Убеждения представителей современных направлений в христианстве
Направления в христианстве, которые принимают догмат о Троице, утверждают, что Бог един по Своей сущности, но существует в трех лицах (ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух.
Однако между этими направлениями существуют разногласия относительно природы (сущности) Иисуса Христа. Догмат о божественности Христа закреплен на Никейском соборе, после чего христиане начали спорить о природе этой божественности.
Расскажем немного об основных направлениях в христианстве и об обстоятельствах появления каждого из них и существующих между ними различиях.
Православие
К этому направлению принадлежат последователи Восточной (греческой) церкви. Православные христиане есть в России и Греции, где они составляют большинство верующих, а также в Сербии, некоторых районах Азии, в Египте и Эфиопии. У них есть четыре главных церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская. У каждой из них свой патриарх.
После пятого Вселенского собора, состоявшегося в 879 году, в Константинополе православная церковь разделилась на две части: Египетская и Константинопольская (ромейская, греческая). Убеждения православных христиан полностью совпадают с постановлениями Никейского собора и посланиями Афанасия[5], который возглавил папство в Александрии и после Никейского собора.
Ипостаси у православных
Православные считают, что ипостаси - это проявления (лица) Бога, сущность которого едина. То есть Отец есть Сын, и Он же - Святой Дух. Коптский священник Григорий говорит о Троице в православии: «Христиане веруют в Одного Единосущного Бога, имеющего три ипостаси. То есть сущность Бога одна и едина, а под Троицей подразумеваются три ипостаси, каждая из которых имеет свои особенности и свойства. Посредством ипостасей существует Сущность Бога. Единый Бог - источник и основа бытия. Поэтому Он - Отец, ибо "отец" - возвышенное слово, употребляемое в данном случае в значении "корень, источник, основа". Единый Бог - это Высший разум. Он проявляется через Христа. Поэтому Христос был Словом, ибо Слово - воплощение Разума. Разум невидим, однако он проявился в Слове. Бог это и Сын тоже - не в том смысле, который вкладывается в это понятие в человеческом мире. Он является видимым образом невидимого Бога. Бог - это и Великий Дух. Он - отец всех духов (душ), и поэтому Он - Святой Дух, потому что Бог Свят[6]».
А епископ Савелий говорит о Боге: «В Ветхом Завете Он предстает как Отец, в Новом Завете - как Сын, а в основании Церкви - как Святой Дух».
На вопрос о том, почему же Единому Богу даются разные имена священник Тауфик Джаййид отвечает: «Именование Троицы Отцом, Сыном и Святым Духом считается божественными глубинами и небесными тайнами, о которых мы не имеем права рассуждать и сущность которых мы не можем анализировать и присовокуплять к ним свои представления и идеи...»
А поскольку ипостаси суть три лица одной сущности, Ясин Мансур говорит, что «ипостаси - это три различимые, но неотделимые друг от друга личности, равные и не поддающиеся воображению». Афанасий также говорит о равенстве ипостасей: «Нет среди них большей и меньшей, первой и последней. Они равны в сущности Бога, равны по силе и величию»[7].
Основные отличия убеждений православных от убеждений представителей других направлений христианства:
- Православные верят, что Бог - это Сын, и что Он - Святой Дух.
- Константинопольская православная церковь утверждает, что Сын (воплотившийся Бог) ниже уровнем, чем Бог невоплотившийся. Епископ Апполинарий говорит: «Три ипостаси, которые присутствуют в Боге, неравноценны. Дух велик. Сын - еще более велик, чем Дух. А Отец еще более велик, чем Дух и Сын. Это потому, что Отец обладает ничем неограниченным могуществом и сущностью; Сын обладает ограниченным могуществом, но неограниченной сущностью, а Дух обладает ограниченным могуществом и ограниченной сущностью».
- Египетская церковь считает, что у Христа была одна природа - божественная. Между тем православные России и Европы (Константинопольская церковь) считают, что у Христабыло две природы, объединенных в одну. Последний догмат был закреплен Халкидонским собором в 451 году. Однако Египетская церковь не признала этого постановления, тогда как Константинопольская церковь, утверждающая о соединении в Христе двух природ, приняла его. Кирилл Александрийский сказал: «Мы верим в две природы, объединенные в одну, и мы говорим: одна природа для воплощенного Слова»[8].
- Православные христиане верят, что Святой Дух произошел только от Отца.
Православные христиане признают семь таинств[9] (крещение, миропомазание, причащение, исповедь, церковный брак, елеосвящение, священство (посвящение в священнослужители)[10].
