Роли в переговорах, их вербализация
- Выдача рекомендаций («Решать подобные задачи стоит так»).
- Поиск информации («Что Вы думаете об этом? Обладаете ли Вы дополнительной информацией об этом?»)
- Предоставление информации («Вот некоторые данные»)
- Разработка («Основываясь на Вашей идее, я пришел к другой альтернативе», «Примером сказанного Вами может служить..»)
- Подталкивание («У нас осталось всего 10 минут»)
- Контроль («Вы отвечаете за реализацию первого предложения, мы – второго»)
- Опытная проверка («Посмотрим, к чему это приведет на практике», «Вы думаете, это выполнимо при наших ресурсах?»)
- Принуждение («Мы уклоняемся от темы разговора. Давайте вернемся к делу»)
- Подведение итогов («Таким образом, Вы выступаете с тремя предложениями», «Мне кажется, что мы можем прийти к следующим выводам»).
- Противостояние («Какое это имеет отношение к обсуждаемой нами теме?»)
- Нахождение консенсуса, сопереживание («Можем мы согласиться с пунктом №, даже если не согласны по остальным?», «Да, я Вас понимаю»).
Манипуляция в переговорах
Манипуляция как вид воздействия, основанная «на правилах приличия»
Способ коммуникативного поведения | Ожидаемая реакция |
Просьба «войти в положение» | Вызвать благосклонность |
Создание видимости того, что позиция оппонента не ясна | Принудить партнера раскрыть больше информации, чем нужно ему |
Представление существующих проблем как несущественных | Уверенность в том, что Вы можете облегчить ситуацию |
Модели переговоров (стратегии)
1.Жесткая модель (возможно отступление от норм на 2 и 4 этапе)
2. Мягкая модель (возможно отступление от норм на 2 и 4 этапе)
3. Компромиссная модель, в основу которой положен «метод принципиальных переговоров»
Решение проблемы исходя из объективных обстоятельств.
- Жесткий подход к рассмотрению существа дела, к совместному проекту, его КАЧЕСТВУ (нет уступок «в минус качественным позициям» по причине сроков, ресурсов и др.).
- Мягкий подход к отношениям между участниками переговоров (уступки по срокам, времени, персоналу, т.е. организационным вопросам). Приводит к «разумному» соглашению: отвечает интересам сторон, имеет долговременный эффект.
Принципы:
1. Сосредоточение на «предмете переговоров», а не на формальных позициях, но именно Ф.П. часто - причина переговоров
2. Изобретение взаимовыгодных вариантов («расширение пирога»), дополнение позиций.
3. Поиск объективных критериев как основа разумного соглашения
4. Примеры объективных критериев: рыночные условия, мнения экспертов, традиции, технические характеристики.
- Метод позиционного торга: уступаем в качественных позициях, но не в цене. Ориентация
только на равноценность и количественное соответствие позиций.
Завершение переговоров
Переговоры завершаются подведением итогов (5 этап) и оформлением ПРОТОКОЛА.
Существует 2 вида протоколов:
1. Протокол результатов переговоров (о намерениях)
Протокол результатов переговоров оформляется при наличии аудиозаписи/видеозаписи и стенограммы, которые являются приложениями к нему.
Структурные элементы протокола:
1. Место проведения.
2. Время проведения.
3. Дата подготовки протокола.
4. «Присутствовали со стороны (название организации) следующие представители…»
5. Результаты проведения переговоров (частые варианты):
а) «Стороны пришли к выводу, что..».
б) «Также в ходе переговоров достигнуты следующие результаты…»
в) «Для принятия окончательного решения.. уполномоченные представители сторон встречаются не позднее…»
г) «Соглашения, достигнутые в результате переговоров, являются предварительными до момента подписания договоров, не накладывают на участников переговоров юридических прав и обязанностей»
6. Подписи сторон
«Со стороны…»
2. Протокол переговоров (сведения).
А) Протоколы переговоров без стенограммы, аудиозаписи.
Основные структурные элементы:
1. СЛУШАЛИ (представителя стороны..).
2. Вопросы представителей.., ответы представителей…(можно в виде таблицы).
3. СЛУШАЛИ (представителя стороны..).
4. Вопросы представителей.., ответы представителей.
Б) Переговоры с использованием видеоконференцсвязи
- Нет исключений в оформлении протоколов.
- Допускается сохранение скан-копий до поступления через экспресс-почту окончательного варианта.
ПУБЛИЧНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ В ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ПОДГОТОВКА, ПРИЕМЫ
Требования к языку устной деловой речи
Обязательные требования, которые влияют на выбор средств:
1. Точность, не должно быть инотолкования (лексический уровень).
2. Стандартизация (синтаксический уровень, включение клише).
3. Констатация, утверждение (способ изложения, не описание, не повествование и не рассуждение).
Действует единая официально-деловая норма (лексика, синтаксис в едином стиле). Средства языка в деловой речи не дифференцируются на «плохие и хорошие», учитывается только их коммуникативная целесообразность.
Функции деловой речи:
- коммуникативная;
- информативная;
- воздействующая (волюнтативная).