Мы должны отмыть имя Григория от скверны»
(М.Ю.Смирнова)
Итак, времяпришло, как и пророчествовал Григорий Ефимович, и стало очевидно, что он был страшно и подло оклеветан. Для того, чтобы была явлена Правда о Царском Друге, много и добросовестно потрудились супруги Владимир и Марина Смирновы, историки-краеведы из Тюмени.
Первый в мире Дом-музей Григория Распутина-Нового в Покровском,
Основан трудами историков-краеведов В. и М. Смирновых в 1990 году
Дом-музей в Покровском является уникальным, единственным в своем роде. Основанный Мариной Юрьевной и Владимиром Любомировичем музей стал одним из первых в России, да, пожалуй, и в мире, где трудятся именно над очищением светлого имени праведника от клеветы и наветов, где развенчивается образ Распутина-«чудовища», вылепленного бранными устами и злыми языками. Можно прямо сказать, что историки Смирновы внесли огромный вклад в преодоление стереотипов и мифов, созданных об их земляке.
Основная задача в работе музея, как следует из экспозиции, документов и тематики экскурсий, – дать людям возможность спокойно во всем разобраться. Рассмотреть, увидеть другого Григория – истинного подвижника. Григория – русского пророка, пророка апокалипсиса,то есть – последнего, предсудного времени. Обратим внимание на то, что именно это основная цель работы исследователей – доказать, что Григорий Ефимович был действительно личностию необыкновенной. Избранник Божий, «стоявший выше ряда пророков в рясах и пророчествующих в мундирах», и что вся его сила заключалась в особой близости к Богу, к Небесам, в христианских добродетелях, что и сделало его близким к Августейшей Семье. «Да, Григорий был именно Другом Царской Семьи. Распутин, Царь, Царица – это все едино» - таков итог экскурсий в музее.
Музей носит имя самого Г.Е. Распутина, о чем свидетельствует табличка на здании.
Основатели музея не прячутся за вывесками «историко-культурный центр» либо что иное. Супруги Смирновы честно и открыто посвятили всю свою жизнь именноГригорию Распутину, оклеветанномуправеднику. Если и сейчас имя его шельмуется, то, представим, что было в девяностые годы! В бульварной, левой печати, людей, пишущих и говорящих доброе о Распутине, сразу называли «распутинцами», вкладывая в это слово презрительный и уничижительный смысл. Сколько мужества и сил необходимо было иметь, чтобы вынести все нападки и не отступать, но продолжать говорить доброе о человеке, о котором весь мир говорил только злое… Впрочем, как и ныне. Многие ли способны на это?!
«Если Имя Царственных Мучеников сегодня в известной мере ограждено церковной канонизацией, то глумление над памятью Царского Друга и богомольца Григория Распутина остается излюбленным оккультным ритуалом, необузданной страстью галахического хамитства», - справедливо замечает один из первых исследователей ритуального убийства Царской Семьи и Друга Царева А.А.Щедрин.
Супруги Смирновы трудятся неустанно, претерпевая множество препятствий, но и получая явную помощь и заступничество самого угодника Божия Григория. Не забудем, что музей этот – частный, а это значит, что никакой помощи от государства нет. Как рассказывала Марина Юрьевна, многие важнейшие документы приходилось выкупать за немалые деньги, которые Владимир Любомирович, супруг, зарабатывал, как и некогда сам Григорий Ефимович – извозом. За прошедшие четверть века супругам удалось собрать много важной информации о земляке. Ведь музей создавался, когда еще были живы старожилы, которые помнили замечательного односельчанина.
Краеведам удалось установить, наконец-то, подлинную дату рождения Григория – 9/22 января 1869 года, введя в научный оборот метрические книги Покровской слободы. Они официально подтвердили, с документами в руках, что факты, порочащие жизнь Григория, были подло и безстыдно сфабрикованы. «Мы должны были начать отмывать имя земляка от скверны», - говорит Марина Юрьевна…
Удалось супругам отыскать и некоторые вещи, которыми лично пользовался Старец. Если бы ни их усилия, мы были бы лишены этих святынь. Это и икона Симеона Верхотурского, и блюдо, и ложка с личной монограммой Царицы-Мученицы Александры Феодоровны, и старый кованый сундук, трюмо, старинный венский стул, наличники от дома Старца.
Помимо личных вещей семьи Григория Распутина (посуды и мебели), среди уникальных экспонатов — его личные записки, письма, погон с шинели Святого Царя-Мученика Николая II, коронационные тарели с изображением Императора Николая и Императрицы Александры Романовых, изготовленные во Франции к дате Их помолвки, «ходынская» кружка и другие ценные экспонаты.