Католицизм
Католики являются последователями Западной (Римской) церкви, которую возглавляет Папа. Резиденция Папы находится в Риме (Ватикан). Название «католицизм» происходит от латинского слова «католикос», означающего «всеобщий, всемирный». Последователи католицизма есть во всем мире. Особенно много их в Европе[11].
Католическая церковь откололась от основной Церкви после долгой религиозно-политической борьбы, корни которой уходят в пятый век нашей эры. Император Феодор разделил Империю между двумя своими сыновьями. Акадию досталась восточная часть со столицей в Константинополе, а Нурию - западная, со столицей в Риме. С тех пор между двумя центрами шла борьба. В 451 году после Халкидонского собора отделилась Египетская церковь - первая православная церковь, поскольку она считала, что у Христа была одна природа, а собор постановил, что у него было две природы и две воли. А после четвертого Константинопольского собора в 869 году и пятого в 879 году отделились остальные восточные церкви из-за того, что западники упорно считали, что Святой Дух исходит от Отца и Сына вместе[12].
Ипостаси у католиков
«Канон Священной Книги» характеризует убеждения католиков и протестантов относительно Троицы следующим образом: «Священная Книга представляет нам три личности, которые считаются личностью Бога... Личности отличны друг от друга... Троичность (Троица) в природе Бога не временная и не кажущаяся. Она вечная и реальная. Троица не значит три Бога, ибо эти личности - одно... Три равные личности»[13].
Католики считают основой Троицы три личности, или три сущности, у каждой из которых свои задачи. Все они возвращаются к единой сущности, существование которой изначально и бесконечно. Католики считают, что у каждой ипостаси своя «специальность». Бог-Отец сотворил мир и оберегает его. Бог-Сын - искупитель людских грехов и спаситель человечества, а задача Святого Духа - утверждать сердце человека в Истине и осуществлять его новое духовное рождение. Ниже перечислим основные различия между католической церковью и православной (Египетской):
- Католики верят, что у Христа было две природы и две воли: божественная и человеческая. То есть он был совершенным человеком и совершенным Богом. В нем Сын соединился с человеческой природой Христа.
- Отец, Сын и Святой Дух - существующие изначально и вечно ипостаси Бога, и с телом Христа соединилась только одна ипостась - Сын.
- Святой Дух исходит от Отца и Сына вместе, и он равен и Отцу, и Сыну.
- Души грешников не попадут в Рай до тех пор, пока не очистятся в чистилище - маленьком Аду. Лишь после этого они смогут войти в Рай.
- Молитвы священников избавляют души грешников от наказания. Из этого догмата и родилась идея о продаже индульгенций, которую одобрил двенадцатый Вселенский собор в 1215 году.
- Догмат о непогрешимости Папы Римского и признании его наследником власти Петра, которой наделил его Иисус[14].
- Католики обожествляют Марию, называя ее Богородицей и Обреченной Богу, и обращаются к ней с мольбами и посвящают ей некоторые молитвы.
Католики признают семь таинств. Они закреплены Тридентским собором в 1547 году. Католицизм разрешает поклонение образам и иконам[15].
Протестантизм
Название происходит от латинского «протестанс» - «публично доказывающий».
Откололся от католицизма в ходе Реформации[16] 16 века. Этому предшествовало несколько протестов против действий Пап, которые возмутили благочестивых верующих. Стоит рассказать подробнее о призывах к реформам, которые возникли в Европе и привели к появлению протестантизма.
К реформам призывали несколько движений, которые зарождались, а затем теряли силу на протяжении нескольких веков. Главными из них были движение вальденсов[17] и катаров[18], а впоследствии, в 13 веке - движение монашеского братства[19], которое призывало к простоте и защите церкви от ереси, а также укреплению папства путем искреннего следования и служения ему. Однако в конце концов они впали в то, от чего так долго предостерегали. Предводители движения разбогатели, и богатство развратило их. Последствия оказались весьма печальными.
В начале 16 века появился Мартин Лютер[20], немецкий священник. Он отправился паломником в Рим, чтобы снискать благословение Папы. Он представлял себе идеальную картину: праведность, богобоязненность, нравственная чистота...
Однако то, что он увидел в Риме, резко отличалось от этой прекрасной картины. Он воскликнул: «Это не религия Иисуса!» Вернувшись в Германию, он начал призывать к реформам. Он резко осудил индульгенции как явление и назвал их обманом. Его сподвижников и последователей называли «протестующими», то есть протестантами.
Призывы Лютера оказали сильное впечатление на француза Кальвина, который родился в 1509 году, а потом и на швейцарца Ульриха Цвингли[21].
