Состояние и проблемы стандартизации в России
В Российской Федерации в данной области действует по состоянию на 1 января 2001 года свыше 450 межгосударственных (ГОСТ) и государственных стандартов (ГОСТ Р), которые в основном обеспечивают прямое введение международных стандартов по перечисленным функциональным группам и направлениям информационных технологий, включая стандарты на терминологию, электрическую и механическую безопасность и электромагнитную совместимость средств вычислительной техники (СВТ), языки программирования Фортран, Кобол, Ада, SQL, VHDL, организацию работы систем и сетей, оценку качества и документирование программных средств, требования к АС и документирование их создания, системы кодирования и защиты информации, организацию взаимосвязи открытых систем (ВОС) и профилей, качество служебной информации, компьютерное сопровождение и поддержку жизненного цикла наукоемкой продукции (CALS-технологии).
Следует отметить, что в настоящее время действующий комплекс стандартов в области ИТ обеспечивает прямое введение только 20-25% от общего числа стандартов СТК1. При этом важно отметить прогрессирующую тенденцию отставания России по числу действующих стандартов ИТ, главной причиной которого являются недостаточное финансирование разработки соответствующих стандартов, а также несовершенство организационно-методических форм принятия международных стандартов в качестве государственных.
За последние годы проведены определенные работы по развитию и совершенствованию нормативной базы в области информационной технологии, разработке основополагающих государственных стандартов по наиболее актуальным направлениям, включая такие направления, как программная инженерия, ВОС, CALS-технологии и т. д.
Широко применяемые в мировой и отечественной практике CALS-технологии должны обеспечивать на основе внедрения стандартов непрерывную компьютеризированную поддержку всех процессов жизненного цикла создания сложной, наукоемкой продукции — от замысла до утилизации, включая в том числе моделирование бизнес-процессов, композицию и декомпозицию изделий, создание моделей виртуальных предприятий, автоматизацию процессов проектирования, технологической подготовки и производства, материально-технического снабжения, поставки, сопровождения и утилизации, что, в свою очередь, требует создания и внедрения современных информационно-телекоммуникационных систем и корпоративных баз данных.
В настоящее время разработка государственных стандартов проводится в соответствии с Планом государственной стандартизации на 2001 год с учетом «Основных направлений стандартизации в области информатизации на 1999 — 2002 гг.» и «Программы стандартизации в сфере информатизации на период 2000 — 2001 гг.», утвержденных Минсвязи России.
Отставание по уровню и срокам принятия международных стандартов, а также по эффективности применения стандартов при проектировании ИС определяется следующими причинами.
· Действующие программно-целевые документы не в полной мере определяют приоритетность разработки государственных стандартов и не обеспечены соответствующим финансированием.
· До сих пор в недостаточной степени налажено взаимодействие с руководителями проектов информационных систем в части выбора актуальных объектов стандартизации и приоритетности разработки стандартов, определяющих переносимость приложений, взаимодействие, масштабируемость, информационную безопасность и документирование систем. Решение данной проблемы должно определить востребованность стандартов на всех этапах жизненного цикла проектирования и внедрения ИС.
· Существует неоднозначное понимание разработчиками Концепции национальной системы стандартизации и Государственной системы стандартизации (ГСС) степени обязательности применения государственных стандартов и других нормативных документов по стандартизации в области ИТ (см. комментарий во врезке).
· Несовершенна и требует изменения методология прямого применения международных стандартов в качестве государственных стандартов, заключающаяся в синхронизации процессов разработки международных и государственных стандартов, начиная с ранних стадий (предложения по новым видам работ, CD, DIS) и заканчивая финальными стадиями, с тем чтобы к моменту принятия международного стандарта в стране был подготовлен актуализированный аутентичный перевод международного стандарта - как основы соответствующего государственного стандарта. Такая методология обеспечит принятие актуального гармонизированного государственного стандарта в течение нескольких месяцев с момента утверждения соответствующего международного стандарта.
· В настоящее время в стране практически сведена к недопустимому минимуму, а в целом ряде случаев вообще не проводится или отсутствует нормативно-техническая экспертиза (в части нормативного обеспечения) проектов по созданию ИС и документации на эти проекты.
Создание и внедрение ИС различных уровней и назначений...
Валерий Васютович
Рекомендации на ближайшее будущее
Проведение нормативно-технической экспертизы должно предшествовать утверждению проектов и документации (в первую очередь по системам, создаваемым по федеральным заказам) - см. комментарий во врезке.
Необходимо активизировать участие российских специалистов в работе СТК-1 ИСО/МЭК, его подкомитетов и рабочих групп, а также в работе других международных и региональных организаций с целью учета интересов России при разработке нормативных документов.
Следует отработать механизмы консолидированного участия федеральных органов, коммерческих организаций и фирм в финансировании работ по развитию и совершенствованию нормативной базы в области информационных технологий и проектирования систем в России. Целесообразно делать это путем создания нейтральных в рыночном отношении некоммерческих организаций(по примеру Internet Society и других упомянутых выше организаций), формирующих комитеты по разработке и независимой апробации стандартов определенных направлений и объединяющих усилия самых разных субъектов рынка и государственного регулирования. Могут также организовываться межведомственные рабочие группы с включением в их состав заинтересованных специалистов всех категорий (механизм workshop). Работу таких комитетов и групп могут возглавлять представители крупных фирм и организаций — системные интеграторы, организации Минсвязи России, РАН, Госстандарта России.