Тема: Проведение экспертизы и оценки качества круп.
Практическая работа №
Тема: Проведение экспертизы и оценки качества круп.
Цель: овладение умениями расшифровывать маркировку и входящие в ее состав информационные знаки;выбирать номенклатуру показателей, необходимых для оценки качества;определять их действительные значения и соответствие установленным требованиям;отбирать пробы и выборки из товарных партий;проводить оценку качества различными методами;определять градации качества;оценивать качество тары и упаковки;диагностировать дефекты товаров по внешним признакам;определять причины возникновения дефектов круп.
Формируемые:
ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качествОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК:
ПК 2.1. Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности.
ПК 2.2. Организовывать и проводить оценку качества товаров.
Требования к уровню подготовки для успешного освоения раздела ПМ 2:
должен уметь:
- расшифровывать маркировку товара и входящие в ее состав информационные знаки;
- выбирать номенклатуру показателей, необходимых для оценки качества;
- определять их действительные значения и соответствие установленным требованиям;
- отбирать пробы и выборки из товарных партий;
- проводить оценку качества различными методами;
- определять градации качества;
- оценивать качество тары и упаковки;
- диагностировать дефекты товаров по внешним признакам;
- определять причины возникновения дефектов;
должен знать:
- виды, формы и средства информации о товарах;
- правила маркировки товаров;
- правила отбора проб и выборок из товарных партий;
- факторы, обеспечивающие качество, оценку качества;
- требования действующих стандартов к качеству товаров однородных групп определенного класса;
- органолептические и инструментальные методы оценки качества;
- градации качества;
- требования к таре и упаковке;
- виды дефектов; причины их возникновения
Рекомендуемые информационные материалы:
Учебники:
1. Николаева М.А. Товарная экспертиза. – М.: Деловая литература, 2008
2. Справочник по товароведению продовольственных товаров/ под ред. Т.Г. Родина И ДР. -М. ;КолосС
3. ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза " О безопасности пищевой продукции"
4.ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза " Пищевая продукция в части её
маркировки"
5.Интернет-ресурсы:
· Каталог нормативных документов в области торговли
http://www.znaytovar.ru
· Центр нормативно-технической документации
www.ingénue.ru
Указания к работе:
Выполнив данную практическую работу, Вы сможете расшифровывать маркировку и входящие в ее состав информационные знаки;выбирать номенклатуру показателей, необходимых для оценки качества;определять их действительные значения и соответствие установленным требованиям;отбирать пробы из товарных партий;проводить оценку качества различными методами;определять градации качества;оценивать качество тары и упаковки;диагностировать дефекты круп по внешним признакам;определять причины их возникновения.
Ход работы
Задание № 1
Таблица 1.1.
Таблица 1.2.
Характеристика информационных знаков в маркировке круп.
Виды информационных знаков | Характеристика информационных знаков |
1 | 2 |
Задание № 2
Таблица 2.1.
Задание № 3
Повторите дефекты круп.
Порядок выполнения задания:
Повторите дефекты круп, используя учебники, справочную литературу,интернет-ресурсы, нормативные документы:
· Дефекты выявляемые органолептическими методами ;
· Дефекты выявляемые инструментальными методами;
1.Изученный материал оформите в виде таблицы:
Таблица 3.1.
Диагностика дефектов круп
Метод выявления дефекта | Название дефекта | Характеристика дефекта | Причина возникновения | Меры предупреждения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Органолептический | Дефекты цвета | Не свойственный виду крупы,обесцвечивание | Не соблюдение условий и сроков хранения ,излишний доступ света | Температура не выше 250С Влажность 60-70%. в хорошо вентилируемых затемнённых помещениях |
Дефекты запаха | Посторонний запах, плесневый . затхлый | Не соблюдение товарного соседства,санитарных норм и правил,влажностного и температурного режимов | Проведение не раже 1раза в год дезинфекцию складских помещений.( уничтожение плесени, бакт. вирусов, устранение запахов) | |
Дефекты вкуса | Кислый.горький, прогорклый | Не соблюдение, температурного режимов, сроков хранения | Сроки хранения круп: Пшеничная №1,2 - 16 мес. Пшеничная №3,4,5 - 14 мес. Манная - 10 мес. Гречневая ядрица - 20 мес. Гречневая продел - 18 мес. Рис шлифованный - 18мес. Рис дроблёный - 16 | |
Заражённость вредителями хлебных запасов | Наличие насекомых в крупе | Нарушение санитарных норм и правил,влажностного и температурного режимов | Соблюдение санитарных правил, дезинсекция складских помещений(уничтожение насекомых -бабочек огнёвок, хрущаков, долгоносиков) | |
Инструментальный | Повышенная влажность крупы | Влажность более 15% | Нарушение технологии производства крупы, хранение при влажности в помещении более 70% | Соблюдение технологии производства, условий хранения и транспортирование, контроль за данными процессами |
Повышенн. содержан.металломагнитных примесей | металломагнитных примесей более 3 мг на кг | Использование устаревшего оборудования, нарушение технологии производства | Модернизация производства, контроль за технологическими процессами. | |
Задание № 4
Освойте методы отбора проб круп.
