Соотношение понятий «измерение», «испытание», «контроль»
Термин | Цель | Качество | Показатель точности |
Измерение | Определение значения величины (параметра) | Степень близости результатов измерения действительному значению | Погрешность измерения |
Испытание | То же, при заданных режимах и воздействущих факторах, определяющих значение ыеличины (параметра) | То же, при заданных режимов испытания и воздействующих факторах | |
Контроль | Установление фактах нахождения величины (параметра) в заданном допуске при заданных режимах испытания и воздействующих факторах | Степень достоверности нахождения параметра в допустимых пределах | Вероятность ошибок I и II рода с учетом |
Задача испытания – получение количественных или качественных оценок характеристик продукции, т.е. оценивание способности выполнять требуемые функции в заданных условиях. Эта задача решается в испытательных лабораториях, ее решением является подготовленный протокол испытаний с указанием параметров продукции. Задача контроля – установление соответствия характеристик продукции заданным в нормативных документах требованиям, в том числе и по результатам испытаний. Поэтому задачу контроля можно назвать задачей экспертной оценки.
Контроль объектов (ри.13) или стадий процесса производства может быть: летучим – срок проведения его не регламентирован; периодическим – проводится через определенный промежуток времени (часы, сутки, месяцы); непрерывным – ведется непрерывно (постоянно). В зависимости от средств контроля различают контроль: визуальный – когда объект контроля подвергается осмотру и определяется его соответствие требованиям НТД (все ли операции выполнены, наличие маркировки, сопроводительной документации); органолептический – субъективный метод контроля проводимый специалистами-экспертами (оценка в баллах); инструментальный – контроль осуществляемый при помощи измерительного инструмента, калибров, приборов, стендов, испытательных машин и др. Последний вид контроля может быть ручным, автоматизированным и автоматическим. При ручном контроле используется ручной измерительный инструмент (штангенциркули, микрометры, калибры, скобы, индикаторы и т.д.). Данный контроль весьма субъективен: даже при сплошном контроле вручную обнаруживается лишь 2-4% дефектных деталей. Автоматизированный контроль связан с использованием специальных средств, позволяющих исключить субъективизм при измерении. Наиболее прогрессивным является автоматический контроль , т.е. при изготовлении деталей и узлов встраиваются автоматические средства контроля, с помощью которых осуществляют непрерывный контроль. Этот вид контроля широко применяется при производстве подшипников качения.
Испытания продукции- этот разновидность контроля, поэтому им также присущ системный подход. В систему испытаний входят следующие основные элементы: объект (изделие, продукция), категория испытания, средства для проведения испытаний и замеров (испытательное оборудование и поверочные или регистрирующие средства), исполнитель испытания, нормативно-техническая документация на испытания (программа, методики).
К настоящему времени в промышленности накоплен большой опыт применения статистичестического контроля и регулирования качества продукции и технологических процессов. Применение методов статистического контроля и анализа в процессе сертификации обусловлено всеобщим признанием этих инструментов в обеспечении качества продукции и услуг. Все методы статистического анализа, применяемые для целей сертификации, условно можно разделить на две группы. Первая группа – методы статистического приемочного контроля – используется для оценки соответствия продукции требованиям нормативных документов. Вторая группа – методов статистического регулирования качества технологических процессов – используется органами по сертификации и испытательными лабораториями для управления внутренними рабочими процедурами, а также на предприятиях при подготовке к сертификации систем качества и производств. Под статистическим приемочным контролем качества продукции понимаютвыборочный контроль, основанный на применении методов математической статистики для проверки соответствия качества продукции установленным требованиям. Основная идея такого контроля состоит в том, что о качестве контролируемой партии продукции судят по выборочным характеристикам, определяемым по малой выборке из этой партии. Различают приемочный контроль по качественному и количественному признакам. При контроле по качественному признаку каждую проверяемую единицу продукции относят определенной группе, а последующее решение принимают в зависимости от соотношения чисел ее единиц, оказавшихся в разных группах. Обычно рассматривают лишь две группы (категории): годные и дефектные единицы продукции. В данном случае контроль называется альтернативным. При контроле по количественному признаку определяют значение одного или нескольких параметров единиц продукции, а последующее решение принимают в зависимости от этих значений. Для организации приемочного контроля необходимо задать, контрольные нормативы, т.е. критерии для принятия решения по результатам контроля (приемочное число, браковочное число), и решающие, т.е. указания, предназначенные для принятия решений относительно приемки партии продукции по результатам ее контроля. Наибольшее распространение на практике получили три вида приемочного контроля: одноступенчатый – решение о принятии или заброковании партии продукции принимают по результатам контроля только одной выборки или пробы; многоступенчатый – решение о принятии или заброковании партии принимается на основании последовательных испытаний k выборок ли проб, причем максимальное их количество установлено заранее (обычно); последовательный – решение о принятий партии, забраковании или продолжении испытаний принимается после оценки каждой последовательно проверяемой единицы продукции (выборки ли пробы).
