Объект, предмет, методы и задачи ТНТ.

Вопросы к экзаменам по товароведению не продовольственных товаров

Объект, предмет, методы и задачи ТНТ.

Т – наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их

потребительские стоимости и факторах обеспечения этих характеристик.

Объект Т – товар, а предмет – потребительская стоимость ТНП.

Потребит. Ст-ть – способность товаров удовлетворять конкретные потребности

человека.

Мера потребительской стоимости – качество товара.

Задачи Т – Чёткое определение основополагающих характеристик товара;

Систематизация товаров путём классификации и кодирования; Оценка качества

товаров; Управление ассортиментом организации; Товароведная характеристика

конкретных товаров.

Методы: Научная абстракция; Анализ и синтез; Качественный и количественный

анализ; Метод эксперимента; Проверка теории практикой; Комплексная оценка

качества товаров.

Потребительские свойства непродовольственных товаров.

ПС – те свойства товара, с помощью которых он удовлетворяет наши конкретные

потребности.

Назначение: О целесообразность выпуска данного товара, социального адреса

и потребительского класса товара, соответствие товара оптимальному

ассортименту, морального износа, сопутствующих социальных эффектов.

Функциональность - соответствие товара своему прямому назначению:

Совершенство выполняемой функции (состав и структура, функциональная и

техническая эффективность), конструктивность (габариты мебели, ёмкость посуды),

универсальность применения, совершенство выполнения вспомогательных операций.

Надёжность - способность товаров выполнять свои функции, сохраняя

эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка

времени или требуемой наработки. Безотказность, Долговечность,

Ремонтопригодность, Сохраняемость.

Эргономическое - удобство и комфорт потребления изделия. Гигиеничность;

Соответствие изделий форме тела, правильной осанке, оптимальной хватки руки;

Соответствие изделия и его элементов энергетическим возможностям мышц.

Эстетичность – способность предмета выражать в чувственно-воспринимаемых

признаках формы свою общественную ценность (социально-культурную значимость,

степень полезности). Информационная выразительность (СП-ть изд-я выражать ч-з

особенности формы сложившиеся в О культурные нормы и представления);

Рациональность формы (соответствие формы назначению, конструкции, используемому

материалу, технологии изготовления, эргономическим требованиям); Целостность

композиции (красота и художественная выразительность изделия); Совершенство

производственного исполнения и сохранности товарного вида;

Экологичность; Безопасность; Экономичность.

Химические свойства – устойчивость материалов и изделий к действию разл.

Реагентов – воды, кислот и щелочей. Характерезует взаимоотношение веществ и

материалов с действием различных сред. Оценивается с 2-х позиций:

Сопротивляемость воздействию агрессивных сред и Степенью агрессивности самих

веществ

Агрессивность классифицируется: сильно- (кислоты, щелочи), средне- (слабые

растворы щелочи, морская вода), слабоагрессивные (пресная вода, водяной пар

низкого давления, инертные газы, атмосферная среда)

По оценки сопротивляемости: Высоко стойкие ( стекло, серебро.), сред

нестойкие (никель), нестойкие.

Биологические свойства. Оценивают взаимоотношение веществ и материалов с

биологически активными средами (вирусы, бактерии). Оценка осуществляется с

позиций 1.стойкости к разрушающему воздействию 2.оценка активности

биологической среды.

Понятие о качестве товара

Качество товара зависит от свойств, которыми он обладает, а также от его

способности удовлетворять определённые потребности благодаря этим свойствам.

Оценка качества продукции заключается в оценке его свойств, а также в

соответствии их предъявляемым требованиям.

В соответствии со стандартом ИСО под качеством продукции понимают

совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают им

способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Качество товара оценивается с помощью показателей качества, которые

представляют собой количественные характеристики одного или нескольких

наиболее важных свойств продукции.

