Тема: Проведение экспертизы и оценки качества круп.

Практическая работа №

Тема: Проведение экспертизы и оценки качества круп.

Цель: овладение умениями расшифровывать маркировку и входящие в ее состав информационные знаки;выбирать номенклатуру показателей, необходимых для оценки качества;определять их действительные значения и соответствие установленным требованиям;отбирать пробы и выборки из товарных партий;проводить оценку качества различными методами;определять градации качества;оценивать качество тары и упаковки;диагностировать дефекты товаров по внешним признакам;определять причины возникновения дефектов круп.

Формируемые:

ОК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качествОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК:

ПК 2.1. Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности.

ПК 2.2. Организовывать и проводить оценку качества товаров.

Требования к уровню подготовки для успешного освоения раздела ПМ 2:

должен уметь:

- расшифровывать маркировку товара и входящие в ее состав информационные знаки;

- выбирать номенклатуру показателей, необходимых для оценки качества;

- определять их действительные значения и соответствие установленным требованиям;

- отбирать пробы и выборки из товарных партий;

- проводить оценку качества различными методами;

- определять градации качества;

- оценивать качество тары и упаковки;

- диагностировать дефекты товаров по внешним признакам;

- определять причины возникновения дефектов;

должен знать:

- виды, формы и средства информации о товарах;

- правила маркировки товаров;

- правила отбора проб и выборок из товарных партий;

- факторы, обеспечивающие качество, оценку качества;

- требования действующих стандартов к качеству товаров однородных групп определенного класса;

- органолептические и инструментальные методы оценки качества;

- градации качества;

- требования к таре и упаковке;

- виды дефектов; причины их возникновения

Рекомендуемые информационные материалы:

Учебники:

1. Николаева М.А. Товарная экспертиза. – М.: Деловая литература, 2008

2. Справочник по товароведению продовольственных товаров/ под ред. Т.Г. Родина И ДР. -М. ;КолосС

3. ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза " О безопасности пищевой продукции"

4.ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза " Пищевая продукция в части её

маркировки"

5.Интернет-ресурсы:

· Каталог нормативных документов в области торговли

http://www.znaytovar.ru

· Центр нормативно-технической документации

www.ingénue.ru

Указания к работе:

Выполнив данную практическую работу, Вы сможете расшифровывать маркировку и входящие в ее состав информационные знаки;выбирать номенклатуру показателей, необходимых для оценки качества;определять их действительные значения и соответствие установленным требованиям;отбирать пробы из товарных партий;проводить оценку качества различными методами;определять градации качества;оценивать качество тары и упаковки;диагностировать дефекты круп по внешним признакам;определять причины их возникновения.

Ход работы

Задание № 1

Таблица 1.1.

Таблица 1.2.

Характеристика информационных знаков в маркировке круп.

Виды информационных знаков Характеристика информационных знаков
1 2
   

Задание № 2

Таблица 2.1.

Задание № 3

Повторите дефекты круп.

Порядок выполнения задания:

Повторите дефекты круп, используя учебники, справочную литературу,интернет-ресурсы, нормативные документы:

· Дефекты выявляемые органолептическими методами ;

· Дефекты выявляемые инструментальными методами;

1.Изученный материал оформите в виде таблицы:

Таблица 3.1.

Диагностика дефектов круп

Метод выявления дефекта Название дефекта Характеристика дефекта Причина возникновения Меры предупреждения
1 2 3 4 5
Органолептический Дефекты цвета Не свойственный виду крупы,обесцвечивание Не соблюдение условий и сроков хранения ,излишний доступ света Температура не выше 250С Влажность 60-70%. в хорошо вентилируемых затемнённых помещениях
  Дефекты запаха Посторонний запах, плесневый . затхлый Не соблюдение товарного соседства,санитарных норм и правил,влажностного и температурного режимов Проведение не раже 1раза в год дезинфекцию складских помещений.( уничтожение плесени, бакт. вирусов, устранение запахов)
Дефекты вкуса Кислый.горький, прогорклый Не соблюдение, температурного режимов, сроков хранения Сроки хранения круп: Пшеничная №1,2 - 16 мес. Пшеничная №3,4,5 - 14 мес. Манная - 10 мес. Гречневая ядрица - 20 мес. Гречневая продел - 18 мес. Рис шлифованный - 18мес. Рис дроблёный - 16
Заражённость вредителями хлебных запасов Наличие насекомых в крупе Нарушение санитарных норм и правил,влажностного и температурного режимов Соблюдение санитарных правил, дезинсекция складских помещений(уничтожение насекомых -бабочек огнёвок, хрущаков, долгоносиков)
Инструментальный Повышенная влажность крупы Влажность более 15% Нарушение технологии производства крупы, хранение при влажности в помещении более 70% Соблюдение технологии производства, условий хранения и транспортирование, контроль за данными процессами
Повышенн. содержан.металломагнитных примесей металломагнитных примесей более 3 мг на кг Использование устаревшего оборудования, нарушение технологии производства Модернизация производства, контроль за технологическими процессами.