Контрольные вопросы:
- В чем состоит задачи измерений, испытаний и контроля продукции.
- Характеристика применяемых при сертификации видов контроля .
- Статистические методы контроля качества продукции и процессов.
- Цель и виды приемочного контроля.
Лекция 13.
Стандарты на продукцию, системы качества, услуги и персонала имеют специфические особенности, которые должны учтены при их разработке и применение. Стандарты на продукцию, подлежащую сертификации в общем случае содержат
- термины и определения;
- область распространения требований;
- требования к состоянию продукции, состав и значения показателей (характеристик) этого составления, включая требования к составным частям и материалам, поставляемых контроля;
- требования к методам испытаний;
- требования к стабильности (однородности) конечной продукции, условия их обеспечения и контроля в процессе производства, решающие правила, в том числе для инспекционного контроля;
- требования к маркировке продукции (товарной сопроводительной и эксплуатационной документации) знаком соответствия.
Стандартизация услуг обусловлена следующими их особенностями:
- потребитель может быть лично объектом услуги (нематериальной) либо непосредственно участвовать в процессе оказания услуги;
- исполнение услуг может иметь индивидуальный характер;
- важное значение имеет оценка результата услуги потребителя;
- должно учитываться воздействие условий обслуживания на потребителя и др.
Поэтому для услуг необходим большой комплекс основополагающих стандартов, а также стандартов на общие технические условия и требования, на процессы и методы контроля, на предприятия и персонала. Стандарты на услуги должны содержать требования к группам однородных услуг или конкретному виду услуги. Стандарты на процесса регламентируют основные требования к технологии (методам, способам, приемам, режимы, и нормам) исполнение различных услуг на всех этапах их жизненного цикла (проектирование, маркетинг, исполнение, обслуживание, информармирование и др.). Стандарты на методы оценки (проверки, контроля) качества услуг практически отсутствуют. Поэтому необходимо сначала разработать основополагающий стандарт. А затем комплекс стандартов по группам однородных услуг. Основными методами оценки и проверки качества нематериальных услуг являются социологические и экспертные, а материальные – расчетно-аналитические, органолептические, инструментальные. Пока ни те, ни другие не наши должного применения в оценке качества услуг и не стандартизованы. Стандарты на предприятия содержат требования к предприятиям однородных услуг и их классификацию, на персонал – требования к обслуживающему и производственному персоналу.
Стандарты на услуги, подлежащие сертификации, должны содержать требования по показателям качества. Международный стандарт ИСО 9004.2 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Часть 2: Руководящие указания по услугам» выделяет две группы характеристик качества:
1) количественные – время ожидания услуги; время представления услуги; характеристики оборудования, инструмента, материалов; надежность; точность исполнения; полнота услуги; безопасность; уровень автоматизации, механизации;
2) Качественные – вежливость; чуткость; компетентность; доступность персонала; доверие персоналу; уровень мастерства; комфорт и эстетика; эффективность контактов исполнителя и клиента.
