Одномоментная надежность отдельных пунктов теста

Вводные замечания. Надежность целого теста определяется надежностью ее отдельных пунктов. Поэтому, чтобы повысить одномоментную (синхронную) надежность теста, следует из исходного набора пунктов исключить те, которые плохо согласованы с остальными.

Цель:вычисление показателя одномоментной надежности для отдельных пунктов теста.

Материал: оцениваемый опросник, калькулятор, таблицы математической статистики.

Ход работы:

1. Составить выборку стандартизации случайным образом.

2. С помощью оцениваемого теста провести обследование испытуемых, полученные результаты внести в таблицу (см. табл. 24).

Обработка результатов:

1. Для каждого испытуемого вычислить суммарный балл по экстраверсии-интроверсии (Sб).

2. Выделить высокую группу испытуемых, то есть 27% испытуемых, получивших наиболее высокие баллы.

3. Выделить низкую группу испытуемых, то есть 27% испытуемых, получивших наиболее низкие баллы.

4. Для каждого пункта вычислить показатель одномоментной надежности по формуле для расчета j-коэффициента:

Одномоментная надежность отдельных пунктов теста - student2.ru ;

где а – количество ответов «да» из высокой группы на данный пункт;

b – количество испытуемых из низкой группы, ответивших «нет» на данный пункт;

Таблица 24

Оценка одномоментной надежности отдельных

Пунктов теста

№ п/п Номера пунктов и ответы испытуемых Sб Группа
+ + - + + - - - + -  
+ + + + + - + + + + Выс.
+ + + - - + - - + +  
+ + - - + - + + + + Выс.
- - - + - + - + + - Низк.
+ + - + - + - + + -  
+ + - + - + - + + +  
+ - - + - + - + + +  
- - + + - + - - - - Низк.
+ + + + - + + + + + Выс.
+ + - + - - + - + -  
- + + - + + - + - +  
- + - - - + + + + +  
- - - - + - + - + - Низк.
- - - + + + + + - +  
+ + - + - - - - + - Низк.
- - + - + + + - + -  
- - + - + - - - + - Низк.
+ + + + - - + + + -  
+ - - - + + - - - +  
- + - + + - + - + - Выс.
- - + - + - + - + + Выс.
+ - - + + - + + - -  
- + + + - + - - - + Выс.
+ - - + - + + - - - Низк.
+ - - - + + - + - - Выс.
- + + + - - + - - +  
+ - - + - - + + - +  
- - + - - + + + - -  
+ + - - + + - + - +  
a    
b    
c    
d    
j 0,07 0,38 0,38 -0,9 0,38 0,004 0,005 0,005 0,03    
c2 0,08 2,31 2,31 12,96 2,31 0,0003 0,0004 0,0004 0,0014    


c – количество испытуемых из высокой группы, ответивших «нет» на данный пункт;

d - количество испытуемых из низкой группы, ответившие «нет».

Анализ результатов и выводы

1. Проверить статистическую значимость вычисленных значений коэффициента j.

А. Выбираем уровень значимости a = 0,05.

Б. Для каждого пункта вычислить эмпирические значения c2 по формуле:

Одномоментная надежность отдельных пунктов теста - student2.ru ; где n – число испытуемых (в нашем случае n = 13).

В. По таблице c2–распределения (см. приложение 3) определить табличное значение (критическое значение) Одномоментная надежность отдельных пунктов теста - student2.ru при a = 0,05 и числе степеней свободы равном 1: c20,05;1=3,84;

Г. Сравнить эмпирические значения c2 с табличным значением c2.

Если c2 >c20,05;1, то гипотеза Н0:j=0 – отвергается и принимается гипотеза Н1: j¹0.

В нашем примере j ¹ 0 только для пункта 4.

Если c2 <c20,05;1, то принимается нулевая гипотеза Н0:j = 0. Таким образом, j = 0 для пунктов 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

2. Определить пункты, которые удовлетворяют требованиям одномоментной надежности. Ими являются те, у которых j ¹ 0 (2, 3, 4, 5), то есть они обладают достаточным уровнем значимости и j ³ 0,5 (как, например, пункт 4).

3. Определить правильность ключа для каждого пункта. Если j пункта положительно, то ключ данного пункта остается без изменений. При отрицательном значении j ключ пункта необходимо поменять на противоположный знак. В нашем примере это означало бы, что такой пункт измеряет не «экстраверсию», а «интроверсию».

Домашнее задание:

С помощью опросника Айзенка и составленного опросника опросить 5 испытуемых. Вычислить для каждого испытуемого баллы по экстраверсии. Результаты оформить в виде таблицы (см. табл. 25):

Таблица 25

Исходные данные для оценки валидности

№ п/п ФИО Сумма баллов по экстраверсии
Опросник Айзенка Новый опросник
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      

Лабораторная работа № 15

Ретестовая надежность теста

Вводные замечания. Тест, обладающий необходимой ретестовой надежностью, дает тот же самый результат для некоторого испытуемого, при условии, что этот испытуемый не изменился. Ретестовая надежность оценивается с помощью коэффициента корреляции, вычисляемого по суммарным баллам, полученным при двух обследованиях одной и той же выборки испытуемых.

Наименьшим удовлетворительным значением для ретестовой надежности является показатель, равный 0,7[16]. Но на начальном этапе разработки диагностической методики могут получиться невысокие коэффициенты надежности, например, порядка 0,46—0,50. Это означает, что в разрабатываемой методике присутствует некоторое число заданий, которые в силу своей специфичности ведут к снижению коэффициента корреляции. Такие задания необходимо специально проанализировать и либо переделать их, либо вообще изъять.

Цель: оценка ретестовой надежности первичной формы опросника.

Материал: проверяемый тест, таблицы по математической статистике, калькулятор.

Ход работы

1. Случайным образом составить выборку стандартизации.

2. Провести обследование испытуемых с помощью оцениваемого теста.

3. Через две недели провести повторное обследование тех же испытуемых с помощью оцениваемого теста.

4. Результаты обследования испытуемых внести в таблицу для расчета ретестовой надежности теста (см. табл. 26).

Обработка результатов

1. Проранжировать суммарные баллы испытуемых, полученные при первом R1 и втором R2 тестировании.

2. Вычислить разности рангов R1 - R2.

3. Вычислить квадраты разностей рангов (R1 - R2)2.

4. Вычислить сумму квадратов разностей рангов. S(R1 - R2)2 = 82.

5. Подставить полученную сумму в формулу для вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена r:

Одномоментная надежность отдельных пунктов теста - student2.ru

Одномоментная надежность отдельных пунктов теста - student2.ru

6. Оценить статистическую значимость полученного коэффициента корреляции по таблице критических значений для r (см. приложение 4).

Таблица 26

Наши рекомендации