Каждый отдельный товар имеет определённую номенклатуру показателей качества,

которые классифицируются по следующим признакам: по количеству

характеризуемых свойств, по способу выражения, по методу определения, по

стадии определения, в зависимости от области определения, по применению для

оценки уровня качества продукции.

В зависимости от количества характеризуемых свойств показатели качества

подразделяются на: единичные и комплексные.

Показатели качества по функциональному назначению делятся на: П назначения, П

срока действия, П транспортабельности, П безопасности, эстетические П,

экологические П.

Ассортимента.

По химической природе и составу эти ср-ва подразделяют на жировые мыла и

синтетические моющие ср-ва.

Жировые мыла. Составная часть – натриевые или калиевые соли органических кислот

Хозяйственное мыло изготавливают г. О. из твёрдого жира саломаса – продукта

гидрогенизации жидких растительных масел (хлопкового, подсолнечного). В

состав жировой смеси также входят заменители жира – синтетические жирные

кислоты, смоляные и нафтеновые кислоты.

Туалетное мыло. Особенность варки – нейтрализация оставшейся свободной щёлочи

1,5-2% жиров, которые добавляют в конец варки. Полученный мыльный клей

несколько раз высаливают. В мыльную стружку добавляют парфюмерные отдушки,

красители и другие в-ва.

Бывает твёрдое, жидкое (водно-спиртовые р-ры калиевых солей жирных к-т и

разл. добавок; для мытья волос) и порошкообразное (для бритья). Твёрдое

подразделяют по жировому составу (80%-е, 1, 2, 3 группы), цвету (окрашенное и

неокрашенное), запаху (цветочное и фантазийное), форме (прямоугольное,

круглое, овальное и т. д.), хар-ру упаковки (открытое и в обёртке).

80%-е изготавливают из высококачественного сырья по улучшенной рецептуре.

Тонкий аромат и экономично в применении.

1 группа. Животные жиры могут быть частично заменены саломасом.

2 и 3 группы содержат ещё меньше животных жиров и кокосового масла.

Специальное вырабатывают по улучшенной рецептуре с добавлением ланолина и

борной кислоты. Здесь больше щёлочи, чем в мыле др. групп.

Синтетические моющие ср-ва (СМС) – составы, основной частью к-х являются

поверхностно-активные в-ва. Для их пр-ва не требуются дорогостоящие пищевые

жиры; они легко дозируются и хорошо отмывают загрязнения в воде любой

жидкости.

Наиболее перспективны СМС на основе биологически мягких ПАВ. Также вводят

разл. Пищевые добавки – соду, силикаты натрия

Оптические отбеливатели – красители, способные поглощать невидимые

ультрафиолетовые лучи, к-е яв-ся дополнительными к жёлтому цвету.

Химические отбеливатели – в-ва, способные при растворении и нагреве выделять

активный кислород или хлор. В продажу поступают в виде составов, содержащих

отбеливающие, водоумягчающие и др. в-ва, на основе гидросульфата натрия.

В состав СМС могут входить также:

Антистатики – ср-ва для уменьшения электризации изделий из хим. Волокн.

Энзимы – биодобавки, разрушающие белковые загрязнения тканей.

По назначению СМС делят на:

Ср-ва для стирки изделий из хлопчатобумажных и льняных тканей, содержат

повышенное кол-во щелочных солей и хим. Отбеливателей.

Ср-ва для стирки изделий из белковых и химических волокн (PH 8-8,5). Содержат

больше ПАВ и триполифосфата.

Универсальные средства пригодны для стирки изделий из всех тканей

Специальные ср-ва для стирки – ср-ва целевого назначения и комплексного

действия.

Холодильники и морозильники

По способу получения холода делят на: компрессорные, абсорбционные,

термоэлектрические.

Компрессорные. Циркуляция безвредного «фреон-12» или «фреон-22». (хладагент)

Фреон под давлением поступает в компрессор, где происходит его сжатие и

нагревание. Затем нагретые пары поступают в конденсатор, имеющий более низкую

температуру, чем температура фреона. Там за счёт разности температур

происходит преобразование пара в жидкость, которая через узкую капиллярную

трубку направляется в испаритель. В испарителе осуществляется понижение

давления и кипение хладагента. При кипении тепло поглощается, и в холодильной

камере постепенно снижается температура.