Стандарты на органы оценки соответствия. Обеспечение доверия и взаимное признание сертификации на национальном и международном уровнях базируются на единстве требований не только к методам оценки соответствия, но и к органам, которые их проводят . Эти требования устанавливаются в специальных стандартах и проверяются при аккредитации. В общем случае различают три группы нормативных документов на органы сертификации, аккредитации и ИЛ: стандарты, устанавливающие критерии к работе органов по сертификации и ИЛ, и рекомендации к ним; стандарты и рекомендации на правила и порядок аккредитации органов по сертификации и ИЛ; стандарты на органы по аккредитации и пояснение к ним. На международном уровне в данной области действуют Руководства:
- ИСО/МЭК 25 «Общие требования к оценке технической компетентности испытательных лабораторий»;
- ИСО/МЭК 28 «Общие правила для моделей системы сертификации продукции третьей стороной».
- ИСО/МЭК 38 «Общие требования к приемке ИЛ».
- ИСО/МЭК 40 «Общие требования по приемке ИЛ».
- ИСО/МЭК 43 «Организация и проведение проверок на компетентность»;
-ИСО/МЭК 45 «Руководящие положения по представлению результатов испытаний»;
- ИСО/МЭК 49 «Руководящие положения по разработке «Руководство по качеству» для ИЛ».
- ИСО/МЭК 55 «Система аккредитации ИЛ. Общие рекомендации по руководству действии систем».
- ИСО/МЭК 61 «Общие требования по оценке и аккредитации органов по сертификации /регистрации».
Указанные руководства являются основой создания национальных стандартов в области сертификации и аккредитации. В большинстве стран Европы, включая Россию, нормативное обеспечение требований к органам оценки соответствия разработано на основе европейских норм серии ЕN 45000. Во многих странах они принятых без изменений в качестве национальных стандартов, например в Германии существует серия OIM EN 45000. В эту серию, применительно к сертификации и аккредитации, входят следующие стандарты:
- ЕN 45001 «Общие требования к деятельности ИЛ»;
- ЕN 45002 «Общие требования при оценке (аттестации) ИЛ»;
- ЕN 45003 «Общие требования к органам по аккредитации лабораторий»;
- ЕN 45010 «Общие требования к оценке и аккредитации органов по сертификации (проект)»;
- ЕN 45011 «Общие требования к органам по сертификации, проводящие сертификацию продукции»;
- ЕN 45012 «Общие требования к органам по сертификации, проводящим сертификацию систем обеспечения качества»;
- ЕN 45013 «Общие требования к органам по сертификации, проводящим сертификации, проводящим аттестацию персонала».
Контрольные вопросы:
- Определение стандарта согласно ИСО/МЭК 2. Категории и виды стандартов.
- Основное содержание стандартов на продукцию, системы качества, услуги и персонала.
- Как оценивается качество услуг, подлежащих сертификации.
- Стандарты на органы оценки соответствия.
Лекция 14
Тема 5.Качество, как известно, понятие комплексное, Например, Oxford Pocket Dicitionary определяет его как «степень совершенства, сравнительную характеристику (низкого качества, торгового качества, деление товара на сорта) или абсолютную характеристику (качественный, хороший), признак, основные данные, параметры, и т.д.». В применении к управлению качеством термин «качество» в начале 70-х годов данные по определению EOQ (Европейской организации по качеству) пояснялся как «степень соответствия продукции требованиям потребителя». Современная версия термина «качество» изложена в Международном стандарте ИСО 8402 «Управление качеством, обеспечением качеством. Словарь», где записано: «Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные требования и предлагаемы потребности.»
Механизм достижения соответствия критериям заложен в так называемой «петле качества». Она представляет собой взаимодействие элементов полного цикла производства продукции (процесса, услуги), влияющих на качество. Проанализируем «петлю качества» применительно к процессу сертификации (рис14).
