Разработайте форму контрольного листка для сбора данных применительно к производству творога (работе), обработайте собранные данные и постройте диаграмму Парето.
11. Постановка целей в области качества является следующим, после разработки политики, этапом «развертывания» системы качества в организации. Стандарт ИСО 9001:2008 требует, чтобы цели в области качества были установлены, относились ко всем подразделениям и уровням управления организации и обязательно являлись измеримыми. Выполнение этого требования подразумевает под собой документирование целей в области качества.
Цели в области качества представляют собой иерархическую структуру. На верхнем уровне находятся цели, относящиеся ко всей организации. Далее эти цели раскладываются до уровня отдельных подразделений (организационных единиц). В некоторых организациях цели в области качества детализируют до уровня отдельных сотрудников. Однако, если система качества только строится, такой уровень детализации будет только вредить, т.к. для получения достоверной информации о достижении этих целей, как правило, нет соответствующих механизмов.
Цели в области качества являются основой для разработки конкретных планов и выполнения действий, поэтому формулирование целей необходимо выполняться по определенным правилам. Одним из вариантов правил по постановке целей может являться правило SMART. Формулирование целей с использованием этого правила позволяет разработать действенные цели, достижение которых легко контролировать.
Во-первых, цель должна быть конкретной (Specific). Это означает, что по формулировке цели однозначно можно понять какого результат необходимо достигнуть.
Во-вторых, цель должна быть измеримой (Measurable). Т.е. на каждую цель можно назначить определенный показатель. Измеримость цели может быть количественной или качественной. Качественный показатель применяется в том случае, когда результат невозможно или просто не целесообразно измерять в числовых значениях.
В-третьих, формулировка цели должна мотивировать на ее достижение (Attractive). Если цель будет слишком легкой, у сотрудников не будет интереса добиваться этой цели. Поэтому цель необходимо установить такой, чтобы трудность ее достижения вызывала удовлетворение от затраченных усилий.
В-четвертых, цель должна быть реалистичной (Realistic). Если установить заведомо недостижимые цели, то стимула к достижению такой цели тоже не будет.
12. ГОСТ Р ИСО 9000-2001, "цели в области качества - это цели, которых добиваются или к которым стремятся в области качества". Цель считается достигнутой, если в итоге предпринятых действий получен соответствующий этой цели результат. Таким образом, наличие возможности проверки (контроля, оценки) достижения цели и следует считать измеримостью цели. Другими словами, цель в области качества, достижение (степень достижения) которой можно проверить (проконтролировать, оценить), следует назвать измеримой целью. Словосочетание степень достижения" появилось в предыдущем предложении не случайно. В следующем разделе будет дано соответствующее разъяснение. Виды измеримых целей
Цель можно считать измеримой в двух случаях:
цель представлена значением некоторого показателя (в явном или неявном виде) [1], называемым "целевым значением показателя", - цель первой группы;
цель представляет собой некоторое событие, которое должно произойти (в течение некоторого промежутка времени), - цель второй группы.
Рассмотрим цели первой группы. Они могут быть трех видов: абсолютные, относительные и временные (цели по сроку).
Абсолютная цель выражается значением показателя ("целевым значением показателя"), например, Fтр = 220. Разновидности абсолютной цели:
Fтр ε [220, 250]: значение показателя F должно находиться в диапазоне 220-250 включительно;
Fтр 50 (Fтр 50): значение показателя F должно быть не менее 50 (не более 50).
Относительная цель непосредственно не содержит в себе значения показателя, однако предполагает его знание и может быть выражена через:
значение показателя относительного вида (например, переработать 40% стандартов организации);
абсолютное приращение (увеличить на 200 р. среднюю зарплату сотрудников организации);
относительное приращение (увеличить наработку на отказ изделия на 15%);
приращение, не выраженное в численном виде (расширить номенклатуру изготавливаемых изделий). Это можно считать частным случаем абсолютного приращения, когда величина приращения не имеет значения, иначе говоря, должно стать больше, но на сколько - неважно.
13. SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории:[1]
Strengths (сильные стороны),
Weaknesses (слабые стороны),
Opportunities (возможности),
Threats (угрозы).
Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом)[1]. Например, предприятие управляет собственным торговым ассортиментом — это фактор внутренней среды, но законы о торговле не подконтрольны предприятию — это фактор внешней среды.
Объектом SWOT-анализа может быть не только организация, но и другие социально-экономические объекты: отрасли экономики, города, государственно-общественные институты, научная сфера, политические партии, некоммерческие организации (НКО), отдельные специалисты, персоны и т. Д
14. Любое сегментирование начинается со всестороннего изучения рыночной ситуации, в которой работает компания, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми она может столкнуться. Отправной точкой для подобного обзора служит SWOT-анализ, один из самых распространенных видов анализа в маркетинге. Проще говоря, SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.