Святыня – погон с шинели Царя-Мученика Николая,
которую Он носил до последних дней Своей земной жизни.
Дар музею тюменского мецената С.А. Киверина
Фондовая коллекция музея, собранная еще в советские времена, постоянно пополняется. И вот, совсем недавно, музей получил в дар особо важный «экспонат»…
Григорий пришел в свой отчий дом… И благословил…
Пишу эти строки с замиранием сердца. Ибо очевидно, что чудесное явлениеИконыМученикаГригорияРаспутина, написанной в начале ХХ века (что подтвердила тщательная экспертиза, проведенная тюменским коллекционером С.А. Кивериным) – в дар музею именно ко дню установки и освящения на месте его духовных молитвенных подвигов Памятного Часовенного Столпа, - это событие не от человека. Это особый знак, знамение от Бога. Благословение всем, любящим и почитающим жертвенный подвиг Друга Царева, но, прежде всего, рабам Божиим Владимиру и Марине Смирновым. За их труды по очищению от клеветы и лжи Страдальца за Христа, Царя и Русь. Итак, в первом в мире частном музее в память Г.Е. Распутина, созданном более чем четверть века назад, 17 декабря 2016 года появилась одна из первых его Икон, столетней давности. Дарованная Богом Святыня, подтверждающая, что Григорий у Бога – Свят.
Верх Иконы, где отчетливо видна надпись:
Святый Мученик Григорий Распутин (фото В. и М. Смирновых)
«Один из самых волнующих моментов наступил, когда Марина Юрьевна показала присутствующим старую Икону, - свидетельствует Татьяна Тихонова, освящавшая торжества корреспондент и находившаяся вместе с нами в этот памятный день в музее. - Казалось бы, ничего особенного. Однако в левом углу по-старославянски написано: «Святой Мученик», в правом — «Григорий Распутин». Проведена экспертиза. Икона подлинная, написанная в 20-х годах прошлого столетия. Подарена семье Смирновых известным в Тюмени коллекционером, которому предложили купить ее накануне столетия убийства.
«Эта икона для меня – знак, — сказала Марина Юрьевна. - Уважаю критичных, думающих людей. Многие читали роман Пикуля о Распутине и другие книги, его очерняющие. Но сегодня есть и другие произведения, которые показывают этого человека с совершенно другой стороны. Читайте, думайте. Возможно, от общего, коллективного осознания новых истин и жизнь пойдет другая». (http://tumentoday.ru/2016/12/17/cherez-sto-let-posle-..)
- Марина Юрьевна, расскажите, как пришла идея установить Столп и провести церковный обряд освящения, который наделал так много шума? –спросила корреспондент «Сибинформбюро» Светлана Голякова, также присутствовавшая при явлении Иконы.
— Я понимала, приближается столетие смерти. Книгу дописать я не успеваю – «Григорий Распутин – пророк русского апокалипсиса». Уже лет пять работа идет, никак не могу закончить, как-то она трудно складывается. Я понимала, напишу статью, другую – не уровень. Хотелось какой-то памятный знак. И тут все сложилось. Наконец, получила документы на эти три сотки, где раньше стоял у Распутиных амбар и конюшня. А у нас есть фотография, где он стоит на этом месте, держит на руках дочь и рядом еще сын и дочь. И я решила, что это место нужно как-то по-особому отметить.
Григорий Ефимович с детьми: Матреной (слева), Варварой (на руках) и Дмитрием
— А откуда у Вас появилась Икона, которую вы представили на церемонии освящения Столпа?
— Ситуация с Иконой очень интересная. Однажды, когда один из тюменских художников передавал в музей свой портрет Распутина, я стояла и думала: у меня жизнь на это положена, больше тридцати лет на все это [ушло]. Жизнь к финалу подходит, пенсия скоро. И при всем моем неприятии мистики я подумала: ну, хоть какой-то бы знак Григорий Ефимович мне подал. Я его даже во сне-то никогда не видела. Меня, кстати, часто спрашивают: «Вы, наверное, его во сне видите?» Я говорю – нет, никогда. Муж еще добавляет – и, слава Богу, психика устойчивая.
И вот, стою, размышляю: никакого знака за тридцать с лишним лет. Может, я тоже самозванка, иду по ложному пути, пытаясь его отмыть? А может, все совсем не так? И вот, буквально за две недели до столетия смерти, случилось следующее.