Порядок выполнения задания:
Изучите нормативный документ устанавливающий правила приёмки и методы отбора проб от партии крупы.(ГОСТ36312.1)
· Партия крупы
· Отбор выборки
· Отбор точечных проб
· Составление объединённой пробы
· Выделение средней пробы из объединённой
· Выделение навесок
1.Дайте письменное(устное) определение выше перечисленнымпонятиям (ГОСТ 36312.1, пункт1.1, 1.3.,прил. 1.)
2.Решите ситуационную задачу:
В распределительный логистический торговый центр поступила партия риса шлифованного массой нетто 2 тонны в мешках по 50 кг. Для проверки соответствия качества крупы товароведу-эксперту необходимо отобрать пробы.
Рассчитайте размер выборки, точечных проб, а также объединённой, средней пробы и навески необходимых для проведения испытаний.
3.Алгоритм решения задачи:
· Количество упаковочных единиц в партии (N)
N=M:m,
где:M- масса партии,
m- масса упаковочной единицы.
N=2000 :50= 40 уп. ед.
В= 13 мешков
Т.п.-200 гр
О.п.-13*200=2600гр
С.п.-1600гр.
Н- 50 гр(цвет),20 г(запах),2гр(вкус). 50 гр (разварив)
· Размер выборки(В) см. ГОСТ "Правила приёмки",приложение 2
· Масса точечной пробы( Т.п.) см ГОСТ "Отбор проб"
· Масса объединённой пробы по формуле:О.п.=В*Т.п.
· Масса средней пробы (С.п.)см ГОСТ "Отбор проб
· Масса навески (Н) см. ГОСТ "Отбор проб"
Задание № 5
Проведите оценку качества круп и диагностику дефектов(при наличие) по внешним признакам, определите причины их возникновения.
Порядок выполнения задания:
Проведите органолептическую оценку качества и диагностику дефектовпо внешним признакам 1 натурального образцакруп на соответствие действующим нормативным документам, в следующей последовательности:
1. Выберите нормативные документы, необходимый для выполнения задания. Укажите номер и полное наименование НД.
2. Выберите номенклатуру потребительских свойств и показателей их определяющих.
3. Определите действительные значения показателей качества.
4. Сопоставьте действительные значения показателей качества с базовыми (регламентированными значениями стандартов).
5. Проведите диагностику дефектов (при наличие) по внешним признакам и определите причины их возникновения.
6. Установите градации качества,обосновав принятое решение ссылками на соответствующие статьи нормативного документа.
7. Результат представить в виде таблицы 5.1. и 5.2
Таблица 5.1.
Таблица 5.2.
Задание № 6
1.Для отработки инструментальных методов оценки качества круп решите ситуационную задачу:
· Определите товарный сорт рисовой крупы, если в отобранной из среднего образца навески массой 25 грамм обнаружено содержание нешелушёных зерен-0,045гр; минеральных примесей – 0,0125 гр, дроблёного риса-2,5гр. Возможно ли реализация данной крупы, если в маркировке и сопроводительных документах указан высший сорт. Можно ли предъявить претензии поставщику и на каком основании если будет выявлено не соответствие сорту.?
2. Алгоритм решения задачи.
· Расчёт содержания дефектной крупы в навеске:
Х =( m : n) * 100%,
где m- масса дефектных зёрен (кг. , гр.)
n- масса навески (кг. ,гр.)
При решении этой задачи следует учесть, что необходимо рассчитать, два определяющих сорт крупы показателя :
· Процент доброкачественного ядра =100% - % примесей
· Процент примесей = % сорной и прочих примесей (кроме дроблённого и др. ограниченно допускаемых примесей) + % допускаемых примесей сверх установленных стандартом норм.
После определения товарного сорта по указанным определяющим показателям проверяется соответствие фактического каждой обнаруженной разновидности примесей с регламентированном стандартом значением этого показателя. Если бы хотя бы по одному из показателей обнаруживается несоответствие сорту указанного в маркировке и сопроводительных документах, то сорт снижается или крупа признаётся несоответствующей требованием стандартов.
3. После решения задачи заполните таблицу, сделайте соответствующие выводы.
Таблица 6.1.