Общее качество сертификации складывается из качества пред сертификационного периода, выполнения сертификации и после сертификационной деятельности. На стадии маркетинга и изучение спроса качества сертификации закладывается анализом и выбором системы сертификации, согласно правилам которой будет проводиться оценка соответствия, определением области аккредитации, органа по сертификации и ИЛ. На данном этапе необходимо учитывать проблемы признания результатов испытаний и сертификации на конкретные виды продукции и услуг в разных странах. На стадии проектирования процесса сертификации должны быть учтены все факторы, влияющие на качество: пожелание клиентов, требования законодательства, а также организационные, технические и научно-методические аспекты деятельности органов по сертификации и ИЛ. Ресурсы для сертификации должны отвечать установленным требованиям. Их соответствие проверяется при аккредитации, органов по сертификации и ИЛ.
Процессы сертификации, например отбор образцов для испытаний, проведение инспекционного контроля или обработка заявки, должны быть разработаны таким образом, чтобы обеспечивалась уверенность в достижении достоверности и беспристрастности сертификации. Все процессы необходимо планировать так, чтобы предусматривалась возможность проведение внутренних и внешних проверок качества работ (аудиторов), корректирующих мероприятий. Важное значение имеет документирование и архивирование всех процессов, обеспечение конфиденциальности информации, содержащей коммерческую тайну заявителя. Проведение сертификации, заключающееся в испытаниях образцов продукции (услуг), оценке систем качества и принятии решений о соответствии, должно происходить в соответствии с правилами системы сертификации, по выбранной схеме и по внутренним инструкциям органа по сертификации или ИЛ. Обеспечение качества сертификации невозможно без проведения контроля процессов оценки соответствия. Это достигается наличием систем периодического внутреннего и внешнего аудита. Внутренний аудит выполняется работниками органа по сертификации или ИЛ, чаще его проводит специально назначенный ответственный за качество. Результаты аудита являются информацией для руководства о проведении корректирующих мероприятий.
Внешний аудит осуществляют органы по аккредитации в рамках инспекционного контроля или независимые эксперты. При проведении всех видов контроля там, где это возможно, должно применяться статистические методы. Окончательный контроль результатов сертификации осуществляется при принятии решения о выдаче сертификата.
На стадии оформления сертификаты соответствия и лицензии на право использования знака соответствия должны соблюдаться требования к форме и содержанию, обеспечивающие их максимальную информативность и значимость. Каждый сертификат, независимо ри системы сертификации, должен иметь: название объект сертификации; нормативный документ, которому он соответствует; название органа по сертификации, который выдал сертификат дату выдачи; срок действия и желательно отметку об аккредитации органа по сертификации.
По истечении срока действия сертификата соответствия заявитель может принять решение о новой сертификаций, которая предполагает повторение всех указанных в «петле качества» процедур, но с учетом фактора времени.
Реализацию положений «петли качества» сертификации осуществляют органы по сертификации и испытательные лаборатории.
Контрольные вопросы:
- Основные критерии обеспечения качества сертификации.
- Основные элементы «петли качества» процесса сертификации
- Организация деятельности органов по сертификации.
Лекция 15
Сертификация на соответствие экологическим требованиям одно из наиболее активно развивающихся направлений сертификации. Оценке соответствия может подлежать не только готовая продукция, предназначенная для потребителя, но и система экологического управления (СЭУ) предприятия. Отдельные виды продукции и предъявляемые к ним экологические требования приведены в Таблице 8. Работы по стандартизации СЭУ начались в 1993 г. был создан технический комитет ИСО – ТР 207 «Управление окружающей средой». В 1996г. комитет разработал комплекс стандартов серии ИСО 14000. Согласно этим стандартам СЭУ определяется, как составная часть общей системы административного управления предприятием. Она должна служить целям управления охраной окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности предприятия или на всех стадиях жизненно цикла продукции. Одна из основных задач СЭУ – управление экологическим риском.