Задание № 4

Освойте методы отбора проб круп.

Порядок выполнения задания:

Изучите нормативный документ устанавливающий правила приёмки и методы отбора проб от партии крупы.(ГОСТ36312.1)

· Партия крупы

· Отбор выборки

· Отбор точечных проб

· Составление объединённой пробы

· Выделение средней пробы из объединённой

· Выделение навесок

1.Дайте письменное(устное) определение выше перечисленнымпонятиям (ГОСТ 36312.1, пункт1.1, 1.3.,прил. 1.)

2.Решите ситуационную задачу:

В распределительный логистический торговый центр поступила партия риса шлифованного массой нетто 2 тонны в мешках по 50 кг. Для проверки соответствия качества крупы товароведу-эксперту необходимо отобрать пробы.

Рассчитайте размер выборки, точечных проб, а также объединённой, средней пробы и навески необходимых для проведения испытаний.

3.Алгоритм решения задачи:

· Количество упаковочных единиц в партии (N)

N=M:m,

где:M- масса партии,

m- масса упаковочной единицы.

N=2000 :50= 40 уп. ед.

В= 13 мешков

Т.п.-200 гр

О.п.-13*200=2600гр

С.п.-1600гр.

Н- 50 гр(цвет),20 г(запах),2гр(вкус). 50 гр (разварив)

· Размер выборки(В) см. ГОСТ "Правила приёмки",приложение 2

· Масса точечной пробы( Т.п.) см ГОСТ "Отбор проб"

· Масса объединённой пробы по формуле:О.п.=В*Т.п.

· Масса средней пробы (С.п.)см ГОСТ "Отбор проб

· Масса навески (Н) см. ГОСТ "Отбор проб"

Задание № 5

Проведите оценку качества круп и диагностику дефектов(при наличие) по внешним признакам, определите причины их возникновения.

Порядок выполнения задания:

Проведите органолептическую оценку качества и диагностику дефектовпо внешним признакам 1 натурального образцакруп на соответствие действующим нормативным документам, в следующей последовательности:

1. Выберите нормативные документы, необходимый для выполнения задания. Укажите номер и полное наименование НД.

2. Выберите номенклатуру потребительских свойств и показателей их определяющих.

3. Определите действительные значения показателей качества.

4. Сопоставьте действительные значения показателей качества с базовыми (регламентированными значениями стандартов).

5. Проведите диагностику дефектов (при наличие) по внешним признакам и определите причины их возникновения.

6. Установите градации качества,обосновав принятое решение ссылками на соответствующие статьи нормативного документа.

7. Результат представить в виде таблицы 5.1. и 5.2

Таблица 5.1.

Таблица 5.2.

Задание № 6

1.Для отработки инструментальных методов оценки качества круп решите ситуационную задачу:

· Определите товарный сорт рисовой крупы, если в отобранной из среднего образца навески массой 25 грамм обнаружено содержание нешелушёных зерен-0,045гр; минеральных примесей – 0,0125 гр, дроблёного риса-2,5гр. Возможно ли реализация данной крупы, если в маркировке и сопроводительных документах указан высший сорт. Можно ли предъявить претензии поставщику и на каком основании если будет выявлено не соответствие сорту.?

2. Алгоритм решения задачи.

· Расчёт содержания дефектной крупы в навеске:

Х =( m : n) * 100%,

где m- масса дефектных зёрен (кг. , гр.)

n- масса навески (кг. ,гр.)

При решении этой задачи следует учесть, что необходимо рассчитать, два определяющих сорт крупы показателя :

· Процент доброкачественного ядра =100% - % примесей

· Процент примесей = % сорной и прочих примесей (кроме дроблённого и др. ограниченно допускаемых примесей) + % допускаемых примесей сверх установленных стандартом норм.

После определения товарного сорта по указанным определяющим показателям проверяется соответствие фактического каждой обнаруженной разновидности примесей с регламентированном стандартом значением этого показателя. Если бы хотя бы по одному из показателей обнаруживается несоответствие сорту указанного в маркировке и сопроводительных документах, то сорт снижается или крупа признаётся несоответствующей требованием стандартов.

3. После решения задачи заполните таблицу, сделайте соответствующие выводы.

