Вычисление показателя конструктной валидности первичной формы опросника

ФИО Суммарный балл по первичн. опроснику Суммарный балл по тесту Айзенка R1 R2 d2
  19,5 0,25
  9,5 12,25
  2,5 0,25
  6,5 0,25
  10,5 30,25
 
  10,5 12,25
  19,5 2,25
  14,5 2,25
  14,5 12,25
  10,5 2,25
  6,5 0,25
 
  1,5 2,5
  14,5 6,5
  14,5 6,25
  6,5 0,25
 
  1,5 0,25
  10,5 9,5
Σ d2 = 162,5

7. Вычислить коэффициент корреляции Спирмена r

Вычисление показателя конструктной валидности первичной формы опросника - student2.ru Вычисление показателя конструктной валидности первичной формы опросника - student2.ru

Вычисление показателя конструктной валидности первичной формы опросника - student2.ru

8. Оценить полученное значение коэффициента корреляции:

а) выбираем α = 0,05;

б) по таблице критических значений для коэффициента r (см. приложение 4) при α = 0,05 и n = 20 находим критическое значение коэффициента корреляции: r = 0,36;

в) Поскольку 0,87>0,36, то нулевая гипотеза Н0: r = 0 отвергается и принимается альтернативная гипотеза Н1 о том, что r ≠ 0.

Анализ результатов и выводы

Коэффициент валидности достаточен, если он статистически значим. Низким признается коэффициент валидности порядка 0,20—0,30, средним — 0,30—0,50 и высоким — свыше 0,60.

Оцениваемый опросник для измерения экстраверсии –интроверсии тесно коррелирует с опросником Айзенка. Поскольку коэффициент корреляции свыше 0,60, то тест обладает высоким уровнем конструктной валидности.

Лабораторная работа № 20

Внутренняя валидность теста

Вводные замечания. Валидность целого теста зависит от валидности входящих в него пунктов. Максимальная валидность достигается за счет отбора таких пунктов из пилотажной батареи, которые, обладая значимой корреляцией с критерием, минимально коррелируют между собой.

При наличии компьютера можно использовать процедуру построения уравнения множественной регрессии, предполагающий анализ частных корреляций между критерием и пунктами. В этом уравнении каждый пункт получает весовой коэффициент, количественно выражающий его вклад в критерий.

Тест, обладающий высокой критериальной валидностью должен давать монотонную зависимость величины критерия от тестового балла. Для получения монотонной линии регрессии, необходимо включить в тест только такие пункты, которые обладают значимо высокой корреляцией с критерием (или большим весовым коэффициентом в уравнении множественной регрессии).

После отбора пунктов должна быть произведена перекрестная валидизация. Ее простой вариант состоит в следующем. Выборка испытуемых делится на две случайные половины и для каждой половины производится раздельный расчет корреляций пунктов с критерием. Если выделенные (значимые) пункты совпадают, то перекрестную валидизацию можно считать удачной.

Вручную (на калькуляторе) такой отбор можно произвести, рассчитывая бисериальную корреляцию (или фи-корреляцию) критерия с каждым пунктом из пилотажной батареи.

Цель:определить внутреннюю валидность предварительной формы опросника для измерения экстраверсии-интроверсии.

Материал:оцениваемый тест, результаты тестирования по каждому пункту оцениваемого опросника, калькулятор, таблица по математической статистике.

Ход работы

1. Составить выборку стандартизации случайным образом.

2. С помощью оцениваемого теста провести обследование испытуемых, полученные результаты внести в таблицу (см. табл. 32).

Обработка результатов:

3. Для каждого испытуемого вычислить суммарный балл по экстраверсии-интроверсии.

4. Выделить «высокую» группу испытуемых путем отнесения к ней 27% лиц, есть получивших наиболее высокие баллы.

5. Выделить «низкую» группу испытуемых, включив в нее 27% испытуемых из выборки, получивших наиболее низкие баллы.

6. Составить таблицу четырехклеточной корреляции для каждого пункта теста. В этом случае в первом столбце таблички суммируются ответы испытуемых из “высокой” группы (по величине суммарного балла), во втором столбце — из “низкой”.

Таблица 32

Наши рекомендации