В этой главе будут рассмотрены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы по отношению к изучаемым сегментам или рынкам. Для определения относительной важности каждой из перечисленных составляющих SWOT необходим обширный ряд входных данных. Изучив эту главу, вы построите SWOT-анализ для каждого из своих сегментов.
Объекты в рамках каждого элемента (например, сильные стороны) будут проранжированы по значимости: первой будет идти самая важная сила, затем вторая и так далее.
15. Стандарт ISO 9001:2008 имеет чёткую структуру.
Кроме предисловия и введения стандарт содержит 8 разделов (параграфов):
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Система менеджмента качества
5 Ответственность руководства
6 Менеджмент ресурсов
7 Выпуск продукции
8 Измерения, анализ и улучшение
Три первых раздела стандарта являются «служебными», они не содержат в себе требований. А вот пять остальных разделов – с 4-го по 8-ой – содержат самое главное – требования.
Каждый раздел стандарта посвящён одной теме, адресован конкретной группе работников.
Раздел 4 «Система менеджмента качества» содержит общие требования ко всей системе (п. 4.1) и требования к управлению документацией (п. 4.2). Поэтому требования этого раздела обращены ко всем без исключения работникам предприятия.
Раздел 5 «Ответственность руководства» содержит требования к деятельности высшего руководства предприятия.
Раздел 6 «Менеджмент ресурсов» содержит требования к управлению и улучшению ресурсов предприятия – персонала, инфраструктуры и её «порождения» – рабочей среды, т.е. тех условий, в которых осуществляется производство продукции. За обеспечение ресурсами отвечает высшее руководство.
Раздел 7 «Выпуск продукции» содержит требования к тому, чтобы на каждом предприятии были «внятно» зафиксированы (в документированном или не документированном виде) и исполнялись технологии изготовления продукции и / или оказания услуг. Эти технологии (или процессы, что, в данном случае, одно и то же) могут быть просто спланированы – на основе традиции, опыта и образования специалистов (п. 7.1 стандарта ISO 9001), либо разработаны, т.е. созданы «с нуля», получены в результате длительной интеллектуальной и экспериментальной деятельности ( см. п. 7.3 стандарта ISO 9001). Процесс изготовления продукции должен содержать деятельность по проверке продукции, а точнее, один или несколько разновидностей контрольных операций: верификация, валидация; мониторинг, измерения, инспектирование, испытания.
В разделе 7 «Выпуск продукции» стандарта ISO 9001 содержится требование того, чтобы предприятие обеспечило предсказуемость технологии производства продукции, которая завершалась бы «выпуском продукции». Обращаю внимание, что термин «выпуск продукции» означает не «делание продукции», а «разрешение на дальнейшее продвижение продукции по технологической цепочке после операции технического контроля, т.е. после выполнения требований пункта 8.2.4 на запланированных этапах». Таким образом, смысл раздела 7.1 – «напишите, как делать». А смысл большого раздела 7.5.1 «Управление производством и обслуживанием» - «делайте, как написали».
Раздел 7 стандарта ISO 9001 адресован «среднему управленческому персоналу», рабочим.
Раздел 8 «Измерения, анализ и улучшение» содержит следующие требования:
• выполнять четыре вида мониторинга и, где применимо, измерения (п. 8.2),
• особые требования к действиям персонала в случае обнаружения брака (п. 8.3),
• требование заниматься «думанием» на уровне среднего управленческого звена и на уровне работников (п. 8.4),
• требования к выполнению улучшений всех четырёх уровнях системы управления (СМК предприятия) либо по результатам обнаруженных проблем (п. 8.5.2), либо по результатам осознанных потенциальных проблем (п. 8.5.3). Вот ради этих двух последних пунктов и написан весь предыдущий текст стандарта ISO 9001:2008 / ГОСТ Р ИСО 9001-2008.
Этот раздел стандарта адресован всем без исключения работникам предприятия.
16. Анализ существующих определений
В определениях менеджмента и управления качеством, данных в стандартах, не говорится о субъектах и объектах управления. Управление качеством представлено либо неопределённой «частью менеджмента качества», либо столь же неопределённой «деятельностью оперативного характера», или «действиями, осуществляемыми при создании и эксплуатации или потреблении продукции». Не показаны функции, которые выполняются при управлении качеством. Недостаточно раскрыты и функции менеджмента качества. Всё это не позволяет ясно понять, что представляют собой управление и менеджмент качества, в чём заключается их смысл и содержание.
В связи с этим, в первых, приведённых выше определениях указаны субъекты, объекты и функции управления и менеджмента качества.
При этом:
Объектом управления качеством служит процесс создания продукции, в ходе которого под воздействием субъектов управления формируется её качество.
Объектом менеджмента качества (общего руководства качеством) служит не только процесс создания продукции, но и вся остальная деятельность предприятия в области качества.
Субъектами управления качеством выступают руководители всех уровней управления, каждый из которых воздействует на процесс создания продукции путём реализации своих функций. Все вместе они образуют субъект управления качеством — систему управления качеством (систему менеджмента качества, или кратко — систему качества).