Кальвин создал церковь протестантов.[22]
У протестантского движения появилось множество последователей в Германии, Америке, Шотландии, Норвегии и Голландии.
Протестанты близки к католикам, однако есть и отличия. Перечислим важнейшие из них:
- Вера в то, что только Священная Книга (а не Папы) является источником христианства. Однако они не соблюдают ее постановления кроме как в вопросе об индульгенциях и непогрешимости Папы.
- Священную Книгу разрешается читать каждому, и у любого человека есть право понимать ее по своему, не опираясь на толкования Пап.
- Непризнание семи апокрифических посланий. Признание еврейского Ветхого Завета вместо греческого.
- Непризнание власти Папы и его права прощать грехи, а также некоторых обрядов, признанных католической церковью, например, пресуществление во время Тайной вечери, иконы, обожествление Марии, муки в чистилище и таинства церкви.
- Благие дела являются плодами веры, и они не являются непременным условием для спасения.
- Каждая протестантская церковь обладает полной независимостью.
- Запрещение читать молитву на непонятном языке, вроде ассирийского и коптского. Ее должны обязательно читать на языке, который понимают молящиеся.
- Запрещение монашества: священники должны вступать в брак. Протестанты считают это необходимым условием для успешного реформирования Церкви.
Святой Дух исходит от Отца и Сына, а у Христа две природы и две воли (в этом вопросе протестанты согласны с католиками).
ХРИСТИАНСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БОЖЕСТВЕННОСТИ ИИСУСА (МИР ЕМУ)
Христиане, несмотря на разногласия, относительно природы Иисуса, верят, что Иисус - воплотившийся Бог и представляют десятки обоснований этого догмата, извлеченных из текстов Ветхого и Нового Заветов. В этих текстах Иисус назван Господом, Богом и Сыном Божьим. Из других текстов следует, что Бог воплотился в нем и творил через него. К наиболее веским доказательствам Божественности Иисуса христиане относят явленные им чудеса - знание сокровенного, оживление мертвых и так далее.
Введение к обсуждению доказательств Божественности Иисуса, приводимых христианами
Прежде чем начать обсуждение доказательств Божественности Иисуса, приводимых христианами, необходимо сделать несколько важных замечаний:
- В Священной Книге нет ни одного текста, в котором Иисус говорит, что он - Бог или требует от людей поклоняться ему. Никто из его современников также не поклонялся ему и не считал его Богом. Они воспринимали его как пророка, в которого уверовали одни и не уверовали другие. Большинство иудеев сочли его лжецом и не уверовали в него. Однако в Библии нет никаких оснований для того, чтобы называть Иисуса Богом.
Известный исследователь Библии Ахмад Дидат во время одной из телевизионных дискуссий бросил вызов своему оппоненту - известному шведскому священнику, сказав: «Я готов положить голову на плаху, если вы покажете мне в Библии, хотя бы один текст, в котором Иисус говорит о себе: "Я Бог" или: "Поклоняйтесь мне"». Как и следовало ожидать, его оппонент не смог найти в Библии того, о чем просил Дидат.
Священник Фандар так объясняет в своей книге «Ключ к тайнам» отсутствие прямого признания Иисусом своей Божественности в Новом Завете: «Никто не способен был понять эту связь и это единство до его воскресения и вознесения на небеса. Если бы он сказал об этом прямо, они подумали бы, что его человеческое тело является Божественным. Предводители иудеев хотели схватить его и побить камнями, и, находясь вблизи от них, он не говорил прямо о своей Божественности, а лишь намекал на нее»[23].
Трудно предположить, что Бог мог бояться иудеев. В страхе перед ними вряд ли можно заподозрить и Иисуса. Не он ли сказал иудеям: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны вдвое худшим вас. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: «если кто поклянется храмом, то ничего; а кто поклянется золотом храма, то повинен». Безумные и слепые!.. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюдо, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: «если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков»; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехидны! Как убежите вы от осуждения в геенну?» (от Матфея, 13:23-34).
Неужели после подобных обращений к иудеям Иисус стал бы скрывать от человечества свою истинную природу? Ведь это намеренное введение в заблуждение и обман!
- Никто из учеников Иисуса не считал его Богом. Никто из них не поклонялся ему. Никто из его современников не считал его более, чем пророком.
- Самый веский довод в пользу Божественности Иисуса не встречается нигде, кроме Евангелия от Иоанна и посланий Павла, тогда как в остальных трех Евангелиях нет ясных доказательств Божественности Иисуса. Более того, именно отсутствие подобных доказательств в трех Евангелиях заставило Иоанна (или того, кто писал это Евангелие от его имени) написать Евангелие, в котором говорилось бы о Божественности Иисуса. И он написал то, чего не писали другие. Его Евангелие проникнуто философией, неясностью и двусмысленностью, чуждой тому простому обществу, в котором жил Иисус - как известно, его окружал простой народ.