Семейство стандартов ИСО 14000, многие из которых приняты как стандарты Казахстана, можно разделить на 3 группы:
- стандарты общего назначения – ИСО 14001-96 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению», ИСО-14004-96 «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания принципам, системам и средствам обеспечения функционирования». ИСО 14050-98 «Управление окружающей средой. Словарь.»;
- стандарты на правила проверки и оценки СЭУ – ИСО 14010-96 «Руководящие указания по экономическому аудиту. Основные принципы», ИСО- 14011-96 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой», ИСО 14012-96 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии», ИСО 14031 -96 «Управление окружающей средой. Оценка окружающей среды. Руководящие указания»;
- стандарты, ориентированные на продукцию – ИСО 14020-98 «Экологическая маркировка и декларации. Основные принципы», ИСО-14023-98 «Экологическая маркировка и декларации. Экологическая маркировка 1-го типа. Принципы и процедуры», ИСО 14040-97 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура», ИСО 14041-98 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели и области. Анализ», ИСО 14043 «Управление окружающей средой, Оценка жизненного цикла. Интерпретация».
Порядок проведения сертификации СЭУ на соответствие ИСО 14001 аналогичен процессу обычной сертификации. В 2002г. Технические комитеты ИСО ТК 176 и ТК 207 создали стандарт ИСО 19011 по проведению совместной (одновременной) сертификации систем качества и СЭУ.
Таблица 8
Виды продукции | Экологические требования, включенные в стандарты |
Вещества и материалы | |
Топливо (уголь, газ, дизтопливо) | Содержание свинца |
Бензин, красители | Содержание свинца |
Моющие средства | Содержание триполифосфата натрия, скорость разложения природных средах |
Пестициды, минеральные удобрения, дезинфекционные средства, полихлор-бифенилы, растворители, краски, лаки | ПДК, классы экологической опасности, скорость разложения в природных средах, правила хранения и применения |
Озоноразрушающие вещества, в том числе, перхлорфторуглеводороды (ПХФУ) | Сокращение производства ПХФУ, совершенствования способа использования ПХФУ |
Транспортные средства | |
Двигатели внутреннего сгорания | Концентрация загрязняющих веществ в выхлопных газах, уровень шума, вибрации |
Технологическое оборудование | |
Оборудование для сжигания топлива | Концентрация загрязняющих веществ и остаточного тепла в выбросах |
Пыле, газо-, водоочистное оборудование | Эффективность и производительность очистки |
Оборудование для утилизации и регистрации отходов производства и потребления | Эффективность утилизации и регенерации |
Одной из основных целей совершенствования ГСС РК является признание отечественной продукции и услуг на международном рынке. Необходимо сместить приоритеты в сторону сертификации систем качества и производства, а так же добровольной сертификации; гармонизировать процедуры сертификации с международными нормами и требованиями; приведение национальных стандартов в соответствие с требованиями международных стандартов ИСО, ИСО/МЭК, EN серии 45000. Уже принят ряд международных стандартов в качестве государственных, в том числе СТ РК ИСО 17025-2001 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», СТ РК ИСО/МЭК 65-2001 «Общие требования к органам по сертификации продукции» и др.
Зарубежная сертификация. Правовой базой сертификации в Германий служат законы в области охраны здоровья и жизни населения, защиты окружающей среды, безопасности труда, экономии ресурсов, защиты интересов потребителей. С 1990 г. в стране действует закон от ответственности за изготовление недоброкачественной продукции, который гармонизован с законодательством стран-членов ЕС и служит законодательной базой для сертификации в рамках единого рынка. Закон охватывает весьма широкий круг товаров от игрушек до некоторых видов оборудования.
По данным Германского информационного центра ГАТТ/ВТО. Общенациональная система сертификации в стране включает несколько систем сертификации, которые на 80-90% удовлетворяют потребности германской экономики.