Субъектом менеджмента качества служит высшее руководство предприятия, осуществляющее общее руководство качеством — взаимодействуя с внешней средой и создавая необходимые условия на предприятии для обеспечения качества продукции.
Процесс управления качеством — это состав и последовательность выполнения управленческих функций по качеству руководителями всех уровней управления на этапах создания продукции.
17. Цели в области качества рекомендуется формулировать в трех направлениях:
- улучшение СМК (мероприятия по улучшению основных процессов),
- повышение качества продукции /услуги (результаты обучения, результаты научной работы, победы в конкурсах, соревнованиях и т.д.)
- совершенствование обеспечивающих процессов.
При планировании измеримых целей подразделения на год необходимо исходить из стратегических целей университета по данному направлению и целей университета на год. При разработке целей кафедры необходимо исходить из целей факультета \ института.
Следует определить развертывание целей и их реализацию в виде конкретных мероприятий в ПЛАНЕ работы подразделения.
При разработке ПЛАНА работы следует учитывать, что в одном документе могут быть прописаны цели текущей работы (цели функционирования) и цели улучшения.
Таким образом, ПЛАН работы подразделения должен включать раздел «Улучшение», который по сути является «Планом качества». В данном разделе должно быть представлено пошаговое решение нескольких (двух-трех) ключевых проблем подразделения, выявленных на основании проведенных исследований (внутренних аудитов) или анализа результатов работы прошлого года. Обязательно должны быть указы сроки, исполнители, необходимые ресурсы.
Степень достижения целей необходимо регулярно измерять и анализировать (не реже 1 раза в год). При необходимости цели можно пересматривать. Эта деятельность должна фиксироваться ЗАПИСЯМИ в виде протоколов заседаний кафедры или ученого совета факультета/ института, отчетов по мониторингу, записей результатов измерений.
При выборе измеримых показателей целей необходимо учитывать единицы их измерения, методику измерения и сравнения с нормативами или показателями предыдущего периода.
Цель считается достигнутой, если в итоге предпринятых действий получен соответствующий этой цели результат. Таким образом, наличие возможности проверки (контроля, оценки) достижения цели и следует считать измеримостью цели.Другими словами, цель в области качества,достижение (степень достижения) которой можно проверить (проконтролировать, оценить), следует назвать измеримой целью
1. Описать понятие петли качества в соответствии с международными стандартами ИСО
Современные подходы к управлению качеством и сама концепция этого понятия связаны с рыночной экономикой. Почти во всех случаях потребитель и производитель оказываются заинтересованными в том, чтобы продукция соответствовала определенным (общепринятым) нормам, что значительно упрощает процедуру ее идентификации. Более того, возможные различия в национальных стандартах различных стран становятся определенными барьерами в торговле, которые следует учитывать при выходе на новые рынки.
Мировой опыт управления качеством обобщен и сконцентрирован в пакете международных стандартов серии ISO 9000-9004, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО) в марте 1987 г. и обновленных в 1994 г. и 2000 г. По существу стандарты ИСО находятся на пересечении двух стратегических направлений: развития менеджмента качества и защиты прав потребителя. Этот опыт воплощен в стандартах ИСО в виде модели «петли качества» (рис. 2.2).
Стандарты ИСО серии 9000 были разработаны техническим комитетом ISO/TK 176 в результате обобщения накопленного опыта различных стран в области разработки, введения и функционирования систем качества. Они не касаются конкретного сектора промышленности или экономики и представляют собой рекомендации по управлению качеством и общие требования по обеспечению качества, выбору и построению элементов систем качества. Они содержат описания элементов, которые должна включать система качества.
Стандарт ISO 9000 содержит руководящие указания по выбору и использованию стандартов в соответствии с конкретной ситуацией в деятельности предприятия. Особенность современной системы управления качеством, как это следует из стандартов ISO 9000, состоит в ориентации на обеспечение качества конкретной продукции.
В стандарте ISO 9000 констатируется, что внутри фирмы или предприятия обеспечение качества – предмет общего руководства. Но если речь идет о заключении контракта, то состояние системы обеспечения качества у экспортера служит мерой доверия к нему со стороны контрагента, мерой уверенности в надежности партнера. В связи с этим в контракте может быть предусмотрена оценка системы обеспечения качества у экспортера на соответствие одному из стандартов ISO 9001–9003 до заключения контракта. Оценку качества может проводить либо сам импортер, либо нейтральная организация по договоренности сторон. Оценка не понадобится, если система сертифицирована и контрагент признает сертификат соответствия.
Стандарты ISO 9001–9003 – это модели систем обеспечения качества на различных стадиях производственного процесса:
- стандарт ISO 9001:1994. Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании;
- стандарт ISO 9002:1994. Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании;
- стандарт ISO 9003:1994. Системы качества. Модель обеспечения качества при контроле готовой продукции и обслуживании.
http://uas.su/books/2011/sertifikacia/24/razdel24.php