- Отсутствие веского доказательства Божественности Иисуса заставило христиан вносить изменения в новые издания Евангелия. Так, был добавлен текст, однозначно указывающий на существование Троицы. Это добавление внесено в 1-е послание Иоанна (5:7), где сказано: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино».
Подобное искажение было внесено в слова Павла (К Тимофею, 3:16)[24]: «И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе». В оригинале нет слова «Бог» - там стоит слово «он» или «который».
Священник Джеймс Энис рассказывает о том, как и почему появилось это искажение: «Одно обстоятельство свидетельствует в пользу чтения "который": ранние богословы не включили этот стих во множество стихов, которые они привели в качестве доказательства Божественности Иисуса, опровергая заблуждение Ария. Что же касается замены слова "который" словом "Бог" в современных экземплярах греческой Библии, то причина ее в том, что слова "Бог", написанное в сокращенной форме, и "который" пишутся практически одинаково, и разница между ними напоминает разницу между арабскими буквами "ха" и "джим" (которые пишутся одинаково и отличаются лишь тем, что под буквой "джим" ставится точка). Скорее всего, переписчики добавили это слово мелким почерком, чтобы разъяснить смысл, в некоторых списках, а в средние века получила распространение эта версия, и во всех списках стали писать именно так... В отличие от старых списков, в которых есть только слово "который"».
Если убрать искажение и прочитать текст так, как он выглядит в оригинале, мы обнаружим, что речь идет о благочестии и богобоязненности, которые проявляются в живом теле. А современные переводы сделали этот стих доказательством того, что Бог воплотился в Иисусе.
В католическом списке и в переводе на арабский это искажение было устранено и получилось следующее: «И беспрекословно - великая тайна благочестия, которое проявилось в теле...». Как мы видим, никакого намека на Божественность Иисуса в этом тексте нет.
Нечто подобное сделали переводчики и с Посланием Иуды. В протестантском списке, который является наиболее известным и на который мы опирались при составлении данного исследования, есть текст, из которого можно понять, что это об Иисусе сказано: «Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому премудрому Богу, Спасителю нашему, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь» (Послание Иуды, 24-25). На самом же деле в этом тексте говорится не об Иисусе, а о Боге, который спасает посредством Иисуса. В католическом же списке[25] этот текст выглядит следующим образом: «Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь».
Таким образом, из протестантской версии убрано упоминание об Иисусе, в результате чего получилось, что все сказанное в этих двух стихах относится к нему, а не к Богу, и что Иисус и есть «Единый премудрый Бог», тогда как из католической версии следует, что все сказанное относится к Богу - «Единому премудрому Богу, Спасителю нашему».
Не обнаружив в текстах Библии доказательств Божественности Иисуса (мир ему), христиане прибегли к искажению текстов.
Еще одно искажение проникло в слова Павла в «Деяниях святых апостолов». Согласно утверждению переводчиков, он сказал (20:28): «...пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею». Получается, что Иисус - это Бог, который приобрел Церковь Кровию Своею. Игнатий сказал: «Иисус Христос назван Богом, а о его крови сказано, что она есть кровь Бога».
Однако с правильностью и достоверностью этого чтения невозможно согласиться, потому что существуют разночтения: «Церковь Господа (Иисуса)» или: «Иисуса Христа», или: «Господа», или «Господа и Бога». Так говорят представители католического ордена иезуитов[26].
Протоиерей Тадрус Иаков Мальтийский объясняет: «Во многих рукописях написано "Церковь Бога", и в ассирийской: "Церковь Господа"». Так издатели Священной Книги проигнорировали эти чтения и выбрали то, что им по душе, после многочисленных и безуспешных попыток найти доказательства Божественности Иисуса...
Уважаемый читатель, ищущий Истину, я протягиваю тебе руку, чтобы нам вместе беспристрастно исследовать взятые из Библии доказательства Божественности Иисуса, которые приводят христиане.
Эти доказательства подразделяются на шесть категорий:
1) Тексты, приписывающие Иисусу Божественность и Господство.
2) Тексты, называющие Иисуса сыном Бога.
3) Тексты, свидетельствующие о воплощении Бога в Иисусе.
4) Тексты, приписывающие Иисусу свойства Бога.
5) Тексты, приписывающие Иисусу действия Бога.
6) Указывают ли чудеса, явленные Иисусом, на его Божественность?