Решение ситуационной задачи
Наименование показателей качества | Действительные значения показателей качества | Действительные значения показателей поГОСТ-6292"Крупа рисовая. Технические условия" | Заключение о качестве по каждому показателю | |||||
Гр. | % | экстра | В/сорт | 1 сорт | 2 сорт | 3 сорт | ||
1.Доброкачественное ядро, | 99,77 | 99,7% не менее | 99,7% не менее | 99,4% не менее | 99,1% не менее | 99,0% не менее | Экстра | |
В том числе дроблённый рис | 2,5 | 4,0% не более | 4,0% не более | 9,0% не более | 13,0% не более | 25,0% не более | 2 сорт | |
2.Нешелушёные зёрна | 0,045 | 0,18 | Не допускаются | 0,2% не более | 0,3% не более | 0,3% не более | 1 сорт | |
3. Сорная примесь, в том числе: минеральная примесь | 0,0125 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | стандарт |
Вывод: Данная крупа не соответствует сорту указанного в маркировке и сопроводительных документах. Реализация возможна только вторым сортом, необходимо сделать перемаркировку. Претензию поставщику предъявить можно, так как это связано с технологическими процессами производства крупы.
Критерии оценки практической работы:
«зачтено»:
- выполнение заданий в полном объеме;
- точность и правильность расшифровки маркировки и входящих в ее состав информационных знаков;
- полная точность и правильность идентификации товара по ассортиментной принадлежности;
- точность и правильность оценки качества товаров, тары и упаковки;
- точность и правильность определения видов дефектов товара и упаковки, степени их значимости и причин возникновения.
«не зачтено»
- выполнение заданий не в полном объеме;
- не правильность расшифровки маркировки и входящих в ее состав информационных знаков;
- не правильность идентификации товара по ассортиментной принадлежности;
- не точность и не правильность оценки качества товаров, тары и упаковки органолептическими и инструментальными методами.
- не точность и не правильность определения видов дефектов круп, степени их значимости и причин возникновения.
Преподаватель ____________________ Л.А.Шалагина.
Методист ____________________ С.В.Крюкова
Практическая работа №
Тема: Проведение экспертизы и оценки качества круп.
Цель: овладение умениями расшифровывать маркировку и входящие в ее состав информационные знаки;выбирать номенклатуру показателей, необходимых для оценки качества;определять их действительные значения и соответствие установленным требованиям;отбирать пробы и выборки из товарных партий;проводить оценку качества различными методами;определять градации качества;оценивать качество тары и упаковки;диагностировать дефекты товаров по внешним признакам;определять причины возникновения дефектов круп.
Формируемые:
ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качествОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК:
ПК 2.1. Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности.
ПК 2.2. Организовывать и проводить оценку качества товаров.
Требования к уровню подготовки для успешного освоения раздела ПМ 2:
должен уметь:
- расшифровывать маркировку товара и входящие в ее состав информационные знаки;
- выбирать номенклатуру показателей, необходимых для оценки качества;
- определять их действительные значения и соответствие установленным требованиям;
- отбирать пробы и выборки из товарных партий;
- проводить оценку качества различными методами;
- определять градации качества;
- оценивать качество тары и упаковки;
- диагностировать дефекты товаров по внешним признакам;
- определять причины возникновения дефектов;
должен знать:
- виды, формы и средства информации о товарах;
- правила маркировки товаров;
- правила отбора проб и выборок из товарных партий;
- факторы, обеспечивающие качество, оценку качества;
- требования действующих стандартов к качеству товаров однородных групп определенного класса;
- органолептические и инструментальные методы оценки качества;
- градации качества;
- требования к таре и упаковке;
- виды дефектов; причины их возникновения
Рекомендуемые информационные материалы:
Учебники:
1. Николаева М.А. Товарная экспертиза. – М.: Деловая литература, 2008
2. Справочник по товароведению продовольственных товаров/ под ред. Т.Г. Родина И ДР. -М. ;КолосС
3. ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза " О безопасности пищевой продукции"
4.ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза " Пищевая продукция в части её
маркировки"
5.Интернет-ресурсы:
· Каталог нормативных документов в области торговли
http://www.znaytovar.ru
· Центр нормативно-технической документации
www.ingénue.ru
Указания к работе:
Выполнив данную практическую работу, Вы сможете расшифровывать маркировку и входящие в ее состав информационные знаки;выбирать номенклатуру показателей, необходимых для оценки качества;определять их действительные значения и соответствие установленным требованиям;отбирать пробы из товарных партий;проводить оценку качества различными методами;определять градации качества;оценивать качество тары и упаковки;диагностировать дефекты круп по внешним признакам;определять причины их возникновения.
Ход работы
Задание № 1