Свидетельства Единобожия в Ветхом Завете
В Ветхом Завете догмат о Единобожии прослеживается очень четко. О Единобожии говорится в пророчествах, наставлениях и завещаниях, и читателю становится ясной изначальность, исконность Единобожия.
Вспомним заповеди сынам Израилевым, которые Бог написал Моисею на глиняных табличках-скрижалях, и необходимость соблюдения которых подтвердил позже Иисус: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Второзаконие, 6:4-9).
«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим» (Второзаконие, 5:6).
Вспомним также завет Бога Моисею и сынам Израиля: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исход, 20:2-4).
«...чтобы все народы познали, что Господь есть Бог и нет кроме Его» (3-я Царств, 8:60).
«Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое, ибо Ты велик и творишь чудеса, - Ты, Боже, един Ты» (Псалтырь 85:9-10). Он один Бог, и никто не соучаствует Ему в Его Имени и в Его Божественности, в том числе и Иисус.
«А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. Я предрек и спас, и возвестил; а иного нету вас, и вы - свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог» (Исайя, 43:10-12).
«И ныне, Господи Боже наш, спаси нас от руки его; и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один» (Исайя, 37:20).
«Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю» (Исайя, 44:24). О чем же думают те, кто превращает Одного в трех и приписывает творение другим?
«Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня, дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Исайя, 45:5).
«Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного» (Исайя, 45:22).
«...ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне» (Исайя, 46:9).
«Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я? Пусть он расскажет, возвестит и в порядке представит Мне все с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестят наступающее и будущее. Не бойтесь и не страшитесь: не издавна ли Я возвестил тебе и предсказал? И вы Мои свидетели. Есть ли Бог кроме Меня? Нет другой твердыни, никакой не знаю. Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены» (Исайя, 44:6-9).
«Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?» (Малахия, 2:10).
«Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя» (3-я Царств, 8:27).
Подобных текстов в Ветхом Завете великое множество.
Свидетельства Единобожия в Новом Завете
В Новом Завете также можно обнаружить немало текстов, указывающих на Единственность Бога, в том числе и высказываний самого Иисуса и его апостолов.
«А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос» (От Матфея, 23:8-10).
«Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим?Никто не благ, как только один Бог» (От Матфея, 19:17).
Иисус сказал: «...так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (От Иоанна, 17:2-3).
«Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (От Матфея, 4:10, от Луки, 4:8).
Иисус сказал иудеям: «Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня» (От Иоанна, 8:41-42).
Ученики Иисуса также исповедовали Единобожие и были убеждены в единственности Бога. В Новом Завете можно найти множество подтверждений этому.
Иаков сказал:
- «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иакова, 2:19).
«Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить» (Иакова, 4:12).
Иуда сказал: «Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему...» (Иуды, 5:2).
Даже Павел в некоторых своих высказываниях признает единственность Бога: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1-е к Тимофею, 2:5). Один Единый Бог и один посланник Бога - человек Иисус.
Павел также сказал: «...которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь» (1-е к Тимофею, 6:15-16).
Павел также признал: «...а Бог один» (К Галатам, 3:20).
В Новом Зачете много говорится о Едином и Единственном Боге, но ни словом не упоминается о Боге, имеющем несколько ипостасей, соединившихся в единую сущность.
Троица — тайна, которую невозможно постичь разумом
В силу очевидности противоречий между постановлениями соборов о Троице и текстами Библии, указывающими на Единственность Бога, христианам пришлось задействовать свой разум, чтобы как-то согласовать эти противоречащие друг другу и взаимоисключающие утверждения, и объяснить людям, как получилось, что «один есть три, а три есть один».
Поскольку человеческий разум не способен представить себе то, что христиане назвали Троицей, и даже более того, он однозначно отвергает ее, то христиане не нашли иного выхода, кроме как сказать: Троица - тайна, которую человеческий разум не способен постичь. Более того, некоторые христиане признают, что христианство противоречит разуму. Блаженный Августин сказал: «Я верующий, потому что это не согласуется с разумом».
Кир Когард говорит: «Любая попытка сделать христианскую религию постижимой разумом неизбежно приведет к ее уничтожению».
А в книге «Христианское учение» читаем: «Нельзя вмешиваться в тайны Бога, потому что мы не в состоянии постичь тайны веры».
Священник Ди Жирот говорит в своей книге «Католическое учение»: «Поистине, Пресвятая Троица - непостижимая тайна. Разум не способен постичь и принять существование триединого Бога, однако этому учит нас Откровение».
Заки Шануда говорит: «Это один из темных секретов Божества, которые человеческий разум не способен постичь».
Отец Джеймс Тэд говорит: «Христианское вероучение выше понимания разума».
Священник Энис Шарур говорит: «Один в трех и три в Одном... Это тайна, которой вам никогда не постичь, поэтому вы должны просто принять ее».
Священник Тауфик Джаййид пишет в своей книге «Тайна вечности», что Троица - тайна, которую невозможно постичь, и потому не следует и пытаться сделать это: «Кто пытается постичь до конца тайну Троицы, тот подобен человеку, который пытается поместить воды океана в свою ладонь»[40].
За этими многочисленными покрывалами сокрыта истина: догмат о Троице действительно непостижим для человеческого разума. Но не в силу слабости и несовершенства разума, а в силу его противоречия очевидным истинам, которые человек знает инстинктивно, а также всем познаниям человечества.