В Тюмени есть очень серьезный коллекционер Сергей Аркадьевич Киверин. Я заскочила к нему, пригласить на мероприятия в Покровском, а он подает мне Икону. Я в этом ничего не понимаю. Беру, смотрю, думаю – «Спаситель». И так вроде: «Ага». А он мне: «Что, ага? Читай». Слева написано - «Святой Мученик», справа - «Григорий Распутин». Я по кракелюрам (трещины красочного слоя лака в произведении живописи – авт.) вижу, что это очень старая вещь. […] Я спрашиваю Сергея Аркадьевича: «Где взяли?» - «Принесли». Я рот боялась открыть. Потому что знаю психологию коллекционеров – у них снега зимой не выпросишь. Но, сказала ему: «Я понимаю, что это для Вас вещь очень редкая, а для меня - культовая. Я возьму любой кредит в банке, продайте мне ее». Он мне ее подал и сказал: «Забирай и уходи, пока не передумал». Не взял ни копейки.
Конечно, для людей верующих это Икона. Для меня, все-таки, больше экспонат. Но, меня чем поразила матушка Николая (схимонахиня Николая (Гроян), одна из наиболее последовательных сторонников прославления Григория Распутина — прим. ред.) – она сказала: [«Чудесно к вам Григорий Ефимович пришел. Для укрепления Веры. Как благословил ваши труды. В столетие мученической кончины, за две недели до даты. Ведь Икону могли принести в музей, зная, что за любые деньги выкупите. Но сам Григорий определил иначе. Пришел к доброму состоятельному человеку, сердце которого вместило. Он ее выкупил и подарил вам. Но главное - Григорий-то к себе Домой пришел этим Образом»]. […] Поэтому, для меня эта Икона – как знак какой-то: «Нет, Марина, ты все правильно делаешь, продолжай».
(http://www.vsluh.ru/longreads/213http://www.vsluh.ru/longreads/213)
Икона Святой Мученик Григорий Распутин – начало ХХ века
дар мецената Сергея Аркадьевича Киверина супругам В. и М. Смирновым
Фонд Музея Г.Е. Распутина. Дерево, левкас, темпера. 32 х 26
Икона Святой Мученик Григорий Распутин
К настоящему времени это первое из известных иконописных изображений
Человека Божия Григория Ефимовича Распутина-Нового
Первая четверть XX века. Рязань. 34 х 28. Дерево, левкас, темпера.
Фотография из фондов музея Г. Е. Распутина в Покровском В. и М. Смирновых
Образ хранится у владельца - коллекционера Сергея Аркадьевича Киверина
Очевидно, люди подвиг совершали, молясь перед этими Иконами
Был Святой Григорий Ефимович, но его убили…
Наследник Русского Престола Цесаревич Алексий страшно страдал. «Во время болезни матрос Деревенько однажды приносит Ему просфору и говорит: «Я в церкви молился за Вас, и Вы помолитесь Святым, чтобы они помогли Вам скорее выздороветь!»
А Наследник отвечает ему: «Нет теперь больше Святых!.. Был Святой Григорий Ефимович, но его убили… Теперь и лечат Меня, и молятся, а пользы нет. А он, бывало, принесет Мне яблочко, погладит Меня по больному месту, и Мне сразу становится легче». — Вот вам и Старец, вот и смейтесь над чудесами!» — многозначительно закончил профессор» (Шавельский Г. Воспоминания последнего протопресвитера Русской Армии и Флота. Т.2. Нью-Йорк. 1954. С 252).
«Распутин на Иконе»
Очевидно, что Иконы Святого Григория стали появляться сразу после его мученического подвига. Ибо «христианские мученики, - пишет известный церковный историк Е.Е. Голубинский, - издревле почитались Церковию как святые уже по самому факту пролития ими крови за Христа. Для их прославления не было необходимости в особенно тщательном предварительном исследовании их житий». Подтверждением почитания служит, наряду с прочими, и следующий факт. Исследователь биографии Царского Друга Анастасия Рахлис опубликовала сообщение об очередной удивительной находке тюменского ученого, давшего огромный материал для прославления отца Григория: «Нашла у А.В.Чернышева, в его аннотированном указателе литературы о Григории Распутине: «Распутин на иконе»//Безбожник.1939. №12 (675). 21 апреля. С.3:«В краеведческом музее села Керенского (Пензенская область) хранится Икона, изготовленная монашками местного Тихвинского монастыря. На ней изображен Григорий Распутин. Икона вделана в золоченую раму, над которой укреплены Царская Корона, Скипетр и Держава. На обороте надпись: «Старец Григорий, 1914 год». До 1931 года эта икона находилась в монастырской церкви, и на нее молились верующие» (http://vk.com/grigori_yefimovich_rasputin).
