Разработка национальных стандартов.
1. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов (далее — НС).
2. Технический комитет по стандартизации определяет заказчика разработки национального стандарта и непосредственного разработчика стандарта.
3. Разработчик стандарта организует уведомление о разработке НС. Разработчик НС обеспечивает доступность проекта НС заинтересованным лицам для ознакомления.
4. Разработчик дорабатывает проект НС с учетом полученных замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта. Срок публичного обсуждения проекта НС не может быть менее чем два месяца.
5. Проект НС одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний представляется в Технический комитет (ТК) по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта.
По результатам экспертизы ТК готовит предложение об утверждении или отклонении проекта НС. Данное предложение направляется национальному органу по стандартизации, который на основе представленных ТК документов принимает решение.
Уведомление об утверждении ПС подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение 30 дней со дня утверждения.
6. Национальный орган по стандартизации утверждает и публикует в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в упомянутой выше информационной системе перечень НС, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований ТР.
Применение национальных стандартов.
Применение национального стандарта — это использование указанного нормативного документа в различных видах деятельности (например, в производстве, торговле), а также в качестве доказательной базы ТР. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.
Знак соответствия является формой доведения до приобретателей и других заинтересованных сторон информации о соответствии конкретной продукции требованиям национальных стандартов на эту продукцию.
Применением знака соответствия национальному стандарту является маркирование им непосредственно продукции, тары, упаковки, товарно-сопроводительной документации, прилагаемой к продукции, поступающей к приобретателю при реализации.
Случаи, когда применение национальных стандартов или их отдельных положений становится обязательным.
1. Требования, закрепленные в национальных стандартах на продукцию, обязательны к применению, если они установлены в целях защиты жизни или здоровья граждан; защиты имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны жизни или здоровья животных и растений.
2. Для всех субъектов хозяйственной деятельности, если это предусмотрено в ТР или других нормативных правовых документах (дающих ссылки на национальные стандарты).
3. Если национальные стандарты содержат правила и методы испытаний, необходимые для исполнения принятого ТР и осуществления оценки соответствия.
4. Для участников соглашения (контракта, договора) относительно разработки, изготовления или снабжения продукцией, если приводится ссылка на национальные стандарты.
5. Если продукция, изготовленная по требованиям национального стандарта, поставляется для государственных нужд.
6. Если национальные стандарты по метрологии применяются для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования.
Стандарты организаций.
Стандарты организации (СТО), в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, объединений юридических лиц, могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для целей, указанных в ФЗ о техническом регулировании.
СТО применяются для:
а) совершенствования производства;
б) обеспечения качества продукции (выполнения работ, оказания услуг);
в) распространения и использования результатов исследований (испытаний) и разработок в разных областях знаний.
Кроме того, СТО могут разрабатываться для обеспечения соблюдения следующих документов: технических регламентов, российских национальных стандартов, международных и региональных стандартов, национальных стандартов других стран, стандартов зарубежных фирм.
Стандарты организации могут распространяться на внутренние и внешние объекты.
Внутренними объектами могут быть технические (составные части проектируемой и разрабатываемой продукции, техническая оснастка и инструмент, методы контроля продукции) и управленческие, в частности процессы менеджмента на отдельных стадиях жизненного цикла продукции.
Объектами "внешнего" СТО могут быть: продукция, создаваемая и поставляемая данной организацией на внутренний и внешний рынки; закупаемая продукция; оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами (контрактами).
По сравнению с национальными стандартами СТО являются более мобильными в части применения повышенных показателей качества и новых международных стандартов. Именно изготовители-лидеры устанавливают в своих стандартах нормы, превышающие требования национальных стандартов, не дожидаясь, когда "подтянутся" другие предприятия отрасли.
Требования к разрабатываемым стандартам.
Разработку СТО осуществляют с учетом в качестве основополагающих национальных стандартов и стандартов на продукцию. Перед утверждением "внешних" СТО проводят на добровольной основе их экспертизу силами самой организации или специализированной организации.
Добровольность согласования проектов СТО вызвана тем, что они являются непубличными документами и могут содержать фирменные секреты. СТО утверждают, как правило, без ограничения срока действия. СТО не должны противоречить требованиям TP, а также национальных стандартов, разработанных для содействия соблюдению требований ТР.