В обычной холодильной камере температура от +2 до +10, в низкотемпературном

отделении от -18 и ниже.

Наличие системы No-frost, которая автоматически размораживает холодильник.

Воздух при помощи специальных вентиляторов распространяется равномерно по

всему холодильнику. Повышенный уровень шума, сушит продукты.

Система Frost-free удаляет воду по специальным канала.

Добавление компьютерной системы контроля, звуковая сигнализация открытой

двери, вытканное овощное отделение, электронное управление, часы-таймер и т.

д.

Стинол, Атлант, Норд, Bosch, Siemens, Indesit, Daewoo, Ariston, Sharp, Samsung.

Абсорбционные. Хладагент – концентрированный раствор аммиака, который вместе

с водородом заливается в холодильный аппарат.

Циркуляция хладагента и теплопередача обеспечиваются посредством нагрева

электрического или газового наполнителя. В морозильных отделениях

поддерживается температура около -5.

Компактны по размеру, бесшумно работают, эргономичны.

Иней, Морозко, Whirpool, Electrolux и др.

Термоэлектрические холодильники употребляются для хранения предварительно

замороженных продуктов. Эффект Пельтье. При прохождении постоянного тока в

термобатареях один спай поглощает тепло, а противоположный его выделяет.

Холод получают посредством термоэлементов. Охлаждающая плоскость

термоэлемента направлена внутрь холодильника. +5

Высокая стоимость и большое потребление энергии.

Чайка, Воронеж, Кроха.

Классификация Х.

По назначению: холодильники для хранения охлаждённых продуктов и для хранения

замороженных продуктов, напитков.

От количества камер охлаждения – одно-, двух- и многокамерные;

По форме и виду установки – форма шкафа, стола, бара и устанавливаться на

полу, на столе, стене.

Для какого климата предназначены – У и Т.

Морозильники предназначены для замораживания свежих пищевых продуктов, до

температуры -18.

Выпускают холодильники 3 климатических классов:

Класс N используется в помещениях с температурой от 16 до 32.

Класс SN – от 10 до 32.

Класс Т – от 18 до 43.

Формы морозильников: морозильники-шкафы (Минск-Атлант, Стинол, Asko, Siemens,

Indesit, Candy), тумбы (Снайге, Beko, Bosch, Electrolux и др.), морозильники-

лари (Орск, Adler, Bosch, Zanussi).

Текстильных материалов.

Исходным материалом для этой группы являются волокна. Волокна бывают: А)

природные: растительного происхождения (хлопок, лен, джут, кенаф, пенька);

животного происхождения (шерсть, шелк – тутовый и дубовый); минерального

происхождения (асбест). Б) химические: Искусственные (вискозное,

ацетатное, полинозное, медноаммиачное); металлические нити, стеклянные нити;

синтетические (полиамидные – капрон, полиэфирные – лавсан, полиакрилонитрийные

– нитрон, поливинилхлориновые – хлорин, поливинилспиртовые – винил,

полиолефиновые – полиэтилен, полипропилен, плиуретановые - спандекс).

Хлопок и лен. Высокие прочные свойства, прочность на разрыв в мокром

состоянии увеличивается. Высокая термостойкость (можно кипятить). Устойчив к

действию щелочей. Но под действием кислоты разрушаются; высокая

гигроскопичность. Хлопок быстро впитывает влагу. Упругость волокна не высокая,

усадка.Шерсть. Высокая гигроскопичность, устойчива к действию кислот, но

разрушается под действием щелочи, высокая упругость (мало мнется), невысокая

термостойкость (очень большая усадка), свойлачиваемость, очень высокие

теплоактивные (защитные) свойства (низкая теплопроводность, тепло проводит

плохо). Влагу впитывает медленно и отдает медленно. Натуральный шелк

аналогичен шерсти, гигроскопичность ниже, чем у шерсти. Неустойчив к свету.