Таблица 6.1.

Решение ситуационной задачи

Наименование показателей качества Действительные значения показателей качества Действительные значения показателей поГОСТ-6292"Крупа рисовая. Технические условия" Заключение о качестве по каждому показателю
Гр. % экстра В/сорт 1 сорт 2 сорт 3 сорт
1.Доброкачественное ядро, 99,77 99,7% не менее 99,7% не менее 99,4% не менее 99,1% не менее 99,0% не менее Экстра
В том числе дроблённый рис 2,5 4,0% не более 4,0% не более 9,0% не более 13,0% не более 25,0% не более 2 сорт
2.Нешелушёные зёрна 0,045 0,18 Не допускаются 0,2% не более 0,3% не более 0,3% не более 1 сорт
3. Сорная примесь, в том числе: минеральная примесь 0,0125 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 стандарт

Вывод: Данная крупа не соответствует сорту указанного в маркировке и сопроводительных документах. Реализация возможна только вторым сортом, необходимо сделать перемаркировку. Претензию поставщику предъявить можно, так как это связано с технологическими процессами производства крупы.

Критерии оценки практической работы:

«зачтено»:

- выполнение заданий в полном объеме;

- точность и правильность расшифровки маркировки и входящих в ее состав информационных знаков;

- полная точность и правильность идентификации товара по ассортиментной принадлежности;

- точность и правильность оценки качества товаров, тары и упаковки;

- точность и правильность определения видов дефектов товара и упаковки, степени их значимости и причин возникновения.

«не зачтено»

- выполнение заданий не в полном объеме;

- не правильность расшифровки маркировки и входящих в ее состав информационных знаков;

- не правильность идентификации товара по ассортиментной принадлежности;

- не точность и не правильность оценки качества товаров, тары и упаковки органолептическими и инструментальными методами.

- не точность и не правильность определения видов дефектов круп, степени их значимости и причин возникновения.

Преподаватель ____________________ Л.А.Шалагина.

Методист ____________________ С.В.Крюкова

Практическая работа №

Тема: Проведение экспертизы и оценки качества круп.

Цель: овладение умениями расшифровывать маркировку и входящие в ее состав информационные знаки;выбирать номенклатуру показателей, необходимых для оценки качества;определять их действительные значения и соответствие установленным требованиям;отбирать пробы и выборки из товарных партий;проводить оценку качества различными методами;определять градации качества;оценивать качество тары и упаковки;диагностировать дефекты товаров по внешним признакам;определять причины возникновения дефектов круп.

Формируемые:

ОК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качествОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК:

ПК 2.1. Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности.

ПК 2.2. Организовывать и проводить оценку качества товаров.

Требования к уровню подготовки для успешного освоения раздела ПМ 2:

должен уметь:

- расшифровывать маркировку товара и входящие в ее состав информационные знаки;

- выбирать номенклатуру показателей, необходимых для оценки качества;

- определять их действительные значения и соответствие установленным требованиям;

- отбирать пробы и выборки из товарных партий;

- проводить оценку качества различными методами;

- определять градации качества;

- оценивать качество тары и упаковки;

- диагностировать дефекты товаров по внешним признакам;

- определять причины возникновения дефектов;

должен знать:

- виды, формы и средства информации о товарах;

- правила маркировки товаров;

- правила отбора проб и выборок из товарных партий;

- факторы, обеспечивающие качество, оценку качества;

- требования действующих стандартов к качеству товаров однородных групп определенного класса;

- органолептические и инструментальные методы оценки качества;

- градации качества;

- требования к таре и упаковке;

- виды дефектов; причины их возникновения

Рекомендуемые информационные материалы:

Учебники:

1. Николаева М.А. Товарная экспертиза. – М.: Деловая литература, 2008

2. Справочник по товароведению продовольственных товаров/ под ред. Т.Г. Родина И ДР. -М. ;КолосС

3. ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза " О безопасности пищевой продукции"

4.ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза " Пищевая продукция в части её

маркировки"

5.Интернет-ресурсы:

· Каталог нормативных документов в области торговли

http://www.znaytovar.ru

· Центр нормативно-технической документации

www.ingénue.ru

Указания к работе:

Выполнив данную практическую работу, Вы сможете расшифровывать маркировку и входящие в ее состав информационные знаки;выбирать номенклатуру показателей, необходимых для оценки качества;определять их действительные значения и соответствие установленным требованиям;отбирать пробы из товарных партий;проводить оценку качества различными методами;определять градации качества;оценивать качество тары и упаковки;диагностировать дефекты круп по внешним признакам;определять причины их возникновения.

Ход работы

Задание № 1

Наши рекомендации