Органы и службы стандартизации рф.
3.2.Органы и службы стандартизации Российской Федерации
Органы и службы стандартизации – организации, учреждения, объеди-
нения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуще-
ствление работ по стандартизации или выполнение определенных функций
по стандартизации.
Органы постандартизации – это органы, признанные на определен-
ном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по
стандартизации.
Организацию работ по стандартизации осуществляет национальный
орган по стандартизации Российской Федерации (далее – национальный ор-
ган по стандартизации). Правительство Российской Федерации определяет
орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа по
стандартизации.
Функции национального органа по стандартизации возложены Прави-
тельством Российской Федерации на Федеральное агентство по техническо-
му регулированию и метрологии [22].
Национальный орган по стандартизации выполняет следующие функции:
утверждение национальных стандартов;
принятие программ разработки национальных стандартов;
организацию экспертизы проектов национальных стандартов;
обеспечение соответствия национальной системы стандартизации
интересам национальной экономики, состоянию материально-технической
базы и научно-техническому прогрессу;
осуществление учета национальных стандартов, правил стандартиза-
ции, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности за-
интересованным лицам;
создание технических комитетов по стандартизации и координацию
их деятельности;
организацию опубликования национальныхстандартов и их распро-
странение;
участие в соответствии с уставами международных организаций
в разработке международных стандартов и обеспечение учета интересов
Российской Федерации при их принятии;
утверждение изображения знака соответствия национальнымстандартам;
представление Российской Федерации в международных организаци-
ях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
осуществляет свои функции непосредственно и через созданныеим органы.
К территориальным органам Госстандарта относятся центры стандартизации
и метрологии (ЦСМ), число которых на территории РФ равно 99 (например,
в Москве, Санкт-Петербурге, в других центрах экономических районов:
в Нижнем Новгороде – Верхневолжский ЦСМ, в Екатеринбурге – Уральский
ЦСМ, в Красноярске – Красноярский ЦСМ).
Как указывалось выше, любой стандарт – продукт согласованного мне-
ния всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача
технического комитета заключается в обеспечении «круглого стола» участ-
ников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих ТК включают
представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей
(заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтере-
сованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специали-
стов в конкретной области. ТК несут ответственность за качество и сроки
разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим
законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ.
Укажем для примера структуру и состав некоторых ТК.
В ТК 389 «Оценка имущества» действуют подкомитеты (ПК):
ПК 1 «Общие принципы и терминология»; ПК 2 «Оценка недвижимого иму-
щества»; ПК 3 «Оценка движимого имущества»;ПК 4 «Оценка действу-
ющего предприятия»; ПК 5 «Оценка нематериальных благ».
В составе ТК 347 «Услуги торговли и общественного питания» два
подкомитета: ПК 1 «Услуги торговли», ПК 2 «Услуги общественного пита-
ния». В состав ПК 1, например, входят представители: Министерства эконо-
мического развития и торговли Российской Федерации, в частности Управ-
ления внутренней торговли и общественного питания Госстандарта России;
Центросоюза; Департамента потребительских рынка и услуг Правительства
г. Москвы; научно-исследовательских организаций, вузов, торговых органи-
заций.
Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях
народного хозяйства в необходимых случаях создают подразделения (служ-
бы) стандартизации министерств (и других органов государственного управ-
ления) и головные организации по стандартизации из числа организаций
с высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях
науки и техники.
Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за
организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации в этих
предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандарти-
зации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследова-
тельские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.
В перспективе функции национального органа по стандартизации
предполагается с учетом зарубежного опыта передать негосударственной ор-
ганизации – «некоммерческому партнерству».
В промышленно развитых странах-членах ЕС, прежде всего Ве-
ликобритании, Германии, Франции, функционируют такие национальные ор-
ганы по стандартизации, как Британский институт стандартов – В81; Немец-
кий институт стандартов – БШ; Французская ассоциация по стандартизации –
АРЖЖ. Все названные зарубежные организации носят некоммерческий ха-
рактер. Членство в них не ограничено: сюда входят представители государ-
ственных организаций и фирм, разработчики и потребители нормативных
документов. Например, В81 сплотила свыше 15 тыс. специалистов, АРИОК –
более 3 тыс., БПЧ – около 2 тыс.
Участие государства в деятельности этих организаций регламентиро-
вано соответствующими документами (меморандумом, договором). Напри-
мер, в меморандуме о взаимопонимании между правительством Великобри-
тании и Британским институтом стандартов указывается на необходимость
установления жесткой государственной политики в «определенных областях
стандартизации», ибо частный бизнес, отстаивая свои «кровные» интересы,
сбивается в картели и диктует стране собственную политику в ущерб обще-
национальным интересам.
Одним из составных элементов подобных договоров являются сле-
дующие обязательства правительств стран: использовать добровольные стан-
дарты при формировании государственных заказов на поставку продукции;
делать ссылки на национальные стандарты в различных государственных
программах (программах обязательного кредитования, обязательного страхо-
вания и пр.).
Бюджет большинства национальных органов по стандартизации скла-
дывается из правительственных субсидий (например, во Франции – более 20 %
от требуемого объема, в Германии – 15 %); различных статей доходов –
членских взносов, реализации стандартов, организации платного обучения,
консультаций (в сфере стандартизации, аккредитации, оценки соответствия ).
Кстати, последняя статья составляет примерно 30–40 % бюджета националь-
ных органов по стандартизации ведущих стран-членов международной орга-
низации по стандартизации (ИСО). В 13 % стран-членов ИСО национальные
организации по стандартизации находятся на полном самофинансировании.