Искусственные волокна (искусственный шелк). Прочностные свойства в мокром

состоянии уменьшаются в 2 раза. У вискозы высокая сминаемость, гигроскопичность

– 4,7%. Ацетатное волокно неустойчиво к действию щелочей. Триацетатное волокно

обладает высокой упругостью. Синтетические волокна. Высокая упругость,

невысокая термостойкость, низкие гигиенические свойства, высокая

электролизуемость, пиллинг (образование катышек), Капрон превосходит другие

волокна по прочности. (не пропускает влагу, воздух). Сильная электролизуемость.

Лавсан самое упругое волокно. Увеличивает упругость, снижает пластичность.

ПАН замените шерсти, образуется пиллинг, быстро загрязняется. ПВХ обладает

лечебным действием, способен накапливать электрические заряды. Спандекс

растяжимость до 800%. Заменитель резиновых жилок, низкие гигиенические

свойства. Признаки классификации: по отделке (рисунок) – суровые, отбеленная

ткань, гладкокрашеные, пестро тканные, набивная, ткани имеют рисунок (за счет

применения цветных нитей). Рисунок набивается сверху; существует 4 класса

переплетений: главные переплетения (полотняное, саржевое, сатиновое);

мелкоузорчатые переплетения; сложные переплетения; Крупноузорчатые переплетения

(жаккардовые). По ширине (зависит от назначения ткани); по назначению: бельевые

(простынное, скатертное, полотенчатый холст); одежные (пальтовая, костюмные,

платьевые, сорочные); мебельно–декоративные. По волокнистому составу: 1)

хлопчатобумажные (ситцевая, вязевая, бельевая, платьевая, одежная,

подкладочная, полотенечная); 2) льняные (полульняная, льняная, полотна и

холсты, бортовые, мебельно-декоративные); 3) шерстяные (чистошерстяные и

полушерстяные); ткани шерстяные делятся на: камвольные (вырабатывают из

гребной, гладкой пряжи). Суконные (тонкосуконные грубосуконные – вырабатывают

из сравнительно короткой извитой шерсти, дающую пушистую пряжу аппаратного

прядения); по назначению бывают: платьевые, костюмные, пальтовые; 4) шелковые

делятся на 8 групп: ткани из шелковой нити, из шелковых нитей с другими

волокнами, из искусственных нитей, с другими волокнами, из синтетических нитей,

с другими волокнами, ткани из искусственного волокна и в смеси с другими

волокнами, из синтетического волокна. Существует 3 сорта. Сорт определяется

по бальной системе. Ярлыки для тканей 1 сорта светлых тонов, 2 сорта с синей

полоской, 3 сорта красного цвета. Маркировка наносится на хазовый конец ткани.

Маркировка, упаковка и хранение текстильных товаров. Ткани маркируют

клеймом и товарным ярлыком из картона или плотной бумаги. Клеймо наносят

контрастной смываемой краской на изнаночную сторону ткани, краска не должна

проходить на лицевую сторону ткани. Клеймо наносят на оба конца куска, вдоль

среза на расстоянии не более 10 мм от края куска или кромки. На клейме

указывают наименование предприятия-изготовителя, номер контролера ОТК, а также

длину ткани в куске. На товарном ярлыке указывают наименование

предприятия-изготовителя, его товарный знак, местонахождение, наименование

ткани, артикул, кол-во отрезов в куске. На каждое грузовое место составляют

кипную карту, в которой указывают основные сведения об упаковочных материалах.

На оборотной сторонке кипной карты наклеивают образцы рисунков и расцветок

материалов с указанием количества кусков каждого рисунка и расцветки. Упаковка

сохраняет качество текстильных товаров при хранении и транспонтеровке. Упаковка

бывает первичной(внутренней) и внешней (для транспортивония и хранения). Ткани

складываются и формируются в куски. В кусок комплектуется отрезы ткани одного

артикула, сорта, цвета, рисунка. Способы складывания указываются в стандартах.

