Предмет, цели и задачи товароведения
Любая наука и учебная дисциплина начинаются с определения основных понятий, применяемых в ней. Основополагающими понятиями в товароведении являются: продукция, товар, потребительная стоимость, качество товаров, количество товаров, ассортимент, безопасность, товарная информация и много других понятий, рассматриваемых в разделах теоретического курса, а также частных разделах товароведения непродовольственных и продовольственных товаров.
В данной теме рассмотрим понятия «продукция», «товар», «товароведение». В настоящее время нет однозначного определения вышеуказанных понятий. В Федеральном законе «О техническом регулировании» термин «продукция» означает результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. В соответствии с этим определением к продукции можно отнести только объекты в материальной форме. Международный стандарт (ИСО 9000: 2001) определяет продукцию как результат процесса, деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей. Причем, продукция может быть материальной (сырье, перерабатываемые материалы, оборудование и т.д.) и нематериальной (услуги, информация, продукция интеллектуального труда – программные средства).
Товароведение изучает материальную продукцию, которой присущи две основные особенности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (т. е. должна быть кому-то нужна).
Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности). Таким образом, товар – материальная продукция, предназначенная для купли-продажи. Понятия «продукция» и «товар» различаются тем, что продукт становится товаром, будучи предложенным рынку. Согласно ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» товар - любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.
Товар – это сложное экономическое понятие и не менее сложный материальный объект. Товар представляет собой диалектическое единство меновой и потребительной стоимости.
Меновая стоимость характеризует товар с точки зрения его обмена на другие вещи в определенных пропорциях, т.е. меновая стоимость – это пропорции обмена. Меновая стоимость товара определяется общественно необходимым трудом, затраченным на его производство. Денежным выражением меновой стоимости является цена.
Потребительная стоимость – её следует рассматривать как полезность товара, т.е. способность удовлетворять определенные человеческие потребности. Потребительная стоимость присуща всем продуктам труда, но проявляется при потреблении или эксплуатации товара, так как лишь при эксплуатации или потреблении товара можно оценить его полезность. Термин эксплуатация относится к товарам, которые в процессе использования расходуют свой ресурс до наступления физического или морального износа (одежда, обувь, бытовая техника и др.). Термин потребление относится к товарам, которые в процессе использования расходуются сами (бензин, духи, стиральный порошок и др.).
Потребительную стоимость тоже можно измерить с помощью цены, которую может заплатить потребитель за удовлетворение своих потребностей, но она будет зависеть от многих субъективных и объективных факторов.
Товар как сложное понятие и не менее сложный материальный объект и, как носитель потребительной стоимости, составляет объект особой науки и научной дисциплины – товароведения. Каждый товар обладает множеством свойств. Однако его потребительную стоимость формируют свойства, которые обусловливают полезность. Эти свойства принято называть потребительскими.
Современная наука дает такое определение товароведения: Товароведение – наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости и факторах обеспечения этих характеристик.
Предмет товароведения. Предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров. Только потребительная стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Если потребительная стоимость товара не отвечает реальным запросам потребителей, то он не будет востребован, а, следовательно, не будет использован по назначению.
Потребности существенно зависят от уровня жизни населения и уровня потребления товаров. Чем выше эти характеристики, тем сложнее и разнообразнее потребности. Потребности являются категорией, используемой во многих науках: философии, физиологии, психологии, социологии, педагогике, товароведении и экономике. Потребности, удовлетворяемые непродовольственными товарами, подразделяются на физиологические, социальные и духовные.
Цель товароведения – изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.
Понятие об этапах товародвижения.
Прежде чем товар попадет к потребителю, он проходит несколько стадий, что составляет его жизненный цикл. В соответствии со стандартом Международной организации по стандартизации (ИСО) жизненный цикл продукции (ЖЦП) включает в себя 11 этапов: маркетинг, поиск и изучение рынка; проектирование и разработку технических требований; разработку продукции; материально-техническое снабжение; подготовку и разработку производственных процессов; производство; контроль, проведение испытаний и обследований; упаковку и хранение; реализацию и распределение продукции; монтаж и эксплуатацию; техническую помощь и обслуживание; утилизацию после использования. Эти этапы можно объединить в основные стадии жизненного цикла продукции: проектирование, изготовление, обращение, потребление или эксплуатация, утилизация.
Задачи товароведения. В современной экономике основными задачами товароведения являются:
-четкое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость;
- установление принципов и методов товароведения, обусловливающих его научные основы;
- систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;
-изучение свойств и показателей ассортимента товаров для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой организации;
-определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров;
-оценка качества товаров, в том числе импортных;
- определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий;
-обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;
- выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;
- установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработки мер по их предупреждению или снижению;
-информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя;
- товароведная характеристика конкретных товаров.