, помолиться втайне („Господи, помилуй!“). Главное – не ответить оскорблением на оскорбление, злом на зло. Потому что, как сказал Господь, ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из уст, то оскверняет человека <...> Потому что исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека (Мф. 15; 11, 18).

Не будь обидчивым, учись прощать - student2.ru Вопрос к священнику

Что такое „прощеное воскресенье“?

Ответ. Вэтот день все христиане просят друг у друга прощение, чтобы начать свое покаяние перед Господом в полном мире друг с другом. После прощеного воскресенья начинается Великий пост. Господь говорит в Евангелии: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15).

„Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств перейди к искренно мирным – и все тут. Прощеный день, какой это великий небесный день Божий!“ – поучает святитель Феофан Затворник. Святой Иоанн Златоуст наставляет: „Прощать другим мы должны не на словах только, но от чистого сердца, дабы своим памятозлобием не обратить меча против себя, питая в себе гнев и подвергаясь за то осуждению Бога. Если мы возлюбим обидевшего нас, то зло обратится на главу его самого, и он жестоко постраждет; а если будем негодовать, то сами постраждем, и притом от самих себя“.

Жизненные советы Как узнать, простил ли я искренне обидчика? По следующим трем признакам. Если мы узнаем, что с нашим обидчиком случилось несчастье и скорбь, и в глубине сердца возрадуемся об этом, как о возмездии, настигшем его, то, значит, мы полностью не простили. Если мы узнаем, что к нашему обидчику пришла удача, успех или слава, и эта весть, как тонкая игла, пронзит нашу душу болью, то, значит, мы не простили его, значит, злоба затаилась, как змея в норе, где-то в глубинах нашего сердца. Наконец, если мы с неохотой молимся о своих обидчиках, если нам тяжело произнести их имя в молитве, то, значит, мы не простили их полностью. Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не спеша подумай

О том, как претерпеть обиды

Если нас обидели справедливо, и мы это перенесли спокойно – то это послужит для искупления и очищения нашей вины. Если же обида была нанесена несправедливо, а мы все же остались мирны и не ответили злом за зло, это значит, что мы поступили согласно заповеди Божией и нас ждет блаженство, которое обещал Господь неправедно оскорбляемым и гонимым. Перед нами только один путь ко спасению – это прощать всех, чтобы Господь простил и нас. Но для этого надо иметь немалое мужество и большую силу воли. Потому что легко вспыхнуть, обругать или броситься с кулаками на обидчика, но тяжело сдержать себя и не ответить ему тем же. Нужно понимать, что человек, делающий тебе зло, прежде всего наносит вред самому себе. От него отступает благодать Божия, и диавол завладевает его душой. Он на пути к духовной погибели. Его надо не ненавидеть, а пожалеть и помолиться, чтобы Господь вразумил и привел его к покаянию.

ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ

1. Отчего возникает обидчивость?

2. Какое доброе дело имеет высокую цену в глазах Бога?

3. Как надо относиться к обидам и оскорблениям?

4. Как узнать, действительно ли мы простили обидчика?

Наши рекомендации