Кто знает, сколько еще иконописных изображений существовало в то время? В начале двадцатого века… И новоявленный образ из Рязани, подаренный в фонды музея меценатом Сергеем Аркадьевичем Кивериным, полагаем, один из многих…
Батюшка Николай (Гурьянов), которому многое было открыто Господом о Царской Семье и Григории, утверждал: «И до нас молились Мученику Григорию, и мы ему молимся… Ибо это угодно Богу, и Царственные Мученики этого желают, и многие духовные люди в Церкви».
Существовал в начале века также «Акафист Распутину». Один экземпляр оного был изъят в ходе следствия в 1937 году под Пермью. Фотография со следственного дела опубликована И. В. Евсиным в книге «Григорий Распутин. Прозрения, пророчества, чудеса» (С. 24). И стоит заметить, что Акафист Старцу Григорию, найденный у его почитателей, отнюдь не самочинен, а законен, как и иконописные Образа. Как утверждает автор, он был издан святой Царицей-Мученицей Александрой сразу после его мученической кончины и широко разошелся в народе.
«За чтение этого Акафиста большевики приговаривали верующих к расстрелу. Так, в 1937 году по следственному делу № 3147, за чтение религиозной литературы и Акафиста Старцу Григорию Распутину в Суксунском районе Пермской области арестовали 15 человек. Всем им дали высшую меру наказания – расстрел». Упокой, Господи, души мучеников за Веру Христову!..
И кто знает, может, когда-нибудь будет нам явлен и этот Акафист, как были явлены в Покровском два дивных образа святого Мученика Григория, написанные столетие тому назад.
Голос Царственных Святых:
«Григорий — Святой Мученик»
Конечно, верующий человек не нуждается в «развернутом экспертном заключении о времени написания икон», чудесно явленных в отчем доме Григория, там, где он вымаливал жизнь Наследнику Престола Цесаревичу Алексию и продление веку Царской Руси. Ибо святой подвижник, по меткому выражению современников, - «пригоршня чистой русской земли, полная таинственной силы, перенесенная на петербургское болото с шири сибирских степей и равнин». Заболоченному сознанию, конечно же, трудно принять на веру очевидное чудо Григория в явлении этих двух намоленных Икон. Одно хранение коих уже было равносильно подвигу.
Не навязывая своих убеждений, выскажу предположения в отношении этих двух иконописных изображений. Полагаю, что написаны были образа под водительством и по благословению самой верной и преданной духовной дочери отца Григория – святой Царицы-Мученицы Александры. Государыня, помимо несокрушимой веры в его несомненную святость, прекрасно знала богословско-канонические основания прославления святых.
«Он — святой Мученик», — веровала Императрица. А мученичество во Христе – святость есть. По Ее Августейшей воле, спустя месяц после изуверского убийства праведника, в январе 1917, было издано под Ее же редакцией, краткое Житие Григория Ефимовича, под названием «Новый Мученик». Там проводилась мысль, что он был святым человеком Божиим, одухотворенным опытным в Исусовой молитве странником, и по своему жизненному подвигу и кончине должен почитаться именно как Мученик.
«К брошюре приложены фотографические снимки, сделанные с Распутина при извлечении его из воды. При этом поясняется, что судорожно-сведенные руки Распутина надо понимать так, что одной рукой он молится, а другой благословляет. Оригиналы этих снимков, как святыню, хранили Царица Александра Феодоровна и бывший министр внутренних дел Протопопов. Брошюра эта усиленно распространялась среди воинских частей, отправлявшихся в действующую армию» (Чернышев А. В. В поисках могилы Григория Распутина. Возвращаясь к напечатанному // Русь. 1994. № 4 (13). С. 126).
Следует особо напомнить о месте захоронения святого Мученика Григория — в алтарной части строящегося в Царском Селе, на земле А. Вырубовой, Храма Преподобного Серафима Саровского, на закладке коего за месяц до убийства молился и сам Григорий Ефимович: «Закладка Аниной церкви, — писала Императрица Государю в письме от 5 ноября 1916, — прошла хорошо, Наш Друг был там, а также славный епископ Исидор, епископ Мелхиседек и наш Батюшка [прот. Александр Васильев]»…По некоторым сведениям, со временем здесь предполагалось учреждение скита или даже небольшого монастыря. «21 марта 1917 […] собирались закладывать монастырь по проекту архитектора Зверева» (Фомин С. На Царской страже. С. 345).
Именно Царица Александра