Куски ткани упаковывают в бумагу или полиэтиленовую пленку. Если ткани сложены

во всю ширину оба торца оставляют открытыми. У тканей, сложенных вдвое,

оставляют открытым один торец. Для транспортивания ткани упаковывают в кипы,

мишки, тюки, рулоны, а ткани ворсовые, креповые, которые не должны бать

подвергнуты прессованию – в ящики. Кипы относятся к полужесткой таре. Куски

ткани, обернутые бумагой и обтянутые лентой, находятся в кипе в спрессованном

состоянии. Кипа обтягивается металлической лентой или проволокой. Текстильные

материалы хранят в складских помещениях в упакованном виде. Складские помещения

должны бать сухие, чистые, проветриваемые. Температура хранения 15-18 градусов,

относительная влажность 60-65%. При повышенной температуре текстильные

материалы высыхают, становятся малоэластичными и жесткими. При относительной

влажности воздуха более70% текстильные материалы отсыревают и разрушаются в

результате развития микроорганизмов. Шерстяные материалы следует предохранять

от моли.

Ассортимента.

Кожаная обувь

По назначению

Материал для верха

Материал для низа обуви

Материал подкладочный

Мат-ал для верха. Натуральная кожа и искуственая, синтетическая, текстильный

материал

Подразделяется по способу дубления..

Хромового дубления – в разрезе серовато-голубоватый оттенок.Высокая

намокаемость в зависимости от вида животного происхождения делется на:

Телячья(опоек) мягкая; выросток теленок грубее, возможны дефекты выше прочность.

Мерея незаметная, кожа гладкая

Шевро обозн. «м»

Кожа из козлят – мягкая, прочная, ярко выраженая

Шеврет овечья похожа на козлиную, растягивается быстро стирается лиц. слой

обозн «б»

Классификация и ассортимент кож. Обуви

Обувь делится:

По назначению

-бытовая –рабочая –спортивная –национальная

-ортопедическая

Бытовая обувь делится:

1.По материалу верха

-юфтевая обувь (керзы) –хромовая

-из искуст. и синтетич кожи

-из текстильн материалов

2.По материалу низа

-натуральн кожа –кожеподоб резина

-пористая резина –из ПВХ

3.По способу произ-ва

-механического (массовая)

-ручная

4.По сложности модели

-повседневная (массовая)

-модельная –нарядная

5.По методу крепления

-стержневой –клеевой –сандальный –строч.-клеевой

6.Сезонность

-летний –осенне-весенний –зимний

7.По полов признаку

-мужская –женская –детская

8.По размерам

Размеры указывается по метр. система в миллиметрах

9.По полнотам

Зависит от окружности колодки , полнота указывается усл номером

10.По фасону

зависит от покроя обуви, кол-во деталей и их расположение, формой каблука.

11.Высота каблука

-безкаблучная –каблук на набойке

-на низком каблука –на ср каблуке

Вопросы к экзаменам по товароведению не продовольственных товаров

Объект, предмет, методы и задачи ТНТ.

Т – наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их

потребительские стоимости и факторах обеспечения этих характеристик.

Объект Т – товар, а предмет – потребительская стоимость ТНП.

Потребит. Ст-ть – способность товаров удовлетворять конкретные потребности

человека.

Мера потребительской стоимости – качество товара.

Задачи Т – Чёткое определение основополагающих характеристик товара;

Систематизация товаров путём классификации и кодирования; Оценка качества

товаров; Управление ассортиментом организации; Товароведная характеристика

конкретных товаров.

Методы: Научная абстракция; Анализ и синтез; Качественный и количественный

анализ; Метод эксперимента; Проверка теории практикой; Комплексная оценка

качества товаров.

Наши рекомендации