Оценка соответствия во Франции имеет несколько форм:
- подтверждения соответствия европейским форм;
- заявление-декларация изготовителя в соответствии продукта европейскому стандарту;
- добровольная сертификации на соответствие национальным стандартам Франции;
- контроль безопасности продукции, находящейся в продаже.
Основная деятельность ИСО по сертификации – это организационно-методическое обеспечение. До 1985г. этими вопросами занимался Комитет сертификации (СЕРТИКО), а в 1985г. в связи с расширением его области деятельности он был переименован в Комитет по качеству и сертификации (КАСКО). Основным итогом работы СЕРТИКО было издание совместно с МЭК, Международным центром, Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и ГАТТ/ВТО материалов специального исследования «Сертификации. Принципы и практика». Этим фактом было закреплено возрастание роли сертификации в международной торговле. Единые организационно-методические документы по сертификации, которые разработаны и разрабатываются ИСО, содействуют гармонизации процедуры сертификации, что в свою очередь делает возможные взаимное признание результатов сертификации даже при различиях в национальных законодательных положениях. ИСО содействует в методическом плане также созданию систем сертификации в тех странах, где они пока отсутствуют.
В Казахстане влияние внешних и внутренних факторов привело к разработке нового закона «О техническом регулировании».
Контрольные вопросы:
- Объекты обязательной экологической сертификации.
- Характеристика стандартов серии ИСО 14000.
- Перспективы развития сертификации в Казахстане.
- Зарубежная сертификация.
Список литературы.
Основная:
1. Мырзабай М.М. Осеновы стандартизаций, метрологий, сертификаций и менеджмента качества учебное пособие г. Алматы, 2003г
2. А.Г.Сергеев Сертификация (учебное пособие) Москва «Логос»2000
3. Закон РК «О техническом регулировании». Постановление Правительства Республики Казахстан 2007 года
4. СТ РК 3.0-2001 «ГСС РК. Основные положения».
5. СТ РК 3.4- 2003 «ГСС РК. Порядок проведения подтверждения соответствия продукции».
6. СТ РК 3.5-96 «ГСС РК. Подтверждение соответствия импортируемой продукции».
7. СТ РК 3.18-2004 «ГСС РК. Сертификация продукции машиностроения Общие положения».
8. СТ РК 3.25-2001 «Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия».
9. СТ РК ИСО/МЭК65-2001 «Общие требования к органам по сертификации».
10. ПМГ36-2001 «Порядок признания сертификатов соответствия в государствах- участниках Содружества Независимых Государств».
11. Аскаров Е.С. Стандартизация. Метрология и сертификация – Алматы: ТОО «Печатнй двор Домино», 2005.
Дополнительная
12. Крылова Г.Д. Основы стандартизаций, метрологий и сертификаций М.Аудит 2004.
11. Лифиц И. М. Основы стандартизаций метрологий и сертификаций. М. Юрайт 2003.
13. Козловский. С., Виноградов А. Н. Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения. – М.: Машиностроение, 1982.
14.Єубєкіров О. Метрология, стандарттау жєне µнім сапасын басќару. –Алматы: Республикалыќ баспа кабинетi, 1996
15. СТ РК 3.15.1-2006 Государственная система тех.регулирования РК. Сертификация СМК. Основные положения. Взамен СТ РК 3.15.1-98
16. СТ РК 3.15.2-2006 Государственная система тех.регулирования РК. Сертификация СМК. Порядок проведения работ по сертификации СМК.. Взамен СТ РК 3.15.2-98
17. СТ РК 1.26-2006 Государственная система стандартизации РК. Эксперты-аудиторы по стандартизации, сертификации и аккредитации. Порядок подготовки и аттестации. Введен взамен СТ РК 2.5-98, СТ РК 3.8-2000
18. Практическая сертификация продукции и услуг. Учебное пособие Под ред. В.Я. Кершенбаума, Т.В.
