Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации

Мероприятие Время проведения Примечание
Теоретическая база 20 минут  
Совместное решение на доске типовых задач 20 минут  
Выдача задач для самостоятельного решения 5 минут  
Самостоятельное решение задач обучающимися 45 минут Задачи решаются самостоятельно в аудитории и в конце занятия показываются преподавателю для начисления баллов за практическое занятие. За каждую решенную самостоятельно задачу начисляется 1 балл, но максимально 4 балла за занятие.

В качестве критерия при оценке уровня внутримашинной унификации изделий используется коэффициент унификации, %:

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru или Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru , (4.1)

где Д – общее количество деталей, узлов в изделии, шт.; Н – количество наименований типоразмеров деталей, узлов в изделии, шт.

Рассмотрим различные случаи:

а) При отсутствии унификации число наименований типоразмеров деталей, узлов равно их общему количеству в изделии, т.е. Н = Д и тогда по формуле (4.1):

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

б) При полной унификации число наименований типоразмеров деталей, узлов Н = 1, т.е. все детали, узлы унифицированы. По формуле (4.1):

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

в) Во всех промежуточных случаях 0 < Ку < 100 %.

Отношение Н/Д в формуле (4.1) заменим отношением соответствующих стоимостей деталей, узлов. Тогда формула (4.1) примет вид:

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru (4.2)

где Qi – доля стоимости одной детали (узла) i–го наименования по отношению к стоимости изделия.

Формула (4.2), учитывая стоимости наименований типоразмеров, сохраняет свойства а), б), в) формулы (4.1).

Задачи к практическому занятию № 4

Для совместной работы на доске

Задача 4.1

Определить коэффициент унификации Ку изделий с учетом стоимости деталей. Число наименований Н унифицированных деталей, их количество Д и доля стоимости Qi одной детали по отношению к стоимости изделия приведены в таблице.

Наименование деталей, Н Количество деталей, Д Доля стоимости детали, Qi
0.01
0.05
0.02
0.31
0.50

Решение задачи 4.1

Рассчитываем суммарную долю стоимости деталей:

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

тогда коэффициент унификации Ку изделий будет равен:

Ку = 10 / ( 10 – 1 ) · ( 1 – 0.89 ) · 100 = 12.2%

Задача 4.2

Определить коэффициент унификации Ку изделий с учетом стоимости деталей. Число наименований Н унифицированных деталей, их количество Д и доля стоимости Qi одной детали по отношению к стоимости изделия приведены в таблице.

Наименование деталей, Н Количество деталей, Д Доля стоимости детали, Qi
0.20
0.01
0.11
0.01
0.04


Решение задачи 4.2

Рассчитываем суммарную долю стоимости деталей:

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

тогда коэффициент унификации Ку изделий будет равен:

Ky = 10 / (10 – 1) * ( 1 – 0.37 ) * 100 = 70 %

Задача 4.3

По результатам решений задач 4.1 и 4.2 сформулировать зависимость коэффициента унификации Ку изделий от стоимости унифицированных деталей.

Решение задачи 4.3

Такое отличие коэффициентов унификации объясняется тем, что несмотря на одинаковое количество унифицированных деталей каждого наименования для обоих случаев (3 – с удельной стоимостью Q1; 2 – c Q2; 3 – c Q3; 1 – c Q4; 1 – c Q5, это можно записать как 1 = 3Q1 + 2Q2 + 3Q3 + Q4 + Q5) в первом случае унифицированы относительно дешевые детали (3 – с Q1 = 0.01; 3 – c Q3 = 0.02; 2 – c Q2 = 0.05), а во втором случае – в основном дорогостоящие детали, узлы (3 – с Q1 = 0.20; 3 – c Q3 = 0.11) и остальные – дешевые с Q = 0.01 и 0.04.

Можно сделать вывод, что с ростом относительной стоимости унифицированных деталей коэффициент унификации Ky увеличивается.

Для самостоятельной работы

Задача 4.4

Определить коэффициент унификации Ку изделий с учетом стоимостидеталей. Число наименований Н унифицированных деталей, их количество Д и доля стоимости Qi одной детали по отношению к стоимости изделия приведены в таблице.

Наименование деталей, Н Количество деталей, Д Доля стоимости детали, Qi
0.005
0.10
0.04
0.20
0.25

Ответ:Ку = 45%

Задача 4.5

Определить коэффициент унификации Ку изделий с учетом стоимостидеталей. Число наименований Н унифицированныхдеталей, их количество Д и доля стоимости Qi одной детали по отношению к стоимости изделия приведены в таблице.

Наименование деталей, Н Количество деталей, Д Доля стоимости детали, Qi
0.40
0.02
0.22
0.02
0.08

Ответ:Ку = 27,4%

Задача 4.6

Определить коэффициент унификации Ку изделий с учетом стоимостидеталей. Число наименований Н унифицированныхдеталей, их количество Д и доля стоимости Qi одной детали по отношению к стоимости изделия приведены в таблице.

Наименование деталей, Н Количество деталей, Д Доля стоимости детали, Qi
0.07
0.02
0.017
0.025
0.012
0.008
0.005
0.003

Ответ:Ку = 87,5%

Задача 4.7

Определить коэффициент унификации Ку изделий с учетом стоимостидеталей. Число наименований Н унифицированныхдеталей, их количество Д и доля стоимости Qi одной детали по отношению к стоимости изделия приведены в таблице.

Наименование деталей, Н Количество деталей, Д Доля стоимости детали, Qi
0.18
0.02
0.12
0.01
0.08
0.03

Ответ:Ку = 60,5%

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru

Практическое занятие №4. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации - student2.ru


Наши рекомендации