Сведения о преподавателе (преподавателях):
Мамбеталиева Гульсара Сапиевна, ст. преподаватель
Офис: кафедра «Машиностроение и стандартизация»
Полный адрес:
32 мкр., В корпус
Тел.: 42-57-29
Факс:____________
Е-mail:____________________
Сертификация
$$$ 1. Обьектами технического регулирования является:
А) продукции, услуги, процессы
В) продукция, работа, призводство
С) процесс, услуга, система качества
D) услуга, работа, производство
Е) процесс, работа, призводство
$$$ 2. Кто вправе участвовать в работах по международной и региональной стандартизаций.
А) эксперт-аудитор по стандартизации
В) эксперт- аудитор по аккредитации
С) эксперт-аудитор по подтверждению о соответствия и аккредитации
D) эсперт-аудитор
Е) эксперт-аудитор по сертификации
$$$ 3. Сертификат соответствия выдается заявителию органам по подтверждению соответствия если:
А) при условии положительных результатав и выполнении всех процедур
B) если продукция прошла санитарно-эпидемиологические исследования
C) если эта продукция прошла процедуру обязательной сертификации в РК
D) если имеется сертификат на систему качеству предприятия-изготовителя
Е) если эта продукция отечественного производителя
$$$4. Сертификат соответствия оформляется на бланке форма и порядок законодателя которого установляется.
А) уполномоченом органам
В) аккредитованным органом
С) органом по подтверждению о соответствия
D) Комитетом по техическому регулированию
Е) Комитетом по подтверждению о соответствия
$$$ 5. Сертификат соответствия на сертификацию продукцию выдается на срок установленной...
А) схемой подтверждения соотвествия
В) на 5 лет
С) на один год и 6 месяцев
D) на 6 месяцев
Е) на 10 месяцев
$$$ 6. Для чего представляется знак соответствия
А) для маркировки продукции, прошедшие процедуры подтверждения соответствии
В) для маркировки продукции прошедшей инспекционный контроль
С) для маркировки продукции который не прошел процедуру подтверждения о соответствия
D) для маркировки продукции прошедшей испытание
Е) нет правильных ответов
$$$ 7.Изображение знака соответствия, технические требования к нему и порядок маркировки установливается:
А) экспертныйм органом
В) органом по подтверждению о соответствия
С) органом по сертификации
D) уполномоченным органом
Е) государственным органом
$$$ 8. Кто вправе применять знак соответствия любыми удобными для них способами?
А) изготовитель, продавец получившии сертификат
В) заявитель
С) уполномоченный орган
D) государственный орган
Е) орган по подтверждении сертификации
$$$ 9. Кем оформляется декларация о соответствия
А) изготовителем продукции
В) заявителем
С) экспертом-аудитором
D) органом по сертификации
Е) органом по стандартизации
$$$10. Что оформляется изготовителем продукции, подлежащим обязательному
Подтверждению соответствия?
А) деклалариция о соответствии
В) сертификатом
С) сертификатом соответствия
D) протоколом
Е) актом
$$$ 11. Что выдается заявителю органам по подтверждению соответствия на продукцию при условии положительных результатов выполнения всех процедур, согласно выбранной схеме подтверждения?
А) деклалариция о соответствия
В) сертификат
С) сертификат соответствия
D) протокол
Е) акт
$$$ 12. Кто вправе принимать декларацию о соответствия?
А) изготовители, зарегистрированные в качестве юридических лиц в РК
В) изготовители, зарегистрированные в качестве физических лиц в РК
С) заявители
D) органы по подтверждению о соответствия
Е) уполномоченные органы
$$$ 13. Кем проводится добровольное подтверждене соответстия?
А) органам по подтверждению соответствия
В) уполномоченнным органом
С) аккредитованным органом
D) органом по стандартизации
Е) Комитет по техническому регулированию
$$$ 14. Какое подтверждение соответствия проводится органам по подтвержденю